Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 15:05, контрольная работа
Опричнина имеет огромную актуальность в наше время и потому, что в российском обществе из-за плохой жизни зреют радикальные идеи. Идея о том, что все проблемы в России от олигархов привлекает многих своей простотой. Но если провести аналогию между олигархами и боярами времени Ивана Грозного, можно предположить, к каким последствиям это может привести.
Введение 3
Глава 1. Формирование личности Ивана Грозного. Истоки опричнины 5
Глава 2. Указ об опричнине
2.1 Введение опричнины, ее сущность 7
2.2 Опричный террор 9
Глава 3. Отмена политики опричнины
3.1 Предпосылки и отмена опричнины 11
3.2 Итоги опричнины 12
Заключение 14
Список использованной литературы
Оглавление
С.
Введение
Глава 1. Формирование личности Ивана Грозного. Истоки опричнины 5
Глава 2. Указ об опричнине
2.1 Введение опричнины, ее
2.2 Опричный террор
Глава 3. Отмена политики опричнины
3.1 Предпосылки и отмена
опричнины
3.2 Итоги опричнины
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В нашей истории царствование Иоанна Васильевича (1530 – 1584), составляющее половину XVI столетия, является одной из самых важных эпох, содержащих в себе ключевые моменты становления Государства Российского: расширение территорий, изменения вековых укладов внутренней жизни.
Центральное событие истории России XVI в.— опричнина. Правда, всего семь лет из 51 года, которые Иван Грозный провел на престоле. Но какие семь лет! «Пожар лютости», разгоревшийся, по словам Курбского, в те годы (1565 – 1572), унес многие тысячи, а то и десятки тысяч человеческих жизней. В наше просвещенное время мы привыкли считать жертвы миллионами, но в грубом и жестоком XVI в. еще не было ни такого количества населения (в России жило всего 5 – 7 миллионов человек), ни тех совершенных технических средств уничтожения людей, которые принес с собой научно-технический прогресс. И все же не случайно символом террора стала именно опричнина: количество казней и садистских расправ было в это семилетие особенно велико.
Выбранная мною для данной курсовой работы тема – «Опричнина Ивана Грозного и ее последствия», описывает период в истории России, интересный как исторический урок, как назидание последующим поколениям о влиянии на судьбу народа и государства противоречивой, деспотической личности, стоящей на вершине диктатуры.
Что же такое опричнина? Какова её
сущность и место в истории? На
все эти и многие другие вопросы
я постараюсь ответить при написании
данной работы. Если обратиться к словарю
русского языка С. И. Ожегова, то мы увидим:
1. В царствование Ивана Грозного: часть
государства, находившаяся в непосредственном
управлении царя и служившая ему опорой
в борьбе за создание сильной центральной
власти, а так же само правление этого
времени. 2.Специальные войска этого времени.
3. В древней Руси: земельный надел вдове
князя.
Вообще, правление Ивана Грозного
вызывало и вызывает самые противоречивые
оценки современников и потомков. В этом
я неоднократно убеждалась,
перечитывая множества литературы по
данной теме. Одни видят в его деяниях
большой государственный смысл – стремление
к централизации, к укреплению государства.
Что же касается жестокостей, в том числе
и опричного террора, то не без резона
говорится о нравах эпохи, характерных
для России. Другие резко отрицательно
судят личность и деяния Грозного, акцентируют
внимание на казнях, опричнине, разорении
страны. Историк Скрынников считает, что
во время политики опричнины погибло около
четырех тысяч человек, а Кобрин – пятнадцать
тысяч. Но тем не менее потери были катастрофическими.
По воспоминаниям современников река
Волхов выходила из берегов от трупов,
которых туда сбрасывали.
Как показывает практика, методы Ивана
Грозного привели к похожим последствиям
как сразу после смерти царя, так и в период
сталинских репрессий. Так в
30-е годы XX века сталинская политика по
устранению врагов народа в конечном счете
ударила со всей силой по простому народу.
Опричнина закончилась так же неожиданно, как и началась, но при этом оставила в истории неизгладимый след. Несомненно, царь достиг укрепления режима личной, неограниченной власти. Опричнина стала своего рода восточной тиранией, деспотией. В России 70 – 80-х годах разразился настоящий хозяйственный кризис – запустение сел, деревень, городов, гибель огромной массы людей, страшный голод. Вообще, мне кажется, что правление Грозного напоминало скорее государственный разбой, войну против своего народа, предпринятые только ради укрепления своей личной власти, что в свою очередь влияло на нравственную атмосферу в обществе.
Опричнина имеет огромную актуальность в наше время и потому, что в российском обществе из-за плохой жизни зреют радикальные идеи. Идея о том, что все проблемы в России от олигархов привлекает многих своей простотой. Но если провести аналогию между олигархами и боярами времени Ивана Грозного, можно предположить, к каким последствиям это может привести.
Я не буду останавливаться на биографии Ивана Васильевича, а лишь кратко укажу те причины (причины в формировании личности Грозного), которые привели к введению политики опричнины Иваном Грозным.
Глава 1. Формирование личности Ивана Грозного. Истоки опричнины.
Подходило к концу правление Василия III. Он умер в 1533 г., оставив наследником трехлетнего сына Ивана. Вскоре, пять лет спустя, великий князь потерял и родительницу. Правитель-мальчик, наделенный умом, смышленый, насмешливый и ловкий, с ранних лет чувствовал себя сиротой, обделенным вниманием. Окруженный пышностью во время церемоний, в повседневной жизни во дворце он тяжело переживал пренебрежение бояр и князей, равнодушие и обиды окружающих. К этому прибавилась ожесточенная борьба за власть боярских группировок Глинских и Бельских, Шуйских и Воронцовых.
Уже в те годы в его характере формируются непривлекательные черты: пугливость и скрытность, мнительность и трусливость, недоверчивость и жестокость. Наблюдая сцены междоусобий и расправ, он и сам, взрослея, входит во вкус – отдает, например своим псарям приказ затравить неугодного ему князя Андрея Шуйского.
Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нем подозрительности, мстительности и жестокости. Иван не помнил отца, и уже в восемь лет остался без матери. Первые осознанные впечатления ребёнка, попавшего в такую среду, связаны с совершенным расстройством государства. Такие впечатления развивали в ребёнке чувства одиночества, досады и беспомощности. В результате к 17-ти годам появилась преждевременная зрелость, сопровождающаяся постоянным недовольством, мелочной, нервной раздражительностью. В нём рано развились подозрительность, привычка скрывать свои мысли, недоверие к людям, склонность к лицемерию, свидетельствовавшие об отсутствии родительской заботы и материнской ласки. Рождённый для престола, он вынес из детства жгучую задачу мести своим обидчикам.
Молодого великого князя возмущали неправедные дела бояр в городах и волостях – захваты крестьянских земель, взятки, судебные штрафы и прочее.
Царь Иван, по мере возмужания, все больше тяготился опекой «Избранной рады», возражениями своему курсу во внутренних и внешних делах. Не все были, естественно, довольны длительными и не всегда успешными войнами, непосильными тяготами, разорением людей, кормивших своим трудом всех в государстве.
Террор против непокорных, выискивание новых измен, чаще всего выдуманных, стремление свалить свои промахи на других вели царя по пути неправды, немилосердия. Разногласия среди правящих лиц по ливонскому вопросу послужили для мнительного царя толчком к новым репрессиям. Существовали для того и иные причины – недовольство основной массы дворян, служивших в армии, тем, что бояре и княжата владеют многими землями и крестьянами, переманивают к себе их крестьян и холопов. Сам Иван Васильевич во всех подданных, в народе российском, видел только «холопов». Их обязанность – беспрекословно повиноваться его воле.
Глава 2. Указ об опричнине
2.1 Введение опричнины, ее сущность
Проводимые реформы, ограничивающие власть феодалов стали встречать их сопротивление, несогласие с царской политикой, неподчинение воле царя. Проблемы централизации и укрепления власти, борьбы с оппозицией требовали от царя решения об установлении в стране диктатуры и сокрушения оппозиции с помощью террора и насилия.
Между тем позиция думы и церковного руководства была известна и не сулила успеха предприятию. По этой причине царь вынужден был избрать совершенно необычный способ действия. Стремясь навязать свою волю совету крупных феодалов, он объявил об отречении от престола. Таким путем он рассчитывал «вырвать у думы согласие на введение в стране чрезвычайного положения».
Царский выезд был необычен. Оставшиеся в Москве бояре и духовенство находились в полном недоумении и неведении о замыслах царя. Царский "поезд" скитался в окрестностях Москвы в течение нескольких недель, пока не достиг укрепленной Александровской слободы.
Из слободы царь направил в Москву гонца с письмами к думе и горожанам. Расчёт Ивана VI на веру народа в доброго царя борющегося с боярами-притеснителями оправдался. Толпа на дворцовой площади прибывала час от часу, а ее поведение становилось все более угрожающим. Под давлением обстоятельств Боярская дума не только не приняла отречение Грозного, но вынуждена была обратиться к нему с верноподданническим ходатайством.
Иван Грозный поставил условие: он будет казнить изменников по своему усмотрению. Выговорил себе право казнить бояр без суда и следствия, что и было одним из средств укрепления абсолютной власти. На подготовку приговора об опричнине ушло более месяца. В середине февраля царь вернулся в Москву и представил на утверждение думе и священному собору текст приговора. В речи к собору Иван сказал, что для "охранения" своей жизни намерен "учинить" на своем государстве "опричнину" с двором, армией и территорией. Опричнина означала личный удел царя. Остальная часть государства стала именоваться земщиной, управление которой осуществлялось Боярской думой. Все, кто жил на территории опричнины, но не были опричниками, выселялись. Царь забрал в опричнину Суздальский, Можайский и Вяземский уезды, Вологду, Устюг Великий, Вагу, Двину с богатыми торговыми городами. Эти уезды служили основным источником доходов для опричной казны.
В опричнине была особая казна. В опричнину отбирали худородных дворян, не знавшихся с боярами. Укомплектованное из незнатных дворян опричное войско должно было стать, по замыслу Грозного, надежным орудием в борьбе с феодально-аристократической оппозицией. Опричникам запрещалось общаться с земщиной. Опричная тысяча была создана как привилегированная личная гвардия царя. Служба в опричнине открывала широкие перспективы перед худородными дворянами. Им увеличили земельные "оклады", для чего провели конфискацию земель у тех землевладельцев, которые не были приняты на опричную службу. Для опричников вводилась особая форма: удельные вассалы царя носили черную одежду, сшитую из грубых тканей, а к шеям своих лошадей они привязывали собачьи головы, у колчана со стрелами - метлу. Это означало, что опричник должен грызть "государевых изменников" и выметать измену.
В организации опричнины Иван Грозный по сути показал, что он сохранил в себе удельное мировоззрение своих предков: опричнина не что иное, как новая позднейшая форма той борьбы, какую предки Ивана вели со своими удельными родственниками. Так удельный инстинкт предков сказался в Иване в минуту решительного столкновения с оппозицией.
В первые дни опричнины Москва стала свидетелем кровавых казней. Казнили десятками, сотнями, целыми семьями и даже родами. 25 июля 1570 года на рыночной площади были зверски казнены 116 человек “опальных”. Не щадили даже сел и деревень, принадлежавших “опальным”. Но самой жуткой страницей опричнины стал разгром Новгорода, куда Иван IV нагрянул с опричным войском и где творил расправу полтора месяца. Самые скромные подсчеты числа казненных в Новгороде говорят о 2-х - 3-х тысячах жертв. Потомки имели полное право называть Ивана IV Грозным. Впрочем, за рубежом его называли Иваном Ужасным.
Первые опричные репрессии имели отчетливую антикняжескую направленность. Они отличались большой последовательностью. Учреждение опричнины повлекло за собой крушение княжеского землевладения. Катастрофа была столь велика, что никакие последующие амнистии и частичный возврат родовых земель опальным князьям не могли ликвидировать ее последствий.
Весна 1566 г. принесла с собой долгожданные перемены. Опричные казни прекратились, власти объявили о прощении опальных. Как бы то ни было, амнистия привела к радикальному изменению опричной земельной политики. Казна вынуждена была позаботиться о земельном обеспечении вернувшихся из ссылки и взамен утраченных ими родовых вотчин стала отводить им новые земли. Но земель, хотя бы примерно равноценных княжеским вотчинам, оказалось недостаточно. И тогда сначала в отдельных случаях, а потом и в более широких масштабах казна стала возвращать родовые земли, заметно запустевшие после изгнания их владельцев в Казань.
По существу опричным властям пришлось отказаться от курса, взятого при учреждении опричнины. Земельная политика опричнины быстро утрачивала свою первоначальную антикняжескую направленность.
2.2 Опричный террор
Продолжением опричного
8 января 1570 г. царь прибыл в
древний город. В городе