Опыт борьбы с коррупцией в Сингапуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:21, реферат

Описание работы

К моменту обретения независимости в 1965 году Сингапур оказался в ситуации, чем-то напоминавшей картину постсоветской России. Страна находилось в крайне тяжелом экономическом положении и была насквозь пронизана беззаконием. Законодательство было импортировано британскими колонизаторами из далекой Англии, правоохранительные органы оказались не в состоянии противостоять организованной преступности, а большинство чиновников участвовало в коррупционных схемах. Население имело низкий уровень образования и не умело отстаивать свои права.

Файлы: 1 файл

Опыт борьбы с коррупцией в Сингапуре.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

 

Административные действия в рамках государственной службы

Любой служащий, в отношении которого есть информация об участии в коррупционных  действиях, должен быть наказан. Коррумпированный чиновник может быть обвинен в  уголовном преступлении, если имеется  достаточно доказательств. Если доказательств  для возбуждения уголовного дела недостаточно он может быть подвергнут дисциплинарной процедуре. Чиновник, осужденный за коррупцию, лишается работы, пенсии и прочих льгот.

Внутриведомственные дисциплинарные действия могут включать в себя: временное отстранение от службы, понижение в ранге, задержку повышения зарплаты, штраф, выговор и отставку в интересах общества.

Несколько предупредительных мер  было принято для уменьшения возможностей чиновников включиться в коррупцию.

Эти меры включают в себя:

замещение второго полицейского офицера постоянными гражданскими следователями;

устранение благоприятных возможностей для коррупции как в действующих  нормах, так и в организации работы ведомств;

выбор оптимальных административных процедур;

сокращение и облегчения для  граждан разного рода бюрократических процедур;

соразмерный пересмотр жалования чиновников;

напоминание государственным поставщикам  при подписании контрактов, что дача взятки чиновникам может привести к  разрыву контракта.

«Сингапурский подход к проблеме коррупции  опирается на эффективность административного управления. В условиях неэффективного госуправления есть множество лазеек для незаметного и неконтролируемого процветания коррупции, появляются способы провести и обойти систему. Эффективное администрирование могут обеспечить лишь люди, имеющие самоуважение и достаточную оплату, достоинство и полноту намерений. Обеспечив им все это можно, скорее всего, оградить их от коррупции и уменьшить возможность для предательства ими своей гражданской и личной совести»[21].

С чиновниками, особенно из правоприменительных  органов, проводятся регулярные беседы о ловушках коррупции. Им даются советы о том, как случайно оказаться  не вовлеченным в коррупционные  схемы. Чиновников предостерегают об ответственности в рамках Закона о предотвращении коррупции. Сотрудники Бюро также регулярно читают студентам колледжей лекции об опасности коррупционных схем, как для них, так и для общества.

Применяется разного рода профилактические меры для уменьшения возможностей возникновения коррупционных отношений, особенно в государственных учреждениях. Облегчаются громоздкие процедуры, принимаются меры для устранения задержек в предоставлении разрешений и лицензий и т.п.

Государственные служащие каждый год обязаны подать специальную декларацию об отсутствии у них долгов. Считается, что погрязший в долгах чиновник скорее пренебрежет своими должностными обязанностями ради собственной выгоды, то есть, скорее будет вовлечен в коррупционные схемы. Предоставление чиновником ложных сведений в такой декларации приводит к увольнению чиновника с госслужбы.

Как уже отмечалось, каждый чиновник при приеме на службу и далее ежегодно обязан декларировать свое имущество  и инвестиции в бизнес, включая  вложения жены и зависимых от него детей. Несоответствие богатства и получаемого жалования ведет, как минимум, к административному расследованию. Если чиновник владеет долями в частных компаниях, ему могут предложить продать паи и акции во избежание конфликта интересов.

Чиновникам запрещено принимать  любые подарки в виде денег  или в любой другой форме от людей, состоящих с ними в деловых  отношениях. Запрещено также принимать  приглашения, способные поставить  его в любого рода зависимость. Если чиновник не может отказаться от подарка (например, в соответствии с протоколом визита иностранной делегации), чиновник может его принять, но должен незамедлительно передать его главе своего департамента. Впрочем, чиновник может взять предмет, если предварительно заплатит за него по цене, определенной официальной бухгалтерией.

 

Пределы ответственности  госслужащих

Вот список того, что чиновникам Сингапура  делать позволено: [22]

Сообщать о любых коррупционных проявлениях.

Избегать неформальных отношений с членами общества, вступающими с чиновником в официальные отношения, чтобы избежать предвзятости и фаворитизма.

Указывать на интерес в любом  бизнесе не только в своих интересах, но и в интересах семьи. Отстраняться от надзора над такими проектами.

Общаться с любым человеком, с которым он вступает в официальные  отношения, равноправно и честно без боязни и протекции.

Знакомиться с положениями Закона о противодействии коррупции, а  также установками и инструкциями ведомства, управляющего сопровождением служащих.

Консультироваться с начальником  в случаях, когда возникают сомнения относительно обоснованности того или иного действия.

Всегда быть лояльным ведомству  и придерживаться его интересов.

 

 

 

Список того, что делать нельзя:

Принимать любые награды от любого члена общества в качестве платы за услугу.

Принимать подарки за уклонение от действий.

Принимать плату за проявление или  не проявления расположения кому-либо против долга.

Намерено допускать ошибки в  официальных документах, а также  делать лживые и неверные заявления.

Принимать подарки, приглашения на обед или совместные развлечения  от любого лица, с которым чиновник состоит в официальных отношениях.

Заниматься какой-либо внеурочной работой или коммерческой деятельностью  без письменного разрешения властей.

Принимать вознаграждение за свои услуги от кого-либо в качестве платы за свои профессиональные обязанности.

Принимать вознаграждение или компенсацию  от любого поставщика за внеурочную работу по надзору за его проектом.

Вкладываться в бизнес любого предпринимателя, с которым чиновник состоит в официальных связях.

Принимать комиссионные и откаты от поставщиков, оказывающих услуги.

Соглашаться на предложения по бесплатному  обслуживанию в личных делах (помощь с транспортом, реконструкцией) от любого лица, с которым чиновник имеет дела.

Вступать в неформальные отношения  с любым лицом, с которым чиновник имеет официальные отношения, и проявлять фаворитизм.

Принимать предложения отправиться  в заграничную поездку от поставщиков  под прикрытием повода обучения или обзора заграничной продукции.

Проводить официальные встречи  или переговоры на территории поставщика или в публичных местах, если нет  причины для этого.

Посещать офис или дом любого лица, с которым чиновник состоит в официальных отношениях.

Занимать деньги (открыто или тайно) у поставщика, с которым чиновник состоит в отношениях.

Позволять поставщику оплачивать свои счета или займы.

Давать личным интересам перевешивать служебный долг.

Наносить вред правительству, например, давая советы поставщику по использованию лазеек в контрактах.

 

Что можно позаимствовать из Сингапурского опыта

Достижения Сингапура в сфере  борьбы с коррупцией впечатляют. Авторитарными  методами правительство держит под  контролем бюрократию, успешно справляется  с задачей предупреждения коррупции. И во многом за счет этого обеспечивает благоприятный инвестиционный климат Сингапура. Но заработают ли эти методы в России?

Как правило, агентства, подобные сингапурскому  Бюро по расследованию случаев коррупции, создаются там, где коррупция  проникла в суд, прокуратуру, в органы полиции и спецслужбы. Практически все подобные агентства учреждены именно в азиатских странах, осознавших степень угрозы коррупции, и лишь один такой аппарат создан в Новом Южном Уэльсе - одном из штатов Австралии[23].

Поэтому обычно такие органы независимы от других правоохранительных структур, и напрямую подчиняется высшему  руководителю страны. Отбираются в  них самые достойные и безупречные  кадры. Такой орган наделяется чрезвычайными полномочиями для проведения оперативных и следственных действий на фоне эффективной системы общественного надзора над его деятельностью.

Вряд ли возможно воспроизвести  сингапурскую анти-коррупционную стратегию  целиком, так как город-государство имеет свою неповторимую историю, географическое расположение и особенности политического управления.

«Сравнивать Россию с Сингапуром и  перенимать его методы контрпродуктивно. Нужно учесть разные масштабы не только явления, но и государств. Если бы Россия была величиной с Сингапур, что равносильно прежнему Черёмушкинскому району Москвы, то авторитарные методы борьбы с коррупцией возможны. В масштабах всей России это нереально»[24].

Если вести борьбу с коррупцией в России по выкроенным в авторитарных условиях лекалам, то где гарантия того, что наши политические лидеры окажутся столь же последовательными, как их сингапурские коллеги? И что жители России, большинство которых страны считают коррупцию нормой, окажут им поддержку? Ведь проведение мер по реальному противодействию коррупции в России требует не только политической воли, огромного административного ресурса и денег, но и далеко не всегда прибавляет популярности инициаторам.

Популярность силовых методов среди широких слоев населения на фоне разгула беззакония с годами лишь растет. Есть опасность того, что инициаторы примут авторитарные методы как самые продуктивные, пообещав расправиться с коррупцией раз и навсегда, вымостив трупами коррупционеров дорогу в светлое будущее. То, что опора только на силовые методы контрпродуктивна, показывает опыт Китая.

Привлечение к ответственности  коррупционеров является лишь частью системных мер по борьбе с коррупцией. Особенно в условиях, когда население  России не доверяет правоохранительным органам и судебной системе. Необходимо изменить менталитет широких слоев населения России, а тут необходимы другие способы.

Организация системного противодействия  коррупции помимо непосредственного  преследования коррупционеров предполагает проведение мер предупреждения и контроля, пересмотра коррупциогенного законодательства, повышения окладов рядовым чиновникам, эффективную пропаганду идей верховенства закона и «чистых чиновничьих рук». Реальная борьба с коррупцией - это не кампания, для проведения которой назначены сроки. Это направление государственной деятельности, которое должно вестись непрерывно.

Уровень коррупции в России достиг критических показателей. Об этом свидетельствует  хотя бы положение страны в международных рейтингах инвестиционной привлекательности. Похожая ситуация запустила в свое время в Сингапуре механизм борьбы с коррупцией. Произойдет ли это в России?

В Сингапуре авторитарные методы работают во многом благодаря искреннему желанию  политического руководства противостоять коррупции. Оно ведет подчеркнуто скромный образ жизни. Каждый осужденный в совершении коррумпированных действий наказывается, несмотря на размеры банковских счетов и положение в обществе. В противном случае борьба с коррупцией – только видимость. Способна ли на это нынешняя российская власть?

 

[1] ВЦИОП, Особенности борьбы с организованной преступностью в странах Юго-Восточной Азии, 1999 г.

[2] Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. М.: 2005.

[3] Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. М.: 2005.

[4] Central Supplies Office – правительственный департамент, занимавшийся заготовками и поставками

[5] Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. М.: 2005.

[6] Там же.

[7] Там же.

[8] На 2008 год Сингапур в индексе восприятия коррупции Трансперенси Интернешнл находился на 4 месте: http://www.transparency.org.ru/doc/CPI%202008_press%20release_Rus1_01216_1.pdf.

[9] Там же.

[10] Там же.

[11] ПНД - Партия народного действия - лидирующая политическая сила в Сингапуре. Неизменно доминирует в парламенте страны, начиная с момента независимости 1959 года.

[12] Ли Куан Ю. Там же. Необходимо все же отметить, что критики называют Сингапур фактически однопартийной страной, и обвиняют ПНД в подавлении оппозиции, несмотря на наличие оппозиционных партий в парламенте. «Репортёры без границ» ставят Сингапур на 140-е место в индексе свободы прессы из 167 стран.

[13] http://app.cpib.gov.sg/cpib_new/user/default.aspx?pgID=201

[14] Prevention of Corruption Act. Текст Закона: http://statutes.agc.gov.sg/non_version/cgi-bin/cgi_retrieve.pl?actno=REVED.

[15] Jon S T Quah, «Administrative and Legal Measures for Combating Corruption in Singapore», 1977

[16] Антикоррупционная политика, Фонд ИНДЕМ; Под. Ред. Г.А. Сатарова. – М.: РА «СПАС», 2004.

[17] Address by minister mentor Lee Kuan Yew at the Asian strategy and leadership institute’s “World ethics and integrity forum 2005” at Kuala Lumpur on 28 april 2005.

[18] Там же.

[19] В рамках Закона под «агентом» понимают лицо, нанятое на работу или действующее по поручению, включая управляющего, администратора и исполнителя; лицо, обслуживающее правительство или публичные интересы, а также подрядчика и любого человека, на него работающего. «Принципалом» называют работодателя и бенефициара.

Информация о работе Опыт борьбы с коррупцией в Сингапуре