Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 21:01, реферат
Причины: Главную причину неудач своей политики Иван IV видел в изменах и мятежах феодальной знати. Он был уверен в необходимости сильной самодержавной власти, основным препятствием к которой были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. В этих условиях Иван IV пошел на установление режима террора. В декабре 1564г. царь с семьей после долгого путешествия по монастырям остановился в Александровской слободе (современный г. Александров во Владимирской области). Он уехал из Москвы, захватив при этом из Кремля наиболее почитаемые иконы и религиозные святыни. Из слободы царь отправил в столицу два послания. Первое было адресовано митрополиту Александру и Боярской Думе. В нем Иван IVобъявлял, что он положит гнев свой на богомольцев своих, архиепископов, епископов и все духовенство, на бояр, окольничих, дворецкого, казначея, конюшего, дьяков, детей боярских, приказных людей.
Опричнина (1565-1572гг.)
Внутриполитическая ситуация накануне опричнины. Введению опричнины предшествовал ряд событий, обостривших ситуацию в стране:
1. смерть царицы Анастасии и падение Избранной Рады (1560г.); 2. неудачи в Ливонской войне; успешные набеги крымских татар (1564г.); 3. усиление репрессий, направленных против боярской аристократии; 4. конфискация земель и переселение последнего князя Владимира Старицкого; 5. бегство князя Курбского в Литву (1564г.).
Причины: Главную причину неудач своей политики Иван IV видел в изменах и мятежах феодальной знати. Он был уверен в необходимости сильной самодержавной власти, основным препятствием к которой были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. В этих условиях Иван IV пошел на установление режима террора. В декабре 1564г. царь с семьей после долгого путешествия по монастырям остановился в Александровской слободе (современный г. Александров во Владимирской области). Он уехал из Москвы, захватив при этом из Кремля наиболее почитаемые иконы и религиозные святыни. Из слободы царь отправил в столицу два послания. Первое было адресовано митрополиту Александру и Боярской Думе. В нем Иван IVобъявлял, что он положит гнев свой на богомольцев своих, архиепископов, епископов и все духовенство, на бояр, окольничих, дворецкого, казначея, конюшего, дьяков, детей боярских, приказных людей. Припоминал злоупотребления, расхищение казны и убытки причиняли они государству во время его малолетства. Жаловался, что бояре и воеводы разобрали себе, своим родственникам и друзьям государевы земли, собрали себе великие богатства, поместья, вотчины. Не радеют о государе и государстве, притесняют христиан, убегают со службы, а когда царь, сказано было в грамоте, захочет своих бояр, дворян, служивых и приказных людей наказать, архиепископы и епископы заступаются за виновных. Они за одно с боярами, дворянами и приказными людьми покрывают их перед государем. Поэтому государь от великой жалости не захочет, более терпеть их изменных дел и поехал, поселиться там, где его Господь Бог наставит. Второе письмо предназначалось посадским людям. Сообщая о решении отказаться от власти, царь заверял горожан, что к ним у него нет претензий, в отличие от изменников бояр. Эти послания настроили простой народ против знати. Разумеется, что это был всего лишь политический маневр. Это был тонко рассчитанный ход: московский люд тут же потребовал, чтобы бояре уговорили царя вернуться, угрожая, что иначе сами их истребят. Умело, играя, на чувствах своих подданных, Иван IV заставил их несколько раз униженно просить его вернуться в Москву. А когда, наконец, согласился, то поставил свои условия:
1. Предоставить царю право
Сущность опричнины.В январе1565г. с введением опричнины начался передел страны. Территория государства была разделена на две части: опричные земли, доходы с которых поступали в государеву казну и шли на содержание царского двора и опричного войска и земли, не вошедшие в опричнину, стали называться земщиной.
Владельцы вотчин в земщине, попавшие в опалу, теряли свои земли, которые включались в опричнину и отдавались на разграбление опричникам.
В опричнину вошли наиболее плодородные земли с развитым земледелием, наиболее богатые поморские города и города с большими посадами, то есть лучшая половина страны. В этих областях княжеские и боярские вотчины были конфискованы, прежние их владельцы были " выведены" в окрестные районы, где получили земли на основе поместного права. За Время опричнины было выселено множество людей. Страдала не только знать, но и простой люд. Земщина напоминала захваченное государство, отданное на разграбление победителям, и должна была выплатить царю 100 000 рублей на обустройство нового порядка. Земщиной управлял боярский совет во главе с Бельским, Мстиславским и другими боярами, и только в особых случаях земские обращались к государю.
Иван Грозный оставил Кремль
и переехал в Александровскую
слободу. Здесь выстроили дворец,
окруженный валом и рвом. На подъездах
стояла стража, не пропуская никого
без особого разрешения царя. В
слободе жили и царские любимцы:
Басмановы, Вяземский, Скуратов, Грязнов,
здесь находился весь царский
двор и правительство. В России одновременно
оказалось два правительства
со всеми службами и приказами
и с разной казной, причем земское
правительство подчинялось
Вначале опричников было около 1000 человек. Постепенно их число дошло до 6000,все они наделялись землей и крестьянами и получали жалование. Из них было сформировано опричное войско. Каждый опричник приносил клятву на верность и обязывался доносить государю обо всем, что услышит о нем дурного, и не общаться с земскими. Опричникам даже ставилось в обязанность притеснять земских. В народе опричников называли "кромешниками", от значения слова "опричь" - "кроме". Опричники одевались в черную одежду подобную монашеской рясе, носились опричники по городам и селам в поисках поживы. Конные опричники имели особые знаки отличия, к седлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла - чтобы выметать измену и собачьи головы - чтобы выгрызать измену "аки собаки ".
Опричное войско было организовано подобно монашескому ордену. Царь стал игуменом, Вяземский - келарем, Малюта Скуратов - пономарем. Александровская "братия" строго оправляла все богослужения, трапезничала, слушая, как царь читает жития святых, соблюдала посты и носила черные рясы. Но под скромными рясами у опричников сверкали золотые одежды, между богослужениями они пытали и мучили опальных, за трапезой напивались допьяна, а по ночам распутничали. Царь не уступал своим слугам в жестокости, лично истязая людей. Вместе с тем, каясь в грехах, он во время богослужений набивал себе шишки на лбу и отсылал монастырям богатые дары на поминовение своих жертв.
Земские поступали под надзор опричников. Власть опричников над земскими была полной, и пользовались они ею не только в интересах царя, но и в своих собственных. Этот своеобразный аграрный переворот, суть которого - перераспределение земель бояр в пользу дворянства, привел к ослаблению крупного феодально-вотчинного землевладения и ликвидации его независимости от центральной власти.
Все свои преобразования Иван IV проводил с невероятной жестокостью. Грозный развернул в стране жесточайший террор, от которого пострадали не только бояре, но и все другие слои населения. Расправы, казни следовали одна за другой. Был убит московский митрополит Филипп, занимавший независимую позицию, укорявший царя за жесткость. Разгрому подверглись целые города: Клин, Торжок, Тверь, Новгород.
Царю пришло известие о будто бы зреющей измене в Новгороде. В конце 1569г. Иван с опричным войском выступил в поход на Новгород. По дороге он разорил Тверь и Клин и в январе 1570г. окружил Новгород, не выпуская из него жителей. Въехав в город, он повелел схватить новгородского архиепископа Пимена. Большая часть монахов новгородских и окрестных монастырей были убиты или запытаны - царь выведывал у них, где хранятся сокровища новгородских храмов и монастырей. Новгородские бояре и дворяне заплатили кровавую дань царю, а так же и простой люд. Опричники жгли, грабили, рубили головы, вешал, бросали людей с моста в ледяной Волхов. От 500 до 1000 человек в день убивали в Новгороде. Волхов стал красным от пролитой в него крови. Неделю шла расправа, унесшая жизни 60 000 человек, включая женщин, стариков, младенцев.
Новгородцы без всяких на то оснований были обвинены в том, что хотят свергнуть Ивана Грозного, и возвести на престол его двоюродного брата, Старицкого князя Владимира Андреевича. Князь был отравлен, а Новгород стерт с лица земли.
Покинув Новгород и захватив его богатства, царь отправился в Псков.
Весть о расправе над Новгородом дошла до псковичей, и они готовились к смерти. И только мудрость князя Юрия Токмакова, который повелел горожанам вдоль всех улиц выставить столы с яствами, а самим выйти встречать царя, падая ниц при его приближении. По легенде, при въезде в Псков Ивана Грозного встретил юродивый Никола и протянул царю кусок мяса. "Сейчас пост, и я не ем мяса",-сказал царь."Верно, -отвечал юродивый, -ты человечьим мясом питаешься".Покорность ли псковичей или слова юродивого произвели впечатление на царя? Но псковичей не тронули, а лишь увезли в Москву богатства города.
Царь становился все подозрительней
- ему везде чудилась измена. Еще
до похода в Новгород он перестал доверять
своим ближайшим слугам Басмановым
и Вяземскому. Узнав, что Вяземский
пытался предупредить архиепископа
Пимена о грозящей Новгороду расправе,
он заточил бывшего любимца в
темницу и подверг изощренным
пыткам, выведывая, где тот спрятал
свои сокровища. Вяземский отдал
Ивану все, что награбил за годы опричнины,
оговорил многих бояр и умер в застенке.
Басмановы тоже были схвачены по обвинению
в измене. Иван Грозный обещал жизнь
Федору Басманову, если тот зарежет
своего отца, и младший Басманов
исполнил царское требование. В Москве
начался сыск соучастников новгородской
измены. Около 300 человек было схвачено
и подвергнуто жесточайшим
25 июня 1570г. на Красной площади
была показательная казнь.18 виселиц
и разложенные орудия пыток
ожидали приговоренных.
Последствия опричнины. Главная цель опричнины - уничтожить остатки феодальной раздробленности, подорвать основы боярско-княжеской независимости - была достигнута, но, ликвидировав политическую раздробленность, опричнина обескровила страну, деморализовала народ, привела к обострению противоречий внутри страны, ослабила ее военную мощь.
В результате этого: 1. На западе войска Речи Посполитой успешно теснили русских. Ливонская война была проиграна.2. Шведские войска захватили Нарву.3. В 1571г из-за низкой боеспособности опричного войска крымские татары захватили и разграбили Москву.4. Во всех слоях общества формировалась рабская психология.5. Произошло дальнейшее закрепощение крестьянства, причем в самых жестких формах (барщина).
Итак, разорение и террор опричных лет (1565-1572гг) стали одними из главных причин того глубокого кризиса, который переживала Россия в конце ХVIв.
Усиливающаяся социальная нестабильность
в условиях династического кризиса-
отсутствия прямого наследника - привела
русское государство к
1572 г. Опричнина была отменена;
земли и служилых людей