Организация государства ,власти, судебной системы в период греко-фанариотского режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 21:04, доклад

Описание работы

Победа русских над шведами под Полтавой (1709), военные операции под Азовом, в Крыму и на Левобережье Днепра, Прутская кампания Петра I, были для Оттоманской Порты тревожными сигналами того, что на востоке растет и утверждается новая сила, которая ускорит ее распад и падение. Расширение России отвечало освободительным стремлениям христианских народов: болгар, хорватов (католиков), валахов (мунтян), сербов, молдован. Не случайно даже господарь Валахии К. Брынковяну заключил союз с Петром I, обеспечив себе политическое убежище в России

Файлы: 1 файл

Организация государства.doc

— 38.50 Кб (Скачать файл)

Организация государства ,власти, судебной системы в период греко-фанариотского режима.

 

1.Понятие и предпосылки фанариотского режима.

Победа русских над шведами под Полтавой (1709), военные операции под Азовом, в Крыму и на Левобережье Днепра, Прутская кампания Петра I, были для Оттоманской Порты тревожными сигналами того, что на востоке растет и утверждается новая сила, которая ускорит ее распад и падение. Расширение России отвечало освободительным стремлениям христианских народов: болгар, хорватов (католиков), валахов (мунтян), сербов, молдован. Не случайно даже господарь Валахии К. Брынковяну заключил союз с Петром I, обеспечив себе политическое убежище в России. Порта поняла, что никакого доверия не может иметь к местным правителям, что рано или поздно они выведут Молдову из-под политического и административного подчинения, что может воодушевить и послужить примером другим подневольным народам. Чтобы уменьшить  риск появления опасности,  османы решили управлять Молдовой через своих преданных слуг греческого происхождения, выходцев из стамбульского квартала Фанар.

2.Период установления  режима 

Таким образом, после отступления Дм. Кантемира и его двора в Россию, Порта, не спрашивая мнения господарского совета, начинает самостоятельно назначать господарей на трон Молдовы. Но уже не допуска на трон Молдовы господарей из местных. Новые господари были рекрутированы из квартала Фанар Стамбула, отсюда и название нового, установленного османами, режима в Молдове фанариотский 1711 г.

3.Система власти

Церемония кэфтэнирий (облачения господаря в господарский кафтан) кандидатов на трон Молдовы проводилась с пышностью, похожую на королевскую коронацию,однако фанариотские господари были простыми губернаторами, управляющими чужого имения, отданного им в распоряжение. Постепенно они фанаризовали структуры управления: диван (бывший господарский совет), захватили самые высокие сановные должности, в первую очередь, казначея, пристраивая на них тысячи приятелей из Стамбула.

Фанариоты были обязаны собирать с народа ежегодно дань –харач,которую платили султану вассальные страны. За занимаемое место господаря фанариот выплачивал султану мукарер  – дань за «господарский  кафтан». Назначаемая должность была сроком на три года. Продлить  службу можно было за малый мукарер.

Довольные тем, что постоянно росший харач  поступал регулярно  ,что постоянно получают пешкеш (подарки), рушферт (взятки), османы позволили фанариотам своевластие в Молдове :, предлагать, кого захотят, смещать, когда захотят, господарей на тронах Молдовы и Валахии. С 1711 до 1812, по подсчетам некоторых историков, на троне Молдовы сменилось до 30 фанариотов, 4 каймакама (наместника).С согласия османов трон Молдовы занимали фанариотские "династии" Гика, Ипсиланти, Маврокордат, Морузи, Хангерли, Шуцу и др.

Господарский совет был преобразован в «диван», став в руках фанариотов послушным орудием исполнения распоряжений Порты, запрещавшей какие-либо отношения с другими странами; вооруженные силы Молдовы еще с 1538 были сведены до отряда гвардии (господарской охраны). Все это значительно ограничило статус автономии Молдовы.

Фанариоты навязали в управлении чужие структуры, чужие порядки, чужих правителей, пропагандировавших чуждые ценности, язык и даже одежду. Всем этим пришлые господари и сановники вызвали ненависть не только широких масс, но и бояр, оставшихся без должностей и даже без вотчин.

Постепенно греки-фанариоты заняли даже высокие иерархии Православной Церкви в Молдове, так что к концу XVIII в. Митрополия Молдовы стала своего рода греческим епископством, подчиненным чужим церковным структурам. Таким образом, навязывание фанариотского режима не сводилось только к назначению господарями некоторых выходцев из Фанара. Это действительно было коренным "изменением самой политической системы управления".

4. Вассалье обязанности Молдовы

   Режим османского сюзеренитета сводился к беспрекословной внутренней и внешней покорности султанам и своевременной выплате харача, а также в военных кампаниях, в случае расквартировки армии; направление в метрополию потока молдавских товаров на условиях, навязанных турками; продовольственное обеспечение гарнизонов райи, а также "нескончаемые хавали (виды отработок), например "перевозки, особенно воинские" и др. Не исключено и рабство детей (подростков) для пополнения рядов янычар, гаремов – девочками.

5.Законодательные реформы при фанариотском режиме.

   Расточительная политка властей, непосильные подати, взымавшихся бесконтрольно, обусловили в Молдове большой экономический упадок.C целью сохранить платежеспособное населении от разорения, власть предприняла ряд шагов в преобразовании закондательства. Так, в годы правления К. Маврокордата ,в 1749 г в Молдове была социальная реформа, отменившая крепостную зависимость крестьян «вечинь».

Налоговой реформой отменялись налоги на имущество и устанавливалась единая выплата для налогоплательщика в 105 парале. Она производилась взносами - четыре раза в год. Крестьяне, записанные как плательщики податей, не могли покинуть село.

Административная реформа предусматривала укрепление централизованного государственного аппарата. Предусматривала введение оплаты боярам, находящихся на государственных должностях. Бояре были разделены на три ранга по важности исполняемой службы, а не по величине земельных владений . Более строгое подчинение властей в уездах центральной, было путем введения должности «исправников»

Целью судебной реформы была модернизация этой области. Бояре, не имевшие должностей, были назначены судьями. «Диван»-гос.орган  оставался юридической инстанцией  по особо важным делам . Все решения (господские, административные, судебные) предварялись отчетом господарю.

Военная реформа предусматривала в каждом цинуте только по одному стягу (отряду) с полицейскими функциями.

6 апреля 1749 Великий собор (собрание  сословий) Молдовы, созванное К. Маврокордатом, составило Уложение К.Маврокордата, которое упразднило вечинию (зависимость крестьян от феодального хозяина). В том же году К. Маврокордат промульгировал документ, которым привел в соответствие юридическое положение крестьянства с централизованной системой феодальной эксплуатации. Было объявлено злоупотреблением рассмотрение вечинов как рабов, но указано, что вечины служат хозяевам, как и лэтураши (живущие в отдалении), не вправе покинуть село, в котором живут.

Реформы К. Маврокордата охватили и церковь: был установлен строгий контроль государства над митрополией. Запрещалось возводить в сан неграмотных священников.

Во второй период фанариотского режима, особенно после 1774 (Кю-чук-Кайнарджийский мира) территория Молдовы была расколота: Север Молдовы, Буковина были заняты австрийцами; Хотин с окрестностями, Бендеры с окрестностями, Бессарабия (= Буджак) с городами Измаил, Рени, Килия, Четатя Албэ оккупированы турками и татарами.

Соборная грамота А. Маврокордата 1785 запретила систему "дарения" рэзэшских земель более богатым лицам как закамуфлированную продажу, которая вела к концентрации нескольких поместий в руках некоторых чужих лиц. В 1803 году в Молдове было 540 рэзэшских сел (вольных крестьян).

Фанариотский режим сократил внешнеполитические связи Румынских княжеств.В отличие от господарей предыдущего периода ,фанариоты не заключали секретных договоров и не вели переговоры с соседними странами о совместной борьбе с османами .Сотрудничество каралась смещением с престола и даже казнью.

Таким образом эпоха фанариотов характеризуется существенным ограничением внешней и внутренней политической самостоятельности. Однако княжества смогли сохранить прежний политико-юридический статус вассально зависимых государств под сюзеренитетом Оттоманской империи.


Информация о работе Организация государства ,власти, судебной системы в период греко-фанариотского режима