Основные черты культуры раннего Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 01:42, реферат

Описание работы

Историческая ситуация средних веков не может быть как-то однозначно охарактеризована: падение Римской империи, вторжение варваров, вытеснение языческой культуры христианской, феодализм, завоевательные войны, крестовые походы — все это создало пеструю картину культуры. Однако именно в это время формировались христианские традиции, развивалась богословская мысль, появились идеал возвышенной любви и самые прекрасные образы в истории культуры.

Файлы: 1 файл

КР имц.docx

— 15.98 Кб (Скачать файл)

2 Основные  черты культуры раннего средневековья

Основными чертами  Раннего Средневековья являются процесс формирования европейской  общности народов, складывание феномена западноевропейского христианского  типа культуры на основе повсеместного  распространения христианства.

Укрепление и  распространение христианства. Христианство возникло в условиях тяжелого социально-экономического кризиса, охватившего рабовладельческие устои Римской империи и на ее излете в IV в. становится государственной религией в Риме. Первоначально в 1 в. н. э. христианство еще не знало церковной организации. Институт священства заменяли пророки, учителя, апостолы, проповедники, которые выходили из числа рядовых верующих и отличались в общей их массе харизмой.

   

 

 

 

 

 

 

Культура раннего  Средневековья 

 

В период раннего Средневековья  на смену античной, светской культуре приходит средневековая культура, в  которой откровенно доминировали религиозные  взгляды. Формирование культуры обусловлено  наследием традиций старого христианства и наследие культуры варварских народов, которые разрушили Рим.

Особенности культуры раннего Средневековья

Отличительной особенностью западноевропейской культуры Средневековья  можно назвать монополию церкви, которая подчинила своим принципам  и мотивам все сферы искусства  и образования.

Такие науки, как юриспруденция, естествознание и философия должны были соответствовать учения церкви. Первая раннесредневековая энциклопедия «Этимология», написанная в VI веке Исидором Севильским, содержала в себе знания по грамматике, географии, истории, космологии, и все ее содержание проинтерпретировано  в соответствии с христианской догматикой.

Ведь идейной целью церкви в  тот период было разрушить наследие античной культуры, и несмотря на то, что с некоторыми ее элементами ей приходилось мириться, церковь делала все возможное, чтобы уничтожить все ее влияние. (Католическая церковь в борьбе с еретиками).

Черты ранней средневековой  культуры

Ключевым моментом средневековой  культуры этого периода называют символизм, большинство произведений искусства пропитаны символами  и аллегориями, которые впоследствии стали устоявшимися.

Также для культуры характерно непосредственное чувство материла, грубость и чрезмерная яркость. Постепенно искусство стало отходить от варварских традиций и мироощущений, и присущий христианству аскетизм полностью подмял под себя варварское наследие.

Если говорить о культуре народных масс, то она являла собой  наивный и немного дикий реализм, которому был чужд аскетизм религиозных  убеждений.

Несмотря на то что господствующая феодально-церковная культура пыталась подмять под себя народную культуру, живой и настоящий фольклор продолжал развиваться в самых разнообразных формах. Это были легенды, народные песни: любовные, лирические, патриотические; сказки и предания.

Именно эти мотивы положили начало более поздней культуры Средневековья, многие литературные произведения основывались на сказаниях и легендах о героях и воинов, которые были главными персонажами для народа. Например, народное творчество послужило основой для англосаксонской поэмы о невероятном герое Беовульфе, которая была написана в X веке.

Церковь не сумела полностью  подчинить себе веянья народной культуры, поэтому старалась оказывать  на нее существенное влияние, даже канонизировала местных «героев» и приурочила церковные  праздники к народным гуляниям.

Каролингское  и Оттоновское возрождение

Период подъема феодально-церковной  культуры Средневековья, в конце VIII начала IX века, носит название «каролингского возрождения». Карл Великий стремился  укрепить свои позиции и положение  страны, и для этого ему требовались  кадры чиновников и судей, имевших  образовательную подготовку.

Мероприятия, которые проводил Карл Великий, поспособствовали бурному  развитию культуры. При его дворе  возникла Академия, напоминающая литературный кружок, в монастырях писались анналы, создавались трактаты по агротехнике  и по сельскому хозяйству.

Постепенно круг образованных людей расширялся, увеличивался фонд рукописей. «Каролингское возрождение» способствовало продвижению идеи об пользе образовании и светских науках. Однако развитие культуры все равно оставалось довольно узким, так как оно ограничивалось нуждами господствующего сословия.

После распада империи  Каролингов возрождение культуры резко  оборвалось, большинство стран Европы к X веку ожидал упадок культуры. Лишь при  дворе германских императоров развитие образования и искусства еще  имело продолжение, развивалась  литературная деятельность, уделялось  внимание архитектуре и открытию новых школ.

Это явление носит название «Оттоновское возрождение», так как это происходило при дворе Оттонов. И несмотря на свою узость и отсутствие разнообразия «каролингское» и «оттоновское» возрождения сумели поспособствовать дальнейшему развитию культуры Средневековья.

Но стоит отметить, что  ее подъем и развитие носило довольно отяжеленный характер, ввиду отсутствия достойного культурного наследия.


Информация о работе Основные черты культуры раннего Средневековья