Официальная идеология и общественная мысль в России в первой половине XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:31, реферат

Описание работы

Россию времени правления Николая I (1825– 1855) нередко называют «фасадной империей»: внешний блеск скрывал острые и болезненные проблемы, стоящие перед страной. Их осознанию, поиску корней, выработке решений была подчинена идейная, духовная жизнь русского общества в эти годы.
Нет ничего удивительного в том, что спектр предложенных тогда решений оказался чрезвычайно широким.

Содержание работы

Официальная идеология и общественная мысль в России в первой половине XIX века 2
Культура России в первой половине XIX в.: национальная основа, европейские влияния 6
Промышленный переворот в России в XIX в.: этапы, особенности. 9

Файлы: 1 файл

история.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Официальная идеология и общественная мысль в России в первой половине XIX века

 

 

Россию времени правления  Николая I (1825– 1855) нередко называют «фасадной империей»: внешний блеск  скрывал острые и болезненные  проблемы, стоящие перед страной. Их осознанию, поиску корней, выработке решений была подчинена идейная, духовная жизнь русского общества в эти годы.

Нет ничего удивительного в том, что спектр предложенных тогда решений  оказался чрезвычайно широким. Оформились направления общественной мысли, которые  сохранят свое влияние на протяжении всего XIX столетия: официальное (консервативно-монархическое), либеральное (представленное взглядами западников и славянофилов) и революционное (социалистическое).

 Консервативно-монархическое направление нашло выражение в знаменитой формуле министра народного просвещения С. С. Уварова. Теория официальной народности была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность.

Россия, согласно этой теории, – это  самобытная страна, основами бытия  которой являются самодержавие, единственная форма правления, которую поддерживает русский народ; православие, исконное воплощение его духовности и надежная опора единовластия монарха; народность, неразрывно связующая самодержца и общество.

В монархии сосредоточены  интересы страны и народа, вот почему необходимы не отказ от самодержавного принципа управления, а его всемерное укрепление, не преобразования, а сохранение существующего порядка, не оглядка на Европу, а борьба с «крамолой».

Формой существования либеральных и революционных идей в 30–40-е гг. стали немногочисленные кружки. Именно в них определилась идеология основных течений русского либерализма тех лет – западничества и славянофильства.

И западники, и славянофилы отрицали революционные способы переустройства страны, возлагая главные надежды на силу общественного мнения и готовность власти к преобразованиям. В центре споров между ними оказался вопрос об историческом пути России, её прошлом и будущем.            

Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин и др.) утверждали, что Россия развивается в том же направлении и по тем же законам, что и европейские страны. Она лишь отстает от них, и задача состоит в том, чтобы преодолеть это отставание: отменить крепостное право, ввести конституционные формы правления (Россия должна стать либо конституционной монархией, либо республикой), провести судебную и военную реформы.

Исторический смысл  споров западников и славянофилов раскрыл  их современник П.Анненков: «Между партиями таилась, однако же, одна связь, одна примиряющая  мысль, более чем достаточная для того, чтоб открыть им глаза на общность цели, к которой они стремились с разных сторон… Связь заключалась в одинаковом сочувствии к порабощённому классу русских людей и в одинаковом стремлении к упразднению строя жизни, допускающего это порабощение или даже именно на нём и основанного».

 Славянофилы преувеличивали  особенность исторического пути  развития России, считая капиталистический  строй порочным, они призывали  к возвращению в допетровскую  Русь. Они стремились к органическому  пониманию истории и дорожили народными традициями. Славянофилы считали необходимым отменить крепостничество, восстановить утраченную связь народа и самодержавной власти, возродить Земские соборы, поддержать крестьянскую общину, освободить её от опеки помещиков и чиновников.

Представители радикального направления оказались более  активными. С 1811 г. по 1825 г. в России существовало более 30 тайных революционных организаций  дворян. В 1816 г. возникло тайное общество будущих декабристов – «Союз  спасения», а в 1818 г. – «Союз благоденствия». В марте 1821 г. на Украине было образовано Южное общество, создателем и руководителем которого стал П.И. Пестель. В 1822 г. в Петербурге было создано Северное общество, лидерами его стали Н.М. Муравьев, К.Ф. Рылеев, С.П. Трубецкой, М.С. Лунин.

Основными конституционными проектами  стали «Конституция» Н.М. Муравьева  и «Русская правда» П.И. Пестеля.

Н.М. Муравьев выступал за конституционную  монархию, в которой законодательная  власть принадлежала парламенту –  «Народному вече». Избирательное право граждан ограничивалось высоким имущественным цензом.

П.И. Пестель высказался за учреждение парламентской формы правления. Он провозгласил принцип всеобщего  избирательного права.

В решении аграрного вопроса  П.И. Пестель и Н.М. Муравьев единодушно признали необходимость полной отмены крепостного права, личного освобождения крестьян.

Н.М. Муравьев предлагал федеративное устройство будущего российского государства, П.П. Пестель настаивал на сохранении неделимой России.

Дворянские революционеры не только выступили с программой преобразования России, но и пытались ее осуществить, подняв восстание. 14 декабря 1825 г. Члены Северного общества вывели на Сенатскую площадь 3 тыс. солдат и матросов. Они хотели принудить Сенат принять их программный документ – «Манифест к русскому народу» и вместо присяги императору Николаю провозгласить переход к конституционному правлению. Восстание в Петербурге было разгромлено. Закончилось поражением и восстание черниговского полка (29 декабря 1825 г.), которое подняли руководители Южного общества.

Николай I сурово покарал восставших. Пять декабристов - П. И. Пестель, Ю. Ф. Рылеев, С. Я. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский - были повешены. Около 280 декабристов сослали на каторгу  в Сибирь. Основные причины поражения декабристов: ставка на заговор и военный переворот, слабость пропагандистской деятельности, несогласованность действий, выжидательная тактика в момент восстания.

Однако восстание декабристов  стало значительным событием в русской  истории. Декабристы понимали, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны, так как усугубляет отставание России от развитых стран Европы. Пройдя Отечественную войну 1812 г., декабристы поняли, что народ, спасший Россию от порабощения и освободивший Европу от Наполеона, заслуживает лучшей участи. Они впервые попытались практически изменить судьбу России.

В Россию также проникали учения европейских социалистов-утопистов  А. Сен-Симона, Р. Оуэна, Ш. Фурье. Особенно значительной популярностью пользовались идеи Фурье (кружок М. В. Петрашевского, разгромленный правительством в 1849г.; среди его членов были Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и др.). Глубокое влияние этих учений испытал и А. И. Герцен, увлекавшийся также теориями западников. Соединяя представления о том, что Россия должна идти по европейскому пути, с критическим отношением к капиталистическим порядкам, Герцен пришел к выводу, что именно России предстоит проложить путь к справедливому общественному строю – к социализму. В начале 50-х гг., находясь в эмиграции, он разработал теорию «русского», или «общинного», социализма. Герцен полагал, что Россия обладает преимуществом перед европейскими странами – крестьянской общиной, которая легко и органично воспримет идеи социализма. В общине с её совместным землепользованием, традициями самоуправления и взаимопомощи он видел «ячейку социализма». Отмена крепостного права, наделение крестьян землей, считал Герцен, приведут Россию к социализму.

Культура России в  первой половине XIX в.: национальная основа, европейские влияния

 

 Первая половина XIX в. – одна из наиболее значительных  эпох в истории русской культуры. Образование, наука, литература, живопись, архитектура, музыка, театр  – все они переживали подъем, являли стране и миру выдающиеся достижения и открытия. Основой развития системы образования стала реформа 1803 г. Учреждались четыре типа учебных заведений: приходские школы для детей крестьян; уездные училища для горожан; губернские гимназии для дворянских детей; университеты.

 Страна была поделена на  шесть образовательных округов,  в каждом из которых имелись  учебные заведения всех типов,  а их центрами стали университеты, отвечавшие за уровень преподавания  в гимназиях и училищах.

 Московскому, Харьковскому, Дерптскому, Виленскому, Петербургскому университетам уставом 1804 г. была предоставлена широкая автономия (самостоятельность) в решении внутри университетских вопросов. Она была отнята уставом 1835 г. Введение нового устава отражало общую тенденцию николаевского царствования к повсеместному контролю, искоренению свободомыслия, бюрократизации. Эта тенденция, однако, сочеталась с усилиями по развитию системы высших учебных заведений, дававших специализированное профессиональное образование (Московское ремесленное училище, Училище гражданских инженеров, Межевой институт, Строительный институт и др.), а также с существенным ростом числа начальных и средних школ. Успехи в сфере образования не замедлили принести свои плоды. Центрами развития науки были университеты и научные общества (Вольное экономическое общество, Археографическая комиссия, Русское географическое общество и др.). Благоприятствовал научным открытиям рост промышленности, предъявлявшей спрос на технические новинки и изобретения. Исследования В. В. Петрова (гальванический ток, явление электрической дуги) заложили основы электрохимии и электрометаллургии. В 1834 г. Б. С. Якоби сконструировал электромотор, а позже открыл гальванопластику. Работы П. П. Аносова дали начало новой отрасли науки – металлографии. Н. Н. Зинин сумел синтезировать анилин. К. М. Бэр создал новую науку – эмбриологию. Профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский стоял у истоков неевклидовой геометрии. В 1839 г. в Пулкове под Петербургом В. Я. Струве основал первую в России обсерваторию. Первую операцию под эфирным наркозом в полевых условиях провел Н. И. Пирогов. Огромное значение имели путешествия Ю. Ф. Лисянского и И. Ф.Крузенштерна (первая в истории России кругосветная экспедиция), М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллинсгаузена (открытие Антарктиды). Научным и гражданским подвигом стало создание Н. М. Карамзиным 12-томной «Истории государства Российского». Первая половина XIX в. – золотой век русской литературы.

 На протяжении нескольких  десятилетий произошла смена  трех ведущих художественных  стилей. Сентиментализм с его интересом к душе и переживаниям отдельного человека («Бедная Лиза» Н. М. Карамзина) уступил место романтизму, культивировавшему возвышенные чувства любви к свободе, независимость и готовность к жертвам, воспевавшему идеального героя, недовольного и собой, и обществом (баллады В. А. Жуковского, ранние произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и др.). Увлечение романтизмом прошло «как сон, как утренний туман»: в литературе утвердился реализм, вдохновлявшийся не вымышленными ситуациями и романтическими страстями, а реальной жизнью, реальными людьми, любящими, ищущими себя и свое место среди других людей. Реализм пришел в русскую литературу вместе с «Евгением Онегиным», «Повестями Белкина», «Капитанской дочкой» А. С. Пушкина. За ними последовали «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Бедные люди» Ф. М. Достоевского, «Мертвые души» и «Ревизор» Н. В. Гоголя.

Свой путь от классицизма к романтизму и реализму прошла в первой половине XIX в. живопись. Блестящее творчество К. П. Брюллова («Последний день Помпеи», «Автопортрет» и др.) сочетало традиции академической школы с романтическим восприятием мира. Романтизм был свойствен портретной живописи О. А. Кипренского (портреты А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Д. В. Давыдова и др.). В творчестве В. А.Тропинина («Кружевница», «Портрет мальчика») и А. Г. Венецианова («На пашне Весна», «Гумно») ясно видны черты реалистического искусства. Бытовой жанр получил интересное воплощение в картинах П. А. Федотова («Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор!»). Всю жизнь посвятил созданию картины «Явление Христа народу» А. А. Иванов. Проникнутое искренним религиозным чувством, полотно Иванова составляет особую страницу истории русской живописи. Прекрасно наследие русской монументальной скульптуры: Александровская колонна на Дворцовой площади в Петербурге (О. Монферран), «Укрощение коней» на Аничковом мосту и памятник И. А. Крылову в Летнем саду (П. П. Клодт) и др.

 В архитектуре властвовал  поздний классицизм (ампир). Надежность, монументальность, гражданственность и простота отличают здание Адмиралтейства (А. Д. Захаров), Казанский собор (А. Н. Воронихин), здания Главного штаба и Александрийского театра (К. И. Росси) в Петербурге, новое здание университета (Д. Жилярди) и Большой театр (О. И. Бове) в Москве. По-своему значителен русско-византийский стиль, вошедший в архитектуру в 40-е гг. (храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, здание Николаевского вокзала в Петербурге К. А. Тона).

В первой половине XIX в. родилось русское национальное музыкальное искусство, представленное в первую очередь творчеством М. И. Глинки (оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»). Малый театр в Москве и Александрийский театр в Петербурге создали самобытные актерские школы, получившие признание и любовь зрителей (М. С. Щепкин, В. А. Каратыгин, Е. С. Семенова и др.).

Промышленный переворот  в России в XIX в.: этапы, особенности.

 

Промышленный переворот, т. е. процесс перехода от мануфактурного, основанного на ручном труде производства к производству фабричному, связанному с широким применением машин, начался в России в 30–40-е гг. и завершился (в передовых отраслях) к 80-м гг. XIX в. Выделяют два крупных этапа: дореформенный (1830–1850-е гг.) и пореформенный (1860–1880-е гг.). Первый этап промышленного переворота

Переход от мануфактуры к фабрике  начался в тех отраслях промышленности, где наиболее широко применялся наемный  труд. Пионерской в этом отношении  стала хлопчатобумажная промышленность (бумагопрядение, ситцепечатание). Машины внедрялись также в суконной, писчебумажной промышленности, в сахароварении. Возникли первые машиностроительные предприятия (Петербург, Москва, Нижний Новгород и др.). Важной стороной промышленного переворота в эти годы стало развитие транспорта, прежде всего пароходного и железнодорожного. Первая железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом, была построена в 1837 г. В 1851 г. вступила в строй железная дорога Петербург – Москва.     

Информация о работе Официальная идеология и общественная мысль в России в первой половине XIX века