Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 09:02, реферат
Из-за размеров страны и многонациональной "эмигрантской среды" США здесь вряд ли удастся выделить какую-то единую модель или стиль поведения - несмотря на усиленную пропаганду "общечеловеческих ценностей", универсальной американской культуры не существует. Однако есть целый набор стереотипов, как навязанных политическими структурами, так и естественных, которые характерны для всего американского общества в целом.
Из-за размеров страны и многонациональной "эмигрантской среды" США здесь вряд ли удастся выделить какую-то единую модель или стиль поведения - несмотря на усиленную пропаганду "общечеловеческих ценностей", универсальной американской культуры не существует. Однако есть целый набор стереотипов, как навязанных политическими структурами, так и естественных, которые характерны для всего американского общества в целом.
Например, одним из таких клише является утверждение, что в США существует "бесклассовое" общество. Однако это верно лишь в том понимании класса, которое традиционно используется в Европе или Азии, где принадлежность к тому или иному социальному слою еще при рождении в значительной степени определяет социальное положение в дальнейшем. Действительно, в США можно "свободно перемещаться" между социальными группами лишь изменяя свой финансовый статус, ведь именно наличие или отсутствие денег определяет здесь принадлежность к той или иной "касте". Именно отсюда берет начало "американская мечта" и еще один штамп - об особой демократичности американского общества и "потрясающих свободах". Однако в силу наличия сформировавшейся еще в ХХ веке "молодой аристократии" и специфической модели развития американского общества, неравенство в социально-экономическом статусе богатых и бедных здесь ничуть не меньше, чем любой другой стране мира.
Также верно и что, что жители США более материалистичны и индивидуалистичны, чем представители других культур (хотя это утверждение будет справедливо и для любого другого развитого общества). Уровень достатка и внешняя независимость здесь превращены в настоящий культ, хотя признаки благосостояния открыто и не демонстрируются (по крайней мере, эта черта явно скромнее, чем во многих наших мегаполисах). Сдерживающим фактором здесь является превосходно развитое гражданское общество и мощнейший институт общественного мнения. Следует учитывать, что и само общественное мнение воспитывается на тех же идеалах индивидуализма и "больших возможностей", поэтому оно ни в коем случае не ограничивает человека в проявлении его стремления к достатку и свободе, осуждая лишь особо циничные формы реализации этого процесса.
Огромное значение в формировании характерной для страны культуры имеет и достаточно специфическое американское законодательство. С одной стороны это мощнейший государственный аппарат, архаичная выборная система эшелонов власти, превосходно развитая юриспруденция с её сложной системой поправок и прецедентов, сложнейший свод законов и обширная система подзаконных актов, формирующих "скелет" общества. С другой - либеральная федеральная система с огромными полномочиями отдельных штатов, развитый институт гражданских прав и свобод, свободное развитие различных общественных, политических и религиозных организаций, а также мощный общественный контроль за многими аспектами жизни государства. Эта сложнейшая "мозаика" различных свобод и ограничений и приводят к образованию характерного американского менталитета, столь бросающегося в глаза любому посетителю этой страны. Однако о единой схеме речи здесь не идет - каждый штат и зачастую даже отдельный округ имеет свой характерный стиль, складывающийся как из местных законов, так и из традиций населяющих его людей.
Так же верен штамп, что США являются одной из наиболее религиозных из промышленно-развитых стран планеты. Здесь представлены практически все конфессии планеты, причем действуют они без малейших ограничений (в рамках закона, конечно), что приводит к формированию сложнейшего смешения религиозных культур, часто настолько взаимопроникающих друг в друга, что разделение их "до первооснов" просто не представляется возможным. Официально большинство населения США исповедуют протестантизм (около 52%), католицизм (24%) и другие ветви христианства, однако на самом деле общая картина значительно сложнее и многообразнее. Причем уважение к институтам церкви, вне зависимости от собственных убеждений (по данным некоторых независимых исследователей, более 30% населения США - атеисты или в той или иной мере не придерживаются определенной веры), огромно, а её представители играют заметную роль в общественной жизни.
Мало кто из самих американцев рискнет утверждать, что характерные элементы их культуры, растиражированные (и раскритикованные) по всему миру, не имеют для него никакого значения. Страсть к автомобилям и отличная дорожная сеть, масскультура с её Голливудом, кантри, блюзом, джазом, роком или рэпом, повальное увлечение баскетболом и бейсболом, хоккеем и гольфом, пиво и кока-кола, непременные барбекю по выходным и фастфуд каждый день, сложные "этнические" кварталы с их особым стилем жизни и фешенебельные богатые районы, особое отношение к современным эмигрантам при воспевании культа эмиграции первой волны - все это имеет место быть. Однако это лишь внешние и наиболее яркие проявления местной жизни, но как часто бывает в таких случаях - далеко не самые важные. Жизнь и быт американцев гораздо сложнее и довольно отдаленно соответствуют различным клише, сформированным за многие годы.
"Средний американец" чаще
всего вполне радушен и
Несложно заметить, что страна, чья история насчитывает едва триста лет, поддерживает множество исторических памятников, а их число зачастую превышает количество таковые в нескольких государствах Европы или Азии вместе взятых. О принадлежности того или иного местного памятника к категории исторических можно спорить, однако внимание и уважение к ним самих американцев бесспорно. Столь же большое внимание уделяется охране природы и поддержке международных экологических организаций (и это притом, что США являются крупнейшим "поставщиком" экологически опасных веществ в мире), стремление к участию в политической жизни страны и общественной деятельности (США занимают первое место в мире по числу всевозможных комитетов и общественных организаций), широкое участие во всевозможных "проектах" - от международных гуманитарных программ и исследовательских работ до каких-то местных общественных работ, вроде очистки прудов или озеленения улиц.
Еще одна важнейшая черта американцев, прямо вытекающая из их индивидуализма, - "прайвеси". Понятие частной жизни и права независимого существования здесь настолько же незыблемы, как и право частной собственности. Причем это проявляется не только и не столько в ограждении своего жилища или бизнеса от внимания окружающих - большинство американцев как раз наоборот - очень общительны и гостеприимны, дружелюбны и открыты. Но только до определенного предела, который устанавливается не законами (хотя и ими тоже), а сложившимся укладом жизни и балансом интересов по отношению друг к другу ("не лезь ко мне, и я не потревожу тебя"). Отсюда берет начало множество столь бросающихся в глаза черт в поведении, вроде отсутствия очередей (даже если таковые случаются, то люди в них часто стоят на очень большом удалении друг от друга, как бы стараясь не вторгаться в сферу чужих интересов), обилия пустых мест в ресторанах и кафе при полностью занятом зале (подсаживаться за чужой столик без приглашения не принято даже при наличии за ним большого количества свободных мест), полного безразличия к чужому внешнему виду или привычкам и даже отсутствия полноценных заборов между соседними домами или участками (а зачем они, если никто и так не войдет без приглашения?) и множества других вариантов. Отсюда же вытекает и некоторая неприязнь многих американцев к случайным знакомствам или нежданным собеседникам, активно скрываемая впрочем за общей дружелюбностью поведения.
Американцы ценят
Многих сбивает с толку
Несмотря на то, что кулинарии США и местной системе быстрого питания в целом отпущено немало язвительных стрел, общий уровень кухни в стране достаточно высок, а в хороших ресторанах совсем не уступает лучшим международным традициям. Поведение за столом здесь полностью соответствует типичным европейским нормам. Причем в большинстве случаев американец уделит много внимания правильной сервировке стола и его оформлению, набору блюд и напитков, интерьеру заведения и его репутации, но останется потрясающе равнодушным к соблюдению каких бы то ни было канонов в случае, если он один или считает себя таковым. Однако издавать при еде какие-то звуки (например, шумно прихлебывать или дуть на пищу, разговаривать по телефону, громко звать официанта и т. д.) считается крайне неприличным, много внимания уделяется и этикету (основы его преподают во многих школах), салфетки и другие предметы гигиены есть на каждом столе (даже в заведениях быстрого питания), а чистота в помещениях (и в туалетах!) идеальная. В США используется так называемый американский стиль использования столовых приборов во время еды - в отличие от Европы, здесь держат вилку не в левой руке, а перекладывают ее в правую.
Во многих ресторанах и кафе оставлять что-либо на столе не принято - чаще всего все несъеденное будет упаковано в пакет или коробку и выдано на руки клиенту (иногда такие пакетики кокетливо называют "мешок для собачки", подразумевая, что все остатки пойдут "на стол" домашнего животного). Поэтому не является нарушением этикета и просьба самого клиента собрать со стола все, что оплачено, и запаковать на вынос. Ввиду огромного разнообразия заведений быстрого питания с их всевозможными бутербродами, булочками, пиццей, лепёшками и так далее, очень развита инфраструктура упаковки, позволяющая все эти продукты, которые вполне допускается есть руками, употреблять "цивилизованно" (использованную упаковку следует выбрасывать в специальные контейнеры).
Правила употребления алкоголя в США
столь же различны, как и законы
штатов или традиции этнических групп.
Единым для всей страны является лишь
минимальный разрешенный
Продажа алкоголя обычно запрещается после какого-то определенного времени (обычно после 02.00) или в выходные (обычно по воскресеньям), но в каждом штате эти рамки свои. Даже в супермаркетах, обычно работающих по воскресеньям, к полкам с алкогольной продукцией в это время прекращается всяческий доступ. В некоторых штатах большинство магазинов имеет право продавать только пиво, а вино, ликеры и другие крепкие напитки можно приобрести только в специализированных торговых точках. Некоторые "сухие округа" (главным образом в южных штатах) запрещают на своей территории продажу алкогольных напитков крепостью свыше какого-то определенного процента вовсе (исключения делаются лишь для частных клубов и закрытых заведений).
В некоторых районах алкогольные напитки можно распивать только в ресторанах или барах (часто закуски в этих заведениях имеют очень ограниченный ассортимент), причем во многих кафе алкоголь не продается вовсе. Во всех штатах запрещено распивать любые (!) алкогольные напитки в публичных местах и на улице, но чтобы обойти этот закон, бутылку прикрывают специальным бумажным пакетом, не позволяющим увидеть содержимое. Однако если полицейский решит проявить пристальный интерес и выяснит, что пьется именно алкоголь, пакет не спасет.
"Чистый" алкоголь не пользуется
особым уважением - гораздо чаще
используются различные
Вина по большей части считаются
атрибутом праздничного стола, причем
это относится как к
Вождение в пьяном виде (DUI - driveing under influence) считается одним из самых серьезных правонарушений, за которое полагаются очень внушительные штрафы и даже тюремное заключение на несколько дней или месяцев (от уплаты штрафов оно не избавляет). В разных штатах нормы определения степени опьянения различны, но в среднем предельно допустимое содержание алкоголя в крови у водителя должно составлять не более 0,08 промилле, а 0,05 промилле уже может послужить причиной серьезного предупреждения от полиции. В большинстве штатов просто запрещено иметь в салоне машины любую открытую бутылку с алкоголем. Полицейские контрольно-пропускные пункты и патрули, оценивающие уровень алкоголя в крови, достаточно нередки, особенно в дни проведения каких-то массовых праздников, однако в разных штатах взаимоотношения подвыпившего водителя со стражами порядка строятся по-разному. Где-то полицейский имеет право провести освидетельствование подозрительного водителя на месте, в других штатах он может лишь выписать повестку в суд, который и устанавливает меру вины. Как бы то ни было - спорить с местными стражами порядка в этом вопросе бесполезно и даже опасно - если суд признает вину водителя при отказе его содействовать полиции, наказание может быть очень существенным, особенно для иностранца, которого могут депортировать из страны и в дальнейшем попросту откажут во въездной визе.