Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 21:37, доклад
VII-IX в.в. у восточных славян шел процесс разложение родоплеменного строя: переход от родоплеменной общины к соседской.
В родовой общине все ее члены являются родственниками. Они ведут хозяйство сообща и вместе владеют имуществом, т.е. отсутствует имущественное неравенство; все члены рода могут иметь общее жилище; и даже едят из одного котла. Члены одного рода сообща выполняют трудоемкие работы; власть основана на авторитете.
Общественный строй восточных славян
Рисунок 1 - Внешний вид славянского поселения
Рисунок 2 - Реконструкция захоронения князя
VII-IX в.в. у восточных славян шел
процесс разложение
В родовой общине все ее члены являются родственниками. Они ведут хозяйство сообща и вместе владеют имуществом, т.е. отсутствует имущественное неравенство; все члены рода могут иметь общее жилище; и даже едят из одного котла. Члены одного рода сообща выполняют трудоемкие работы; власть основана на авторитете.
Переходной формой от родовой общины к соседской, была сложная (большая) семья. Главой большой семьи чаще всего был мужчина. У восточных славян он получил наименование "большак", "старшой". У южных славян это "домачин", "домакин", "главатарь". Спутницей большака была большуха - главная женщина в доме. Она заправляла хозяйством внутри дома. Почет и уважение, оказываемые большухе являлся прямым наследием матриархата. После смерти мужа энергичная большуха нередко становилась главой рода - даже при наличии взрослых, женатых сыновей. Большак и Большуха не были в древности самовластными правителями семьи. Распоряжаясь трудом домочадцев, глава семьи не лежал весь день на лавке: он сам был первым работником, в любом деле показывал пример. Важнейшие вопросы, касавшиеся хозяйственной деятельности и личной жизни членов рода (вопросы брака) решали на семейном совете, он и был высшей властью. На совете мужчины и женщины имели равное право голоса, весомость каждого голоса определялось мерой личного авторитета. В большой семье не было ни брошенных стариков, ни покинутых детей. Все дети находились сперва под присмотром женщин, а по достижению определенного возраста мальчики поступали под опеку большака, девочки - в ведение большухи.
В соседской общине основу общности составляет не кровное родство, а близость проживания. Соседи ведут свое хозяйство индивидуально, господствует частичная собственность, но земля не является частной собственностью конкретного общинника, собственником земли считается вся община, поэтому периодически (8 - 15 лет) проводятся переделы участков. Пастбища, лесные угодья, места лова рыбы принадлежат всей общине. Выделялась родоплеменная знать - вожди (князи, князья) и старейшины. Они окружали себя дружиной, т.е. вооруженной силой не зависящей от воли народного собрания и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Таким образом, славянское общество подходило возникновению государственности.
Каждое племя имело своего князя. Князь опирался на дружину: профессиональных воинов. Их возглавлял воевода - второе лицо после князя. Дружинники должны были следовать за князем не только в бой, но и на тот свет, после смерти сопровождая своего вождя (на рисунке 2 изображена реконструкция захоронения князя. Он захоронен на нижнем уровне, выше расположены его приближенные. На самом верхнем уровне - лошади.). Князь обязан был одевать, вооружать и кормить дружину. Дорогую одежду и оружие дружина могла добыть в военных походах, но кормиться она должна была в своих землях. Князь и дружина не могли долго кормиться в одном и том же месте они постоянно должны были переезжать от одной общины к другой, чтобы у подвластного населения хватало продуктов. В это время у князей и их дружинников не было собственных земель, князьям принадлежали охотничьи угодья. Охота не была забавой, она приносила мясо и меха. С подвластным населением у князя существовал договор о дани; в свою очередь должен был выступать судьей (разбирать тяжбы и конфликты) и защищать в случае внешней угрозы.