Оформление абсолютизма в России. Европейская модернизация государства в 18 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 14:36, контрольная работа

Описание работы

Россия в XVII веке, перед эпохой преобразования, представляет нам на
огромном пространстве небольшое число городов с поразительно ничтожным количеством промышленного народонаселения: эти города не иное что, как большие огороженные села, крепости, имеющие более военное значение, чем промышленное и торговое; они удалены друг от друга обширностью расстояний и чрезвычайной трудностью сообщений, особенно весной и осенью. Таким образом, Россия в своей древней истории представляла страну преимущественно сельскую, земледельческую, а такие страны необходимо бывают бедны и развиваются чрезвычайно медленно.

Содержание работы

1.Ведение 3
2.Реформы Петра и их значение 3
2.1. военная реформа 4
2.2.налоговая реформа 4
2.3.реформа государственного аппарата 4
2.4.реформа церковного управления 5
3.Итоги и значение реформ Петра 5
4.Особенности российского абсолютизма 6
5.Вывод 9
6.Проблемы европеизации в России 9
7.Вывод 12
8.Список используемой литературы 13

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 41.11 Кб (Скачать файл)

 

  1. Остротой социальных противоречий, необходимостью принятия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов.

 

  1. Притязаниями на ведущую роль в системе международных отношений.

 

  1. Задачи политики просвещенного абсолютизма

 

  1. Укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения наиболее архаичных ее элементов.

 

  1. Расширение прав и свобод русского дворянства в целях его превращения в подлинно привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества.

 

  1. Проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой, призванных смягчить социальную напряженность.

 

  1. Создание условий для экономического развития страны, принятие законов, способствующих предпринимательству (политика экономического либерализма).

 

  1. Распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране

 

  1. Повышение авторитета России за границей, укрепление ее международного положения.

 

Проведение политики просвещенного  абсолютизма в России подготовило  условия для модернизации страны, проведенной в середине Х1Х в. Поэтому обращение к данной теме позволяет проследить преемственность  реформ, истоки становления гражданского общества в России.

 

5.Вывод

 

   Анализируя развитие  России на протяжении всего  18века, следует отметить ее бесспорные  достижения во всех сферах  деятельности. Страна приобрела  более яркий архитектурный облик,  росли новые города, создавались  крупные промышленные центры. Эпоха  Екатерины 2 ознаменовалась всплеском  научных открытий, ярких литературных  талантов. В общественно-политической  жизни утверждались демократические  традиции.

    Внешняя политика  Екатерины 2  характеризовалась дальнейшим расширением территории страны и укреплением ее международного авторитета. Вместе с тем хозяйственные и культурные успехи России, ее международный престиж не смогли скрыть тяжелого положения простого народа, трудом и талантом которого достигались эти успехи. Трудолюбие, выносливость и терпение не выдерживали жестокой эксплуатации самодержавия, что приводило к мощным волнениям. Екатерина 2 испытывала на себе грозный и беспощадный крестьянский бунт под руководством Е.Пугачева.

 

 

6. Проблемы европеизации в России

 

   Архаичная политическая,  финансовая  и  военная система Российского государства не позволяла добиваться  во  внешней политике  ощутимых результатов.  Огромные внешнеполитические усилия России в семнадцатом веке привели к  весьма  скромным итогам.  Выход к Балтийскому и Черному морям по-прежнему был закрыт.  Для того, чтобы на равных бороться с  европейскими державами   и  Османской  империей,  нужно  было  не  просто заимствовать  отдельные   достижения   Европы, а   сделать европейскую  экономику  и культуру,  европейский образ жизни особой ценностью,  поставив ее выше  традиционных  ценностей русской  жизни.  Только  тогда  страна могла бы войти в круг европейских держав. Задачу изменения    традиционной   системы   ценностей, поворота России лицом к Западу взял на себя сын царя Алексея Петр Первый. 

   Он с детства ненавидел сторонников "старины", ибо еще в возрасте десяти лет  пережил  стрелецкий  бунт,  в результате  которого  фактически во главе государства встала его сестра, царевна Софья. Власть Петру удалось вернуть лишь в 1689 году.  Идеалом Петра были европейские образ жизни, экономика и культура,  усвоенные им еще в Москве,  в Немецкой слободе. В1697-1698 годах,  чтобы лучше узнать  Европу,  Петр  принял участие в "великом посольстве" и посетил Пруссию, Голландию, Англию и Австрию. Все это время он упорно изучал иностранные языки, административные учреждения, военное и морское дело, технику стран Запада. Возвратившись из   путешествия   из-за   нового   бунта стрельцов,  Петр  со  всей  силой  обрушился  на  проявления                            традиционализма в жизни России. Его страстным желанием стало превратить Россию  в  часть  Европы, сделать  ее  такой  же благоустроенной,  богатой  и процветающей, как Голландия или Англия.  Его ненависть к  старине  была  столь  сильна,  что вызывала ненужную жестокость.  Подавление   восстания стрельцов,  защитников традиций,  было проведено при  помощи массовых   пыток и казней.  Все  стрелецкие  полки  были расформированы, царевна Софья пострижена в монахини. В декабре  1699 года Петр отказался от традиционного для России  летоисчисления  "от  сотворения  мира"  и   приказал перейти   на  общеевропейское  летоисчисление  от  Рождества Христова.  Первого января был отпразднован  новый,  1700-й,год.  Тем самым "разрыв времен" осуществился буквально. 

   Это подкрепило  решительность  отказа  от  старых  ценностей   и принятие новых. Начался широкий призыв иностранцев на службу в Россию. При Петре   Первом  Россия  впервые  ощутила  себя  как периферия Европы и поставила своей целью стать  равноправной европейской  державой,  заимствуя  опыт  других стран.

    Петр Первый поставил перед Россией задачу "догоняющего  развития"по отношению к Европе. Наиболее эффективны были  петровские  преобразования  в военной  и  финансовой областях.  Ему удалось создать мощные современные армию и флот,  обеспечить их финансирование. Для формирования   армии   были  введены  рекрутские  наборы.  В Архангельске  и  Воронеже  началось   строительство   флота.

   Важным средством   разрыва   с  традицией  был  перенос столицы в 1703 году из Москвы  в  Петербург.  Новая  столица строилась как образцовая, на европейский манер. В Петербурге Петр стремился с  самого  начала  утвердить  новые  принципы архитектуры, новые обычаи.  Стремление увеличить  налоги  и одновременно приблизить города России к европейскому образцу заставило Петра Первого в 1699-1700 годах провести городскую реформу.  По ней города выводились из-под  военного  управления  и  переводились  на самоуправление.  В них выбирались бурмистры.

   В петровское время в России впервые были созданы основы системы естественно - научного  и  технического   образования. Первыми появились  Навигацкая и Артиллерийская школы (1701),  Инженерная школа (1712),  Медицинское  училище (1707).  Для упрощения процесса обучения сложный церковнославянский шрифт был заменен на более простой, современный.     Были заложены  основы  развития  русской науки.  В 1725году в Петербурге была создана Академия  наук.  Развернулась большая работа  по  изучению истории,  географии и природных богатств России. Однако процесс  европеизации  русского  общества шел не так гладко,  как хотелось бы Петру Первому.

    Раз за разом его попытки совместить  европейские формы жизни и укрепление государства кончались провалом.   Первой   из   них   было стремление сделать армию вольнонаемной, как в Европе. Это не получилось, и пришлось прибегнуть к рекрутчине.  Не  удалось обеспечить общественную   поддержку  и  европейской  системе городского самоуправления.  В результате она прекратила свое существование. Не  прижилась коллегиальная система   в областном управлении и в сборе налогов,  которые пытались ввести в  1713  и  1724 годах.  Как горожане,  так и дворяне видели в  органах самоуправления   не выразителей своих сословных интересов, а очередную государственную повинность. В результате власть  все  более  сосредоточивалась  в  руках губернаторов. Не вполне удачной была и попытка Петра ввести в  России европейские формы судопроизводства.  Устный судебный процесс был заменен письменной  фиксацией показаний  сторон.  Более подробным,   хотя и не    систематизированным,   стало законодательство.  Но   в   глазах   неграмотного   рядового населения такой суд был менее понятен,  чем старый,  устный. Толкование противоречащих  друг  другу   законов   открывало простор для произвола. Низкий уровень правосознания общества исключал возможность  общественного  контроля   над   судом. Необходим был государственный,  централизованный контроль. В области политического  сыска  система  следствия  оставалась старой, с использованием пыток. В европеизации российского образования и культуры  тоже не все  шло  гладко. 

Под  влиянием обучения,  которое часто велось на иностранных языках,  у дворян формировалась  новая система понятий,  часто  не  имевших  эквивалента на русском  языке. Поэтому общение дворян все чаще велось на иностранных языках -  французском  и  немецком. Употребление  иностранных языков дворянством   усилило   раскол   русского   общества. Крестьяне по-прежнему   считали  "бар"  противниками  идеала "правды", в сущности    пособниками    антихриста.    Это усугублялось разницей    в   одежде   и   языке.  

Все   это препятствовало распространению   нового   образа   жизни. В 1718 - 1721  годах  система  приказов  была  заменена системой более  современных учреждений исполнительной власти - коллегий, созданных по шведскому образцу.  Однако,  помимо управления через коллегии,  Петр сам контролировал положение в стране при помощи системы фискалов - доверенных лиц  царя, которые занимались выявлением злоупотреблений в государстве. В годы  правления  Петра  постепенно  формировалась  система тотального контроля царя за населением. Тем самым,  взяв  за  образец  европейский  абсолютизм, дающий некоторый  простор  самоуправлению  сословий,  но  не допускающий их к  власти  путем  использования  противоречий между ними,   Петр Первый  лишь  укрепил  систему  русского самодержавия, сословное самоуправление в которой практически отсутствовало.

   Европеизации  подверглись  лишь внешние формы государственных учреждений.  Выражением  полновластия  Петра Первого стало принятое им в 1721 году титул императора.     Итак, результатом Петровской  эпохи  стало  превращение России  в  европейскую  державу.  Поверхностная европеизация сопровождалась  углублением  различий   в   политическом   и социально-экономическом строе.    Частичный    прогресс в промышленности и торговле,  победы в войнах были достигнуты страшной   ценой: в три  раза  выросли  налоги,  на  15%сократилось население.

 

7.Вывод

 

   Сейчас ясно, что  Петр провел реформы, которые  не проросли сквозь народную  толщу русского общества и  потому не сделали Россию западной  страной. В то же время он  сделал этому обществу полезные  прививки. Его реформы, по меньшей  мере, создали щит, который позволил  России сохранить независимость  и самобытность, помогая ей искать  пути вхождения в русло европейской  культуры. Не губительное самоуничижение, а консолидация народных сил,  подъем национального духа были  следствием осуществленных Петром  преобразований. А. Герцен говорил,  что на реформы Петра I русский  народ ответил появлением.

   Добролюбов   подчеркивал,   что    реформы    Петра,    несмотря    на западноевропейскую  форму его преобразований,  были  направлены  на  благо России и не были насилием и указывал на значение  не  иноземных,  а  русских соратников Петра. Вместе с тем  Добролюбов  подчеркивал,  что,  несмотря  на свою «матросскую куртку», Петр  был  настоящим  самодержцем.  «В  матросской куртке, с топором в руке, он так же грозно и властно  держал  свое  царство, как и его предшественники, облеченные в порфиру  и  восседавшие  на  золотом троне,  со  скипетром  в  руках»,—  писал  Добролюбов.   Петр,   по   мнению Добролюбова, был прежде всего государственным человеком. Он «заглушил самые нежные чувства отца для гражданского блага своей родины,  предвидя  в  своем сыне личность, вредную для государства».

 

 

 

 

 

 

 

8. Список  используемой  литературы.

 

  1. www.libsid.ru/vizov-zapada-i-otvet-rossii/vzaimootnosheniya-rossii-i-zapada-v-1480-1917-gg/rol-petra-i-v-evropeizatsii-rossii
  2. http://www.refu.ru/refs/21/35561/1.htm -
  3. Ключевский В.О.  “Краткое пособие по Русской истории” – м.: Рассвет, 1992г-192с.
  4. Радугина  А.А. “История России (Россия в мировой цивилизации) 1998г-343с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Оформление абсолютизма в России. Европейская модернизация государства в 18 веке