Основание русского государства.Рюрик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 10:44, реферат

Описание работы

До IX века на территории России не было государства, не было сильного оседлого народа, и потому кочевые народы двигались свободно с востока на запад,занимали южную часть нынешней России и, собравшись иногда большими толпами, шли дальше, опустошали Европу Южную и Западную. Древние образованные народы, греки и римляне, знали этих кочевников, живших в нынешней России, сначала под именем скифов, потом - сарматов, почему и страна называлась то Скифиею, то Сарматиею.
Когда пришли сюда славяне - неизвестно; известно только то, что они пришли с юго-запада, с берегов Дуная, вытесненные оттуда каким-то сильным врагом. Они поселились по рекам Западному Бугу, Днестру, Днепру и рекам, в него впадающим, далее на севере поселились по Западной Двине и около озера Ильмень, на востоке поселились по Оке.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….……..2
Основание русского государства.Рюрик…………………………….……….3
Олег……………………………………………………………………………………………….4
Игорь……………………………………………………………………………..……………..6
Ольга……………………………………………………………..……………………………..7
Святослав………………………………………………………………………………………9
Владимир…………………………………..…………………………………………………11
Заключение………………………………………………………….………………………14
Список Литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Мой Реферат История.docx

— 45.65 Кб (Скачать файл)

     По возвращении из византийского похода, осенью 945 года, князь Игорь, по требованию своей дружины и недовольный своим  содержанием, отправляется к древлянам за данью. Древляне не числились в составе войска, который потерпел разгром в Византии, и поэтому решил поправить свое положение за их счет. Легко собрав дань, на пути домой Игорь передумал: не потребовать ли больше? «Поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще". Отправив большую часть дружины в Киев, с малой он вернулся в Древлянскую землю. Древляне справедливо рассудили: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит".  Они перебили всех дружинников и убили самого князя Игоря.  По словам Иоанна Цимисхия “он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое”. Близ Искоростеня он и был похоронен под высоким курганом.

 

                                           4 Ольга 

  В 945 году, узнав о смерти мужа, Ольга (945–964) приняла бразды правления страной в свои руки, поскольку ее с Игорем сын и законный наследник Святослав, был еще слишком мал. Но и позднее, когда он подрос, он интересовался только военными походами, а управление русскими землями по-прежнему находилось в руках княгини Ольги до самой ее смерти.

   Начало правления Ольги омрачено варварскими, истинно средневековыми актами мести древлянам за гибель мужа. Сначала она велела закопать живыми в землю древлянских послов, приехавших сватать ее за своего князя. А двоих из них сожгла в бане. Затем она с помощью дьявольской хитрости сожгла столицу древлян, город Искоростень. Надо сказать, что ее собственная дружина эти поступки вполне одобрила.

    Дикой и непонятной кажется и изощренная жестокость мстящей за Игоря княгини Ольги. Вместо того, чтобы провести дознание и примерно наказать тех бунтовщиков, что убили Игоря, Ольга методично уничтожает Древлян – сперва знать, послов, а затем и весь город. Создается впечатление, что она просто убирает свидетелей.

   Победа ее над древлянами, несмотря на суровость победительницы, была победой христианских, созидательных сил в Русском государстве над силами языческими, темными и разрушительными.

   Несмотря на преклонный возраст, княгиня за время своего правления объехала всю державу и повсюду оставила следы своей хозяйственной деятельности. Уже в первые годы она завоевала расположение народа прекращением внешних военных походов. Отряды наемников-варягов, которые всегда находили себе работу при Игоре, Ольга регулярно отправляла в помощь Византии, экономя тем самым на их содержании.               Незаурядные ум и энергия позволили ей создать первую на Руси эффективно работающую систему управления княжеством. Ольга вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани. Она установила «уроки» – размеры дани и «погосты» – места сбора дани. Устроенные Ольгой погосты, являясь финансово-административными и судебными центрами, представляли прочную опору великокняжеской власти на местах. Ольгины погосты стали важнейшей ячейкой этнического и культурного объединения русского народа. Много трудов приложила княгиня Ольга для усиления оборонной мощи страны. Ко времени Ольги историки относят установление первых государственных границ – на западе, с Польшей. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно – древлян.

    Княгиня положила начало каменному строительству. Первые каменные здания Киева – городской дворец и загородный терем Ольги. Началось строительство храмов – храм Софии Премудрости Божией в Киеве, заложенный вскоре по возвращении Ольги из Царьграда, и освященный 11 мая 960 года. Этот день отмечался впоследствии в Русской Церкви как особый церковный праздник.

С целью налаживания  торговых и дипломатических отношений  киевская княгиня неоднократно посещала Византию.

    Киевская княгиня первой из верховных русских правителей приняла обряд крещения в православную веру. Таинство Крещения совершил над нею Патриарх Константинопольский Феофилакт (933–956), а восприемником был сам император Константин Багрянородный (912–959). Ей было наречено в Крещении имя Елена в честь святой равноапостольной Елены.

Но среди  бояр и дружинников в Киеве  нашлось немало людей которые, «возненавидели Премудрость», как и святую княгиню  Ольгу, строившую Ей храмы. Ревнители  языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подраставшего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять  христианство и даже гневавшегося на нее за это. Коварство Византии, не пожелавшей дать Руси христианство, было на руку язычникам. В поисках решения  святая Ольга обращает взоры на запад.

       Святая Ольга принадлежала еще к неразделенной Церкви и вряд ли

имела возможность  вникать в богословские тонкости греческого и латинского вероучения. Противостояние Запада и Востока  представлялось ей прежде всего политическим соперничеством, второстепенным по сравнению  с насущной задачей – созданием  Русской Церкви, христианским просвещением Руси.

Оказалось, что за прошедшие два года, как  и предвидела Ольга, в Киеве совершился окончательный переворот в пользу сторонников язычества и, не став ни православной, ни католической, Русь вообще раздумала принимать христианство. По приказу Святослава, был убит племянник святой Ольги Глеб и  разрушены некоторые достроенные  ею храмы. Разумеется, здесь не обошлось без византийской тайной дипломатии: настроенные против Ольги и встревоженные  возможностью усиления Руси за счет союза  с Оттоном, греки предпочли поддержать язычников

     Дни ее были сочтены, труды и скорби подорвали ее силы 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки, и все люди». Последние годы среди торжества язычества, ей, когда-то гордой владычице, крестившейся от Патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианского фанатизма. Но перед смертью, вновь обретя прежнюю твердость и решимость, она запретила совершать над ней языческие тризны и завещала открыто похоронить ее по православному обряду.

 

5 Святослав

    В начале 60-х годов Ольга, после смерти своего мужа, вынуждена была передать правление сыну Святославу.

      «Оставшись трехлетним ребенком по смерти отца, убитого древлянами, Святослав (964-972) возрос в среде дружинников, — свидетельствует Русский биографический словарь 1904 года. Уже в 946 году он находится во главе дружины, выступившей против древлян с местью за смерть Игоря; маленького четырехлетнего князя сажают на коня и дают ему в руки копье, которое он и бросает во врагов; копье, брошенное слабой детской рукою, падает у ног княжеского коня; дружина, видя у себя во главе начальника-младенца, начавшего бой, храбро бросается на врагов и быстро их одолевает».

     Историк Лев Диакон описал наружность Святослава: "Среднего роста, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом и с густыми, длинными, висящими на верхней губе, волосами. Голова у него была совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода; шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким".

     В зрелые годы Святослав не сознавал и не считал себя киевским князем и в 40-х годах жил в Новгороде. Воспитателем Святослава был Асмуд, воеводой - Свенельд. Как только Святослав возмужал, он обнаружил типичные черты князя-дружинника; дела земские его интересовали мало, его тянуло к военным предприятиям в отдаленных землях.

    В летописях сохранилось описание походного быта князя и его дружины: "...легко ходил в походах, «яко пардус» (как барс), и воевал много. В походах не брал с собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину, или дичь, или говядину, зажарив ее на углях, ел. Не имел шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, и таковы же были его воины. Посылал он в чужие земли, объявляя: «Иду на вы».

    Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников (печенегов) и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей Святослав справился успешно, что позволяет говорить о нем как о способном деятеле и полководце.

     С 964 г. Святослав начинает жестокую борьбу против Хазарского каганата, представлявшего для Киева постоянную угрозу. Вначале Святослав освобождает от власти хазар земли вятичей и подчиняет последних Киеву. Затем одерживает победы над волжскими булгарами, северо-кавказскими племенами ясов, касогов, кабардинцев, черкесов и адыгейцев. Победы Святослава настолько ослабили Хазарский каганат, что он уже не смог возродить свою былую мощь и вскоре распался.

     В 967—968 г.г. в союзе с Византией Святослав воевал с Болгарией за Подунавье. Блистательные победы киевского князя испугали византийского императора Никифора Фоку, — он примирился с болгарами, а затем заключил тайный союз с печенегами. Летом 968 г. печенеги осадили Киев. Дружины, способной дать отпор врагу в Киеве не было. Ольга с тремя малолетними внуками укрылась за крепостными стенами. Святослав с войском был далеко, но на левом берегу Днепра стояла малая дружина киевского воеводы Претича, способная непродолжительное время оказывать печенегам сопротивление. Некому юному киевлянину удалось пробраться через печенежский стан, переплыть Днепр и уведомить Претича о нашествии кочевников. Когда дружина Претича внезапно появилась у стен Киева, печенеги, устрашившись воинской доблести русичей, заключили мир и удалились от города.

    В 969 г. Святослав вернулся в Киев. Он разделил свои владения между своими сыновьями: Ярополку отдал Киев, Олегу — землю Древлянскую, Владимиру — Новгородю

    В 970 году Святослав решил заключить договор с болгарами и с венграми против Византии. Собрав войско около 60 тысяч,  он начал новый военный поход в Болгарию. По данным летописцев Святослав  своими действиями привел болгарцев в ужас и тем самым повиновал их. Занял Филиппополь, прошел Балканы,  захватил Македонию, Фракию и добрался до Константинополя. По преданию князь обращался к своей дружине:  «Не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвым не стыдно. Если же побежим – позор нам будет».  После ожесточенных боев и крупной потери в 971 году Святослав взял все-таки укрепление византийцев и был вынужден подписать мирный договор с императором Иоанном Цимисхием. Возвращаясь в Киев,  Святослав был подстережен печенегами и убит у днепровских порогов. Из его черепа была сделана, окованного золотом, была сделана чаша для пиров.

     После ратных походов Святослава Игоревича (965-972) территория земли Русской увеличилась от Поволжья до Каспия, от Северного Кавказа до Черноморья, от Балканских гор до Византии. Победил Хазарию и Волжскую Болгарию, ослабил и устрашил Византийскую Империю, открыл пути для торговли Руси с восточными странами.

 

          1. Владимир

   Сын великого князя Киевского Святослава Игоревича, который при разделе своего княжества посадил Владимира княжить в Новгороде по просье новгородцев в 969 году. Мать Владимира по преданию - ключница княгини Ольги Малуша.

    Во время междоусобной войны между двумя старшими братьями Ярополком и Олегом, закончившейся смертью Олега, Владимир испугался властолюбия старшего брата и бежал "за море" к варягам. Вернулся в 980 году, во главе варяжской дружины с целью вернуть потерянное. Задачу свою выполнил: взяв Киев, выманил из него с помощью предателя Ярополка на переговоры и убил его.

   Укрепляя свою власть с помощью варягов, подчинил Киеву вятичей, радимичей и ятвягов (племена, жившие на западе нынешней Белоруссии). Для более успешного противостояния кочевникам (печенегам и др.) выстроил крепости и земляные валы на южных рубежах: по рекам Десне, Ирпени, Осетру, Суле, Трубежу. Летописи подчеркивают воинственность и жестокость Владимира-язычника, не чуждавшегося и человеческих жертвоприношений.

    В 995 году Владимир с войском вынужден был бежать от печенегов около Васильева; в 997 году, когда Владимир отправился в Новгород собирать войско, печенеги напали на Белгород (город был спасен чудом). Воевал с Волжской Болгарией. Известны также его войны с Византией и Польшей (поход 992 года).

   Именно Владимир учредил на Руси первые школы для обучения грамоте, но это было сделано уже под влиянием христианства и для того, чтобы иметь возможность подготовить своих, русских священников

Больше всего Владимир прославился тем, что крестил Русь, то есть именно по его приказу многие люди приняли христианскую веру. По рождению и воспитанию он был язычником. Когда он победил своего брата Ярополка и стал княжить в Киеве, он первым делом велел соорудить в городе капище самых главных языческих богов, в том числе бога Перуна. Но постепенно сложилось так, что интересы государства требовали принятия всеми одной веры, веры, которая могла бы объединить разрозненные племена в один народ, чтобы вместе противостоять врагам и заслужить уважение союзников. Но народы, жившие вокруг Руси, молились разным богам Мусульмане -  аллаху, иудеи - Иегове, христиане - христианскому Богу. И хоть все они признавали только одного истинного бога, но обряды и законы у всех них были разными. Поэтому выбрать какую-то одну из вер оказалось очень непросто. По преданию, принял в 986 послов из Волжской Болгарии, Рима, от хазар и греков, которые предлагали ему принять, соответственно, мусульманскую, «латинскую» (западно-христианскую), иудейскую или «греческую» (восточно-христианскую) веру. Выслушав всех, в том числе греческого «философа», он в следующем году отправил собственных посланников для испытания разных религий и был покорен знаменитым рассказом побывавших в Византии, очарованных «небесной» красотой тамошнего богослужения (попутно бояре и старцы напомнили князю о христианском выборе «бабки его Ольги, мудрейшей из всех человеков»). Тогда он и вынес окончательное решение, которое по другой, более политико-прагматической версии, было обусловлено «корсунским вопросом», т.е. походом на Византию (завоевательным либо союзническим, связанным с подавлением местного восстания полководца Фоки), в результате которого Владимир и принял христианство, взяв в жены византийскую княжну Анну, сестру императора Василия II.

     В 988 году Владимир взял Херсон (Корсунь). Крещение князя состоялось в 987/989 именно в Херсоне, при этом он принял новое имя Василия, в честь императора как своего заочного восприемника. (В церковной традиции за год крещения принят 988.) Вернувшись на Русь, князь привез с собой греческих священников, богослужебные книги и утварь. Крещения в Киеве приняли массовый характер, были уничтожены языческие идолы, поставлены первые христианские храмы (деревянная церковь св. Василия и каменная – Десятинная, в честь Богородицы; последняя освящена в 996). Наконец, в эти же годы была учреждена особая Киевская митрополия Константинопольского патриархата и ряд других епископий (Белгородская, Новгородская, Полоцкая и др.).

Информация о работе Основание русского государства.Рюрик