Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 02:40, реферат
До эпохи Великого переселения народов у германцев был родовой строй. Германцы селились родами и родственными группами, т.е. племенными общинами. Некоторые современные географические названия сохранили свидетельства такого расселения. Названия мест поселения племен образовывались от этих родовых имен.
Во главе германских племен стояли старейшины - кунинги. Высшая власть принадлежала народному собранию, на которое являлись все мужчины племени в боевом вооружении. Повседневные дела решались советом старейшим. В военное время избирался военачальник. Он собирал вокруг себя дружину. Потом у германцев господствуют патриархально-родовые отношения. Вместе с тем, имеются сведения о наличии у германцев пережитков матриархата.
2. Общественный строй и быт древних германцев, их обычаи, нравы, верования.
До эпохи Великого переселения народов у германцев был родовой строй. Германцы селились родами и родственными группами, т.е. племенными общинами. Некоторые современные географические названия сохранили свидетельства такого расселения. Названия мест поселения племен образовывались от этих родовых имен.
Во главе германских племен стояли старейшины - кунинги. Высшая власть принадлежала народному собранию, на которое являлись все мужчины племени в боевом вооружении. Повседневные дела решались советом старейшим. В военное время избирался военачальник. Он собирал вокруг себя дружину. Потом у германцев господствуют патриархально-родовые отношения. Вместе с тем, имеются сведения о наличии у германцев пережитков матриархата. Так, например, у некоторых германцев более тесные узы родства признаются между дядей и племянником по сестре, чем между отцом и сыном, хотя наследником является сын. В качестве заложника племянник по сестре более желателен для врага. Наиболее же верную гарантию в заложничестве представляли девушки - дочери или племянницы из рода вождя племени. Пережитком матриархата является и то, что в женщине древние германцы видели особую пророческую силу, советовались с ней в важнейших делах.
Рабами у древних германцев являлись военнопленные. Свободный член рода тоже мог стать рабом, проиграв себя в кости или в другую азартную игру. Раба можно было продать и безнаказанно убить. Но в других отношениях раб - это младший член рода. Он имеет собственное хозяйство, но обязан отдавать своему господину часть скота и урожая. Его дети растут вместе с детьми свободных германцев, и те и другие в суровых условиях. Высший слой германского общества был представлен старейшинами рода, военными вождями и их дружинами. Дружинники сопровождают своего вождя в набегах, получают свою долю военной добычи и нередко вместе с вождем идут на службу к иноземным правителям. Основную же массу воинов составляли все взрослые мужчины германского племени. Свободные члены племени доставляют вождю часть продуктов своего труда.
Усиление имущественного неравенства у германцев и процесс разложения родоплеменных отношений сопровождались значительными изменениями в общественно-политическом строе германских племен. В 3 в. формируются племенные союзы германцев, представляющие собой зачатки государств. Разложение родового строя сопровождается выделением наследственной родовой аристократии. Родовая знать, имевшаяся у германцев и раньше, стала постепенно пользоваться в обществе особыми наследственными правами. Раньше германские вожди, выбиравшиеся племенем только на время войны, не имели постоянных дружин. Теперь положение дел изменилось. Быть всегда окружённым большой толпой избранных юношей (т. е. вышедших из знатных и более богатых родов) составляет гордость вождя в мирное время и защиту в военное. С вождём дружинники были связаны уже не родством, а узами личного подчинения.
В связи с зарождением имущественного и социального неравенства среди германцев изменился и их политический строй. Хотя верховная власть продолжала принадлежать ещё народному собранию, на которое собирались все свободные германцы-воины, значение этого собрания сильно уменьшилось. За ним сохранилось решение лишь наиболее важных дел — вопросов войны и мира, выбора военачальников, а также рассмотрение таких преступлений, которые наказывались смертью. К тому же все эти дела выносились на народное собрание знатью племени только после их предварительного обсуждения на совете старейшин. За простыми членами племени оставалось лишь право отвергать предложения старейшин «шумным ропотом» или же одобрять их, «потрясая оружием». Менее значительные дела на народном собрании не обсуждались вовсе, а решались самостоятельно «первыми людьми племени». Разложение родового строя завершается после падения Рима.
Германцы селились большими деревнями и умели строить деревянные дома, которые они обмазывали разноцветной глиной. В домах делались погреба, служившие местом хранения сельскохозяйственных продуктов. Германцам были известны различные ремесла. Кроме ткачества, они знали производство мыла и красителей для тканей; некоторым племенам было известно гончарное дело, добыча и обработка металлов, а те, которые жили по побережью Балтийского и Северного морей, занимались также судостроением и рыболовством. Германцы предпочитали меновую торговлю, хотя деньги были им известны уже во времена Цезаря. У римлян германцы покупали металлические изделия, оружие, домашнюю утварь, украшения и разные принадлежности туалета, а также вино и фрукты. Все важнейшие события в жизни - рождение ребенка, посвящение в мужчины, бракосочетание, похороны и другие - сопровождались соответствующими обрядами и пением. Своих покойников германцы сжигали; хороня воина, сжигали также его доспехи, а иногда и коня. Богатое устное творчество германцев существовало в разных стихотворно-песенных жанрах. Широко бытовали обрядовые песни, магические формулы и заклинания, загадки, сказания, а также песни, сопровождавшие трудовые процессы.
Религия древних германцев уходит своими корнями в общее индоевропейское прошлое, но в ней развиваются и собственно германские черты. Бог грома и плодородия - назывался у германцев Донар (сканд. Тор); его изображали с мощным молотом, которым он производил гром и сокрушал врагов. Германцы верили, что в сражениях с врагами боги помогают им, и они брали с собой в битвы изображения богов как боевые знамена. Особо почитаемыми божествами были также Водан и Тиу. Водан (сканд. Один) был верховным божеством, он господствовал как над людьми, так и в Валгалле, где после смерти продолжали жить воины, павшие в бою.
Наряду с этими главными и древнейшими богами - "асами" - у германцев были также "ваны", боги более позднего происхождения. Германские мифы рассказывают о долгой борьбе асов с ванами. Свои культовые обряды, которые иногда сопровождались жертвоприношениями людей или животных, германцы совершали в священных рощах. Там хранились изображения богов, а также содержались специально предназначенные для отправления культа белоснежные лошади, которых в определенные дни впрягали в освященные повозки; жрецы слушали их ржание и фырканье и толковали его, как некое пророчество. Гадали также и по полету птиц.
Информация о работе Общественный строй и быт древних германцев, их обычаи, нравы, верования