Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 15:11, контрольная работа
Эпоха Петра I в истории России, личность этого выдающегося государственного деятеля, полководца, дипломата пользуется вниманием как в отечественной, так и в зарубежной исторической науке. Изучение этой эпохи имеет богатую традицию - ведь началось оно еще при жизни самого великого реформатора; сейчас же литература о Петре Великом и его времени может составить целую библиотеку.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМ ПЕТРА I ..5
2. ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ………………………….……..…………….…...... 7
3.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ. ………………………….………………9
4.РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………….12
4.1.Реформа центрального управления …………………………………...….13
4.2.Реформа местного управления…………………………………..….……..14
4.3.Реформа городского управления………………………………………….15
5.ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА……………………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..….…21
Мощная металлургическая
база позволила расширить и
Пётр Первый энергично взялся и за создание мануфактур в лёгкой промышленности. в 1696-1697 годах была основана мануфактура по производству парусины, требования на которую с началом строительства флота были огромны. Эта мануфактура называлась Хамовным двором.
В начале XVIII века в Москве был построен Канатный двор - мануфактура по изготовлению корабельных снастей, а также Кожевенный и Портупейный дворы, обеспечивающие армию амуницией и сёдлами.В начале века лихорадочно возводились, преимущественно в Москве и Петербурге, и другие казённые мануфактуры: бумажная, пуговичная, чулочная, суконная, полотняная.
Предприятия основывались с оптимальным приближением к источникам сырья, на их строительстве использовали дешёвый труд местного населения, из него же набирали низкооплачиваемых неквалифицированных рабочих. Для организации производства привлекали опытных специалистов - как русских, так и иностранцев.
В результате Петровской политики
в экономической области за сверхкороткий
срок была создана мощная промышленность,
способная полностью обеспечить
военные и государственные
Создание собственной промышленности государство сочетало с организацией собственной торговли - главным образом для получения прибыли с ходовых товаров внутри страны и вывоза за рубеж таких товаров, которые бы дали государству деньги на покупку кораблей, оружия, сырья для промышленности.
Государство захватывало торговлю самым примитивным, но очень эффективным способом - введение монополии на заготовку и сбыт определённых товаров как внутри страны, так и вне её.
Участие казны в торговле
неизбежно вело к ограничению, регламентации
торговой деятельности русских купцов,
имело следствием расстройство, дезорганизацию
товарооборота, удушение свободного, основанного
на рыночной конъюнктуре
«Государственные монополии,
налоги, повинности - это были силовые
средства, применённые петровским государством
для получения максимально
Самодержавное государство
стремилось за счёт купечества и его
профессионального дела - торговли
быстро добыть деньги и товары для
решения своих грандиозных
Во время Северной войны также непомерные повинности несли крестьяне. Лишь один перечень их производит на нас впечатление. Повинности были нескольких видов: 1) людские (рекруты); 2) отработочные; 3) подводные; 4) лошадные; 5)постройные; 6) натуральные (провиантом, фуражом и так далее); 7) денежные.
«Денежные налоги делились на постоянные и экстраординарные. Размеры постоянных налогов оставались стабильными долгие годы. Они формировались из нескольких групп налогов. «Приказные» налоги - это идущие на нужды центральных ведомств. В начале 10-х годов XVIII века появились постоянные налоги на строительство новой столицы: «деньги к санкт-петербургскому городовому делу на кирпичное дело», «на известное зжение», «деньги на припасы и на дело судов». Значительную группу постоянных денежных налогов составляли сословные налоги, то есть те, которые платили отдельные сословия.
«Приказные», петербургские и сословные постоянные налоги дополнялись местными платежами, отличавшимися в каждой губернии, провинции и даже уезде. Если объединить их по значению, то это - сборы на местную администрацию, гарнизоны, содержание почты, дорог, мостов и так далее.
Постоянные и даже чрезвычайные денежные налоги составляли лишь незначительную часть от общей массы государственных повинностей. Наиболее тяжёлыми были экстраординарные повинности, как правило смешанные: денежно-натуральные, денежно-отработочные, подводно-денежно-отработочные и так далее».
Были проведены две переписи населения - в 1710 и 1718 годах. По переписи 1718 года единицей обложения становилась «душа» мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 рубль 10 копеек в год). Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли 12 миллионов рублей в год).
Реформа государственного управления
В первой четверти XVIII в. переход
к абсолютизму был ускорен
Северной войной и получил свое завершение.
Именно в петровское правление создаются
регулярная армия и бюрократический
аппарат государственного управления,
происходит как фактическое, так
и юридическое оформление абсолютизма.
Для абсолютной монархии характерны
наивысшая степень
Рассмотрим реформы высших органов власти и управления, прошедшие в первой четверти XVIII в., которые принято подразделять на три этапа:
· I этап - 1699 - 1710 гг. - частичные преобразования;
· II этап - 1710 - 1719 гг. - ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание Сената, появление новой столицы;
· III этап - 1719 - 1725 гг. - образование
новых органов отраслевого
Реформа центрального управления
Последнее упоминание о последнем заседании Боярской думы относится к 1704 г. Возникшая в 1699 г. Ближняя канцелярия (учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве) приобрела первостепенное значение. Реальной властью обладала заседавшая в здании Ближней канцелярии Консилия министров - совет глав важнейших ведомств при царе, управлявший приказами и канцеляриями, обеспечивавший армию и флот всем необходимым, ведавший финансами и строительством (после образования Сената Ближняя канцелярия (1719) и Консилия министров (1711) прекращают свое существование). Следующим этапом в реформе центральных органов власти стало создание Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией.
22 февраля 1711 г. С 1718
по 1722 гг. Сенат стал собранием
президентов коллегий. В 1722 г.
он был реформирован тремя
указами императора. Изменен состав,
включающий как президентов
Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе.
Реформа местного управления
Петр I в начале своего царствования пытался использовать прежнюю систему местного управления, постепенно вводя вместо земских, выборные элементы управления. Так, указом 10 марта 1702 г. предписывалось участие в управлении с главными традиционными администраторами (воеводами) выборных представителей дворянства. В 1705 г. этот порядок стал обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за старой администрацией.
18 декабря 1708 был издан указ "Об учреждении губерний и о росписании к ним городов". Это была реформа, которая совершенно изменила систему местного управления. Основная цель этой реформы - обеспечение армии всем необходимым: с полками армии, распределенными по губерниям, устанавливалась прямая связь губерний через специально созданный институт кригскомиссаров. Согласно этому указу вся территория страны была разделена на одиннадцать губерний: Московская, Ингерманландская, Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская, Сибирская, Воронежская и другие. Так началась реформа областного управления. В окончательном виде она сформировалась только к 1719 г., накануне второй областной реформы.
По второй реформе одиннадцать
губерний были разделены на 45 провинций,
во главе которых были поставлены
губернаторы, вице-губернаторы или
воеводы. Провинции делились на округа
- дистрикты. Областная реформа, отвечая
наиболее актуальным потребностям самодержавной
власти, была в то же время следствием
развития бюрократической тенденции,
характерной уже для
Реформа городского управления
Вокруг вновь образованных промышленных предприяий, мануфактур, приисков, шахт и верфей появлялись новые поселения городского типа, в которых стали формироваться органы самоуправления. Уже в 1699 г. Петр I, желая предоставить городскому сословию, полное самоуправление по типу Запада, приказал учредить бурмистерскую палату. В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты. Стало оформляться юридически городское сословие. В 1720 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат, которому было поручено "ведать все городское сословие в России". По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно стало делиться на регулярных граждан(первая, вторая гильдии) и "подлых" людей. Регулярные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии. Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами. Низший слой городского населения выбирал своих старост и десятских, которые могли доносить магистрату о своих нуждах и просить их об удовлетворении. По европейскому образцу создавались цеховые организации, в которых состояли мастера, подмастерья и ученики, руководимые старшинами. Все остальные горожане в гильдии не вошли и подлежали поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места проживания. Деление на гильдии оказалась чистейшей формальностью, так как проводившие его военные ревизоры, прежде всего заботившиеся об увеличении числа плательщиков подушной подати, произвольно включали в члены гильдий и лиц, не имеющих к ним отношения. Появление гильдий и цехов означало, что корпоративные начала противопоставлялись феодальным принципам хозяйственной организации.
В результате реформ государственного
аппарата и власти на местах в России
было создано государство, которое
в исторической литературе было удачно
названо "регулярным государством".
Это было абсолютистское бюрократическое
государство, пронизанное слежкой
и шпионажем. Естественно, что в
таком государстве
Одним из внешних проявлений этого было принятие русским царем титула императора и преобразование России в империю, что нашло отражение в общественном сознании и в культуре.
Церковная реформа
Важную роль в утверждении
абсолютизма играла церковная реформа
Петра I. Во второй половине XVII в. позиции
Русской православной церкви были весьма
прочными, она сохраняла