Основные изменения в гражданском праве зарубежных стран в новейшее время (антимонопольное законодательство, субъекты пр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

История государства и права
Вариант 10.
1.Основные изменения в гражданском праве зарубежных стран в новейшее время (антимонопольное законодательство, субъекты права, источники, право собственности).
2. Рассматривая иск о возмещении ущерба на сумму 2 мины серебра, вавилонский судья вынес решение в пользу истца, но затем по каким-то причинам изменил его в пользу ответчика.
Правомерны ли действия судьи по законам Хаммурапи?
3. В 1817 г. Жан Воден женился на Франсуазе Маруа. После нескольких лет совместной жизни, которые были омрачены непристойным поведением мужа, Франсуаза потребовала развода и возмещения ущерба, причиненного принадлежащему ей имуществу. Притязания своей супруги Жан Воден отклонил.
Какое решение должен принять суд, руководствуясь Гражданским кодексом Наполеона?

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Основные изменения в гражданском праве зарубежных стран в новейшее время
Источники права…………………………………………………………4
Субъекты права…………………………………………………………..7
Вещное право (право собственности)…………………………………12
Антитрестовское (антимонопольное) законодательство…………….15
Заключение…………………………………………………………………….19
Вариант 10, задание 2,3……………………………………………………….20
Список литературы……………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

Истор гос и права 2.docx

— 41.17 Кб (Скачать файл)

Ныне доминируют две основные структуры акционерных обществ: в США и Великобритании - правление и общее собрание акционеров, в Германии - правление, наблюдательный совет и общее собрание акционеров; во Франции самим учредителям предоставляется возможность выбора между двумя названными структурами. Правом руководства наделены акционеры, имеющие контрольный пакет акций, т.е. определенную часть всех акций (ее размеры указываются в уставе акционерного общества, в среднем около 10-20%). Члены правления обычно передают текущее управление профессионалам - менеджерам.

Общества с ограниченной ответственностью 
Активно развивается и законодательство об обществах с ограниченной ответственностью. Правовое регулирование осуществляется на основе акционерного права. Общество с ограниченной ответственностью - это объединение лиц под общей фирмой (уставным товариществом), признаваемое юридическим лицом и несущее исключительно имущественную ответственность. В некоторых законодательствах ответственность каждого участника распространяется на его пай и частично личное имущество, но в одинаковом для всех участников кратном отношении к сумме персонального вклада. Документом, удостоверяющим членство в обществе, является паевое свидетельство, которое не является ценной бумагой. Право на членство передается по наследству и отчуждается. У обществ с ограниченной ответственностью предполагаются меньшие размеры минимума уставного капитала, менее жесткая публичная отчетность, пайщики имеют больше прав и больше свободы в выборе характера и формы ведения дел.

Юридические лица публичного права подчиняются частному праву, когда участвуют в имущественном обороте. Это, прежде всего, относится к государственным предприятиям. Организационно-правовое оформление последних многообразно. Но чаще всего используются формы акционерных обществ, публичной корпорации (США, Великобритания), казенного предприятия.

Формы акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью оказались оптимальными для совмещения государственного и частного капитала, а также приватизации путем распродажи акций или паевых свидетельств. Госпредприятия в таких формах подлежат обычному налогообложению. Подавляющее большинство лиц, занятых в них, не имеет статуса государственных служащих. Казенные предприятия (почта, связь и т.д.) являются полной собственностью государства и ответственны за свою деятельность перед правительством, но располагают обособленным имуществом и наделены правами коммерческой организации, хотя и имеют налоговые льготы. Они входят в систему госуправления, находятся на госбюджете и лишены какой-либо хозяйственной, финансовой и юридической автономии. В настоящее время расширяется специальная правоспособность юридических лиц такого рода, как и вторжение частного капитала в эти сферы.

 

Вещное право (право собственности)

Структура и определение не претерпели изменений. Традиционно вещное право рассматривается как совокупность правовых норм, регулирующих правовые отношения, при которых юридически надлежащее лицо может реализовать личные права на свою "вещь", не нуждаясь в разрешении других лиц.

В континентальном праве сохраняется деление на владение, право собственности и сервитуты. Во всех ветвях права владение рассматривается как фактическое обладание вещью. Защита осуществляется неодинаково: во французском праве действуют три владельческих иска: о прекращении фактических или юридических действий, не посягающих на само владение, но прямо или косвенно нарушающих его; о предотвращении возможного нарушения в будущем; о возвращении насильственно отобранного имущества. Аналогично в Германии. В англоамерканской системе все имущественные права в главном рассматриваются как различные разновидности собственности. Защита обеспечивается общегражданскими исками из причинения вреда.

Центральным институтом вещного права является право собственности. Важнейшая его черта - абсолютный характер, что предполагает: соответствие правомочиям собственника обязанности всех остальных лиц признавать и не нарушать их; определенность объекта права собственности; признание в качестве правомочий собственника только того, что фиксировано нормами соответствующего национального гражданского права. Наряду с этим в континентальной ветви права сохранено понимание права собственности как совокупности исключительных субъективных правомочий собственника: права владения, права пользования, права распоряжения.

Изменения коснулись объектов права собственности: они увеличились количественно и изменились качественно. Расширился перечень "бестелесного имущества" (финансовой собственности - ценные бумаги, а также коммерческой собственности - товарораспределительные документы). Радикально увеличилось содержание интеллектуальной собственности, которая включает право на промышленную собственность и право на литературную и художественную собственность. Объектом права на промышленную собственность становится определенная часть технических знаний и практического опыта в области производства и некоторых других сферах, представляющих конфиденциальную стоимостную ценность и необеспеченных патентной защитой, Они получают юридическое оформление типа ноу-хау. Важными частями ноу-хау могут быть различные производственные, реализационные секреты, независимые по отношению к патентам или же необходимые для их использования. Продажа "ноу-хау" обычно имеет место при различных лицензионных соглашениях.

В качестве промышленной собственности получает дальнейшее развитие законодательство о патентах - документах, выдаваемых специальными государственными органами изобретателю или другим физическим или юридическим лицам, которым он переуступил свое изобретение. Патент предоставляет его владельцу право исключительного использования изобретения (в США, Германии, Франции, Англии - 20 лет). Впрочем, реальные сроки действия патента ныне обычно значительно короче в силу морального старения изобретения и соответственно отказа патентообладателя платить патентные пошлины.

В области литературной и художественной собственности наблюдается расширение авторского права и его унификация. Особое влияние имеет Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (1886) и Женевская конвенция (1952).

Расширился перечень объектов "телесного имущества" за счет главным образом энергоносителей. Подвергаются существенным юридическим ограничениям исключительные права собственника, особенно в отношении отчуждения некоторых видов частной собственности, или обязательного порядка их эксплуатации, или других ограничительных мер по их гражданско-правовой реализации. Так, в праве собственности на землю распространено "зонирование" (регулируемое законами или постановлениями местных властей обязательное для земельных собственников размещение жилых, торговых, промышленных и т.д. объектов). В Вермонте действует разрешительный порядок не только для землепользования, но и для продажи. Признана конституционной принудительная продажа земли одного лица другому при наличии "справедливой компенсации и общественной необходимости".

Продолжается ограничение прав земельных собственников на недра и воздушное пространство. Детально разработан административно-правовой режим производственной эксплуатации недр, предусматривающий приобретение у государства концессии на разведку и добычу полезных ископаемых.

Собственникам запрещается мешать деятельности находящихся на соседних землях предприятий: Не считается противоправным проникновение на их земли "и пределах допустимой для данной местности нормы" дыма и испарений, что, впрочем, не исключает усиления в последние десятилетия борьбы против загрязнения окружающей среды (закон о чистоте воздуха 1970 в США - стандарты качества воздуха). Собственники не должны препятствовать прокладке газопроводов, электропередач и т.п.

Получает распространение и вторжение в отношения частной собственности через национализацию: изъятие с компенсацией для военных объектов и т.п. При этом устанавливается льготное возмещение потерь из государственного бюджета.

Ограничение правомочий поземельных собственников во многом реализуется на базе сервитутов, включая публично-правовые сервитуты, которые отличаются тем, что их пользователями являются юридические лица публичного права и их деятельность может распространяться на большие земельные массивы.

 

 

 

Антитрестовское (антимонопольное) законодательство

Причина появления законодательства - нарушение добросовестной  
конкуренции.  
Цикл законов на предотвращение монополизации. Это законодательство  
впервые появилось в США в 1889 году с принятием закона Шермана (“Хартия  
экономической свободы”). После этого такое законодательство стало  
развиваться и на территории других государств.  
Сейчас всё мировое законодательство можно разделить на два типа:  
американский и европейский.  
Принцип, заложенный в американскую систему - запрещение монополий.  
Европейский тип - контроль за деятельностью монополий с целью недопущения злоупотреблений.  
В РФ закон вобрал в себя оба принципа - запрещение и контроль.

Закон Шермана - "любые договоры, имеющие целью монополизировать отрасль или промысел являются незаконными".  
Создание монополий является преступлением. Влечёт за собой наказание, в  
том числе уголовное. Это может быть штраф на сумму $50’000, тюремное  
заключение на срок от одного дня до 5 лет.  
Закон Шермана много раз дополнялся, его деятельность распространялась на  
новые формы соглашений и договоров.  
Наиболее известное дополнение - закон Клейтона (1914 год), который  
запретил соглашения об ограничении круга конкурентов, покупку или  
поглощение фирм, если это в состоянии уничтожить конкуренцию.  
Англия - закон "Об ограничительной торговой практике" (1976 год), в 1977  
год - "О справедливой торговле". Они предусматривают регистрацию  
предприятий в специальном органе - генеральном директорате по справедливой торговле.  
Опыт США - производители стремятся избежать конкуренции. Но борьба с этим осуществляется очень жёстко. 10 лет назад была разрушена крупнейшая  
компания "Американ телефон энд телеграф" - т.к. в Америке появилась большая конкуренция в этой отрасли.

Предотвращение "прямой монополии" и сговора производителей.  
Закон Шермана направлен был против трестов, которые держали акции  
большинства конкурентов. Тресты - примитивная форма современных холдингов.  
Положения закона Шермана:  
Все договоры, объединения или сговоры о незаконном ограничении торговли  
между несколькими штатами или иностранными государствами являются  
противоправными.  
Пострадавшее от монополий вправе подать иск на трёхкратное возмещение  
убытка и понесённые расходы по проведению расследования, судебного дела  
(найма адвоката) и т.д .  
Создан также антимонопольный отдел при департаменте юстиции США -  
единственный орган, который вправе налагать уголовную ответственность за  
монополизацию.

Согласно "Закону о федеральной комиссии по торговле", создана федеральная  
комиссия по торговле. Её задачи:  
- предотвращение недобросовестной конкуренции;  
- контроль рекламы;  
- контроль за соблюдением федерального антимонопольного законодательства.

Многие штаты приняли свои законы и создали свои агентства, которые  
осуществляют антимонопольную деятельность.  
Для разъяснения и применения кратких формулировок законов и терминов  
используется прецедентное право (в судах)

Сущность антимонопольных нарушений.

Каким образом суд может классифицировать деяние как монопольное или  
противоправное?  
Закон Шермана гласит: “Все договоры, объединения, сговоры о незаконном  
ограничении торговли между несколькими штатами или с иностранными  
государствами являются противоправными. Любое лицо, монополизирующее,  
пытающееся монополизировать или входящее в сговор с целью монополизации  
торговли между штатами или иностранными государствами, нарушает федеральное законодательство”.  
В законе нет подробного определения нарушения и не используются какие-  
либо объяснения того, что составляет "существенное снижение конкуренции".  
Так как в США система прецедентного права, то анализ и разъяснение этих  
терминов было предоставлено судам.  
Законодательная власть сформулировала направления политики, предоставив  
воплощать её в жизнь исполнительным и судебным властям. Тогда появилось  
много решений федеральных судов, анализирующих антимонопольное  
законодательство.

Наиболее распространённые формы монополизации.  
1. Фиксирование цен - ФЦ возможно в результате сговора. Целью такого  
сговора является прекращение ценовой конкуренции на рынке, путём  
координации действий конкурентов для того, чтобы они действовали как единый монополист, повышая цены, уменьшая производство и получая монополистическую прибыль на рынке.  
Судами США установка единых цен признаётся сговором об ограничении  
торговли. Проблема в том, что такие сговоры очень трудно обнаружить.  
2. Соглашение о разделе рынка по географическому принципу или по группам  
потребителей - фирмы-конкуренты договариваются о разделе регионов продаж: в одном регионе торгует фирма одна, а её конкуренты торгуют в другом регионе.  
Конкуренция исчезает.  
Существует ряд соглашений, когда намерения сторон и влияние соглашений на  
рынок неоднозначны в отличие от вышеприведённых. Суды решают такие дела в соответствии с "правилами здравого смысла". В сущности, суды стараются  
соизмерить положительные и отрицательные последствия таких соглашений для конкуренции.  
Например, одно предприятие торговало автомобильными аккумуляторами. Было обнаружено тайное соглашение между конкурентами: "соглашение об  
эксклюзивном дилерстве" - дилер принимает обязательство торговать  
аккумуляторами только одной этой фирмы - признано как нарушение  
законодательства.  
"Групповой бойкот" - несколько торгующих предприятий объявили бойкот  
фирме, торгующей товарами по ценам ниже их (привлекли сюда и предприятия- изготовителя). Суд признал действия незаконными.  
3. Монополизация и слияния - законы также не определяют, что такое  
“монополизировать”, ”существенно понижать конкуренцию” и ”потенциально  
создавать монополию".  
Законодательство преследовало цель запретить не объединения предприятий,  
не монополии (сейчас в США существует много крупных и очень крупных  
предприятий), а запретить "процесс создания монополий".  
Главное, чтобы существующие монополии не мешали конкуренции. В противном случае конкуренты на них подадут в суд и они могут быть признаны монополиями, к ним будут применены судебные меры. "Самое главное, чтобы была конкуренция. Но мы не должны наказывать победителей в конкуренции.  
Когда предприятие начинает эффективно работать, накапливает капитал,  
расширяется, для более эффективной работы объединяется с другими  
предприятиями, оно сталкивается с той проблемой, что его деятельность может  
стать противоправной - абсурд!" - одно из высказываний в Конгрессе США.

Информация о работе Основные изменения в гражданском праве зарубежных стран в новейшее время (антимонопольное законодательство, субъекты пр