Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 09:25, дипломная работа
Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Экспансионистские устремления выразились, прежде всего, в стремлении к расширению своей территории и выходу к морям. Другим направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения: наиболее жестокие формы этот процесс принял именно в XVIII в. Наконец, усиление роли государства проявилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. Наряду с этим происходила юридическая консолидация правящего класса, из разных феодальных слоев сложилось сословие дворянства. Идеология абсолютизма может быть определена как "патриархальная".
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...с. 3
«Просвещенный абсолютизм» в России. Реформы
Екатерины II. 5……………………………………………………c.5
Крепостное право. Привилегии дворянства.………………....с. 9
start="3"
Внешняя политика России во второй половине XVIII века.
Расширение территории государства…………………………c.13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….с. 18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………….с. 20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Контрольная работа по истории:
Оформление абсолютизма в России. Европейская модернизация государства в XVIII веке
Выполнил:
Шифр: 1-13-МРс-105
Проверил: ст. преподаватель
Кафедры истории России
Тарасов Константин Николаевич
Киров 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Екатерины II. 5……………………………………………………c.5
start="3"
Внешняя
политика России во второй половине XVIII
века.
Расширение
территории государства…………………………c.13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………
ВВЕДЕНИЕ
К концу XVII в. в России начинает складываться абсолютная монархия. Для абсолютизма требуется целый ряд условий и предпосылок.
Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности, также характерно наличие сильного, разветвленного профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений.
Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Экспансионистские устремления выразились, прежде всего, в стремлении к расширению своей территории и выходу к морям. Другим направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения: наиболее жестокие формы этот процесс принял именно в XVIII в. Наконец, усиление роли государства проявилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. Наряду с этим происходила юридическая консолидация правящего класса, из разных феодальных слоев сложилось сословие дворянства. Идеология абсолютизма может быть определена как "патриархальная".
В отдельные периоды существования абсолютной монархии ее идеологией становилась идеология "просвещения": возникали правовые формы, напоминающие западноевропейские (французские, английские), предпринимались попытки создания правовых основ государственности ("правового государства"), конституции, культурного просветительства. Эти тенденции были обусловлены не только личностью того или иного монарха (Екатерины II, Александра I), но и социально-экономической и политической ситуацией. Часть дворянства отказывалась от традиционных и консервативных методов хозяйствования и политики, искала более гибкие формы. Этому способствовало культурное и промышленное развитие страны. "Просвещенный" абсолютизм возникал в периоды, когда старые (полицейские и патриархальные) методы управления становились неэффективными. Однако, в любой момент, мог быть осуществлен возврат к старым приемам (либеральный период правления Екатерины II заканчивается после крестьянской войны Пугачева).
Цель данной работы - логично изложить основные моменты, касающихся правления Екатерины Второй, и относящихся к тому периоду её правления, который был назван «просвещенным абсолютизмом»
Время царствования Екатерины II называют эпохой “просвещенного абсолютизма”. Смысл “просвещенного абсолютизма” состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ,
уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты.
«Просвещенный абсолютизм»
- явление общеевропейское, составившее
законодательную стадию
Объективная необходимость преобразований, отвечающих «духу времени», была осознана Екатериной II как задача не только практическая, но и теоретическая. В конечном счете, система взглядов императрицы нашла отражение в «Наказе» Уложенной комиссии, работа над которым заняла у нее около двух лет. «Наказ» содержал 20 глав, поделенных на 526 статей, рассказывающих принципы организации государства и роль государственных механизмов, основы правовой политики и законодательства, судопроизводства, уголовного права, а так же основы общественной структуры и сословной политики.
Значительно решительнее императрица высказывалась за реформу судопроизводства. Она отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной. Вслед за гуманистами просветителями Екатерина провозглашала: “Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать”. При Екатерине полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян судили верхний земской суд в губернских городах и уездный суд - в уездных. Горожан - соответственно губернский и городовой магистраты, государственных крестьян - верхняя и нижняя судебная расправы. В губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в губерниях судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.
Приспособление революционизирующих идей шло, в русле теоретического обоснования монархического государства как способа самоорганизации общества. Издержки такого приспособления сводятся к тому, что Екатерина II полностью игнорировала просветительскую теорию «естественного права» и тесно связанную с ней торию происхождения государства как акта «общественного договора» о разделении функций между членами сообщества. Отказ этот был молчаливо мотивирован тем что монах-самодержец не может иметь какие-либо обязанности перед своими подданными.
Тем не менее, теоретическое осмысление предназначения государственной машины как средства самоорганизации общества было необходимо даже для феодально-крепостнического государства. По мысли императрицы, лучший способ самоорганизации общества – разработка идеальной системы законов.
Политика «просвещенного абсолютизма» не была способна ликвидировать противоречия, раздиравшее тогда общество. Действуя в «духе времени», создавая новые формы влияния на общество, она в низах общества оставляла все почти без изменения. Удерживая крестьян Нечерноземья на земле при непременно необходимых занятиях промысловым отходом, эта политика делала положение крестьян критическим. Политика «просвещенного абсолютизма» не способствовала улучшению положения крестьян. Все это не могло не вызвать протест угнетенных масс, конечным результатам которого были открытые вооруженные выступления крестьян.
Восстание под предводительством Е.И. Пугачева 1773 – 1775 гг. напугало Екатерину II. Она твердо усвоила, что опорой ее власти было только дворянство. Последние 20 лет ее царствование отмечены значительными достижениями во внутренней и внешней политике и стали золотым веком русского дворянства.
Потрясенная до основания гигантским социальным взрывом дворянская империя Екатерины II почти сразу же приступает к своеобразному ремонту своей государственной машины.
В первую очередь было реорганизовано ее наиболее слабое звено – местные органы власти.
Екатерина II издала учреждение
для управления губерний 1775 г. В соответствии
с этим документом вступило в силу новое
административно-
Судами в уезде были «уездный суд» (для дворян) и «нижняя расправа» (для государственных крестьян)». Дворяне практически господствовали не только в своем суде, но и в «нижней расправе».
Город по реформе 1775 года стал самостоятельной административной единицей. Такая структура новых местных учреждений, обеспечивала прочное господство дворянства во всех звеньях этого аппарата.
Тесным образом с губернской реформой 1775 года были связаны и преобразования центральных учреждений. Их общей тенденцией стала освобождение центральных учреждений от дел текущего управления и сосредоточения власти в руках императрицы.
Еще в 1763 году Сенат окончательно утратил свои полномочия. Таким образом, Сенат стал высшим судебно- апелляционным учреждением.
Взросла роль генерал-прокурора Сената и обер-прокурора. У генерал-прокурора появилась огромная власть, сосредоточив в своих руках функции министра финансов, юстиции и государственного казначея.
Важнейшим звеном государственного управления стал кабинет Екатерины II с его статус - секретарями. В кабинете рассматривались многие вопросы внутренней политики.
С течением времени обнаружилась необходимость в создании совета при императрице из ближайших и влиятельных сановников. С 1769 года стал действовать императорский совет.
В итоге всех преобразований окрепла власть абсолютного монарха, окрепла и диктатура дворянства на местах, создана была прочная полицейско-бюрократическая система учреждений, просуществовавшая вплоть до эпохи падения крепостного права.
Екатерина II начала работать над жалованными грамотами дворянству 1785 г., которая закрепила все сословные права и привилегии дворян, освобождение от телесных наказаний, исключительное право владеть крестьянами, передавать их по наследству, продавать, покупать деревни и др.
За ними сохранялось право собственности на движимое и недвижимое имущество (даже в случае осуждения владельца, дворянские имения не конфисковывались), а также право судиться только равными (т.е. дворянами), вести торговлю, "иметь фабрики и заводы по деревням". Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну.
Жалованная грамота городам" была опубликована одновременно с "Жалованной грамотой дворянству" в апреле 1785 г. Она состояла из манифеста, шестнадцати разделов и ста семидесяти восьми статей.
Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности.
Это вполне согласовывалось с идеей создания "среднего рода людей". Единый правовой статус городского населения основывался на признании города особой организованной территорией с особыми же административной системой управления и видами занятий населения.
Принадлежность к мещанскому сословию, по мысли законодателя, основывается на трудолюбии и добронравии, является наследственным, связана с пользой, которую мещанство приносит отечеству (принадлежность к мещанству — не естественное явление, как принадлежность к дворянству). Лишение мещанских прав и сословных привилегии могло осуществляться по тем же основаниям, что и лишение сословных прав дворянина.
II. Крепостное право. Привилегии дворянства.
Становясь привилегированным и обособленным сословием, дворянство не имело ещё сословной организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию Учреждения 1775 года, давая дворянству самоуправление, этим самым давали ему внутреннюю организацию. Каждые три года, для избрания должностных лиц дворяне должны были съезжаться всем уездом, избирали уездного предводителя, капитана -исправника и заседателей в различные учреждения. Дворянство каждого уезда становилось целым сплоченным обществом и через своих представителей управляло всеми делами уезда; и полиция, и администрация находились в руках дворянского учреждения (нижний земский суд) . По своему сословному положению дворяне становились с 1775 года не только землевладельцами уезда, но и его администраторами.
Так как громадное число чиновников принадлежало к дворянству, то не только уездное, но и губернское управление вообще сосредоточивалось в дворянских руках. Дворянство из своих рядов поставляло главных деятелей в центральные учреждения. Таким образом, с 1775 года вся Россия от высших до низших ступеней управления (кроме разве городовых магистратов) стала управляться дворянством: вверху они действовали в виде бюрократии: внизу - в качестве представителей дворянских самоуправляющихся обществ. Такое значение имели для дворянства имели реформы 1775 года, они дали ему сословную организацию и первенствующее административное значение в стране. В «Учреждениях для управления губерний» , организация данная дворянству и её влияние на местное самоуправление рассматриваются как факты, созданные в интересах государственного управления, а не сословий. В 1785 году Екатерина издала Жалованную грамоту дворянству. Здесь уже начала сословного самоуправления рассматриваются как сословные привилегии, наряду со всеми правами и льготами, какие дворяне имели раньше. Таким образом, Жалованная грамота 1785 года явилась подтверждением закона о дворянстве и в ней было добавлено - признание дворянства уже не одного уезда, но и целой губернии за отдельное общество с характером юридического. Грамотой 1785 года завершен был процесс сложения и повышения дворянского сословия, какой мы наблюдали в 18 веке.