Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:47, реферат
До XX века никто не задумывался над тем, чтобы организацией управлять системно. Идея о том, что управление может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в США на рубеже XIX—XX веков. Основателем науки управления считается американский инженер и исследователь Фредерик Уинслоу Тейлор. Ф.У. Тейлор является представителем и основоположником классической школы научного управления. Его идеи сыграли значительную роль в росте экономической мощи США в первой половине ХХ века. Он внедрил то, что впоследствии вошло в систему научного менеджмента.
Введение.
Биография
Мотивация, оценка, продвижение.
Программа достигающего рабочего.
Образец – школьный класс.
Создание гарантий только для лучших.
Заключение.
Список использованной литературы.
Министерство образования
и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Кубанский государственный университет»
Реферат по дисциплине: « История управленческой мысли».
На тему: « Основные идеи Ф. Тейлора в области управления персоналом»
Выполнила: бакалавр I курса экономического факультета
направления подготовки «менеджмент» Швед Юлия Андреевна.
План работы:
До XX века никто не задумывался над тем, чтобы организацией управлять системно. Идея о том, что управление может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в США на рубеже XIX—XX веков. Основателем науки управления считается американский инженер и исследователь Фредерик Уинслоу Тейлор. Ф.У. Тейлор является представителем и основоположником классической школы научного управления. Его идеи сыграли значительную роль в росте экономической мощи США в первой половине ХХ века. Он внедрил то, что впоследствии вошло в систему научного менеджмента.
В данной работе
описываются несколько
(20.3.1856, Германтаун, Пенсильвания
- 21.3.1915, Филадельфия) - американский инженер,
изобретатель, основатель научной организации
труда.
Биография. Родился в семье адвоката с
глубокими культурными традициями; путешествуя
по Европе, получил образование во Франции
и Германии, затем - в академии Ф.Экстера,
Нью-Хэмпшир, в 1874 г. окончил Гарвардский
юридический колледж, но из-за ухудшения
зрения не смог продолжить образование
и устроился работать рабочим пресса в
промышленные мастерские гидравлического
завода в Филадельфии, в 1878 г. благодаря
своей настойчивости (в это время был пик
экономической депрессии) получил место
разнорабочего на Мидвэльском сталелитейном
заводе, был лекальщиком и механиком, с
1882 г. по 1883 г. - начальником механических
мастерских. Параллельно, учась по вечерам,
получил техническое образование (степень
инженера-механика, Технологический институт
Стивенса, 1883). В 1884 г. Тейлор стал главным
инженером, в этом году он впервые использовал
систему дифференциальной оплаты за производительность
труда. Оформил патентами около 100 своих
изобретений и рационализаций. С 1890 г.
по 1893 г. Тейлор - главный управляющий Мануфактурной
инвестиционной компании, Филадельфия,
владелец бумажных прессов в Мэне и Висконсине,
организовал собственное дело по управленческому
консультированию, первое в истории менеджмента.
С 1898 г. по 1901 г. он - консультант Вифлеемской
сталелитейной компании, шт. Пенсильвания.
В 1906 г. Тейлор становится президентом
Американского общества инженеров-механиков,
а в 1911 г. учреждает Общество содействия
научному менеджменту (позднее оно получило
название Общества Тейлора).
Исследования. С 1895 г. Тейлор начал свои
всемирно известные исследования по организации
труда. Первые его эксперименты, поставленные
на знаменитом рабочем Шмидте, были направлены
на решение вопроса о том, какое количество
железной руды или угля человек может
поднимать на лопатах различного размера,
чтобы в течение длительного времени не
терять работоспособности (в результате
скрупулезных замеров был определен оптимальный
вес = 21 фунт), при этом он пришел к очень
важному заключению, что надо устанавливать
не только время выполнения работ, но и
время для отдыха. Его система научной
организации труда включала в себя ряд
основных положений: научные основания
производства, научный подбор кадров,
обучение и тренировка, организация взаимодействия
между управляющими и рабочими. Ввел конкретные
требования по научному изучению элементов
производственного процесса: разделение
целостного процесса на минимальные части,
наблюдение и запись всех этих элементов
и условий, в которых они совершаются,
точное измерение этих элементов по времени
и по затрате сил. Для этого, одним из первых,
стал использовать хронометраж исполнительных
рабочих действий. Его идея о разделении
работы на самые простые операции привела
к созданию сборочного конвейера, сыгравшего
столь значительную роль в росте экономической
мощи США в первой половине ХХ века. Идеи
Тейлора высоко оценивались в России,
например, В.М.Бехтеревым, и в 20-х г. нашли
своих горячих сторонников среди организаторов
социалистического строительства, тем
более, что сходные представления, достаточно
независимо от Тейлора, развивались в
ЦИТ. Вместе с тем была и критика, которая
основывалась на придании приоритета
идее узкой специализации
Хотя Тейлор не считал экономическое вознаграждение единственно возможной и универсальной формой мотивации, но придавал ему первостепенное значение. По его замыслу, такая система оплаты призвана обеспечить рабочим «то, чего они больше всего хотели»:
во-первых, средства к существованию и материальный достаток семьи рабочего;
во-вторых, справедливое распределение зарплаты и справедливую оценку труда, поскольку передовик получал гораздо больше, чем отстающий;
в-третьих, чувство полного
Вполне естественно, что самой
важной проблемой для Тейлора
было установление соотношения между
трудовым вкладом и полученным вознаграждением.
Здесь переплетались вопросы
мотивации и нормирования труда.
Денежное вознаграждение, стимулирующее
проявление инициативы и заинтересованности
в труде, должно назначаться, по Тейлору,
в строгом соответствии с выполняемой
работой. На основании эмпирических
исследований, в ходе которых изучалось
поведение и образ жизни
Среди мотивирующих факторов Тейлора
следует отметить специальное повышение
по службе, которое было, пожалуй, самым
действенным типом
Тейлор видел основной критерий
для продвижения в
Кроме того, выяснилось, что групповые нормы и ценности являются мощным стимулом увеличения индивидуальной активности, а не ее уменьшения, как думал Тейлор.
Выделяя предметную область искусства
управления, Тейлор отмечал, что отношения
между предпринимателями и
Концепция «достигающего рабочего» Тейлора, с одной стороны, органически продолжает предшествующие философские установки патернализма (забота о благосостоянии подчиненного). С другой стороны, она выходит за рамки патернализма (так как вводит принцип индивидуализации, персональной ответственности), предвосхищая более поздние тенденции в менеджменте. Сегодня такой подход превращен в философию «достигающего индивида» - это стержень современной теории мотивации и новейших программ организационного поведения.
Программа «достигающего рабочего» Тейлора заключает в себе следующие принципы:
1) поручение рабочему задания
такой степени сложности,
2) поощрение его к тому, чтобы он давал максимум работы, доступной «первоклассному представителю его разряда»;
3) каждому рабочему, который трудится
в наивысшем темпе
Рабочие, занятые определенным видом работы, составляют у Тейлора некоторый «класс» по типу школьного. В нем выделяются хорошие, средние и плохие ученики в зависимости от достигнутых успехов. Тейлор неоднократно сравнивает рабочих со «взрослыми детьми», которые нуждаются в задавании уроков, контроле за их выполнением, наставлении, понукании и помощи.
Подобная установка типична для патернализма, где руководитель выступает в роли «отца», а подчиненные — в роли опекаемых им «детей». Искусство руководства превращается у Тейлора в педагогическое искусство, а система «научного управления» — в систему «научного просвещения». Обучение правильным («научным») методам осуществляется с помощью письменных и устных инструкций, практических указаний на рабочем месте, функциональные инструкторы прямо называются «учителями» или «наставниками», призванными исправлять ошибки и заблуждения своих подопечных, восполнять пробелы в их занятиях и давать «уроки жизни». Воспитание становится одной из важнейших функций руководителя. Поручение рабочему сложного задания способствует углублению профессиональных знаний и развивает стремление к достижению цели. Успевающие переводятся в следующий «класс», а неуспевающие —увольняются. Тейлор вовсе не скрывал, что система школьного воспитания повлияла на построение его системы.
Высокие нормы выработки, которые назначал Тейлор, жесткий режим труда, стандартизация движений рабочего и инструмента, четкая координация и субординация — все это ставило человека в весьма суровые условия. Далеко не все выдерживали высокие темпы. Но Тейлор не «равнялся на слабых»: они должны были отсеиваться до того, как им дадут задание, а не после плохих результатов их работы. И это вполне гуманно: «отсортировать слабых» у ворот проходной. Предприятие, любил выражаться Тейлор, не филантропическое заведение, не место, где можно отдохнуть или расслабиться. Он сам никогда не расслаблялся, не позволяя этого делать и другим.
Наша задача — взглянуть на Тейлора глазами современника, оценить его нововведения с позиций сегодняшнего дня. Можно ли сегодня считать тейлоризм моделью эффективного управления, или он безнадежно устарел? Роберт Уотермен сказал: «Большинство хороших компаний стараются подобрать наилучших работников, чтобы установить высокие стандарты производительности, а затем окружают их мощной защитной сеткой. Они гарантируют защиту занятости, а не должности» [57, с.25]. Эти слова написаны через 100 лет после Тейлора. Но как точно они отражают суть его подхода: отобрать лучших, поднять норму выработки и защитить их от слабых.
Видимо, на подходе Тейлора к менеджменту сказались спортивная выучка и тренированность атлета. Он не скрывал, что наряду со школьным классом образцом для него служила спортивная команда. Именно профессиональный спорт служил ориентиром для человека, который, вопреки расхожему мнению, задумал и человеческий труд сделать профессиональным.
Каковы черты профессионализма в современном мире, все мы хорошо знаем. Как знаем и то, что без высокого профессионализма ни американский, ни японский, ни западногерманский рабочий не сумели бы вывести свою страну в число мировых лидеров. И первым, кто всерьез задумался не о совершенстве технологии, а о профессионализме в труде, был Тейлор.
Подводя итоги, можно сказать,
что Тейлор своими выводами осуществил
прорыв в управленческой мысли, показав,
что управлять можно научно. Он
предложил строгую научную
Информация о работе Основные идеи Ф. Тейлора в области управления персоналом