Оливер Кромвель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - проследить процесс становления Оливера Кромвеля как политического лидера и выяснить его связь с развитием английской буржуазной революции в категориях объективного и субъективного. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих исследовательских задач: Проанализировать социальное окружение, семейное воспитание и образование О.Кромвеля на предмет выявления предпосылки к политической деятельности; Выяснить роль военной деятельности О. Кромвеля в развитии его политической карьеры; Проследить эволюцию политической позиции Кромвеля от радикального пуританизма к индепендентству и пуританского консерватизму.

Содержание работы

Введение
Глава 1Начало политической карьеры
1.1 Роль семейного воспитания и образования в формировании мировоззрения О. Кромвеля
1.2 Первые политические шаги О. Кромвеля
1.3 Первая гражданская война: усиление позиций О. Кромвеля
Глава 2 От главнокомандующего к лорду-протектору
2.1 Борьба с попытками радикализации революции
2.2 Ирландская и шотландская кампания 1649-1651 гг.
2.3 Роспуск парламента. Протекторат Кромвеля
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

доклад О кромвель.docx

— 73.40 Кб (Скачать файл)

Оливер Кромвель

Министерство  образования РБ

Учреждение образования  «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

 

Кафедра новой  и новейшей истории

 

Курсовая работа на тему

«Оливер Кромвель»

 

Подготовил:

студент 44 гр. исторического  ф-та заочного отделения

 

Проверил:

кандидат исторических наук

Тупик Петр Александрович

 

Минск

2008

Содержание

 

Введение

Глава 1Начало политической карьеры 

1.1 Роль семейного воспитания  и образования в формировании  мировоззрения О. Кромвеля

1.2 Первые политические  шаги О. Кромвеля 

1.3 Первая гражданская  война: усиление позиций О.  Кромвеля

Глава 2 От главнокомандующего к лорду-протектору

2.1 Борьба с попытками  радикализации революции 

2.2 Ирландская и шотландская  кампания 1649-1651 гг.

2.3 Роспуск парламента. Протекторат  Кромвеля 

Заключение

Литература 





Введение

 

Одна из существенных особенностей Английской буржуазной революции состоит  в том, что ее восходящая и нисходящая линии представляют собой этапы  политической биографии одного человека - Оливера Кромвеля. Создатель революционной  армии, полководец, одержавший немало блестящих побед, крупнейший политик  своего времени, разгонявший парламенты столь же легко, сколь и созывавший, неутомимый противник монархии, отправивший  короля на плаху, а затем превратившийся в консервативного диктатора, присвоившего прерогативы монарха, лидер европейского протестантизма, Оливер Кромвель за 9 лет  достиг вершины могущества.

Цель данной работы - проследить процесс становления Оливера  Кромвеля как политического лидера и выяснить его связь с развитием  английской буржуазной революции в  категориях объективного и субъективного.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих  исследовательских задач:

Проанализировать социальное окружение, семейное воспитание и образование  О.Кромвеля на предмет выявления  предпосылки к политической деятельности;

Выяснить роль военной  деятельности О. Кромвеля в развитии его политической карьеры;

Проследить эволюцию политической позиции Кромвеля от радикального пуританизма  к индепендентству и пуританского консерватизму.

Глава 1 Начало политической карьеры

 

1.1 Роль семейного  воспитания и образования в  формировании

мировоззрения О. Кромвеля

 

Оливер Кромвель родился 25 апреля 1599 г. в Гентингдоне - центре одноименного графства, в унылом провинциальном городке с населением в 1000-1200 человек, монотонная жизнь которого оживлялась только событиями на рыночной площади  и большими недельными ярмарками. Это  был типичный уголок сельской Англии, где хозяйственные заботы земельных  держателей и арендаторов, земледельцев и скотоводов, ремесленников и  лавочников, равно как и их благочестие  и нравственность, все еще прямо  или косвенно контролировались местными джентльменами - лендлордами и клиром.

Род Кромвелей укоренился в качестве представителей местной  элиты со времени Реформации и  последовавших за нею закрытия монастырей и конфискаций их имуществ в пользу короны. Прадед Оливера, Ричард Уильямс, предпочел родовому имени фамилию  своего дяди Томаса Кромвеля, могущественного  временщика при короле Генрихе VIII, прозванного  «молотом монахов», и небескорыстно. В результате монастырской диссолюции в его руках оказались три  аббатства, два приорства и владения женского монастыря в Хинчинбруке - всего недвижимости с годовой  стоимостью (доходом) в 2500 ф. ст. Сын  Ричарда, сэр Генри, прозванный Золотым  рыцарем, построил на руинах монастыря  роскошный дворец, превратив тем  самым Хинчинбрук в родовое гнездо семейства Кромвелей.

Отец Оливера Роберт был  младшим сыном в семье сэра Генри и, как предписывало действующее  право, получил в наследство только малую долю отцовских владений. Его  годовой доход составлял около 300 ф. ст., что для джентльмена с  известным положением в графстве (о чем свидетельствуют занимавшиеся им в разное время должности мирового судьи, бейлифа города Гентингдона) было совсем немного. Этими обстоятельствами были, вероятно, обусловлены две  черты в поведении Оливера  Кромвеля. Во-первых, это непреклонная приверженность Реформации, которой  его род был обязан своим благополучием, и ненависть к католическому  клиру, угрожавшему этому благополучию; во-вторых, убеждение в своей «бедности», далекое от истинного положения  вещей в годы его юности и совсем уже карикатурное в годы его зрелости. Это сознание, ущемлявшее его самолюбие  в пору его детства, особенно обострялось, когда он сравнивал роскошь, царившую во дворце его дяди в Хинчинбруке, и быт родного дома, в котором  помимо его самого росло еще шесть  его сестер. Не этим ли сознанием  объяснялись, с одной стороны, «резкость» и «вспыльчивость» его натуры, о которых гласила молва, а  с другой — определенная неприязнь  к чванливой знати, проявлявшаяся  в случаях явной несправедливости и произвола, чинившихся ею по отношению  к слабому и беззащитному.

В целом мало что известно о детстве и юношеских годах  Оливера. В родительском доме Кромвеля царили атмосфера пуританского благочестия  с его этическим идеалом «воздержания», «мирского призвания», т. е. делового практицизма, убеждение, что «каждый  поступок на виду у господа», и отношение  к делу, как к молитве. Тон в  семье задавала мать Оливера —  Элизабет Стюард. Строгим пуританином  был и школьный учитель Оливера  Томас Бирд, получивший известность  своей книгой «Театр божественных воздаяний» (1597 г.). Для него все сущее воплощало  борьбу между богом и дьяволом, в которой «святые», т. е. пуритане, сражаются на стороне бога и поэтому  они уверены в победе. Из уст  и писаний пуританина Бирда Оливер Кромвель должен был получить и самые  первые начатки политического сознания: «Добрые государи были очень редки  во все времена»; «Даже величайшие и наиболее могущественные из них  не избавлены от карающей десницы  всевышнего — они, как и простые  смертные, подчинены гражданскому закону». Исторические события Бирд рассматривал как проявления божественного промысла, они суть благое воздаяние одним  и карающее воздаяние другим. Подобные исходы человеческих начинаний Кромвель, вслед за своим школьным учителем, неоднократно назовет в будущем  «знаком провидения», и, в частности, только ему он будет приписывать успехи дела парламента, и прежде всего свои собственные — военные и политические.

В 1616 году Кромвель стал студентом  наиболее пуританского среди колледжей  Кембриджа — Сидней-Сассекс-колледжа, в котором проучился только год. Из преподававшихся в нем предметов  его больше других привлекали математика и история. Однако, по сохранившимся  свидетельствам, он за книгами сидел  не очень прилежно, а с неизмеримо большим увлечением занимался верховой ездой, плаванием, охотой, стрельбой  из лука и фехтованием.

Весть о смерти отца летом 1617 г. вынудила Оливера оставить университет  и вернуться домой, чтобы помочь матери вести хозяйство, ведь он был  единственным мужчиной в семье, состоявшей из семи женщин. Из университета Кромвель вынес сохранившееся на всю жизнь  преклонение перед светскими  науками, и в частности особый интерес к истории. Так, рекомендуя впоследствии своему сыну Ричарду «Всемирную историю» У. Рэли, он писал ему: «Эта книга содержит связное изложение  истории, и она будет тебе гораздо  полезнее, чем отдельные исторические отрывки».

В родном доме он на этот раз  прожил два года, выказав себя, на удивление соседям, весьма рачительным  и способным сельским хозяином. В 1619 г. Оливер отправился в Лондон изучать  право. Однако никаких свидетельств о том, где он изучал юриспруденцию  и насколько успешно с ей справлялся, не сохранилось. Известно только то, что  двадцатилетний Оливер в августе 1620 г. женился на старшей дочери богатого лондонского торговца мехами и вскоре вернулся с нею в родной Гентингдон. Так началось двадцатилетие в  жизни Кромвеля, в течение которого его бурлящую и искавшую выхода энергию  почти целиком поглотили заботы сельского сквайра и отца многодетного семейства (в течение одиннадцати  лет его жена Элизабет родила ему  семерых детей, шестеро из них - 4 сына и 2 дочери - выжили).

 

1.2 Первые политические  шаги О. Кромвеля

 

В эти долгие годы мирного  существования единственным событием, проливающем свет на скрывавшиеся в  нем потенции общественного служения, было его участие в конфликте  горожан Гентингдона с правящей партией в общинном совете. Щедро  оплаченная ею новая городская хартия, полученная от Карла I, отменяла ежегодные  выборы членов совета и тем самым  расширяла возможности для проявления произвола олигархии и в то же время заглушала голоса протеста. Во главе возмущенных этими нововведениями горожан Гентингдона в 1630 г. оказался Оливер Кромвель, публично обрушившийся на поддерживаемый короной и местной  знатью общинный совет. За свои «позорные  и непристойные» речи он был вызван в Лондон и предстал перед лордом-хранителем печати. Только «признание» Кромвеля в том, что его выступление  было «беспричинным» и «необоснованным», обеспечило ему прощение.

Однако в Гентингдон Кромвель вернулся местным героем, что привело  к тому, что в 1628 г. он был избран членом парламента. Первая фиксированная  речь Кромвеля в качестве члена парламента была посвящена защите пуританских  воззрений его учителя Томаса Бирда, подвергшегося гонению со стороны прелатов англиканской церкви за обличение придворного паписта. Когда 2 марта 1629 г. король Карл I распорядился прервать заседания парламента, среди ослушников королевской воли был и Оливер Кромвель. Тем не менее, парламент был распущен, и Оливер Кромвель вынужден был вернуться к обыденным занятиям сквайра.

С 1630 по 1636 год наступил самый  тяжелый период в жизни Кромвеля. Сознавая, что его поражение в  столкновении с олигархией Гентингдона  положило конец его публичному восхождению  в этом графстве, он принимает нелегкое решение. В мае 1630 г. он продает все, чем владел в родном городе, и  переезжает с семьей в Сен-Айве, в  соседний Кембриджшир, где он оказался в явно приниженном положении: вместо прежнего статуса фригольдера ему  здесь пришлось довольствоваться лишь положением арендатора чужой земли. Одновременно остро сказались и  финансовые трудности. В это время  Кромвель серьезно подумывал об эмиграции  в североамериканскую колонию Новую  Англию, являвшуюся прибежищем для  многих истых пуритан, подвергавшихся гонениям на родине или просто не приемлевших  господствовавших в стране распорядков. В дополнение ко всему он вторично оказался в конфликте с королевской  волей; на этот раз - в результате принципиального  отказа приобрести за плату рыцарское  звание, повлекший за собой штраф  в 10 ф. ст.

Наступила полоса тяжелого духовного кризиса Кромвеля. Наблюдавшие  его в ту пору врачи ставили  диагноз «крайняя меланхолия» и  «ипохондрия». Сам же Кромвель это  свое состояние позднее определит  как «обращение», «духовное возрождение», т. е. кальвинистскими понятиями, в  которых выражалось обретение человеком  после долгих и мучительных, доходивших нередко до отчаяния сомнений уверенности  в принадлежности к «избранным», «спасенным», «святым». Отныне Кромвель, как уже отмечалось, все свои действия будет объяснять «волей божьей», а их исход — «божественным  провидением». Позднее сам Кромвель об этом религиозном опыте писал: «Будь благословенно имя Его  за свет, проникший в столь темное сердце, как мое. Вы знаете, какой  образ жизни я вел. О, я жил  во тьме и любил тьму, я ненавидел  свет. Я был главным грешником, главой грешников». Отныне Кромвель осознал  себя «ратником божьим», т. е. свою принадлежность к оппозиции единовластию Карла I.

Английский исследователь  Кристофер Хилл остроумно заметил, что время «духовного возрождения» Кромвеля удивительным образом совпало  с одним сугубо земным событием в  его жизни. В 1636 г. умер его дядя Томас  Стюард, завещавший ему весьма значительное состояние. Кромвель переехал в Или, став сразу одним из наиболее видных сквайров в округе. Если в имущественном  плане Кромвель принадлежал к  слою средних провинциальных джентри, то мировоззренчески он олицетворял  радикальное течение пуританизма  в плане религиозном и приверженца  оппозиции абсолютизму — в  плане политическом. Мучительный  духовный кризис остался позади. Переполнявшее  его теперь ощущение «просветления», «возрождения к новой жизни» выражало лишь полностью созревшее в нем  убеждение в том, что отныне «дело» парламента слилось для него с  «делом божьим», которому противостоят «нечестивые» советники и слуги  короля.

Вскоре ему представился очередной шанс выступить против королевской власти. Так, когда компания осушителей болот лишила жителей  в прилегающей к его владениям  округе общинных прав, которыми они  пользовались искони, Кромвель затеял против нее судебную тяжбу. Когда  же в дело вмешался король, взявшись лично содействовать завершению начатого осушения этих земель, Оливер снова оказался главным ослушником его воли. Конфликт этот так и  не был разрешен вплоть до начала революции. Отметим только эту особенность  Кромвеля - политика, способного во имя  интересов своего сословия открыто  встать на сторону тех, чьи социальные чаяния и действия в иной политической ситуации вряд ли завоевали бы его  симпатии и были им поддержаны.

Поэтому нет ничего удивительного  в том, что, когда король Карл I распорядился в 1640 г. созвать парламент, известный  в истории под названием «короткий» (он заседал всего три недели), Кромвель оказался одним из двух членов палаты общин, представлявших в ней  Кембридж. Это же повторилось осенью того же года в результате выборов  в новый парламент, которому суждено  было стать Долгим (он просуществовал вплоть до 1652 г.).

1.3 Первая гражданская  война: усиление позиций О.  Кромвеля

 

«Долгий парламент» отверг политику короля и обязал его отказаться от многих прерогатив. Парламент настоял  на взятии под стражу архиепископа Лода и приговорил к смерти графа  Страффорда, одного из наиболее близких  к Карлу I людей, в 1633-1639 лорда-наместника Ирландии. Палата общин приняла состоявшую из 204 пунктов «Великую ремонстрацию», в которой были выражены неприятие  правительственного курса и недоверие  королю. Кромвель голосовал за «Великую ремонстрацию» с величайшим энтузиазмом, заявив, что, если бы она не прошла, он уехал бы из Англии навсегда. Когда  в 1641 г. в Ирландии началось восстание  против англичан, парламент решился  на беспрецедентный шаг, потребовав для себя права назначать всех королевских министров и высшее командование армии. Выведенный из себя король совершил попытку лично арестовать пятерых лидеров парламента по обвинению  в измене. Когда это ему не удалось, Карл I 10 января 1642 г. покинул Лондон, чтобы собрать своих сторонников  на севере Англии. Палата общин в  свою очередь ввела в стране военное  положение и отправила членов парламента по их избирательным округам  для установления контроля над местными арсеналами и ополчением. По прибытии в Кембридж Кромвель овладел замком, арестовал капитана отряда графства и помешал колледжам отослать королю часть серебряной утвари в  качестве пожертвований.

С этого времени Кромвель, которому минуло уже 40 лет, выдвинулся на передний край политического спектра, и в первую очередь, как лидер  пуританского движения. Он прославился  своими радикальными взглядами в  «Долгом парламенте», выступая за полное упразднение епископата, а Кромвель был известен во всей восточной Англии как борец за право церковных  общин избирать как своих священников  и свои формы религиозной жизни.

Информация о работе Оливер Кромвель