Общественный строй Киевской Руси
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 20:53, курсовая работа
Описание работы
Свыше одиннадцать веков тому восточные славяне создали свое первое государство. Летописи и другие достопримечательности древнерусской литературы называют ее Русью, или русскою землей, ученые-историки - Киевской, или Давней Русью. Она принадлежала к наибольшим, самым культурным, самым развитым экономически и политически держал средневековье. На огромной территории от Черного к Белому морей, от Карпатских гор к Волге жилы русичи. Они выращивали хлеб и разводили скот, имели развитые ремесла и промыслы, а русские купцы были известны на торгах Багдада и Константинополя, Кракова и Конуры Большого Булгара и Итилью.
Содержание работы
Введение
Глава 1. Образование государства Киевская Русь
1.1. Предпосылки Возникновения древнерусского государства.
1.2. Образование Древнерусского государства
1.3. Социально-экономический строй Киевской Руси
Глава 2. Государственный стройи государственное управление
в Киевской Руси
2.1 Государственный строй
2.2. Становление системы государственного управления
2.3. Государственное управление
Глава 3. Общественный строй Киевской Руси
Заключение
Список литературы
Файлы: 1 файл
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Образование государства Киевская Русь
1.1. Предпосылки Возникновения древнерусского
государства.
1.2. Образование Древнерусского государства
1.3. Социально-экономический строй Киевской
Руси
Глава 2. Государственный строй и государственное управление
в Киевской Руси
2.1 Государственный строй
2.2. Становление системы государственного
управления
2.3. Государственное управление
Глава 3. Общественный строй Киевской Руси
Заключение
Список литературы
Введение
С выше одиннадцать веков тому восточные
славяне создали свое первое государство.
Летописи и другие достопримечательности
древнерусской литературы называют ее
Русью, или русскою землей, ученые-историки
- Киевской, или Давней Русью. Она принадлежала
к наибольшим, самым культурным, самым
развитым экономически и политически
держал средневековье. На огромной территории
от Черного к Белому морей, от Карпатских
гор к Волге жилы русичи. Они выращивали
хлеб и разводили скот, имели развитые
ремесла и промыслы, а русские купцы были
известны на торгах Багдада и Константинополя,
Кракова и Конуры Большого Булгара и Итилью.
Могучей, высокоразвитой и целостной была
материальная и духовная культура Киевской Руси. Ее народ возводил величественные
каменные храмы и нарядное деревянное
жилье, создавал могучие фортификационные
сооружения своих больших и малых городов,
строил на тысяче верст защитные валы
против кочевников. На весь мир славились
изделия древнерусских мастеров.
В Киеве, а дальше в Новгороде и других
городах Руси складывались летописи, в
которых описывалось славное прошлое,
а так же анализировалась современная
жизнь. Древнерусский народ творил свою
устную историю в виде переводов и легенд,
песен жен и былин, других фольклорных
достопримечательностей. Киевская Русь
много весила в политической жизни Европы
и Ближнего Востока. С ней вынуждены были
считаться византийские императоры и
хазарские хапаны. На протяжении полтысячелетия
Древнерусское государство заслоняло
собой европейский мир и Византию от кочевников.
Киевская Русь сделала огромный взнос
в
мировую историю, поэтому интерес к ней
не стихает среди ученых современного
мира.
Источниками воссоздания истории Киевской
Руси являются письменные и вещевые (археологические)
достопримечательности. Главными письменными
источниками являются летописи: “Повесть
временных лет”, Киевский, Галицко-волынский,
Новгородские, Суздальский, Московский,
Никонивский и др. Немало ценного добавляют
и другие письменные достопримечательности
- кодексы и записи норм права, княжеские
земельные грамоты и тому подобные документы
.
Глава 1. Образование государства Киевской Руси
Предпосылки возникновения
Древнерусского государства.
Образованию Киевской Руси предшествовал
период VI - VII веков, когда славяне, освоившие
территории Центральной и Восточной Европы
от Балтики до Карпат, начали продвигаться
на север и восток, расселяясь по территории
Русской равнины, по которой проходил
знаменитый водный путь из Скандинавии
в Византию (" из варяг в греки"), по
рекам Волхов и Днепр.
В результате перемещений, заселения и
освоения новых земель между славянскими
племенами сложились новые общности, носящие
не только экономический, но и политический
характер. Это были так называемые "союзы
племен", которые фактически являлись
государствами, в которых существовала
обособившаяся от общества, но контролируемая
им княжеская власть.
В IX - X веках на территории будущей Киевской
Руси существовало полтора десятка союзов
восточнославянских племен, которые занимали
огромные пространства - поляне-Русь, древляне,
ильменьские словене, кривичи, полочане,
северяне, вятичи, радимичи, дреговичи,
дулебы, бужане, волыняне, тиверцы, уличи.
В союзы славянских племен входили и многие
неславянские племена.
Поляне-Русь обитали на Днепре и в районе
Киева. Древляне жили западнее полян и
занимали территорию Полесья, правобережной
Украины по течению рек Тетерев, Уж, Уборт,
Ствига. Племенной союз ильменских словен
сложился на территории Новгородской
земли, в основном около озера Ильмень.
Кривичи занимали территорию в верховьях
Днепра, Волги, Западной Двины и были одним
из сильнейших восточнославянских племенных
союзов. Полочане - часть племенного союза
кривичей, жили по рекам Двине и ее притоку
Полоте, от которого и получили свое название.
Северяне обитали по рекам Десна, Семь,
Сула. Вятичи жили в бассейне верхнего
и среднего течения Оки и по реке Москве.
Согласно "Повести временных лет",
родоначальником вятичей был Вятка, пришедший
"от ляхов". Радимичи обитали в восточной
части Верхнего Поднепровья по реке Сож
и ее притокам. Через земли радимичей проходили
удобные речные пути, связывающие их с
Киевом.
Дреговичи предположительно занимали
территорию в средней части бассейна реки
Припять. Соседями дреговичей были древляне,
радимичи и кривичи. Дулебы обитали в бассейне
Буга и правых притоков Припяти. В Х веке
объединение дулебов распалось, а их земли
вошли в состав Киевской Руси.
Волыняне занимали территорию по обоим
берегам Западного Буга и в истоках реки
Припяти. Бужане, согласно "Повести
временных лет", жили по реке Буг вместе
с волынянами и возможно были частью племенного
союза волынян. Тиверцы обитали на реке
Днестр около Черного моря и в устье Дуная.
Уличи (угличи) жили в нижних течениях
рек Днепр и Буг и на берегу Черного моря.
В основе хозяйственной жизни славян лежало
пашенное земледелие. Основными пахотными
орудиями были соха и рало. Выращивались
яровая и озимая пшеница, рожь, ячмень,
просо, овес, гречиха и др. Помимо
земледелия восточные славяне занимались
скотоводством, охотой, рыболовством,
звероловством и бортничеством.
В VII - VIII веках у славян повсеместно развивалось
ремесло. В результате его отделения от
земледелия появились города - центры
ремесла и торговли. В дальнейшем города
превратились в политические центры, вокруг
которых складывалась территория славянских
княжений, называемая "землей". В
IX - первой половине Х веков известно несколько
таких городов: Киев - у полян-руси, Новгород
- у ильменских словен, Смоленск - у кривичей,
Искоростень - у древлян, Пересечен - у
уличей.
Жители городов делились на десятки, сотни
и тысячи. Главой городской и племенной
администрации был тысяцкий, избираемый
на вече. А территория многих русских городов
делилась на дружинно-аристократический
"детинец" и торгово-ремесленный
посад ("окольный город"). Таким образом,
у славян уже в VII - IX веках складывалась
земская власть, которая была для них экономически
целесообразной формой организации. Но
земская власть не могла простираться
на обширные территории, а тем более, не
могла решить проблему объединения необозримых
пространств восточнославянских земель.
А зачастую не могла даже защитить свои
земли от завоевателей, для чего нередко
приглашала к себе в защитники чужеземные
варяжские дружины. Но предводители варяжских
дружин не всегда удовлетворялись ролью
защитников, они захватывали власть над
местным славянским населением и становились
князьями. В качестве примера можно привести
упоминание в новгородской летописи о
том, как Рюрик утвердив свою власть в
Старой Ладоге, перенес свою резиденцию
в Новгород и подавил при этом восстание
Владимира Храброго. Захват власти и ассимиляция
среди славянского населения положили
начало процессу образования Древнерусского
государства.
1.2 Образование Древнерусского
государства
Восточные славяне в VI-VIII вв. составляли
значительную часть на-
селения Восточной Европы. Племена восточных
славян в разное время
имели различные названия.
Среди славянских племен были и русы (росы).
Источники упоминают это название, начиная
с IV в. Название "русь", "русьский"
применительно к восточным славянам начинает
преобладать. Как считают историки, территорией
русов была видимо лесостепная область
Среднего Поднестровья, где протекала
река Рось, в бассейне которой росы жили.
Крупными восточно-славянскими племенными
группами были поля-
не, древляне, ильменские славяне, дреговичи,
кривичи, половчане, севе-
ряне, родимичи, вятичи и др. Историки полагают,
что это были крупные
племенные союзы, возглавляемые вождями.
Исследования славянских поселений свидетельствуют
о том, что сла-
вяне жили соседскими общинами, характерными
для времени разложе-
ния первобытно-общинного строя, зарождения
классов, развития имущественной дифференциации.
В середине I тысячелетия основным занятием
восточных славян бы-
ло земледелие, наиболее развитое на юге
(пашенное земледелие). В лес-
ной полосе пашенное земледелие стало
преобладающей формой в конце
I тысячелетия.
В первой половине I тысячелетия в более
развитых южных областях
территории восточных славян начался
процесс разложения первобытно-
общинного строя. Начиная с VI в. он охватывает
все основные восточ-
но-славянские племена. По мере улучшения
обработки земли, связанно-
го с появлением плуга и железного сошника,
с применением скота как
тягловой силы, возрастала производительность
труда. Необходимость в
коллективном труде отпала. Родовая община
стала ненужной, каждая
семья вела хозяйство самостоятельно.
Появляются частная собственность на
земледельческие орудия, хо-
зяйство, продукт труда и частное пользование
и владение участком па-
хотной земли (до очередного передела
земли в общине). Родовая общи-
на заменяется территориальной соседской
общиной.
Развивается ремесло, все большее значение
приобретает торговля,
особенно внешняя. Разделение труда, рост
его производительности соз-
давали возможность эксплуатации чужого
труда. В сельской общине
начинается процесс социального расслоения,
выделения богатой вер-
хушки, обогащавшейся за счет эксплуатации
соседей, военной добычи,
торговли, а затем и использования рабского
труда. Разорившиеся кре-
стьяне попадали в зависимость к богатым
землевладельцам, "большим"
хозяевам (боярам).
Родоплеменные вожди, военачальники, их
приближенные (дружин-
ники) захватывали общинные земли, насильственно
взимали с населения
подати (дань), за долги обращали крестьян
в рабство. В их руках оказы-
валась и значительная часть рабов из
пленных.
Из родоплеменной знати и бывших богатых
общинников складывает-
ся постепенно господствующий класс, эксплуатирующий
не только ра-
бов, но и рядовых крестьян-общинников.
Разложению первобытно-общинного строя
и возникновению классового общества
способствовали многочисленные войны,
ставшие средством обогащения путем захвата
добычи и пленных, которых превращали
в рабов. В связи с войнами росла зависимость
рядовых крестьян - общинников от князей-военачальников,
их дружин, которые обеспечивали охрану
общин от внешних врагов. Ранее добровольно
приносимая военачальникам дань (полюдье)
становится обязательной, превращается
в подать. Кроме того, князья облагали
данью покоренные соседние племена, что
также способствовало княжескому обогащению.
Таким образом, социально-экономический
строй восточного славян-
ства во второй половине I тысячелетия
н.э. характеризуется разложени-
ем первобытно-общинного строя, формированием
классового антагони-
стического общества, превращением родовых
органов власти в органы
экономически господствующего класса
и наконец появлением государ-
ства.
Но при этом политическая власть наряду
с функциями обслуживания
интересов и организации принуждения
в интересах части общества, оп-
ределенного класса сохраняла и функции
так называемых общих дел,
обслуживания интересов всего общества.
В VIII в. источники свидетельствуют о существовании
трех больших
политических объединений восточных славян:
Куявия, Спавия (в районе
озера Ильмень), Артания (предположительно
Тмутаракань, располагав-
шаяся на Таманском полуострове).
Возникновение государственности у восточных
славян было подго-
товлено прежде всего внутренними социально-экономическими
процес-
сами. Но большое значение имели и другие
факторы - необходимость
ликвидации конфликтов, возникавших с
соседними племенами, ведение
войн, организация торговых отношений,
решение проблем, связанных с
усложнением жизни, развитием различного
рода противоречий.
Власть вождей племенных союзов (князей)
и других организаций, ос-
тавшихся от родоплеменного строя, значительно
увеличивалась, усили-
валась, видоизменялась, получала новые
формы для своего осуществле-
ния. Постепенно создавался специальный
аппарат политической власти.
Государства восточных славян были раннеклассовыми
по своей сущ-
ности, но с тенденцией развития феодальных
отношений. Феодальные
отношения еще в полной мере не сформировались.
Классы только за-
рождались, но родовая, военная власть,
князья, дружинники и другие
стремились захватить главное богатство
- землю. Захватывая общинные
земли крестьян и земли покоренных народов,
знать не сгоняла крестьян
с земли, ранее им принадлежавшей, а заставляла
их платить подати,
превращая в зависимое население, обязанное
оброком или барщиной
новому собственнику земли. Князья, их
дружина, бояре эксплуатирова-
ли и рабов, но преобладающими формами
классового угнетения стано-
вились феодальные. Вопрос о том, почему
разложение первобытно-
общинного строя у восточных славян привело
к формированию фе-
одальных отношений, к созданию феодальной
государственности, до сих
пор достаточно полно не изучен. Ответ
на этот вопрос может быть дан
лишь на основе всестороннего исследования
конкретно-исторического
процесса развития восточно-славянского
общества в период разложения
первобытно-общинного строя, с учетом
особенностей земледелия - ос-
новного занятия населения - в условиях
сурового климата, сложной
географической среды. Широкое применение
труда рабов в земледелии
восточных славян в значительной степени
было затруднено из-за крат-
кости сезона сельскохозяйственных работ
и дорогостоящего содержания
рабов в осенне-зимние месяцы.
В то же время развитие производительных
сил позволяло, сохранив
крестьянину его собственное хозяйство,
получать от него доход
используя принуждение. Интересно отметить,
что и рабов зачастую наделяли землей,
хозяйством и превращали, по существу,
в крепостных
крестьян. Рабство, таким образом, не стало
на Руси господствующей формой эксплуатации,
восточные славяне миновали в своем развитии
рабовладельческую формацию.
О политическом строе первых восточно-славянских
государств мож-
но делать предположения, основанные на
археологических дан-
ных, сведениях историков древности, документах
более позднего време-
ни. Во главе государств восточных славян
стояли князья, опиравшиеся на дружины,
представителей прежней родоплеменной
знати, собрания горожан - вече.
В IX в. на территории восточных славян
складывается единое круп-
ное Древнерусское государство с центром
в г. Киеве. Образованию это-
го государства способствовало развитие
ремесел, техники обработки
земли, торговых отношений, укрепившее
связи между существовавшими
государственными образованиями отдельных
славянских племен.
Усилению объединительной тенденции способствовали
и внешняя
торговля (известный водный торговый путь
"из варяг в греки"), сложные
политические отношения с Византией, а
также необходимость борьбы
против половцев-кочевников, хазар и других
племен, нападавших на
восточных славян. Все это требовало создания
объединенных вооруженных сил, лучшей
организации внешней торговли.
Важным фактором, стимулировавшим объединение,
была определенная этническая общность
славян, сходство языческих верований.
Однако главным было то обстоятельство,
что киевский князь, имевший много земель,
рабов, зависимых крестьян, а потому и
сильную дружину, мог защитить власть
имущих в условиях острой классовой борьбы,
увеличивавшихся классовых противоречий.
В Киевском княжестве процесс преобразования
родовых органов в органы государственной
власти произошел раньше, нежели в других
славянских землях. Киевский князь, собирая
дань (полюдье) с обширных земель, мог содержать
многочисленную челядь, различных дворцовых
слуг, дружину, наместников и волостелей.
Созданные в Киеве специальные органы
власти
могли играть роль центрального управления,
оказывать определенное
содействие местным князьям.
Складывание крупного Древнерусского
государства началось еще в
первой половине IX в. Во второй половине
IX в. под властью Киева
объединились два крупнейших славянских
государства - Киевское и
Новгородское (Славия). Несколько позднее
киевскому князю (великому,
как он стал себя титуловать) подчинились
все основные восточно-славянские земли.
Древнерусское (Киевское) государство,
образовавшись в IX в., просуществовало
до середины XII в. Оно занимало огромную
территорию с разнообразным по экономическим,
этническим и
культурным признакам населением: к концу
Х в. его земли простирались от устья Дуная
до устья Волги и от предгорий Кавказа
до Финского залива.Древняя Русь была
одним из самых сильных государств Европы,
имела дипломатические, торговые и иные
международные отношения со многими западноевропейскими
государствами, победоносно воевала с
Византией, неоднократно вынуждая ее заключать
договоры, по
которым русским купцам на льготных условиях
разрешалось торговать
в Константинополе. Русские торговые корабли
плавали по Черному и
Каспийскому морям. Новгород был крупнейшим
торговым центром Европы. Объединение
восточных славян в единое государство
обеспечило
дальнейшее развитие их экономики, культуры,
усилило военную мощь, помогло укреплению
международных связей. Древняя Русь имела
большое значение в развитии трех братских
народов (русского, украинского и бело-
русского), так как была первой ступенью
в истории государственности
их общего предка - древнерусской народности.
Древнерусское государство способствовало
дальнейшему развитию
феодального землевладения, усилению
власти феодалов-землевладель-
цев, угнетению феодально-зависимого населения.
Существует так называемая норманнская
теория возникновения
Древнерусского государства, по которой
государство восточных славян
создали варяги (норманны). Авторы этой
теории (а ее представители
есть и среди современных историков), основываясь
на легенде о призва-
нии варягов, делают далеко идущие выводы
о низком уровне развития
славян, о неспособности их создать государство,
о завоевании славян
варягами и создании последними государственной
власти.
Источники доказательно утверждают, что
ко времени появления ва-
рягов в Новгороде там уже сложилось государство.
Славяне имели дос-
таточно высокий уровень социально-экономического
и политического
развития, которое и стало необходимой
основой для образования госу-
дарства. Не исключено, что варяжские князья
- фигуры исторические.
Наибольшего расцвета Древнерусское государство
достигло в XI в., во
время княжения Ярослава Мудрого. Международные связи
Руси того времени и взаимоотношения с
другими государствами могут быть проиллюстрированы
следующими фактами: одна из дочерей Ярослава
Мудрого была замужем за французским королем,
другая - за норвежским, третья - за королем
Венгрии. Владимир Мономах (великий князь,
правивший в 1113-1125 гг.) был женат на дочери
английского короля.
Варяжские князья и их дружины не оказали
существенного влияния
на развитие восточных славян. Вопреки
мнению историков- норманнистов , варяжская
знать сама оказалась под сильным влиянием
славянской культуры и очень скоро обрусела.
Об этом свидетельствуют и сохранившиеся
языческие "дохристианские" верования
восточных славян, и культура земледелия,
ремесел, бортничества и др. Не сказалось
влияние
варягов ни на языке восточных славян,
ни на их культуре.
Критику норманнской теории еще в XVIII в.
дал М.В. Ломоносов.
Ее несостоятельность доказывали виднейшие
русские историки. Отвергают эту теорию
и современные отечественные историки
и многие историки зарубежных стран .
В Древнерусское государство кроме восточных
славян вошли и не-
которые другие племена: финно-угорские,
балтийские, что дает основание считать
его полиэтническим.
1.3. Социально-экономический
строй Киевской Руси
Могучее государство создало благоприятные
условия для быстрого развития производительных
сил. Хозяйственный прогресс оказался
в значительном распространении орудий
труда из железа, вытеснении примитивных
систем земледелия, развития ремесел,
торговли и городов. Великокняжеская власть
мало вмешивалась во внутреннюю жизнь
присоединенных земель. По мнению историков
в период IX - начала XII веков Киевская Русь
по своей социально-экономической сущности
была раннефеодальным государством и
являлась совокупностью территориальных
общин с элементами родовых отношений.
А с политической точки зрения Киевское
государство представляло федерацию княжеств
и непосредственно подчиненных великому
князю территорий.
В это время происходит образование княжеского
землевладения, прежде всего за счет земель,
некогда принадлежащих всему племени.
Теперь эта территория переходит под власть
князей, с которой они получали доход,
и часть из которой передавали своим княжим
мужам (дружинникам) - боярам в управление.
С развитием и расширением границ Древнерусского
государства, все больше бояр-дружинников
становятся земельными собственниками,
т.е. происходит рост класса феодалов.
К этому классу относились: сам великий
князь, высшая знать государства - бояре,
дружинники, местные князья, бояре земские
(старцы градские) - потомки родоплеменной
знати, а позднее и духовенство. Возникают
крупные земельные вотчины (княжеские,
боярские, церковные наследственные владения).
Идет процесс закабаления ранее свободных
крестьян. Из числа разорившихся свободных
общинников (смердов), не способных платить
феодалу дань, формируются новые категории
зависимого населения: рядовичи, обязанные
выполнять в пользу феодала "ряд",
т.е. какую-либо работу; закупы - должники
феодала; холопы - люди, находящиеся в положении
близком к рабскому. Однако основную массу
сельского населения продолжают составлять
свободные крестьяне-общинники.
Глава 2. Государственный строй и государственное
управление в Киевской Руси
2.1 Государственный
строй
Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной
монархии. На вершине государственной
власти стоял Великий князь. К органам
власти относились также боярский совет
(совет при князе), вече, Князь. Им мог быть
только член семьи Владимира Великого.
За все время существования Киевской Руси
был только один случай, когда в Галиче
на княжеский престол сел не член этого
рода, а боярин Владислав Кормильчич. В
понимании населения того времени правил
весь род князей, и каждый член этого рода
имел право на власть. Это единство княжеского
рода способствовало идее единства, соборности
Русской земли. Киевская Русь не имела
четко определенного престолонаследственного
права. Сначала Великий князь правил с
помощью сыновей, которые полностью подчинялись
ему. После Ярослава устанавливается право
всех сыновей князя на наследование в
Русской земле, но в течение двух столетий
ведется борьба двух подходов к наследованию:
по очередности всех братьев (от старшего
к младшему), а потом по очередности сыновей
старшего брата или только по линии старших
сыновей.
Компетенция и власть князя были неограниченными
и зависели от его авторитета и реальной
силы, на которую он опирался. Прежде всего
князь был военачальником, ему принадлежала
инициатива военных походов и их организация.
Князь возглавлял администрацию и суд.
Он должен был «володеть и судить». Он
имел право принимать новые законы, изменять
старые. Так, Ярославичи решили отменить
кровную месть, заменив ее штрафом. Князь
собирал налоги с населения, судебные
сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский
имел влияние на церковные дела. С летописей
следует, что Ярослав и Изяслав II приказывали
созывать собор епископов и выбирать митрополита.
Боярский совет, а сначала — совет дружины
князя, был неотъемлемой частью механизма
власти. Советоваться с дружиной, а позднее
— с боярами, было моральной обязанностью
князя. В своем «Поучении...» Мономах указывает
на совещания с боярами как на постоянные,
ежедневные. Несмотря на это, боярские
советы не стали государственным органом,
с четко определенным составом, компетенцией,
функциями.
Вече представляло собой орган власти,
который сохранился с времен родоплеменного
строя. С ростом власти князя вече утрачивает
свое значение и только тогда, когда власть
киевских князей приходит в упадок, снова
возрастает. В Киеве первое известие о
вече предоставляет летопись 1024 года:
победитель Ярослава, Мстислав, не занял
киевский престол, поскольку киевляне
в лице вече не пожелали этого.
Вече имело право избирать князя или отказывать
ему в княжении. Избранный населением
князь должен был заключить с вече договор
— «ряд». Содержание таких «рядов» до
нас не дошло. Скорее всего, в этом договоре
указывались обязанности князя перед
населением.
Вече в Киевской Руси не приняло такие
формы, как в Новгороде или Пскове. Оно
не имело определенной компетенции, порядка
созыва. Иногда вече созывал князь, чаще
оно собиралось без его воли. Неясно, как
проходили вечевые собрания, кто на них
председательствовал. На вече голосов
не подсчитывали, побеждала та идея, которую
поддерживало явное большинство. Участие
в вече принимали главы семей свободных
людей. Следовательно, можно сделать вывод,
что ни боярский совет, ни вече в Киевской
Руси не обрели парламентской формы и
не превратились в постоянные государственные
органы.
Четко определенных органов управления
в Киевской Руси не было. Длительное время
существовала десятинная система (тысяцкие,
сотские, десятники), которая сохранилась
от военной демократии и выполняла административные,
финансовые и иные функции. Со временем
ее вытесняет дворцово-вотчинная система
управления, т.е. такая система управления,
при которой княжеские слуги со временем
превратились в государственных должностных
лиц, осуществлявших различные функции
управления государством .
В XII веке к наиболее важным должностным
лицам относились:
• дворский — ведал всем княжеским хозяйством;
• воевода — командующий всеми вооруженными
силами княжества;
• тиун конюший — отвечал за княжеские
конюшни;
• стольник — ведал организацией снабжения
княжеского двора продовольствием. Более
мелкими должностными лицами были тиуны
и старосты.
Разделение княжеств на административные
единицы не было четким. Летописи упоминают
о волости, погосте. Местное управление
в городах и волостях князья осуществляли
через посадников и волостелей, которые
являлись представителями князя. С середины
XII века вместо посадников была введена
должность наместников.
В подчинении у посадников и волостелей
были должностные лица:
• тиуны,
• мытники (взимали торговую пошлину —
«мыть»),
• вирники (взимали виру — штраф за убийство),
• данщики (сборщики дани),
• пятенщики (взимали пошлину за продажу
лошадей — «пятно») и др.
Должностные лица местной администрации
не получали жалования от Великого князя,
а содержались за счет поборов с населения.
Такая система получила название системы
кормлений.
Органом местного крестьянского самоуправления
была вервь — сельская территориальная
община.
Власть князя и его администрации распространялась
на города и население земель, которые
не были собственностью бояр. Боярские
вотчины постепенно приобретают иммунитет
и освобождаются от княжеской юрисдикции.
Население этих вотчин становится полностью
подвластным боярам-собственникам.
2.2. Становление системы
государственного управления
В V—VI вв. часть славян, составлявших древнейшее
население Центральной и Восточной Европы,
начинает продвигаться на территорию
Восточно-Европейской равнины, очагово
населенную балтийскими и финно-угорскими
племенами. При этом в Приднепровье, вероятно
осели выходцы с Карпат, а на Севере —
с побережья Балтики. В ходе переселения
родоплеменное устройство славян распадается,
и заменяется территориально-этническими
образованиями — союзами племен (поляне,
словене, вятичи и др.), составившими самостоятельную
ветвь славян — восточную. Жили восточные
славяне соседскими, территориальными
общинами (вервь, мир). Природно-ландшафтные,
экологические условия Восточно-Европейской
равнины значительно отличались от аналогичных
западноевропейских и азиатских, что оказало
влияние на формирование древнерусского
этноса. Сложная гидрография Восточной
Европы обусловливала расселение племен,
определяла важнейшие военные, торговые
и коммуникативные пути, не давала в условиях
лесостепной зоны (при отсутствии естественных
географических преград нападениям врагов)
обособляться отдельными поселениями,
что создавало объективную основу для
этнического и политического единства.
Это, а также особенности климата (холодное
лето, суровая зима, затяжные весна и осень)
в течение веков выработали своеобразную
аритмию жизни и труда, специфические
черты быта и психологии древних русичей,
других местных народов. На Восточно-Европейской
равнине складываются полиэтничная, с
преобладанием восточных славян, геоэтнокультурная
система и соответствующая ей политическая
система и государственность. В VI—IX вв.
у восточных славян преобладал эволюционный
тип общественного развития. «Военная
демократия» у восточных славян разлагается
и перерастает в древнерусскую цивилизацию
— самобытную модель духовного, социально-экономического
и политического развития. Этот процесс
развивался в общем индоарийском, а не
только в узком европейском контексте.
Системообразующим фактором был восточнославянский
социальный генотип и индоевропейский
языческий культурный архетип при катализирующем
скандинавском и тюркско-хазарском влиянии
(на севере словене были данниками варягов,
а поляне и другие племена юга равнины
попали в зависимость от Хазарского каганата).
Большое значение для зарождающейся государственности
имел геополитический фактор — постоянный
натиск кочевников на ландшафтно не защищенную
равнину.
Письменные источники фиксируют состояние
восточнославянского общества на стадии
«военной демократии», когда оно имело
трехступенчатую структуру: племя — союз
племен — суперсоюз племен. Фундаментальной
составляющей любой биосоциальной системы
являются иерархия и потестарные отношения.
У восточнославянских племен (как и во
всех кровнородственных социумах) иерархичность
между людьми и коллективами, регуляция
общественной жизни строилась не на основе
принуждения, а на преимущественно психологических
механизмах; влияние, подражание, запреты,
реализуемые в системе табуирования. Эти
механизмы создавали поведенческий алгоритм,
при котором возникает психологическая
соподчиненность индивидов, вызывая у
одних чувство превосходства, заботы,
ответственности (управляющие) и чувство
страха, почтения у других (управляемые).
Такой поведенческий алгоритм реализуется
в значительной степени подсознательно
и на основе господствующих традиционных
ценностей, которые закрепляются в качестве
ментальных архетипов и служат индикатором
этничности. Верховным органом племени
было вече — собрание свободных общинников.
Структуру и контуры племенной знати по
источникам определить едва ли возможно.
По мнению большинства историков, она
состояла из верхушки нескольких привилегированных
родов, из среды которых общее собрание
выбирало вождей и старейшин. Их власть
не была индивидуально наследственной,
а являлась наследственной привилегией
отдельных родов. Потестарная элита (знать)
у восточных славян имела горизонтальную
структуру: ее составляли волхвы (жрецы),
концентрировавшие в своих руках сакральную
власть; совет старейшин (старцы градские),
определявшие внутриплеменную жизнь;
и военный предводитель — вождь. Их власть
регулировалась племенными традициями
в форме обычаев, ритуалов, этикета. Экзогенный
фактор ускорял возникновение союзов
племен (с конца VI в.), а затем и суперсоюзов.
Их центрами становятся города (Киев, Полоцк,
Смоленск и др.), которые первоначально
выступают не как социально-экономические,
а преимущественно военно-политические,
административные и культовые центры.
Мифологический тип мышления носит синкретический
характер, что предполагает понимание
единства и взаимосвязи культовых, властных,
организационных, технических и других
действий по организации жизнедеятельности
и поддержанию благополучия племенного
социума. Поэтому в городах, как центрах
обеспечения существования племенных
союзов, вероятно, сосредоточивались и
все институты, связанные с реализацией
функций управления.
Структура власти союзов племен формально
совпадала с организацией племенной власти,
но на смену родоплеменной приходит территориальная
организация общества.
Верховные органы племенного союза —
вече (собрание свободных общинников),
вожди (князья) с племенными дружинами,
старейшины (старцы градские). В городе
располагался сакральный центр, так как
князь выполнял не только военные, но и
религиозные функции. Сюда поступала дань
с подвластных племен, здесь формировалось
общее войско. Функции князя («князь» —
слово общеславянское, заимствованное
в праславянские времена из древненемецкого
и означавшее сначала главу рода, племени)
союза племен мало чем отличались от функций
племенного вождя. Князь был представителем
верхушки родоплеменного строя, а не носителем
государственной публичной власти. Внутриплеменные
дела сохраняют в своих руках родоплеменная
знать и племенное вече, а в руках князя
сосредоточиваются военные обязанности,
но они обеспечиваются уже не кровнородственными
связями, а территориальными, политическими
и военными отношениями.
2.3. Государственное
управление
Функционирование древнерусского государства
основывалось на славянской традиции,
поэтому многие ее элементы сохранились
и в системе управления Киевской Руси
. На основе обычного права, с внесением
поправок из-за изменившихся социальных
условий, был создан свод законов - “Русская
Правда”. Помимо варяжской дружины, большую
роль в войнах киевских князей играло
традиционное народное ополчение, тысяцкая
военная организация, делившая племя или
город на “призывные участки” разных
размеров, поставлявшие соответственно
десятки, сотни и тысячи бойцов. Во главе
их стоял тысяцкий, избиравшийся городским
вечем. В качестве пережитка в начальный
период существования Киевской Руси сохранялись
местные племенные княжения.
Племенные князья признавали высшую власть
киевского князя, пользовались его военной
помощью, собирали для него дань. У местных
князей сохранялось собственное войско.
Однако наряду с племенными традициями
и органами управления в Киевской Руси
действовали также новые лица и учреждения.
Местные князья постепенно начинали терять
свою власть. В подчиненных городах киевские
князья сажали своих наместников-посадников.
Княжеская дружина начинала играть все
большую роль в жизни страны. Дружинники
составляли окружение князей, нередко
жили с ними под одной крышей, ели с одного
стола, разделяли все их заботы. Князь
совещался с дружинниками по вопросам
войны и мира, организации походов, сбора
дани, суда, управления. Дружина делилась
на три разряда: старшая дружина (богатые
и влиятельные бояре, имевшие свои земли,
дворы, хоромы, челядь (рабов), своих дружинников,
младшая дружина (детские, отроки, жившие
при дворе князя, в мирное время выступавшие
в роли мелких управителей, слуг, а в военное
- в роли воинов, третью группу составляли
люди, набираемые из сельского и городского
люда.
Глава 3. Общественный
строй Киевской Руси.
Социальная структура Древнерусского
государства была сложной, но уже вполне
отчетливо вырисовывались основные черты
феодальных отношений. Формировалась
феодальная собственность на землю - экономическая
основа феодализма. Соответственно складывались
основные классы феодального общества
- феодалы и феодально-зависимые крестьяне.
Наиболее крупными феодалами были князья.
Источники указывают на наличие княжеских
сел, где жили зависимые крестьяне, работавшие
на феодала под надзором его приказчиков,
старост, в том числе специально наблюдавших
за полевыми работами. Крупными феодалами
были и бояре - феодальная аристократия,
богатевшая за счет эксплуатации крестьян
и грабительских войн.
С введением христианства коллективным
феодалом становятся церковь, монастыри.
Не сразу, но постепенно церковь приобретает
землю, князья жалуют ей десятину - десятую
часть доходов с населения и иные, включая
судебные, доходы.
Низший слой класса феодалов составляли
дружинники и слуги, княжеские и боярские.
Они формировались из вольных людей, но
иногда даже и из холопов. Выслуживаясь
перед господином, такие слуги получали
порой земли с крестьянами и становились
сами эксплуататорами. Статья 91 Русской
Правды приравнивает дружинников по порядку
наследования к боярам и противопоставляет
тех и других смердам.
Главным правом и привилегией феодалов
было право на землю и эксплуатацию крестьян.
Государство защищало и иную собственность
эксплуататоров. Усиленной защите подлежали
также жизнь и здоровье феодала. За посягательство
на них устанавливалась высокая мера наказания,
дифференцированная в зависимости от
положения потерпевшего. Высоко оберегалась
и честь феодала: оскорбление действием,
а в некоторых случаях и словом тоже влекло
за собой серьезные наказания.
Основную массу трудящегося населения
составляли смерды. Смерды жили общинами-вервями,
которые выросли из родового строя, но
в Древнерусском государстве имели уже
не кровнородственный, а территориальный,
соседский характер. Вервь была связана
круговой порукой, системой взаимопомощи.
В Древнерусском государстве появляется
фигура типичного феодально-зависимого
крестьянина - закупа. Закуп имеет свое
собственное хозяйство, но нужда заставляет
его идти в кабалу к господину. Он берет
у феодала купу - денежную сумму или натуральную
помощь и в силу этого обязан работать
на хозяина. Труд закупа не идет в счет
уплаты долга, он выступает как бы в качестве
только уплаты процентов по долгу. Поэтому
отработать купу закуп не может и практически
остается пожизненно у господина. К тому
же закуп отвечает за ущерб, причиненный
по халатности господину. В случае бегства
от господина закуп автоматически превращается
в холопа. К холопству ведет и кража, совершенная
закупом. Господин имеет по отношению
к закупу право вотчинной юстиции.
В многоукладном древнерусском обществе
существовала и "невольная челядь".
Русская Правда называет несвободного
мужчину холопом или челядином, а несвободную
женщину - рабой, объединяя тех и других
общим понятием "челядь".
Челядь была почти полностью бесправной.
Русская Правда приравнивает ее к скоту:
"от челяди плод любо от скота", - говорит
одна из ее статей. В этом отношении челядь
Древнерусского государства напоминала
античных рабов, которых в Риме называли
"говорящее орудие". Однако на Руси
холопы не составляли основу производства,
рабство было преимущественно патриархальным,
домашним. Не случайно Русская Правда
выделяет категории холопов, жизнь которых
защищалась более высоким наказанием.
Это всякого рода обслуживающий персонал
княжеского и боярского двора - слуги,
воспитатели детей, ремесленники и пр.
С течением времени развивается и процесс
превращения холопов в феодально-зависимых
крестьян. Они стали первыми крепостными.
В Древнерусском государстве еще отсутствовало
закрепощение крестьян. Феодальная зависимость
исторически может существовать в разных
формах. Для данной стадии развития феодализма
характерно отсутствие прикрепления крестьянина
к земле и личности феодала. Даже закуп,
если он как-то изловчится набрать денег
для уплаты долга, может немедленно уйти
от своего господина.
В Древнерусском государстве существовали
большие и многочисленные города. Уже
в IX - X вв. их было не менее 25. В следующем
веке прибавилось еще свыше 60 городов,
а к моменту монголо-татарского нашествия
на Руси было около 300 городов. Среди городского
населения выделялись купцы, бывшие привилегированной
категорией людей. Это особенно относится
к гостям, ведшим иностранную торговлю.
В Киеве, Новгороде и других городах жили
также искусные ремесленники, возводившие
великолепные храмы и дворцы для знати,
изготовлявшие оружие, украшения и т.п.
Города являлись центрами культуры. Древнерусская
деревня долгое время была неграмотной.
Но в городах грамотность была распространена
широко, причем не только среди купцов,
но и среди ремесленников. Об этом свидетельствуют
как многочисленные берестяные грамоты,
так и авторские надписи на бытовых предметах.
Как видим, в Древнерусском государстве
уже складываются сословия, т.е. большие
группы людей, объединенные единством
правового статуса. Поэтому вряд ли можно
согласиться с некоторыми отечественными
и зарубежными авторами, полагающими,
что сословный строй был свойствен только
западному феодализму.
Древнерусское государство было полиэтничным,
как уже отмечалось, притом с самого начала.
"Повесть временных лет", перечисляя
племена, которые якобы приглашали варяжских
князей, называет и явно неславянские
племена - чудь и весь. По мере продвижения
славян на северо-восток они неизбежно
вступали в ареал расселения финских племен.
Однако этот процесс проходил в основном
мирно и не сопровождался покорением коренного
населения. В необъятных лесах Волжского
бассейна и за ним всем хватало места,
и славяне мирным путем смешивались с
местными племенами. С введением христианства
этому синтезу способствовало и одинаковое
крещение всех язычников - и славян, и финнов.
Русский митрополит Илларион в своем "Слове
о законе и благодати" (XI в.) говорит
о равноправии всех христианских народов,
отнюдь не подчеркивая приоритета русских.
В законодательстве мы тоже не встретим
никаких преимуществ для славян, для Руси.
Более того, Русская Правда предусматривает
определенные преимущества в сфере гражданского
и процессуального права для иноземцев,
исходя из принципов традиционного русского
гостеприимства.
Идеи интернационализма, отсутствие всякого
шовинизма пронизывают и древнерусскую
литературу.
Заключение
Древнерусское государство явилось важнейшей
вехой в истории народов нашей страны
и его соседей в Европе и Азии. Древняя
Русь стала крупнейшим для своего времени
европейским государством. Ее площадь
составляла более 1 млн. кв. км, а население
- 4,5 млн. человек. Естественно, что она
оказала сильнейшее влияние на судьбы
мировой истории.
Древнерусское государство, созданное
древнерусской народностью, явилось колыбелью
трех крупнейших славянских народов -
великороссов, украинцев и белорусов.
Древняя Русь с самого начала была полиэтническим
государством. Народы, в нее вошедшие,
продолжали потом свое развитие в составе
других славянских государств, ставших
ее преемниками. Одни из них ассимилировались,
добровольно утратили свою этническую
самостоятельность, другие же сохранились
до наших дней.
В Древнерусском государстве сложилась
форма раннефеодальной монархии, которая
сохранилась потом и у ее преемников на
протяжении нескольких веков.
Громадное значение имело древнерусское
право, памятники которого, особенно Русская
Правда, дожили и до Московского государства.
Имели они значение и для права соседних
народов.
Объективные исторические процессы развития
феодализма повлекли за собой отмирание
Древнерусского государства. Развитие
феодальных отношений, породившее Древнюю
Русь, привело в конце концов к ее распаду,
неизбежному процессу установления феодальной
раздробленности в XII в.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
Книги
1. Чибиряев С.А. История государства и
права: учебник для вузов / С.Г Кара-Мурза,
В.М Курицын, С.А Чибиряев; под общ. ред.
С.А Чибиряева -М.: Былина, 2001.-528с.
2. Греков Б.Д. Киевская Русь / Греков Б.Д.-Л.:
Государственное издательство политической
литературы, 1953. - 561с.
3. Чистяков О.И. История отечественного
государства и права: учебник, часть 1/
под редакцией О.И Чистякова - М.: Издательство
БЕК, 1999.-360с.
4. Греков Б.Д. Русская Правда : учебное
пособие / под редакцией Греков Б.Д - М.:
издательство АН СССР, 1940.- 112 с.
Информация о работе Общественный строй Киевской Руси