Основные реформы Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 15:11, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Петра I в истории России, личность этого выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата пользуется вниманием как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке. Изучение этой эпохи имеет богатую традицию - ведь началось оно еще при жизни самого великого реформатора; сейчас же литература о Петре Великом и его времени может составить целую библиотеку.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМ ПЕТРА I ..5
2. ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ………………………….……..…………….…...... 7
3.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ. ………………………….………………9
4.РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………….12
4.1.Реформа центрального управления …………………………………...….13
4.2.Реформа местного управления…………………………………..….……..14
4.3.Реформа городского управления………………………………………….15
5.ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА……………………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..….…21

Файлы: 1 файл

Петр 1.docx

— 46.83 Кб (Скачать файл)

Мощная металлургическая база позволила расширить и металлообрабатывающее  производство, точнее - оружейную промышленность. В Туле, славившейся своими оружейниками, в 1712 году был основан большой  оружейный завод, а в 1721 году появился такой же - Сестрорецкий.

Пётр Первый энергично  взялся и за создание мануфактур в  лёгкой промышленности. в 1696-1697 годах была основана мануфактура по производству парусины, требования на которую с началом строительства флота были огромны. Эта мануфактура называлась Хамовным двором.

В начале XVIII века в Москве был построен Канатный двор - мануфактура  по изготовлению корабельных снастей, а также Кожевенный и Портупейный  дворы, обеспечивающие армию амуницией  и сёдлами.В начале века лихорадочно возводились, преимущественно в Москве и Петербурге, и другие казённые мануфактуры: бумажная, пуговичная, чулочная, суконная, полотняная.

Предприятия основывались с  оптимальным приближением к источникам сырья, на их строительстве использовали дешёвый труд местного населения, из него же набирали низкооплачиваемых  неквалифицированных рабочих. Для  организации производства привлекали опытных специалистов - как русских, так и иностранцев.

В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий  срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды  и ни в чём не зависящая от импорта.

Создание собственной  промышленности государство сочетало с организацией собственной торговли - главным образом для получения  прибыли с ходовых товаров  внутри страны и вывоза за рубеж  таких товаров, которые бы дали государству  деньги на покупку кораблей, оружия, сырья для промышленности.

Государство захватывало  торговлю самым примитивным, но очень  эффективным способом - введение монополии  на заготовку и сбыт определённых товаров как внутри страны, так  и вне её.

Участие казны в торговле неизбежно вело к ограничению, регламентации  торговой деятельности русских купцов, имело следствием расстройство, дезорганизацию товарооборота, удушение свободного, основанного  на рыночной конъюнктуре предпринимательства.

«Государственные монополии, налоги, повинности - это были силовые  средства, применённые петровским государством для получения максимально крупных  сумм денег для решения своих  задач».

Самодержавное государство  стремилось за счёт купечества и его  профессионального дела - торговли быстро добыть деньги и товары для  решения своих грандиозных проблем.

Во время Северной войны  также непомерные повинности несли  крестьяне. Лишь один перечень их производит на нас впечатление. Повинности были нескольких видов: 1) людские (рекруты); 2) отработочные; 3) подводные; 4) лошадные; 5)постройные; 6) натуральные (провиантом, фуражом и так далее); 7) денежные.

«Денежные налоги делились на постоянные и экстраординарные. Размеры постоянных налогов оставались стабильными долгие годы. Они формировались из нескольких групп налогов. «Приказные» налоги - это идущие на нужды центральных ведомств. В начале 10-х годов XVIII века появились постоянные налоги на строительство новой столицы: «деньги к санкт-петербургскому городовому делу на кирпичное дело», «на известное зжение», «деньги на припасы и на дело судов». Значительную группу постоянных денежных налогов составляли сословные налоги, то есть те, которые платили отдельные сословия.

«Приказные», петербургские  и сословные постоянные налоги дополнялись  местными платежами, отличавшимися  в каждой губернии, провинции и  даже уезде. Если объединить их по значению, то это - сборы на местную администрацию, гарнизоны, содержание почты, дорог, мостов и так далее.

Постоянные и даже чрезвычайные денежные налоги составляли лишь незначительную часть от общей массы государственных  повинностей. Наиболее тяжёлыми были экстраординарные повинности, как правило смешанные: денежно-натуральные, денежно-отработочные, подводно-денежно-отработочные и так далее».

Были проведены две  переписи населения - в 1710 и 1718 годах. По переписи 1718 года единицей обложения  становилась «душа» мужского пола, вне зависимости от возраста, с  которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных  крестьян - 1 рубль 10 копеек в год). Это  упорядочило податную политику и  резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления  Петра они составляли 12 миллионов  рублей в год).

 

 

 

 

Реформа государственного управления

 

В первой четверти XVIII в. переход  к абсолютизму был ускорен  Северной войной и получил свое завершение. Именно в петровское правление создаются  регулярная армия и бюрократический  аппарат государственного управления, происходит как фактическое, так  и юридическое оформление абсолютизма. Для абсолютной монархии характерны наивысшая степень централизации, развитый, полностью зависимый от монарха бюрократический аппарат, сильная регулярная армия. Эти признаки были присущи и российскому абсолютизму. Армия помимо своей основной внутренней функции по подавлению народных волнений и восстаний, выполняла и другие функции. С петровского времени  она широко использовалась в государственном  управлении как принудительная сила. Большое распространение получила практика посылки воинских команд на места для понуждения администрации  к лучшему выполнению правительственных  распоряжений и указаний. Но иногда и центральные учреждения ставились  в такое же положение, например даже деятельность Сената в первые годы его создания находилась под контролем гвардейских офицеров. Офицеры и солдаты занимались также переписью населения, сбором налогов и недоимок. Наряду с армией для подавления своих политических противников абсолютизм использовал и специально созданные для этой цели карательные органы - Преображенский приказ, Тайную канцелярию. В первой четверти XVIII в. возникает вторая опора абсолютной монархии - бюрократический аппарат государственного управления. Органы центральной власти, унаследованные от прошлого времени (Боярская дума, приказы) ликвидируются, появляется новая система государственных учреждений. Особенность российского абсолютизма состояла в том, что он совпал с развитием крепостничества, тогда как в большинстве стран Европы абсолютная монархия складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены крепостного права. Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Петр I проводил политику дальнейшего закрепощения крестьян, принявшую наиболее жесткие формы на исходе XVIII в. Наконец, усиление роли государства проявилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. Наряду с этим происходила юридическая консолидация правящего класса, из разных феодальных слоев сложилось сословие дворянства.Административным преобразованиям способствовал и перенос столицы в Петербург. Царь хотел иметь под рукой необходимые рычаги управления, которые он зачастую создавал заново, руководствуясь сиюминутными потребностями. В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления, областей культуры и быта, а также происходит коренная реорганизация вооруженных сил. Почти все эти изменения происходили во время правления Петра I и имели огромное прогрессивное значение.

Рассмотрим реформы высших органов власти и управления, прошедшие  в первой четверти XVIII в., которые  принято подразделять на три этапа:

· I этап - 1699 - 1710 гг. - частичные  преобразования;

· II этап - 1710 - 1719 гг. - ликвидация прежних центральных органов  власти и управления, создание Сената, появление новой столицы;

· III этап - 1719 - 1725 гг. - образование  новых органов отраслевого управления, проведение второй областной реформы, реформы церковного управления и  финансово-налоговой.

 

Реформа центрального управления

 

Последнее упоминание о последнем  заседании Боярской думы относится  к 1704 г. Возникшая в 1699 г. Ближняя  канцелярия (учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве) приобрела первостепенное значение. Реальной властью обладала заседавшая в здании Ближней канцелярии Консилия министров - совет глав важнейших ведомств при царе, управлявший приказами и канцеляриями, обеспечивавший армию и флот всем необходимым, ведавший финансами и строительством (после образования Сената Ближняя канцелярия (1719) и Консилия министров (1711) прекращают свое существование). Следующим этапом в реформе центральных органов власти стало создание Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией.

22 февраля 1711 г. С 1718 по 1722 гг. Сенат стал собранием  президентов коллегий. В 1722 г.  он был реформирован тремя  указами императора. Изменен состав, включающий как президентов коллегий, так и сенаторов, коллегиям  чуждых. Указом "О должности Сената" Сенат получил право издавать  собственные указы. Круг вопросов, которые находились в его ведении,  был достаточно широк: вопросы  правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за администрацией разных уровней. Сразу же вновь созданное учреждение получило канцелярию с многочисленными отделами - "столами", где работали подьячие. Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом. Однако создание Сената не могло завершить реформы управления, так как отсутствовало промежуточное звено между Сенатом и губерниями, продолжали действовать многие приказы. В 1717 - 1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII в. пришли коллегии. В отличие от приказов, коллегиальная система (1717 - 1719 гг.) предусматривала систематическое разделение администрации на определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень централизации. В 1721 г. была создана Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в ведении которой находилось дворянское землевладение. На правах коллегий были Главный магистрат, который управлял городским сословием, и Святейший правительствующий Синод. Его появление свидетельствовало о ликвидации автономии церкви. В 1699 г. с целью улучшить поступление в казну прямых налогов была учреждена Бурмистерская палата, или Ратуша. К 1708 г. она превратилась в центральное казначейство, заменив Приказ большой казны. В нее вошли двенадцать старых финансовых приказов. Последующее развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в петровской "Табели о рангах" (1722). Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов, или рангов, чиновников. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14 го по 9-й тоже давали дворянство, но только личное. Принятие "Табели о рангах" свидетельствовало о том, что бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое.

Профессиональные качества, личная преданность и выслуга  становятся определяющими для продвижения  по службе.

Реформа местного управления

 

Петр I в начале своего царствования пытался использовать прежнюю систему  местного управления, постепенно вводя  вместо земских, выборные элементы управления. Так, указом 10 марта 1702 г. предписывалось участие в управлении с главными традиционными администраторами (воеводами) выборных представителей дворянства. В 1705 г. этот порядок стал обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за старой администрацией.

18 декабря 1708 был издан  указ "Об учреждении губерний  и о росписании к ним городов". Это была реформа, которая совершенно изменила систему местного управления. Основная цель этой реформы - обеспечение армии всем необходимым: с полками армии, распределенными по губерниям, устанавливалась прямая связь губерний через специально созданный институт кригскомиссаров. Согласно этому указу вся территория страны была разделена на одиннадцать губерний: Московская, Ингерманландская, Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская, Сибирская, Воронежская и другие. Так началась реформа областного управления. В окончательном виде она сформировалась только к 1719 г., накануне второй областной реформы.

По второй реформе одиннадцать  губерний были разделены на 45 провинций, во главе которых были поставлены губернаторы, вице-губернаторы или  воеводы. Провинции делились на округа - дистрикты. Областная реформа, отвечая  наиболее актуальным потребностям самодержавной  власти, была в то же время следствием развития бюрократической тенденции, характерной уже для предшествующего  периода. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в правлении  Петр намеревался решать все государственные  вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов - представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной  иерархической сети бюрократических  учреждений с большим штатом чиновников. Указ об учреждении губерний завершил первый этап реформы местного управления. Губернское управление осуществлялось губернаторами и вице губернаторами, выполнявшими в основном военные и финансовые функции управления. Однако это деление оказалось слишком крупным и не позволяло осуществлять на практике управление губерниями, особенно при существовавших тогда коммуникациях. Поэтому в каждой губернии были крупные города, в которых управление осуществляла прежняя городская администрация.

 

Реформа городского управления

 

Вокруг вновь образованных промышленных предприяий, мануфактур, приисков, шахт и верфей появлялись новые поселения городского типа, в которых стали формироваться органы самоуправления. Уже в 1699 г. Петр I, желая предоставить городскому сословию, полное самоуправление по типу Запада, приказал учредить бурмистерскую палату. В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты. Стало оформляться юридически городское сословие. В 1720 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат, которому было поручено "ведать все городское сословие в России". По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно стало делиться на регулярных граждан(первая, вторая гильдии) и "подлых" людей. Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии. Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами. Низший слой городского населения выбирал своих старост и десятских, которые могли доносить магистрату о своих нуждах и просить их об удовлетворении. По европейскому образцу создавались цеховые организации, в которых состояли мастера, подмастерья и ученики, руководимые старшинами. Все остальные горожане в гильдии не вошли и подлежали поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места проживания. Деление на гильдии оказалась чистейшей формальностью, так как проводившие его военные ревизоры, прежде всего заботившиеся об увеличении числа плательщиков подушной подати, произвольно включали в члены гильдий и лиц, не имеющих к ним отношения. Появление гильдий и цехов означало, что корпоративные начала противопоставлялись феодальным принципам хозяйственной организации.

В результате реформ государственного аппарата и власти на местах в России было создано государство, которое  в исторической литературе было удачно названо "регулярным государством". Это было абсолютистское бюрократическое  государство, пронизанное слежкой  и шпионажем. Естественно, что в  таком государстве демократические  традиции, никогда не умиравшие в  России, оказались в очень неблагоприятных  обстоятельствах. Они продолжали жить в повседневном быте крестьянской общины, казацкой вольнице. Но демократия все  больше приносилась в жертву грубому  авторитарному правлению, сопровождавшемуся  необычайным ростом роли личности в  российской истории.

Одним из внешних проявлений этого было принятие русским царем  титула императора и преобразование России в империю, что нашло отражение  в общественном сознании и в культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Церковная реформа

 

Важную роль в утверждении  абсолютизма играла церковная реформа  Петра I. Во второй половине XVII в. позиции  Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию  по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих позиций. Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена, прежде всего, на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота. После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти. На дороге Петра стала еще одна проблема - раскольничество. «Петру пришлось начать борьбу с раскольничеством. Раскольники, владея большими богатствами, отказывались принимать участие в общих повинностях: поступать на службу, военную или гражданскую. Петр нашел решение этому вопросу - он обложил их двойным налогом. Раскольники отказались платить - разгорелась борьба. Раскольников казнили, ссылали в ссылку или пороли». Петр стремился оградить себя от влияния церкви, в связи с этим он начинает ограничивать права церкви и ее главы: был создан совет епископов, собиравшийся периодически в Москве, а затем, в 1711г., после создания Синода - глава церкви потерял последние штрихи независимости. Таким образом, церковь была полностью подчинена государству. Но царь прекрасно понимал, что подчинение церкви простому органу управления является невозможным. И в 1721 г. был создан Святейший Синод, ведавший делами церкви. «Синод был поставлен в один ранг с Сенатом, выше всех остальных коллегий и административных органов. Структура Синода ничем не отличалась от структуры любой коллегии. В Синод входило 12 человек. Возглавлял Синод президент , 2 вице-президента, 4 советника , 5 асессоров». В 1722г. названия были изменены. Президентом Синода был назначен Стефан Яворский. После смерти Яворского его обязанности фактически выполнял Феофан Прокопович, человек, по оценке Петра, умный и образованный. С Петром он был знаком давно, еще с 1716г., когда царь заметил этого молодого и красноречивого проповедника и вызвал его в Петербург. С этого времени Феофан Прокопович стал деятельным помощником царя в составлении целого ряда новых реформ. С церковной кафедры он защищал идеи и стремления царя - преобразователя. «По указу от 25 января 1721 г. Синод был основан, а уже 27 января, заранее созванные члены Синода принесли присягу и 14 февраля 1721 г. произошло торжественное открытие. Духовный регламент, для руководства деятельностью Синода, был написан Феофаном Прокоповичем и исправлен и одобрен царем». Духовный регламент - это законодательный акт, определявший функции, права и обязанности Синода, его членов по управлению Русской православной церковью. Он приравнивал членов Синода к членам других государственных учреждений. Церковь отныне полностью подчинялась светской власти. Нарушалась даже тайна исповеди. По указу Синода от 26 марта 1722 г. всем священникам предписывалось доносить властям о намерении исповедовавшегося совершить измену или бунт. В 1722 г. церковная реформа была завершена установлением должности обер-прокурора Синода. Таким образом, церковь лишилась самостоятельной политической роли и превратилась в составную часть бюрократического аппарата. Нет ничего удивительного в том, что такие нововведения вызвали недовольство духовенства, именно по этой причине они были на стороне оппозиции и участвовали в реакционных заговорах. Не только внешний вид управления церковью изменился, но и внутри церкви произошли радикальные изменения. Петр не жаловал ни «белых», ни «черных» монахов. Видя в лице монастырей статью неоправданных расходов, царь решил сократить расход финансов на эту сферу, заявив, что укажет монахам путь к святости не осетрами, медами и винами, а хлебом, водой и работой на благо России. По этой причине монастыри были обложены определенными налогами, помимо этого им надлежало заниматься столярным делом, иконописью, прядением, шитьем и т.д. - всем тем, что не было противопоказано монашеству. Создание такого вида управления и организации церкви сам Пётр объяснил следующим образом: «От соборного правления можно не опасаться Отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правления духовного...» Таким образом, Петр устранил угрозу покушения духовной власти на светскую и поставил церковь на службу государству. Отныне церковь являлась частью той опоры, на которой стояла абсолютная монархия. Реформы Петра Великого касались различных сфер жизни общества. В 1699 г. Петр издал указ об изменении календаря. Ранее летоисчисление велось по календарю византийского образца: Новый год начинался 1 сентября. С 1699 г. Новый год должен был начинаться с 1 января, по европейскому образцу. Эта реформа вызвала большое недовольство, т.к. ранее летоисчисление велось от сотворения мира, а в пересчете на новый лад 1700 г. должен был наступить только через 8 лет. В новом 1700 году был издан указ о создании в Москве первых аптек; другим указом запрещалось ношение ножей под страхом кнута или ссылки. В 1701 г. либеральный дух нового царствования был выражен в ряде указов: воспрещалось падать на колени при появлении государя; обнажать голову зимой, проходя мимо дворца.

Информация о работе Основные реформы Петра 1