Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 20:45, реферат
Общественный строй. Специфические черты развития византийского средневекового общества проявляются уже на первом этапе его развития. Процесс разложения рабовладельческих порядков носил в Византии замедленный характер.
Важные функции имели и высшие дворцовые чины: магистр — начальник дворца и квестор — главный юрист и председатель консистория. Они осуществляли непосредственно управление делами империи с помощью разветвленного бюрократического аппарата. Общая численность византийских чиновников в это время была огромной. Только в ведомствах двух префектов претория служило не менее 10 тыс. гражданских чиновников.
Роль центрального государственного аппарата возросла в IX— XI вв. Государственный бюрократический аппарат в эту пору контролировал все сферы политической, экономической и даже культурной жизни Византии. Его структура стала еще более сложной и громоздкой. Количество ведомств ("секретов") увеличилось до 60. С IX в. вследствие роста императорского хозяйства и двора усложняется дворцовая администрация. Различия между государственными ведомствами и дворцовыми службами становятся все менее четкими. Дворцовая администрация все чаще вторгается в руководство общегосударственными делами. Другая черта, характерная для центрального управления Византии этого времени, — распыление отдельных государственных функций между различными, нередко дублирующими друг друга государственными ведомствами. Так, финансовое управление было разделено с VII в. на несколько неподчиненных друг другу "секретов". Судебные функции были разделены между различными учреждениями: судом патриарха, судом городского префекта (эпарха), особым судом для дворцовых служб императора и др.
Местное управление. Местный государственный аппарат империи в IV—VII вв. целиком базировался на позднеримской системе управления (деление на префектуры, диоцезы и провинции). Гражданская власть была отделена от военной и обладала в этот период приоритетом над последней. Во главе местного управления империи стояли два префекта претория. Эти высшие гражданские чиновники обладали широкой административной, судебной и финансовой властью. В непосредственном подчинении префектов находились гражданские правители диоцезов и провинций. Правители провинций, основного звена местного управления, наряду с обширными административными и финансовыми полномочиями обладали и судебной властью. Они являлись судьями первой инстанции по всем значительным судебным делам в пределах провинции.
В VII в. на смену старой системе местного управления пришла новая, фемная система. Фемы возникли как военные округа и были первоначально гораздо крупнее старых провинций. Во главе фемов стояли стратиги, которые объединяли в своих руках всю полноту военной и гражданской власти. Военизация местного управления империи была следствием обострения внешнеполитической обстановки и социально-классовых антагонизмов византийского общества. В дальнейшем, с усилением феодализации византийского общества, фемная организация местного управления начинает ослабевать и в XI в. окончательно приходит в упадок.
Армия. В IV—VII вв. армия Византии была построена на позд-неримских началах, с делением на пограничные и мобильные войска. С целью ослабления угрозы захвата власти со стороны военных вождей византийские императоры практиковали раздробление высшего управления армией между пятью руководителями (магистрами). Состав византийской армии постепенно менялся. В VI— VII вв. все большую роль в армии играют контингенты варваров.
Основу армии с началом второго периода развития византийского государства (конец VII—IX в.) составляло стратиотское (крестьянское) ополчение. В это время в Византии был создан и мощный военный флот.
Дальнейшую трансформацию византийская армия испытала в последующих Х—XI вв. С усилением процесса феодализации стратиотское ополчение распалось. Ядром армии становится конница, состоящая из экономически и социально обособившейся стратиот-ской верхушки. Это было уже профессиональное войско, не обладающее, однако, высокой боеспособностью. Поэтому византийские императору все чаще стали прибегать к помощи наемных иноземных отрядов (главным образом из Западной Европы и Киевской Руси). В организационном отношении византийская армия, как и ранее, подразделялась на две части: столичные и местные (фем-ные) контингенты, причем роль и значение последних неуклонно падала.
На рубеже XI—XII вв. высокоцентрализованное Византийское государство становится объективным тормозом, мешавшим прогрессивному развитию народов, входивших в состав Византии.
Политический и социально-
47вопрос.Египет
Суд не был отделен от администрации. Главой судебной власти был фараон, высшая судебная власть принадлежала и визирю. Высшим судебным учреждением со времен Древнего царства были т.н. "шесть палат", главой которых называют визиря. В чрезвычайных случаях фараон назначал особые судебные коллегии. В период Нового царства судебная власть осуществляется особыми коллегиями - кентетами: центральной, состоящей из 30 человек, окружными, городскими. Существовали и комовые суды. Наряду с государственными судами , существовали храмовые суды. Несмотря на то, что судья считался "жрецом богини Истины" и символ ее носил у себя на груди, взяточничество в судах было обыкновенным явлением, как и во всем государственном аппарате.
Древний Вавилон.
Судебная система, как и в других древневосточных государствах, не была отделена от администрации. Царь и чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами.
Верховным судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Он мог и сам рассмотреть любые дела, но чаще всего направлял в нижестоящие органы.
Судебные функции находились также в руках "наместника" и "рабианума" - председателей судебных коллегий.
В суде наместника судебная Коллегия состояла из чиновников, подчиненных "наместнику", а под председательствованием "рабианума" заседал суд из членов общинного совета или общинного совета в полном составе.
В больших городах судебные функции выполняли специальные "царские судьи", подчиненные непосредственно царю.
Жрецы участвовали в процессе, когда приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Следует полагать, что существовали храмовые суды для рассмотрения дела, сторонами в которых являлись жрецы.
По учению брахманов, правосудие
считалось одной из главных задач государства. Высшая
судебная власть принадлежала царю, который
осуществлял судебную власть совместно
с назначенными из брахманов советниками.
В помощь своим советникам царь назначает
еще 3 брахманов, сведущих в священных книгах.
В стране имелись высшие и низшие суды:
сторона, неудовлетворенная решением
суда, могла обратится в высший суд для
нового рассмотрения.
В Древней Индии не было различия между гражданским и уголовным процессом. Суд не был отделен от администрации. Судебную власть осуществляли брахманы.
Высшая судебная власть принадлежала царю, который разбирал дела с учеными брахманами. Суд был апелляционным. Разбирательство гражданских уголовных дел могло начинаться только по требованию истца или потерпевшего. Сторона, обратившаяся в суд, поддерживала обвинение.
Доказательствами были показания свидетелей или ордалии. Ценность показаний зависела от принадлежности к варне. В Индии существовало 5 видов ордалий:
Предварительное расследование и суд находились в одних руках.
Расследование применялось с помощью пыток, сопровождалось арестом как обвиняемого, так и свидетелей "если последние не давали требуемых показаний". Пытка могла быть применена и к свидетелям. Тюремный режим был очень суровым, источники упоминают массовую смертность заключенных. О результатах расследования составлялся обвинительный акт. Осужденный мог обжаловать приговор до истечения 3 месячного срока, но пересмотр дела производила та же инстанция, которая вынесла первое решение. Можно было подать кассационную жалобу императору или его инспекторам, посылаемых для ревизии дел местной администрации и суда. Сама организация суда, несмотря на имевшийся институт инспекторов, открывала возможность злоупотребления и произвола, связанного с вымогательством и подкупом.
Информация о работе Общественный и государственный строй Византии