Организация государственного единства Германии по Конституции 1871 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 20:03, контрольная работа

Описание работы

Не одинаково шло политическое развитие крупнейших держав на рубеже XIX – XX вв. Хотя всюду уже у власти стояла буржуазия – самостоятельно или в блоке с помещиками, но политический строй был различным. Наряду с буржуазными республиками (США, Франция) существовали и монархии – парламентская в Англии и полуабсолютистские в Германии и Японии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.История создания Германской империи и принятие имперской конституции 1871 года………………………………………………………………………….4
2.Организация государственного единства Германии по Конституции 1871 года………………………………………………………………………………...8
3.Форма правления и особенности государственного аппарата по Конституции 1871 года…………………………………………………………...9
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………………...13

Файлы: 1 файл

Конституция Германской империи 1871года.docx

— 26.23 Кб (Скачать файл)

                                             Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1.История создания Германской  империи и принятие имперской  конституции 1871 года………………………………………………………………………….4

2.Организация государственного  единства Германии по Конституции 1871 года………………………………………………………………………………...8

3.Форма правления и  особенности государственного аппарата  по Конституции 1871 года…………………………………………………………...9

Заключение……………………………………………………………………….12

Список использованной литературы…………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Введение

   Не одинаково шло политическое развитие крупнейших держав на рубеже XIX – XX вв. Хотя всюду уже у власти стояла буржуазия – самостоятельно или в блоке с помещиками, но политический строй был различным. Наряду с буржуазными республиками (США, Франция) существовали и монархии – парламентская в Англии и полуабсолютистские в Германии и Японии.  
Германское национальное государство было создано «сверху», «железом и кровью», под главенством милитаристской Пруссии. После разгрома Франции в ходе франко-прусской войны и присоединения к Северогерманскому союзу Баварии, Бадена, Гессена, Пфальца и Вюртемберга 18 января 1871 г. была торжественно провозглашена Германская империя.  
   Сам факт создания единого государства был прогрессивным. В.И. Ленин писал, что объединение Германии было необходимо. Когда не удалось объединение революционным путем – в годы революции 1848 – 1849 гг., - Бисмарк сделал это контрреволюционно, по-юнкерски. Но то, что буржуазно-демократическая революция осталась в Германии незавершенной и создание германского национального государства происходило в условиях не революции, а войны против французского народа и кровавого подавления Парижской Коммуны, определило реакционные черты имперской Конституции 1871г.

   Актуальность данной  темы заключается в том, что  Конституция Германской империи 1871 года была основным документом, законодательно закрепляющим объединение  Германии и дальнейшего развития  Германской империи. 

 

 

 

1.История создания Германской  империи и принятие имперской  конституции 1871 года

   Между двумя крупнейшими  из германских государств –  Пруссией (в ней правил король  из династии Гогенцоллернов) и  Австрией, находившейся под властью  императора из династии Габсбургов, разгорелась борьба за руководящую  роль в объединении Германии.

   В 1861 г. прусским королем  стал Вильгельм I. Вскоре он призвал  к властичеловека, сыгравшего важную  роль в истории объединения  Германии. Это был прусский помещик  Отто фон Бисмарк. Он допускал  только один путь к объединению  Германии – войну Пруссии с  другими государствами и подавление  демократического движения. Его  программа была краткой и ясной: «Не словами, но железом и кровью  будет объединена Германия». Так  он заявил депутатам прусского  ландтага (парламента).

   Дания  стала первой  жертвой бисмарковской политики. В 1864 году Пруссия и Австрия  отторгли от Дании две немецкие  провинции – Шлезвиг и Гольштейн  – и стали управлять ими  совместно.

Такое совместное управление стало источником постоянных трений между Пруссией и Австрией и таило в себе возможность военных столкновений. Это как раз ивходило в расчеты Бисмарка.

   Летом 1866 г. началась  война между Австрией и Пруссией. Прусские войска,которые были  лучше вооружены и подготовлены  к войне, наголову разбили австрийцев  в битве при Садовой.Победа  при Садовой открыла дорогу  немецким войскам в глубь Австрии. Важнейшим итогом австро-прусской  войны было присоединение к  Пруссии ряда северогерманских  государств, в числе которых были  Ганновер, Гессен - Кастель,Франкфурт  – на - Майне, Нассау.

   Под именем Северо-Германского  союза в Центральной Европе  возникло по сути дела новое  государство. Оно получило новую  особую конституцию, датированную 1867 годом. Управление Союзом отдавалось  прусскому королю («президенту»),канцлеру  и двум палатам, нижняя из которых  избиралась на основе всеобщего  избирательного права.Вне Союза  оставались южные немецкие государства: Бавария, Саксония,Вюртемберг, Баден  и др.                Таким образом, объединение Германии  не было завершено.

   Император Франции  Наполеон III препятствовал объединению  южных германских земель с  Пруссией из-за боязни иметь  опасного соседа на восточныхграницах.Бисмарк  стал готовить третью войну  за объединение Германии «сверху», на этот раз против Франции.

     Желая во  что бы то ни стало спровоцировать  войну, Бисмарк подделал важный  дипломатический документ. 13 июля 1870 г., получив из Эмса телеграмму  с изложением беседы прусского  короля с французским послом, Бисмарк сократил текст депеши, придав ему оскорбительный для  Франции характер.Фальсифицированную  таким образом «эмскую депешу»  он приказал опубликовать в  печати.

   19 июля Франция  объявила войну Пруссии. Прусская  армия в августе отбросила  одну часть французских войск  к крепости Мец и осадила  ее там, другую окружила под  Седаном. Здесь 82-тысячная французская  армия сдалась в плен вместе  с императором Наполеоном III. После  седанской катастрофы дорога  на Париж была открыта, и прусские  войска двинулись на французскую  столицу. Буржуазное правительство  Франции вступило в переговоры  с пруссаками о капитуляции.

   Итак, в этой войне, известной под названием франко-прусской, Франция была разгромлена и  перед Северо-Германским союзом, перед Пруссией встала давно  запланированная задача присоединения  южно-германских государств.

   18 января 1871 года в  Версальском дворце, в свое время  служившем местопребыванием французских  королей, прусский король Вильгельм I был провозглашен императором  Германии. Объединение Германии  завершилось. Присоединение южных  государств было оформлено договорами, ратифицированными соответствующими  парламентами.

   Таким образом, в  центре Европы возникло новое  государство, принявшее название  Германской империи.

 

   Конституция Германской  империи, состоявшая из 78 статей,  была принята рейхстагом 16 апреля 1871 года, а вступила в силу 4 мая. Она утвердила федеративное государственное устройство страны. Это была, по сути, измененная версия конституции упразднённого Северо-Германского союза.  Германская империя объединила политически все государства с немецким населением за исключением Австрии и Люксембурга. Эти 25 государств с 36 млн. немцев обладали различными правами и неодинаковым влиянием внутри империи. Отдельные удельные монархи сохранили свою самостоятельность на местном уровне, они также имели влияние через назначение представителей с правом вето в верхнюю палату германского парламента.

   Выборы в нижнюю  палату, рейхстаг, проводились по  принципу всеобщего равного избирательного  права для мужчин, однако демократический  характер процедуры не соответствовал  возможностям низших классов  влиять на управление государством, так как реальная власть сосредоточилась  в руках императора. Франкфуртский  мир с Францией,  заключенный 10 мая 1871 года прибавил в империю Эльзас и Лотарингию, непосредственно подчиненную имперскому правительству.

   Конституция Германской  империи учла договоры с южно-германскими  государствами путем ряда конституционных  новаций. Бавария и Вюртемберг  получили особые права: на собственные  почту, телеграф и военное управление. Под председательством Баварии  действовал комитет иностранных  дел, состоящий из уполномоченных  Саксонии, Вюртемберга, с включением  двух ежегодно избираемых членов  других государств.

   По новой германской  конституции в состав новообразованной  империи вошли 22 монархии (среди  них Пруссия, Бавария и Саксония) и несколько «вольных городов», включая Гамбург. Конституция наделила  эти государства незначительной  самостоятельностью, постепенно сокращавшейся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Организация государственного  единства Германии по Конституции 1871 года

   В системе управления  империей при наличии сложного  соотношения имперских органов  между собой, имперских органов  с органами отдельных государств  было немало конфликтов и противоречий.

   Ф.Энгельс точно  сформулировал свой принцип:  «Конституция… была «скроена по мерке» Бисмарка. Она была дальнейшим шагом на пути к его единоличному господству, осуществляемому путем сбалансирования между партиями в рейхстаге и между партикуляристскими государствами в Союзном совете, - дальнейшим шагом по пути бонапартизма».Очень метко определил сущность политического режима империи К. Маркс: «обшитый парламентскими формами, смешанный с феодальными придатками и в то же время уже находящийся под влиянием буржуазии, бюрократически сколоченный, полицейски охраняемый военный деспотизм…».

   Конституционный  механизм Германской империи  создавался для наиболее эффективного  решения под руководством Пруссии  сложных внутри и внешнеполитических  задач, в основном с помощью  военной силы. В Конституции нет  главы, посвященной правам и свободам  немцев. Однако обширная XI глава  посвящена "военному делу империи", где закреплена всеобщая воинская  обязанность при принадлежности  каждого немца в течение 7 лет (с 20 до 28 лет) к составу армии, (ст. 59), требование немедленного введения  по всей империи прусского  военного законодательства и  подготовки всеобщего имперского  военного закона с целью создания  единой армии, "подчиненной императору, безусловно следующей его приказу" (ст. 64), право императора назначать, увольнять, перемещать всех высших  чинов, использовать армию для  полицейских целей (ст. 66) и объявлять  любую союзную территорию на  военном положении (ст. 68).

3.Форма правления и  особенности государственного аппарата  по Конституции 1871 года

Главой империи – германским императором (кайзером) - был по конституции прусский король, и это отвечало реальному соотношению сил во вновь образованном государстве. На долю Пруссии приходилось свыше половины всей территории Германии и 60% населения страны. По конституции император обладал огромными полномочиями (гл. IV). Император был главой вооруженных сил: "Император...от имени империи объявляет войну и заключает мир" (ст. 11), назначал чиновников империи: "Император назначает должностных лиц империи, заставляет их присягать империи и дает в случае надобности распоряжение об их увольнении" (ст. 18), включая главу правительства — имперского канцлера (ст.15). Императору предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Конституция давала ему возможность руководства министрами империи и самой Пруссией.

   Составители Конституции 1871 г. законодательно закрепили ту  же "жесткую" модель федеративно-административного  политического устройства, которая  разработана была их франкфуртскими  предшественниками, передав федеральному  собранию (Союзному совету — бундесрату  и рейхстагу) законодательную компетенцию  по вопросам армии, флота, внешней  политики, таможни и торговли, почты, телеграфа, железных дорог, судоходства  и пр. При этом Конституцией  предписывалось, что "имперские законы  имеют преимущество перед законами  земельными" (гл. II, ст. 2).

   Важное место в  системе  органов управления Германии отведено имперскому канцлеру (рейхсканцлеру), должность которого замещал министр-президент Пруссии  с 1862 по 1890 г. — Отто фон Бисмарк, одна из крупнейших политических фигур Германии XIX века. Канцлер был  не только единственным общеимперским министром, воплощавшим в своем лице правительство, но и председателем   бундесрата. Его голос был  решающим в верхней палате при равенстве голосов     (§ 3, ст. 7, разд. III), если он   выступал "за   сохранение существующих              предписаний              и установлений", касающихся административных положений, которые регулировали исполнение общего законодательства о таможенных тарифах, о ряде важнейших косвенных налогов (гл. VI, ст. 37), а так же если в бундесрате не достигалось соглашения по военным вопросам. Он имел право назначать взносы с имперских государств для пополнения имперского бюджета, если общие расходы империи не покрывались соответствующими налогами и пошлинами, (гл. XII, ст. 70).

   Конституция 1871 г. не  закрепляла принцип "ответственное  правительство", ставший лозунгом  либеральной буржуазии, выступавшей  против "мнимого конституционализма" Германской империи. На исполнительную  власть по Конституции фактически  не возлагалось никакой ответственности.

   Самодержавная власть  германского императора должна  была сдерживаться лишь правом  канцлера на контрасигнатуру. Канцлер  скреплял своей подписью основное  количество документов, исходящих  от императора (гл. VI, ст.17), но контрасигнатура  канцлера не применялась в  отношении актов, которые касались  объявления войны и заключения  мира, а также тех документов, которые относились к функции  императора, как главнокомандующего. Канцлер должен был ежегодно  представлять Союзному совету  и рейхстагу отчет о расходах (XII, 72), но сместить его с должности  мог только император, что превращало  эту ответственность в функцию.

   Бесконтрольность  императора и канцлера опиралась  на значительные конституционные  полномочия бундесрата с его  прусским большинством. В Конституции при всей широте императорских полномочий даже не ставился вопрос о вето кайзера в законодательном процессе. В этом для правительства не было необходимости. Вето было прерогативой всегда послушного бундесрата.

Информация о работе Организация государственного единства Германии по Конституции 1871 года