Общественный и государственный строй средневековой Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:04, реферат

Описание работы

Замедленный и неравномерный характер развития индийского общества в средние века делает крайне сложным периодизацию его истории. Еще в Древней Индии можно найти некоторые социальные институты, напоминающие феодальные: крупное частное землевладение, эксплуатация зависимого земледельца с характерной для Индии кастовой неполноценностью значительных групп населения и пр., а рабовладение продолжало существовать не только в средневековье, но и позже.
V-VII вв. как условный рубеж начала средневековой истории Индии не связаны с кардинальными переменами в политической структуре страны, с возникновением крупных империй, как, например, империя Маурьев в древности.

Содержание работы

1. Общественный строй 3
2. Государственный строй. 5
2.1 Центральное управление. 5
2.2 Местное управление. 11
2.3 Армия. 13
2.4 Суд. 14
Список используемой литературы 15

Файлы: 1 файл

реферат игпзс1.docx

— 30.15 Кб (Скачать файл)

УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

Кафедра международного и международного частного права

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «История государства и права зарубежных стран»

по теме:

«Общественный и государственный строй средневековой Индии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 г. 

Содержание

 

1.    Общественный строй 3

2.    Государственный строй. 5

2.1  Центральное управление. 5

2.2  Местное управление. 11

2.3  Армия. 13

2.4  Суд. 14

Список используемой литературы 15

 

 

 

 

  1. Общественный строй

 

Замедленный и неравномерный характер развития индийского общества в средние  века делает крайне сложным периодизацию его истории. Еще в Древней  Индии можно найти некоторые  социальные институты, напоминающие феодальные: крупное частное землевладение, эксплуатация зависимого земледельца  с характерной для Индии кастовой неполноценностью значительных групп  населения и пр., а рабовладение продолжало существовать не только в  средневековье, но и позже.

V-VII вв. как условный рубеж начала  средневековой истории Индии  не связаны с кардинальными  переменами в политической структуре  страны, с возникновением крупных  империй, как, например, империя  Маурьев в древности. Средневековая  Индия была политически раздроблена.  Раздробленность сопровождалась  бесконечными междуусобными войнами,  временным возникновением крупных  государств, как, например, империи Харши (VII в.), пришедшей на смену империи Гуптов (IV-V вв.) и просуществовавшей всего 40 лет.

В V-VI вв. в северо-западную часть  Индии проникают племена белых  гунов и гурджаров, которые оседают  и осваиваются в Синде, Раджастхане, Гуджарате. В результате смешения завоевателей с местным населением, находящимся  на более высокой стадии культурного  развития, здесь образуется новая  каста воинов-землевладельцев-раджпутов, образовавших сначала княжество  в Гуджарате, а затем в начале VIII в. - государство Пратихаров.

Юг Индии  с его многочисленными племенами  заметно отставал в своем развитии от Севера, но и здесь возникали  самостоятельные государства - княжества. Так, например, еще в III-IV вв. складывается государство Палавов, а в VII в. в южной части Махараштры - княжество Чалукьев, в IX - княжество Чолов, контролировавшее некоторое время всю южную Индию. Ожесточенная междуусобная борьба значительно облегчила вторжение мусульманских завоевателей в северную часть Индии на рубеже XII-XIII вв. Разбив раджпутов и подчинив раджпутских князей, главную боевую силу Индии того времени, они образовали на завоеванных территориях Делийский султанат (1206 – 1526гг.), на смену которому пришла империя Великих моголов (1526 – 1707гг.). 1

Несмотря на политическую децентрализацию, в Индии в V-VII вв. шли важные процессы, которые дают основание выделить этот период в истории страны. Эти  процессы прежде всего были связаны  с внутренней перестройкой неизменно  существовавшей и сохранившей при  всех политических перипетиях свой статус-кво  варновой системы, с созданием на значительной части территорий Индии  за счет влияния Севера обширной индо-буддийской цивилизационной зоны, с ростом религиозно-культурного самосознания индийцев, которое на протяжении веков выступало важным фактором их объединения, несмотря на этническую разобщенность и отсутствие государственного единства.

 

  1. Государственный строй.

2.1  Центральное управление.

 

Индия VI-XII вв. представляла собой совокупность многочисленных государств-княжеств, экономически не связанных между  собой. В раннеклассовых, так называемых племенных государствах сохранялись  значительные пережитки родоплеменных  отношений. К таким государствам относятся многочисленные территориальные  образования, возникшие в результате завоеваний раджпутских кланов, в  которых власть князя опиралась  на военную силу соплеменников, воинов-раджпутов.

Возникающие время от времени в  результате войн более крупные политические общности: Харши (VII в.), Чалукьев (VII в.), Гурджара-Пратихаров (VIII в.) и другие - были примитивными государственными образованиями, представляющими собой  конгломерат тех же племенных  княжеств с крайне подвижными границами, с несложившимся административным аппаратом. Во главе таких государств стояли махараджи - главные князья. Княжеский трон наследовался сыном или передавался преемнику по воле правителя. В некоторых мелких княжествах князья избирались. Махарадже помогали советники, входящие в совещательный орган мантрипаришад. В государственном аппарате значительное место принадлежало воинам и сборщикам налогов.

Отсутствие на протяжении веков  государственного единства Индии восполнялось в определенной мере рано начавшим складываться религиозно-культурным единством  ее многоязычного, этнически разнородного населения. Общества, как показала история  Индии, связанные религиозно-культурным единством, обнаруживают высокую степень устойчивости в периоды государственных дроблений, завоеваний и массовых переселений народов.

Эта характерная черта истории  страны объясняется в значительной мере спецификой самого индуизма, представляющего  собой не только религиозно-философскую, но и социально-экономическую, социально-правовую систему, связанную с огромным фондом культурных ценностей, которые создавались  индийским народом в течение  тысячелетий (мифы, эпос, религиозная, правовая, научная литература и пр.).

Ни одна религия, пожалуй, не была так  тесно связана со всеми областями  духовной и материальной культуры народа, как индуизм. Это огромное хранилище  древнейших исторических сведений об обычаях, традициях страны. Традиционная политическая раздробленность, слабость центрального государственного аппарата - как характерная черта средневековой  Индии - восполнялись и крепостью  общинной организации индийского общества, стабильное существование и саморазвитие которой мало зависело от побед и  поражений того или иного стремящегося к власти правителя.

Определенное государственное  единство было достигнуто вследствие завоевания Индии мусульманами. Захватнические войны мусульман в Индии начались еще в XII в. Завоеванные индийские  земли включались вначале в состав государственных земель державы  Гуридов, а затем с XIII в. выделились в самостоятельное государство, получившее название Делийского султаната. В 1229 году Делийский султанат был  признан багдадским халифом в  качестве независимого государства. Однако тесная связь правителей Дели с остальным  мусульманским миром не прерывалась. Султаны Дели продолжали быть ставленниками  тех или иных чужеземных правителей: среднеазиатских тюрков, таджиков, персов.

В начале XVI в. начинается вторжение  в Индию тюрко-афганских завоевателей - моголов. Империя Великих моголов достигла своего расцвета в конце XVI-XVII в. Вместе с тем следует отметить, что мусульманские правители, в том числе и Великие моголы, несмотря на мощный политический потенциал ислама, не смогли создать в Индии ни сильной государственности, ни эффективно действующего центрального аппарата.

При монархической форме правления  в системе органов государственной  власти и Делийского султаната, и  Могольской Индии было много общего, так как государственное управление строилось здесь в соответствии с исламской религиозной доктриной  государства мусульман. Согласно этой доктрине все верующие мусульмане должны иметь одного главу, который в  своей власти ограничен только законом, проистекающим от Аллаха. Фактический  объем полномочий мусульманских  правителей определялся соотношением сил в непрекращающейся борьбе за власть между правителем и знатью. Так, всесилие мусульманской знати  при делийском правителе Насир-уд-дин  Махмуде (1246-1265 гг.) сменилось последующим  укреплением позиций султанов. Мухаммед Туглак (1325-1351 гг.) уже писал на своих  монетах: "Султан - тень бога", а  основатель империи Моголов Бабур (1526-1530 гг.) присвоил себе звание падишаха, наделенного якобы божественными правами.

Власть главы государства (султана, падишаха) была наследственной, он сам  мог назначать наследника престола. В Коране содержится перечень обязанностей правителя. На первом месте среди  них была охрана ислама, в том  числе поддержание религиозных  обрядов и преследование еретиков и "лжеучителей". Эти требования не всегда могли быть соблюдены мусульманскими правителями в завоеванной Индии, где сама жизнь часто заставляла их идти на уступки, проводить политику веротерпимости.

Мусульманским правителям принадлежала высшая законодательная и судебная власть. Толкуя нормы мусульманского права, они не могли, однако, не считаться  с общепризнанным его толкованием (иджмой).

Высшим чиновником в мусульманском  государстве, считавшимся вторым лицом  после государя, был визирь, руководитель военного и финансового ведомства. Его основная обязанность состояла в том, чтобы проводить в жизнь приказания султана. Нередко вазиры сосредоточивали всю полноту власти в своих руках.

Центральное управление и в Делийском  султанате, и в Могольской Индии  осуществляли специальные правительственные  ведомства - диваны, призванные, в частности, вести особые книги, содержащие различные сведения, статистические данные общегосударственного значения.

Военное ведомство, ведущее учет военной  силы, численности наемного войска, личной охраны султана или падишаха, земельных и денежных пожалований, мест расположения гарнизонов, занимало особое место в мусульманском  государственном механизме. Главный  интендант и казначей этого ведомства  осуществлял контроль над выдачей  джагиров в Могольской Индии, проверял на смотрах состояние войска, его  снаряжение. Финансовое ведомство контролировало учет и сбор поступлений в государственную  казну: налогов, пошлин, выкупных сумм за военнопленных, податей с покоренного  населения.

Особое ведомство располагало  сведениями о назначении всех чиновников, о суммах, получаемых ими из государственной  казны, земельных пожалованиях. Во главе  этого ведомства в XVI в. стоял мирсамана. Он ведал также мастерскими и складами падишаха. Ведомство садр-ус-садура было своеобразным главным духовным и судебным управлением, которое мог возглавлять сам государь или доверенное ему лицо. В его ведение входило назначение судей.

Ни в Делийском султанате, ни в Могольской Индии не было четкого  разграничения функций между  придворными сановниками и государственными чиновниками. Двор Делийского султана  был центром политической жизни  и управления империи. При дворе  особую роль играл вакил-и-дар, дворцовый управитель, следящий за содержанием семьи, приближенных и слуг султана, за султанской кухней и столом. Все слуги при дворе в Могольской Индии имели воинские звания и ранги, они часто осуществляли контроль за деятельностью государственных чиновников. Большую роль в центральном управлении играли личный секретарь падишаха и особый чиновник, который просматривал его указы.

Общие черты государственного механизма  Делийского султаната и Могольской Индии не исключали различий между  ними, которые выражались не столько  в названиях государственных  органов и должностей, сколько  в характере политического режима. Правители Дели устанавливали свою власть в завоеванной стране методами жестокого подавления народного  сопротивления и мятежных индусских  правителей. Султаны, опирающиеся на военную силу, конфисковывали имущество, непокорных убивали. Ислам в его  суннитском толковании стал государственной  религией, а персидский язык (фарси) - языком судебного производства. Правление  моголов в Индии началось в  другой внутриполитической обстановке, когда был завершен процесс "исламизации" правящей верхушки, а индусские князья и князьки признали в той или  иной мере свою зависимость от мусульманских  правителей. На политику падишахов  стал оказывать определенное влияние  индийский город.

Из могольских правителей наиболее заметный след в истории средневекового государства Индии оставил Акбар (XVI в.). В это время произошла  определенная "либерализация" политического  режима, показателями которой могут  служить, например, и некоторое ослабление налогового тягла, и отмена при Акбаре подушной подати - джизьи, а также  проводимая политика веротерпимости. Большое количество земель в это  время передавалось в собственность  не только мусульманского духовенства, но и индусских храмов. Произошло  и некоторое изменение политики в отношении городов.

Так, например, в целях раскола  зревшей торгово-ремесленной оппозиции, начиная с Акбара, на высшие должности  в административном и налоговом  аппарате стали назначаться торговцы, ремесленники и другие "низкорожденные" лица. Могольские правители были последователями  ханифитской2 школы, одной из главных отличительных черт и требований которой был учет местных условий в управлении и судопроизводстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2 Школа названа по имени ее основателя Абу Ханифы ибн Сабита (699-767 гг.)

2.2  Местное управление.

 

Введение административного деления  еще в Древней Индии было прямым следствием складывающейся системы  эксплуатации податного общинника-крестьянина. Империи Гуптов и Харши, например, были разделены на провинции, управляемые  начальниками пограничных областей или наместниками. Провинции делились на округа. Самой мелкой административной единицей оставалась сельская община.

Мусульманские правители ввели  новое административно-территориальное  деление. Делийский султанат был  разделен на 23 провинции. Крупные провинции  делились на шики (области). Следующей административно-налоговой единицей была паргана (район), включающая ряд деревень, и патта - одну-две деревни. Могольская империя была разделена на 15 областей во главе с наместниками (хакимами). В каждую область назначались также фоуджары - военные начальники, гомашты - сборщики налогов и котвалы - начальники городов.

Наличие полуавтономного механизма  общинного самоуправления во главе  с брахманско-кшатрийской верхушкой  осталось характерной чертой и Делийской, и Могольской Индии. Ни сломить, ни в  должной мере подчинить себе индийские  общины, особенно крупные, мусульманские  правители так и не смогли. Так, например, моголы не признавали владений местных правящих кланов. Однако на практике такие административно-налоговые  единицы, как паргана и патта, совпадали с клановыми владениями.

Информация о работе Общественный и государственный строй средневековой Индии