Общественные реформы и законодательство Солона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 12:52, контрольная работа

Описание работы

Целью нашей работы является выяснение сущности реформ Солона, значение личности Солона для государства и права древней Греции. Для достижения поставленной цели мы выделяем следующие задачи:
1. ознакомление с краткой биографией Солона;
2. определить общественно-политическое положение Греции до реформ;
3. исследовать содержание реформ Солона;
4. рассмотреть влияние реформ на жизнь в государстве;
5. выделить значение реформ Солона.

Содержание работы

Введение 3

Глава I. Краткая биографическая справка о Солоне 5

Глава II. Общественно-политическое положение Греции до реформ 7

Глава III. Общественные реформы и законодательство Солона 11

1.1. Реформы в экономической сфере 11

1.2. Реформы в политической сфере 14

Заключение 17

Библиографический список

Файлы: 1 файл

ИГПЗС.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

    Сам великий законодатель заявлял, что  цель его реформ – примирение враждующих группировок, сложившихся среди  свободного населения6.

    Солон отказался от тирании, он прежде всего отменил все жестокие законы Драконта, но жестко реализовал реформы, которые в целом переустраивали государственную организацию на более широкой социальной основе, отвечавшей интересам большинства народа. 

    1.1. Реформы в экономической сфере. 

    Приступая к реформам, Солон прежде всего  обратил внимание на тяжкое экономическое  положение беднейших классов  народа и постарался облегчить его. С этой целью он провел ряд благодетельных для бедняков экономических мер.

    Первой и важнейшей реформой Солона была сисахфия, буквальный перевод которой «стряхивание бремени». Целью данной реформы было освобождение крестьян от долговой зависимости. Заложенные крестьянские земли были возвращены их владельцам, а залоговые столбы, стоявшие на участках, сняты. Сисахфия единым актом освобождала должников, которыми была наводнена Аттика. Кроме уничтожения долгов, впредь запрещалась личная кабала, продажа несостоятельных должников за долги в рабство. Должники, проданные в рабство за пределы Аттики, должны были быть выкуплены за общественный счет и возвращены на родину. Отныне должник расплачивался за долг своим имуществом, но не личной свободой и не свободой членов своей семьи. Историческое значение отмены долговой кабалы как в Аттике, так и в других греческих полисах, где проводились аналогичные реформы, заключалось в том, что дальнейшее развитие рабства происходило уже не за счет сокращения числа свободных членов общины, что подрывало основы ее социальной и экономической жизни, а за счет ввоза рабов-иноземцев7.

    Для предупреждения скопления больших  поземельных владений в одних  руках Солон также издал закон, определяющий наибольший размер поземельной собственности частных лиц. Провозглашалась свобода завещания. Теперь землю можно было закладывать и отчуждать на законном основании под видом завещания. Таким образом, родовая собственность на землю была заменена частной.

    В интересах неземледельческих классов  был воспрещен вывоз естественных продуктов, хлеба, кроме оливкового масла, благодаря чему цены на эти продукты на рынках должны были понизиться, что должно было привести к улучшению материального положения народа.

    Солону  приписывают также ряд мероприятий, направленных на поощрение и расширение ремесла. Чтобы придать больший вес ремесленному слою, Солон наделил многих метеков правами афинского гражданства.

    Кроме отмены долгового рабства, Солон провел денежную реформу. Он изменил вес монеты, введя вместо пелопоннесско-эгинской системы эвбейскую, с более легкой основной единицей — драхмой (100 новых драхм = 73 старым). Целью этой меры было стремление освободиться от экономического влияния Мегар, где существовала прежняя система, и примкнуть к обширной торговле с колониями.

    Делая вывод, можно отметить, что Солон, проводя реформы, коренным образом изменил общественные отношения в обществе. Реформы Солона подорвали могущество старой родовой знати, имевшей до тех пор в Афинах всю полноту власти. До проведения сисахфии большая часть земель Аттики находилась в руках эвпатридов: теперь в Аттике оказалось множество мелких крестьянских наделов. Но Солон не хотел отменять рабство вообще. Он и сам был рабовладельцем. Его закон был направлен лишь против рабства соотечественников, рабства-должничества, которое мешало развитию афинского хозяйства. Однако реформы были крайне необходимы, так как общество стояло на пороге гражданской войны. Всеми этими мерами было в значительной степени облегчено положение должников и вообще бедного класса народа. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты — не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владения. Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты8. Несмотря на недовольство как эвпатридов, так и демоса проводимыми реформами, Солон своими мерами облегчил положение народа и положил основание прочному экономическому порядку, основанному на уважении к правам собственности и труда.

    1.2. Реформы в политической сфере. 

    В преобразовании государственного устройства Солон руководился убеждением, что участие в государственном управлении должно принадлежать не одним только аристократам, а всем гражданам, и притом сообразно с количеством недвижимого имущества и личными достоинствами каждого из них. Чем богаче был гражданин, тем больше имел он прав, но за то и тем больше должен был нести обязанностей. На основе этого была проведена тимократическая реформа или цензовая реформа, которая нанесла очередной удар родовому строю. В ходе этой реформы Солоном был установлен имущественный ценз, по которому стали определять политические права граждан.

    Все население Афин по имущественному цензу  было разделено на 4 разряда. В качестве единицы доходов была принята  мера емкости, применявшаяся для  зерна, – медимн (52,5 кг).9 К первому разряду относились те, кто получал доход со своих огородов 500 более медимнов, такие люди назывались пятисотниками. Ко второму разряду принадлежали граждане, имевшие 300 медимнов дохода, то есть способные содержать боевого коня, они назывались всадниками. Третий и самый многочисленный разряд составляли зевгиты — крестьяне средней руки, имевшие 200 медимнов дохода. Все прочие граждане, получавшие доход меньше 200 медимнов или вообще дохода не имевшие, зачислялись в четвертый разряд — фетов. Таким образом, права и обязанности граждан государства стали устанавливаться соразмерно величине их земельной собственности. Деление афинских граждан по величине их имущества сильно подрывало значение родовых порядков. Знатность происхождения теперь уже не имела прежнего значения. Главную роль стала играть частная собственность.

    Наиболее  полным объемом политических прав обладали представители первого разряда, они могли занимать любую должность. Всадники и зевгиты не могли избираться в архонты. Феты обладали только правом избирать, но не могли быть избранными.

    Деление на имущественные разряды преследовало не только политические, но и военные  цели. На гражданах каждого разряда  лежала обязанность несения военной  службы и снаряжения на собственные  средства. Первые два класса составляли конницу (всадничество), выезжавшую в поход на лошадях, зевгиты входили в состав тяжеловооруженной пехоты (гоплитов), феты служили в легковооруженной пехоте, составляли экипаж военных судов и несли нестроевую службу в войске. Сверх того, на первые два класса налагались еще и другие общественные повинности (литургии): устройство общественных праздников, поставка государству оснащенных кораблей.

    В это время возрастает роль народного собрания, в котором теперь могли участвовать все без исключения взрослые афинские граждане. Одновременно Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам. Интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа — гелиэи, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. Избрание членов суда производилось по жребию. Гелиэя следила за деятельностью должностных лиц, охраняя интересы афинского народа.

      В интересах эвпатридов был учрежден новый орган управления — Совет четырехсот.10 Совет избирался ежегодно из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени. В народном собрании принимали участие все граждане четырех разрядов, включая малоимущих и неимущих фетов, но доступ в Совет четырехсот и к занятию государственных должностей был для фетов закрыт. Самые высшие должности — архонтов и казначеев — могли занимать только граждане первого разряда. На остальные должности могли избираться и всадники, и зевгиты. На Народном собрании обсуждались все важные государственные дела, принимались законы. Хотя оно и не решало всех дел в государстве, но все же его роль была велика, особенно при избрании должностных лиц. Однако вопросы, поступавшие для решения в народное собрание, всегда предварительно обсуждались на Совете четырехсот. Рабы, как класс угнетенный и не имевший прав афинского гражданства, никогда доступа в народное собрание не имели. Не имели права участвовать в народном собрании и афинские женщины.

    Наряду  с изменениями в политической жизни, Солоном был сохранен ареопаг  – оплот родовой аристократии, который имел право надзора за соблюдением законов и контроля за деятельностью Народного собрания.

    Основываясь на вышеизложенных фактах, необходимо сделать вывод, что цензовая реформа хотя и подорвала интересы родовой знати, но предоставила возможность активного участия в управлении государством богатым и состоятельным гражданам вне зависимости от их происхождения. Власть перестала сосредотачиваться в руках исключительно эвпатридов. Были созданы новые органы управления. Солон предоставил гражданам всех классов известную судебную власть.

    Реформы Солона не смогли полностью удовлетворить интересы обеих сторон, ни эвпатридов, ни бедных малоимущих крестьян, однако они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Реформы носили компромиссный характер для избежания острых социальных противоречий и усиления классовой розни.  

    Заключение 

    Подводя итог проделанной работе, необходимо заметить, что данная тема является очень интересной в изучении и  познании и заслуживает достаточно большего объема. Тем не менее, цель нашей работы была достигнута, поставленные перед нами задачи выполнены. Мы рассмотрели краткое жизнеописание Солона и сформировали свое представление о нем, как о личности и реформаторе. В нашей работе было охвачено общественно-политическое положение Греции до проводимых реформ. Мы рассмотрели основные преобразования Солона, которые имели огромное значение на дальнейшею историю Греции. Основными реформами были сисахфия и цензовая реформа.

    Итоги деятельности Солона:

    1) Он отменил поземельную задолженность, ликвидировал долговое рабство;

    2) произвел преобразование государственного  строя;

    3) народный суд при Солоне стал  составляться из всех граждан  (суд присяжных);

    4) высшей законодательной властью в Афинах стало Народное собрание. Однако был создан особый Совет четырехсот для предварительного обсуждения законов, народ должен был только утверждать или отвергать предложенные ему проекты законов;

    5) также Солон провел унификацию  мер и весов, заменил эгинскую монету на эвбейскую.

    Преобразования Солона подорвали господство родовой знати, отдали землю в руки крестьян и спасли их от кабалы. Но власть в государстве ни перешла к народу, ее захватили богатые рабовладельцы и крупные торговцы. Реформы Солона заложили основы афинской рабовладельческой демократии.

    Библиографический список 

1. Хрестоматия  по истории государства и права  зарубежных стран: В 2т. / Отв.  Ред. д.ю.н., проф. Н.А.Крашенинникова. Т.1: Древний мир и Средне века / Сост.О.Л.Лысенко, Е.Н.Трикоз. – М.: Норма, 2005. 

2. История государства и права зарубежных стран : учебник для студентов юридических вузов и факультетов; под общей ред. О. А. Жидкова, Н. А. Крашенниковой – Издательство НОРМА—ИНФРА - М Москва, 1998. 

3. История государства  и права зарубежных стран : учеб. / К.И.Батыр, И.А.Исаев [и др.]; под ред.К.И.Батыра. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 

4. Хачатурян М.В. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века.: Под ред. В.И.Уколовой. – 8-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2004.


Информация о работе Общественные реформы и законодательство Солона