Общественный и государственный строй Древнего Рима в период республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:34, доклад

Описание работы

В 509 году до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Период республики - период интенсивного восходящего развития производства, приведшего к значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении правового положения отдельных групп населения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 22.52 Кб (Скачать файл)

Общественный  и государственный строй Древнего Рима в период республики

В 509 году до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Период республики - период интенсивного восходящего развития производства, приведшего к значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении правового положения отдельных групп населения.

Основным социальным делением в Риме стало деление насвободных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) некоторое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. Однако со временем коллективная собственность на землю становилась фиктивной, общественный земельный фонд переходил к отдельным собственникам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н.э. не ликвидировал его, окончательно утвердив частную собственность.

Свободные в Риме распались на две социально-классовые группы:

  1. имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);
  2. мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота (люмпен-пролетарии).

В силу того, что рабство  поначалу имело патриархальный характер, борьба между крупными рабовладельцами  и мелкими производителями, которые  чаще всего сами обрабатывали землю  и работали в мастерских, долгое время составляла основное содержание истории Римской республики. Только со временем противоречие между рабами и рабовладельцами выступает  на первый план.

Правовое положение  личности в Риме характеризовалось тремя статусами - свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве она означала право участвовать в народном собрании и занимать государственные должности. В частном праве она давала право вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях. Правовое положение лица изменялось с утратой того или иного статуса. Наибольшие изменения происходили с утратой статуса свободы (плен, обращение в рабство). Она означала потерю и статусов гражданства и семьи, т.е. полную потерю правоспособности. С утратой статуса гражданства (изгнание) терялась правоспособность гражданина, но сохранялась свобода. И наконец, утрата статуса семьи (в результате, например, усыновления главы семьи другим лицом) вела к потере только "собственного права".

По статусу  свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Полноправным мог быть только свободный.

Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен. К концу периода республики получает распространение и самопродажа в рабство. Рабы были государственные и частновладельческие. Первыми становилась большая часть военнопленных. Они эксплуатировались в рудниках и государственных мастерских. Положение частновладельческих рабов непрерывно ухудшалось. Если в начале римской истории, в период патриархального рабства, они входили в состав семей римских граждан и, целиком подчиняясь домовладыке, все же пользовались некоторой защитой сакрального (священного, основанного на религиозных верованиях) права, то в период расцвета республики эксплуатация труда рабов резко интенсифицировалась. Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества.

Рабовладельческие отношения  определяли общую незаинтересованность рабов в результатах своего труда, что в свою очередь заставляло рабовладельцев искать более эффективные  формы эксплуатации. Такой формой стал пекулий - часть имущества хозяина (земельный участок, ремесленная мастерская и др.), которую он предоставлял рабу для самостоятельного ведения хозяйства и получения части дохода от него. Пекулий позволял хозяину более эффективно использовать свое имущество для получения дохода и заинтересовывал раба в результатах своего труда. Другой формой, зародившейся в период республики, был колонат. Колоны были не рабами, а арендаторами земли, попадавшими в экономическую зависимость от землевладельцев и в конечном счете прикреплявшимися к земле. Ими становились обедневшие свободные, вольноотпущенники и рабы. У колонов было личное имущество, они могли заключать договоры и вступать в брак. Со временем положение колона становится наследственным. Однако в рассматриваемый период колонат, как и пекулий, еще не получил большого распространения.

По статусу  гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Помимо них. к гражданам относились вольноотпущенники, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

По мере развития имущественной  дифференциации возрастает роль богатства  в определении положения римского гражданина. В среде рабовладельцев в конце III-II в. до н.э. возникают привилегированные сословия нобилей и всадников. В высшее сословие (нобили) входили самые знатные патрицианские и богатые плебейские роды. Экономической базой нобилей было крупное землевладение и громадные денежные средства. Только они стали пополнять сенат и избираться на высшие государственные должности. Нобилитет превращается в замкнутое сословие, доступ в которое новому человеку был практически невозможен и которое ревниво охраняло свои привилегии. Только в редких случаях люди, не принадлежавшие к нобилитету по рождению, становились высшими должностными лицами. 
Второе сословие (всадники) образовалось из торгово-финансовой знати и землевладельцев средней руки. В I в. до н.э. развивается процесс слияния нобилей с верхушкой всадников, получивших доступ в сенат и на важные судебные должности. Между отдельными их представителями возникают родственные отношения.

В период республиканской  истории основными учреждениями власти стали магистраты, сенат и народные собрания, а основными сословиями — патриции и плебеи, к которым впоследствии прибавилось сословие всадников. Такое устройство и распределение власти следует отнести к разряду аристократических, поскольку многие важные должности в республике оказались выборными и осуществляемыми без материального вознаграждения, и все должности такого рода были заняты на протяжении длительного времени представителями нескольких патрицианских родов.

К началу III в. богатая плебейская верхушка объединилась с патрицианской аристократией в одну коалицию, названную нобилитетом (собранием благородных).

Магистратами в Риме называли различные должностные лица (консулы, преторы, цензоры, эдилы и др.), имевшие определенный круг деятельности: командование войсками, управление провинцией, отправление правосудия и др. Эти лица, как правило, обращались к народу на сходках с указом, в котором они знакомили с программой своей деятельности или помещали распоряжения, касающиеся отдельных лиц или случаев. Указы эти сначала сообщались в устной форме и назывались эдиктами (от "объявление, распоряжение"), а потом их стали писать на белой доске (альбум) черными буквами с заглавными буквами красного цвета.

Эдикты магистратов обладали двумя важными атрибутами властного характера:

  1. юрисдикцией (личное отправление правосудия магистратом в силу закона или через посредство судьи, который уполномочивался на это магистратом);
  2. империумом (полнота высшей власти, предоставляемой магистрату для проведения определенного рода мероприятий, направленных на обеспечение общего блага).

Самым важным различием между  обладателями магистратской власти являлось обладание или необладание властью в ее разновидности, именуемой империумом. Империум принадлежал по праву консулам, преторам и диктаторам. 
Внешним атрибутом империума были фасции — розги, перевязанные ремнями, из которых торчит лезвие секиры. Их несли ликторы-телохранители магистрата. Розги и секира символизировали право на принуждение и на казнь ослушников. Вначале фасции и телохранители входили в атрибуты царской власти, затем телохранители-ликторы стали сопровождать консулов и преторов.

Существовали следующие принципы подбора, утверждения должностных лиц республики и контроля за их деятельностью:

  1. все должности избирались на народном собрании, центуриатном или трибутном в зависимости от полномочий по заполнению должностей, признаваемых за этими собраниями.
  2. практически все магистраты избирались в должности сроком на один год, и только цензоры избирались сроком на пять лет. Срок полномочий консулов мог продлеваться во время военных действий, когда им вручалась вся полнота власти.
  3. каждая магистратская должность в республике замещалась не одним, а двумя или несколькими должностными лицами в обеспечение коллегиальности в отправлении этих властных должностей. Причем каждый из коллег имел право своеобразного вето (запрета) на действия своих коллег по должности. И это право на вмешательство получило название права интерцессии.
  4. все должности выстраивались в особой иерархической соотнесенности и соподчиненности. Это означало, что все нижестоящие чиновники были обязаны подчиняться вышестоящим, а вышестоящие имели право интерцессии на решения нижестоящих.
  5. все магистраты исполняли свои функции безвозмездно, т.е. без материального вознаграждения, что делало эти должности недоступными для малоимущих. И "уволить" их с должности до истечения срока полномочий не мог никто, даже избравший их народ.
  6. если чиновники использовали свою власть во вред общему благу республики, они могли быть привлечены к ответственности.

Основными чиновными  персонами в республике были:

  1. консулы;
  2. преторы;
  3. цензоры;
  4. эдилы;
  5. квесторы.

Два консула возглавляли всю систему магистратуры и были поначалу наследниками царских полномочий и функций. Впоследствии их полномочия были сведены к военному командованию со всеми вытекающими отсюда полномочиями и заботами. Консулы имели право председательствовать в сенате, созывать и поочередно председательствовать в народных собраниях. 
По обычаю консулам доверялось представлять законопроекты центуриатным и трибутным собраниям.  
Оба консула имели равные властные полномочия и поэтому при обсуждении важных государственных дел часто советовались (консультировались) друг с другом.

Преторы (впереди идущие) вначале были приближенными консулов. Со временем они стали заместителями консулов в делах по управлению внутренней городской общиной римлян (с названием "младший коллега консула"), однако с гораздо меньшими полномочиями. Из полномочий претора по поддержанию общественного порядка возникло и развилось его право на разрешение судебных споров.

Цензор был облечен полномочиями по составлению так называемого ценза — списка населения с последующим распределением граждан по трибам, классам, центуриям, а также списка сенаторов. В процессе осуществления этих дел цензор имел возможность весьма значительного влияния на статус отдельных лиц. Цензоры избирались из числа бывших консулов, ставших сенаторами, и отличались общепризнанной достойной репутацией. Одна из забот цензора состояла в наблюдении за нравственным обликом не только магистратов или сенаторов, но и рядовых сограждан.

В обязанности эдила входило исполнение функций по организации и контролю за общественным порядком — на улицах, рынках и т.д.

Квестор первоначально проводил дознание по публичным деликтам, но впоследствии сосредоточился на заведовании казной и архивом.

Народные трибуны как должность были учреждены для защиты интересов плебеев, и избирались они из среды только плебеев. Трибуны стали контролерами действий патрициев в сенате, а также магистратов на всех уровнях управления делами общины. Они обладали правом вето на любое решение сената или магистрата и даже на принятое судебное решение. Любой житель имел право обратиться к трибуну за помощью и защитой. Личность плебейского трибуна была священной и неприкосновенной.


Информация о работе Общественный и государственный строй Древнего Рима в период республики