Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:21, реферат
К моменту обретения независимости в 1965 году Сингапур оказался в ситуации, чем-то напоминавшей картину постсоветской России. Страна находилось в крайне тяжелом экономическом положении и была насквозь пронизана беззаконием. Законодательство было импортировано британскими колонизаторами из далекой Англии, правоохранительные органы оказались не в состоянии противостоять организованной преступности, а большинство чиновников участвовало в коррупционных схемах. Население имело низкий уровень образования и не умело отстаивать свои права.
Административные действия в рамках государственной службы
Любой служащий, в отношении которого есть информация об участии в коррупционных действиях, должен быть наказан. Коррумпированный чиновник может быть обвинен в уголовном преступлении, если имеется достаточно доказательств. Если доказательств для возбуждения уголовного дела недостаточно он может быть подвергнут дисциплинарной процедуре. Чиновник, осужденный за коррупцию, лишается работы, пенсии и прочих льгот.
Внутриведомственные дисциплинарные действия могут включать в себя: временное отстранение от службы, понижение в ранге, задержку повышения зарплаты, штраф, выговор и отставку в интересах общества.
Несколько предупредительных мер было принято для уменьшения возможностей чиновников включиться в коррупцию.
Эти меры включают в себя:
замещение второго полицейского офицера постоянными гражданскими следователями;
устранение благоприятных
выбор оптимальных административных процедур;
сокращение и облегчения для граждан разного рода бюрократических процедур;
соразмерный пересмотр жалования чиновников;
напоминание государственным поставщикам при подписании контрактов, что дача взятки чиновникам может привести к разрыву контракта.
«Сингапурский подход к проблеме коррупции опирается на эффективность административного управления. В условиях неэффективного госуправления есть множество лазеек для незаметного и неконтролируемого процветания коррупции, появляются способы провести и обойти систему. Эффективное администрирование могут обеспечить лишь люди, имеющие самоуважение и достаточную оплату, достоинство и полноту намерений. Обеспечив им все это можно, скорее всего, оградить их от коррупции и уменьшить возможность для предательства ими своей гражданской и личной совести»[21].
С чиновниками, особенно из правоприменительных органов, проводятся регулярные беседы о ловушках коррупции. Им даются советы о том, как случайно оказаться не вовлеченным в коррупционные схемы. Чиновников предостерегают об ответственности в рамках Закона о предотвращении коррупции. Сотрудники Бюро также регулярно читают студентам колледжей лекции об опасности коррупционных схем, как для них, так и для общества.
Применяется разного рода профилактические меры для уменьшения возможностей возникновения коррупционных отношений, особенно в государственных учреждениях. Облегчаются громоздкие процедуры, принимаются меры для устранения задержек в предоставлении разрешений и лицензий и т.п.
Государственные служащие каждый год обязаны подать специальную декларацию об отсутствии у них долгов. Считается, что погрязший в долгах чиновник скорее пренебрежет своими должностными обязанностями ради собственной выгоды, то есть, скорее будет вовлечен в коррупционные схемы. Предоставление чиновником ложных сведений в такой декларации приводит к увольнению чиновника с госслужбы.
Как уже отмечалось, каждый чиновник при приеме на службу и далее ежегодно обязан декларировать свое имущество и инвестиции в бизнес, включая вложения жены и зависимых от него детей. Несоответствие богатства и получаемого жалования ведет, как минимум, к административному расследованию. Если чиновник владеет долями в частных компаниях, ему могут предложить продать паи и акции во избежание конфликта интересов.
Чиновникам запрещено
Пределы ответственности госслужащих
Вот список того, что чиновникам Сингапура делать позволено: [22]
Сообщать о любых коррупционных проявлениях.
Избегать неформальных отношений с членами общества, вступающими с чиновником в официальные отношения, чтобы избежать предвзятости и фаворитизма.
Указывать на интерес в любом бизнесе не только в своих интересах, но и в интересах семьи. Отстраняться от надзора над такими проектами.
Общаться с любым человеком, с которым он вступает в официальные отношения, равноправно и честно без боязни и протекции.
Знакомиться с положениями Закона
о противодействии коррупции, а
также установками и
Консультироваться с начальником в случаях, когда возникают сомнения относительно обоснованности того или иного действия.
Всегда быть лояльным ведомству и придерживаться его интересов.
Список того, что делать нельзя:
Принимать любые награды от любого члена общества в качестве платы за услугу.
Принимать подарки за уклонение от действий.
Принимать плату за проявление или не проявления расположения кому-либо против долга.
Намерено допускать ошибки в официальных документах, а также делать лживые и неверные заявления.
Принимать подарки, приглашения на обед или совместные развлечения от любого лица, с которым чиновник состоит в официальных отношениях.
Заниматься какой-либо внеурочной работой или коммерческой деятельностью без письменного разрешения властей.
Принимать вознаграждение за свои услуги от кого-либо в качестве платы за свои профессиональные обязанности.
Принимать вознаграждение или компенсацию от любого поставщика за внеурочную работу по надзору за его проектом.
Вкладываться в бизнес любого предпринимателя, с которым чиновник состоит в официальных связях.
Принимать комиссионные и откаты от поставщиков, оказывающих услуги.
Соглашаться на предложения по бесплатному обслуживанию в личных делах (помощь с транспортом, реконструкцией) от любого лица, с которым чиновник имеет дела.
Вступать в неформальные отношения с любым лицом, с которым чиновник имеет официальные отношения, и проявлять фаворитизм.
Принимать предложения отправиться в заграничную поездку от поставщиков под прикрытием повода обучения или обзора заграничной продукции.
Проводить официальные встречи или переговоры на территории поставщика или в публичных местах, если нет причины для этого.
Посещать офис или дом любого лица, с которым чиновник состоит в официальных отношениях.
Занимать деньги (открыто или тайно) у поставщика, с которым чиновник состоит в отношениях.
Позволять поставщику оплачивать свои счета или займы.
Давать личным интересам перевешивать служебный долг.
Наносить вред правительству, например, давая советы поставщику по использованию лазеек в контрактах.
Что можно позаимствовать из Сингапурского опыта
Достижения Сингапура в сфере борьбы с коррупцией впечатляют. Авторитарными методами правительство держит под контролем бюрократию, успешно справляется с задачей предупреждения коррупции. И во многом за счет этого обеспечивает благоприятный инвестиционный климат Сингапура. Но заработают ли эти методы в России?
Как правило, агентства, подобные сингапурскому
Бюро по расследованию случаев
Поэтому обычно такие органы независимы
от других правоохранительных структур,
и напрямую подчиняется высшему
руководителю страны. Отбираются в
них самые достойные и
Вряд ли возможно воспроизвести сингапурскую анти-коррупционную стратегию целиком, так как город-государство имеет свою неповторимую историю, географическое расположение и особенности политического управления.
«Сравнивать Россию с Сингапуром и перенимать его методы контрпродуктивно. Нужно учесть разные масштабы не только явления, но и государств. Если бы Россия была величиной с Сингапур, что равносильно прежнему Черёмушкинскому району Москвы, то авторитарные методы борьбы с коррупцией возможны. В масштабах всей России это нереально»[24].
Если вести борьбу с коррупцией в России по выкроенным в авторитарных условиях лекалам, то где гарантия того, что наши политические лидеры окажутся столь же последовательными, как их сингапурские коллеги? И что жители России, большинство которых страны считают коррупцию нормой, окажут им поддержку? Ведь проведение мер по реальному противодействию коррупции в России требует не только политической воли, огромного административного ресурса и денег, но и далеко не всегда прибавляет популярности инициаторам.
Популярность силовых методов среди широких слоев населения на фоне разгула беззакония с годами лишь растет. Есть опасность того, что инициаторы примут авторитарные методы как самые продуктивные, пообещав расправиться с коррупцией раз и навсегда, вымостив трупами коррупционеров дорогу в светлое будущее. То, что опора только на силовые методы контрпродуктивна, показывает опыт Китая.
Привлечение к ответственности коррупционеров является лишь частью системных мер по борьбе с коррупцией. Особенно в условиях, когда население России не доверяет правоохранительным органам и судебной системе. Необходимо изменить менталитет широких слоев населения России, а тут необходимы другие способы.
Организация системного противодействия коррупции помимо непосредственного преследования коррупционеров предполагает проведение мер предупреждения и контроля, пересмотра коррупциогенного законодательства, повышения окладов рядовым чиновникам, эффективную пропаганду идей верховенства закона и «чистых чиновничьих рук». Реальная борьба с коррупцией - это не кампания, для проведения которой назначены сроки. Это направление государственной деятельности, которое должно вестись непрерывно.
Уровень коррупции в России достиг критических показателей. Об этом свидетельствует хотя бы положение страны в международных рейтингах инвестиционной привлекательности. Похожая ситуация запустила в свое время в Сингапуре механизм борьбы с коррупцией. Произойдет ли это в России?
В Сингапуре авторитарные методы работают во многом благодаря искреннему желанию политического руководства противостоять коррупции. Оно ведет подчеркнуто скромный образ жизни. Каждый осужденный в совершении коррумпированных действий наказывается, несмотря на размеры банковских счетов и положение в обществе. В противном случае борьба с коррупцией – только видимость. Способна ли на это нынешняя российская власть?
[1] ВЦИОП, Особенности борьбы с организованной преступностью в странах Юго-Восточной Азии, 1999 г.
[2] Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. М.: 2005.
[3] Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. М.: 2005.
[4] Central Supplies Office – правительственный департамент, занимавшийся заготовками и поставками
[5] Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. М.: 2005.
[6] Там же.
[7] Там же.
[8] На 2008 год Сингапур в индексе
восприятия коррупции Трансперенси Интернешнл
находился на 4 месте: http://www.transparency.org.
[9] Там же.
[10] Там же.
[11] ПНД - Партия народного действия - лидирующая политическая сила в Сингапуре. Неизменно доминирует в парламенте страны, начиная с момента независимости 1959 года.
[12] Ли Куан Ю. Там же. Необходимо все же отметить, что критики называют Сингапур фактически однопартийной страной, и обвиняют ПНД в подавлении оппозиции, несмотря на наличие оппозиционных партий в парламенте. «Репортёры без границ» ставят Сингапур на 140-е место в индексе свободы прессы из 167 стран.
[13] http://app.cpib.gov.sg/cpib_
[14] Prevention of Corruption Act. Текст Закона: http://statutes.agc.gov.sg/
[15] Jon S T Quah, «Administrative and Legal Measures for Combating Corruption in Singapore», 1977
[16] Антикоррупционная политика, Фонд ИНДЕМ; Под. Ред. Г.А. Сатарова. – М.: РА «СПАС», 2004.
[17] Address by minister mentor Lee Kuan Yew at the Asian strategy and leadership institute’s “World ethics and integrity forum 2005” at Kuala Lumpur on 28 april 2005.
[18] Там же.
[19] В рамках Закона под «агентом» понимают лицо, нанятое на работу или действующее по поручению, включая управляющего, администратора и исполнителя; лицо, обслуживающее правительство или публичные интересы, а также подрядчика и любого человека, на него работающего. «Принципалом» называют работодателя и бенефициара.