Основные задачи курса "История"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 16:20, лекция

Описание работы

К истории следует подходить с 2-х сторон как процесс развития природы и общества и как наука об этих процессах. История общества - совокупность конкретных и многообразных действий и поступков как отдельных людей, так и целых коллективов, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество. Предмет изучения истории, как науки - деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе Содержанием истории служит исторический процесс.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа №4,Вариант 4,2 семестр,2012год..doc

— 60.50 Кб (Скачать файл)

1. Предмет  курса «История», его основные задачи.

 

К истории следует  подходить с 2-х сторон как процесс  развития природы и общества и  как наука об этих процессах. История общества - совокупность конкретных и многообразных действий и поступков как отдельных людей, так и целых коллективов, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество. Предмет изучения истории, как науки - деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе Содержанием истории служит исторический процесс. Основа исторической науки – систематизация, а также обобщение фактов. Отец истории - Геродот Муза-Клио. Помимо этого, основой исторической науки также является анализ, синтез, сравнение, и иные методы научного познания (технологии, позволяющие изучать останки и ископаемые и др.).

Общественное  сознание есть совокупность представлений общества в целом и отдельных социальных групп как о своем прошлом, так и о прошлом всего человечества. Историческое сознание это система знаний, совокупность представлений, взглядов, идей, концепций, традиций, обрядов, обычаев, посредством которых у индивидов, слоев, социальных групп, классов, наций, народов, формируется представление о своем происхождении о соотношении своей истории с историей других общностей людей и всего человеческого сообщества, о важнейших событиях в своей истории и выдающихся деятелях прошлого.

Выделяют следующие  ступени формирования исторического  сознания:

1. Обыденный (низший, простейший) - формируется непосредственно на основе жизненного опыта, когда человек является участником коллективных событий. Сознание – субъективно и эмоционально. Человек не в состоянии привести свои знания, переживания в систему .

 

2. Формирование под влиянием произведений художественной литературы, кино, СМИ, Интернет и т.д.

3. Развитие на уроках в школах. Здесь впервые получают знания в систематизирующем виде.

4. На основе выявлений тенденций, прогнозов на будущее. Носитель -историческая наука Историческое сознание рассматривается системно [ 1, с.4].

 

 

           2. Основные типы древних цивилизаций, охарактеризуйте их специфику.

 

Существует  различная периодизация истории  и развития Древнего Мира. Разделяя на типы древние цивилизации - историки предпочитают подробно останавливаться на каждой из них. Однако, наибольший интерес представляют все же два типа цивилизаций, которые начали свое формирование еще в Древнем Мире – это восточная и западная цивилизации.  

Прежде всего, особенностью восточного типа древней цивилизации  является высокая степень зависимости человека от природы, которая накладывала существенный отпечаток на мировоззрение человека, его ценностные ориентиры, тип хозяйствования, социальное и политическое устройство.

В духовной жизни  восточного человека господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления. Восточная цивилизация ориентирована прежде всего на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию сложившегося образа жизни, господствовавшего на протяжении многих столетий. Характерной чертой восточной цивилизации является традиционализм.

Общественная  жизнь восточных цивилизаций построена на принципах коллективизма. Личностное начало не развито. Личные интересы подчинены общим: общинным, государственным.

Политическая  организация жизни восточных цивилизаций получила в истории название деспотий.

 

Все древневосточные общества имели сложную иерархическую социальную структуру. Низшую ее ступень занимали рабы и зависимые люди. Однако большую часть населения первых государств составляли земледельцы-общинники, они находились в зависимости от государства, уплачивали подати и регулярно привлекались к общественным работам

В таком обществе развитие идет циклами. Его исторический путь состоит из 4-х стадий:

1) усиление централизованной власти и государства;

2) кризис власти;

3) упадок власти и ослабление государства;

4) социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев.

 

Основные характерные черты древней западной цивилизации:

Западный тип  цивилизации является глобальным, начавшим свое формирование в Древнем мире. Он начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достиг в Древней Греции и Древнем Риме.

Господствующее положение  занимает религиозно-мифологическое мировоззрение. Однако в этом мировоззрении имеются  существенные особенности. Античное мировоззрение космологично.

В отличие от восточных  обществ античное развивалось весьма динамично, так как с самого начала в нем разгорается борьба между закабаляемым в долевое рабство крестьянством и аристократией.

В античной цивилизации на первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок.

В античности вопрос о взаимодействии личности и общества решался в пользу первой. Личность и ее права были признаны первичными, а коллектив, общество — вторичными.

Это основные особенности  древних цивилизаций. Для более  полного изучения типологии необходимо рассматривать каждую цивилизацию  в ее историческо-общественном развитии, от зарождения. Однако, в данном вопросе  были освещены лишь основные различия между глобальными древними цивилизациями, и, надо отметить, что некоторые из них сохранились и поныне [2, с. 4-5].

 

3. Основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в 19 в.  Обоснуйте свой выбор.

 

Основной тенденцией в развитии общества Западной Европе в XIX веке было развитие капитализма. Развитие капитализма в Западной Европе в первой половине XIX в. сопровождалось ростом нищеты. Длительный рабочий день, доходивший до 16 часов в сутки, тяжелые условия труда, мизерная зарплата толкали рабочих на борьбу против существующих порядков. Набирало силу рабочее движение. Дважды (в 1831 и 1834 гг.) восставали ткачи Лиона (Франция). В Англии начали действовать чартисты, создавшие в 1840 г. первую в мире рабочую партию.

 В этих  условиях возник марксизм, который  оказал огромное влияние на  общественную жизнь Европы, а  затем и всего мира. Под руководством К. Маркса и Ф. Энгельса возникло Международное товарищество рабочих (I Интернационал). В 1871 г. в обстановке социальных потрясений, вызванных проигранной войной с Пруссией, рабочие французской столицы на несколько месяцев установили в ней свою власть - возникла Парижская Коммуна.[4,с. 23,58]

 Вскоре после  ее поражения I Интернационал  прекратил свое существование.  Но это не остановило роста  рабочего движения. Возникали массовые социал-демократические партии, практически во всех странах Европы, они руководствовались идеями марксизма. В конце века они объединились во II Интернационал.

 Организованное  рабочее движение стало огромной  общественной силой. Под его  натиском капиталистическое государство  вынуждено было во имя сохранения  существующего порядка, т.е. ради обеспечения интересов буржуазии в целом, ограничить аппетиты представителей этого класса, взятых в отдельности. Шаг за шагом стала законодательно ограничиваться продолжительность рабочего дня, вначале детей, а затем и взрослых, устанавливаться государственный надзор за условиями труда, создаваться система социального обеспечения.

 Так, в  Германии, в 80-х годах XIX в. были  приняты законы об обязательном  страховании рабочих от несчастных  случаев, о страховании их на  случаи болезни, нетрудоспособности и старости.[1,с. 47]

Х1Х в. характеризовался возникновением и ростом женского движения, участницы которого боролись за обретение  женщинами равных прав с мужчинами. Но произошло это далеко не сразу, лишь к середине ХХ в.- женщины во всех развитых капиталистических странах добились равных с мужчинами гражданских прав. Помимо этого, бурно развивалась промышленность, наука, культура и искусство. XIX век дал много плодотворных научных идей, которые позволили в XX веке не только Европе, но и всему миру достигнуть небывалого технического, промышленного, экономического и научного развития.

Выбор данных фактов, как основных тенденций в развитии общества обосновывается тем, что именно эти социально-политические и общественные  действия наиболее ярко выражают ситуацию, возникшую в Западной Европе XIX столетия, и характеризуют не только общий общественно-политический фон эпохи, но также являются предпосылками для дальнейшего развития [3, с.286].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Главные причины и последствия феодальной раздробленности на Руси.

 

Любечский съезд  князей в 1097 году, установил: «… каждо да держит отчину свою[4,с.65].

Причинами феодальной раздробленности на Руси стали:

1. Особенности становления феодализма на Руси, когда князья стремились захватить наиболее выгодные княжения и закрепиться в ранге главы суверенного княжества.

2. Натуральное хозяйство, отсутствие экономических связей способствовало созданию сравнительно небольших феодальных мирков и сепаратизму местных боярских союзов.

3. Развитие боярского землевладения.

4. Бояре были заинтересованы в такой княжеской власти, которая могла бы обеспечить им военную и правовую защиту. Местные бояре стали приглашать князя со своей дружиной, но отводили им поначалу только полицейские функции, а князья стремились получить всю полноту власти.

5. Рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров.

6. Развитие новых торговых связей.

7. Борьба с кочевниками ослабляла Киевское княжество.

 

Феодальная  раздробленность на Руси привела  к следующим последствиям:

- Ослабление Руси, вызванное раздробленностью, не позволило обеспечить военно-политическую защиты страны, в чем многие историки видят причину произошедшего впоследствии монголо-татарского нашествия и невозможность русских княжеств противостоять ему.

- Распад Руси на отдельные княжества сыграл не только отрицательную (ослабление перед монголо-татарским нашествием), но и положительную роль: он способствовал бурному росту городов и вотчин в отдельных княжествах, развитию торговли с Прибалтикой, с немцами, развитию местной культуры — строились архитектурные сооружения, создавались летописи и т. п. Русь не распалась полностью. Киевское княжество хоть и формально, но цементировало страну; сохраняла свое влияние общерусская православная церковь, которая выступала за единство Руси, осуждала княжеские усобицы [4, с.29-30].

 

             5. Тест: Установление соответствия между     понятием и периодом:

 

 

1. Первобытная  эпоха.

1. Пиктография.

2. Древний  мир.

4. Клинопись.

3. Средневековье.

3. Создание славянской письменности.

4. Новое  время.

5. Изобретение пишущей машинки.

5. Новейшее  время.

2. Интернет.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Список литературы:

 

1. Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В. История: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 528 с. – (Среднее профессиональное образование).

2. Гвоздева И.А. История Древних цивилизаций. – М.: Издательство литературного института им. А.М.Горького, 1998. – 172 с. с прил.

3. Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. – Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 496 с.

4. Назырова Е.А. Практикум по отечественной истории: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2009. – 239 с.

 

 




Информация о работе Основные задачи курса "История"