Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 16:20, лекция
К истории следует подходить с 2-х сторон как процесс развития природы и общества и как наука об этих процессах. История общества - совокупность конкретных и многообразных действий и поступков как отдельных людей, так и целых коллективов, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество. Предмет изучения истории, как науки - деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе Содержанием истории служит исторический процесс.
1. Предмет курса «История», его основные задачи.
К истории следует подходить с 2-х сторон как процесс развития природы и общества и как наука об этих процессах. История общества - совокупность конкретных и многообразных действий и поступков как отдельных людей, так и целых коллективов, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество. Предмет изучения истории, как науки - деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе Содержанием истории служит исторический процесс. Основа исторической науки – систематизация, а также обобщение фактов. Отец истории - Геродот Муза-Клио. Помимо этого, основой исторической науки также является анализ, синтез, сравнение, и иные методы научного познания (технологии, позволяющие изучать останки и ископаемые и др.).
Общественное сознание есть совокупность представлений общества в целом и отдельных социальных групп как о своем прошлом, так и о прошлом всего человечества. Историческое сознание это система знаний, совокупность представлений, взглядов, идей, концепций, традиций, обрядов, обычаев, посредством которых у индивидов, слоев, социальных групп, классов, наций, народов, формируется представление о своем происхождении о соотношении своей истории с историей других общностей людей и всего человеческого сообщества, о важнейших событиях в своей истории и выдающихся деятелях прошлого.
Выделяют следующие ступени формирования исторического сознания:
1. Обыденный (низший, простейший) - формируется непосредственно на основе жизненного опыта, когда человек является участником коллективных событий. Сознание – субъективно и эмоционально. Человек не в состоянии привести свои знания, переживания в систему .
2. Формирование под влиянием произведений художественной литературы, кино, СМИ, Интернет и т.д.
3. Развитие на уроках в школах. Здесь впервые получают знания в систематизирующем виде.
4. На основе выявлений тенденций, прогнозов на будущее. Носитель -историческая наука Историческое сознание рассматривается системно [ 1, с.4].
2. Основные типы древних цивилизаций, охарактеризуйте их специфику.
Существует различная периодизация истории и развития Древнего Мира. Разделяя на типы древние цивилизации - историки предпочитают подробно останавливаться на каждой из них. Однако, наибольший интерес представляют все же два типа цивилизаций, которые начали свое формирование еще в Древнем Мире – это восточная и западная цивилизации.
Прежде всего, особенностью восточного типа древней цивилизации является высокая степень зависимости человека от природы, которая накладывала существенный отпечаток на мировоззрение человека, его ценностные ориентиры, тип хозяйствования, социальное и политическое устройство.
В духовной жизни
восточного человека господствовали религиозно-мифологические
представления и канонизированн
Общественная жизнь восточных цивилизаций построена на принципах коллективизма. Личностное начало не развито. Личные интересы подчинены общим: общинным, государственным.
Политическая организация жизни восточных цивилизаций получила в истории название деспотий.
Все древневосточные общества имели сложную иерархическую социальную структуру. Низшую ее ступень занимали рабы и зависимые люди. Однако большую часть населения первых государств составляли земледельцы-общинники, они находились в зависимости от государства, уплачивали подати и регулярно привлекались к общественным работам
В таком обществе развитие идет циклами. Его исторический путь состоит из 4-х стадий:
1) усиление централизованной власти и государства;
2) кризис власти;
3) упадок власти и ослабление государства;
4) социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев.
Основные характерные черты древней западной цивилизации:
Западный тип цивилизации является глобальным, начавшим свое формирование в Древнем мире. Он начал возникать на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достиг в Древней Греции и Древнем Риме.
Господствующее положение занимает религиозно-мифологическое мировоззрение. Однако в этом мировоззрении имеются существенные особенности. Античное мировоззрение космологично.
В отличие от восточных обществ античное развивалось весьма динамично, так как с самого начала в нем разгорается борьба между закабаляемым в долевое рабство крестьянством и аристократией.
В античной цивилизации на первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок.
В античности вопрос о взаимодействии личности и общества решался в пользу первой. Личность и ее права были признаны первичными, а коллектив, общество — вторичными.
Это основные особенности древних цивилизаций. Для более полного изучения типологии необходимо рассматривать каждую цивилизацию в ее историческо-общественном развитии, от зарождения. Однако, в данном вопросе были освещены лишь основные различия между глобальными древними цивилизациями, и, надо отметить, что некоторые из них сохранились и поныне [2, с. 4-5].
3. Основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в 19 в. Обоснуйте свой выбор.
Основной тенденцией в развитии общества Западной Европе в XIX веке было развитие капитализма. Развитие капитализма в Западной Европе в первой половине XIX в. сопровождалось ростом нищеты. Длительный рабочий день, доходивший до 16 часов в сутки, тяжелые условия труда, мизерная зарплата толкали рабочих на борьбу против существующих порядков. Набирало силу рабочее движение. Дважды (в 1831 и 1834 гг.) восставали ткачи Лиона (Франция). В Англии начали действовать чартисты, создавшие в 1840 г. первую в мире рабочую партию.
В этих условиях возник марксизм, который оказал огромное влияние на общественную жизнь Европы, а затем и всего мира. Под руководством К. Маркса и Ф. Энгельса возникло Международное товарищество рабочих (I Интернационал). В 1871 г. в обстановке социальных потрясений, вызванных проигранной войной с Пруссией, рабочие французской столицы на несколько месяцев установили в ней свою власть - возникла Парижская Коммуна.[4,с. 23,58]
Вскоре после ее поражения I Интернационал прекратил свое существование. Но это не остановило роста рабочего движения. Возникали массовые социал-демократические партии, практически во всех странах Европы, они руководствовались идеями марксизма. В конце века они объединились во II Интернационал.
Организованное
рабочее движение стало
Так, в
Германии, в 80-х годах XIX в. были
приняты законы об
Х1Х в. характеризовался возникновением и ростом женского движения, участницы которого боролись за обретение женщинами равных прав с мужчинами. Но произошло это далеко не сразу, лишь к середине ХХ в.- женщины во всех развитых капиталистических странах добились равных с мужчинами гражданских прав. Помимо этого, бурно развивалась промышленность, наука, культура и искусство. XIX век дал много плодотворных научных идей, которые позволили в XX веке не только Европе, но и всему миру достигнуть небывалого технического, промышленного, экономического и научного развития.
Выбор данных фактов, как основных тенденций в развитии общества обосновывается тем, что именно эти социально-политические и общественные действия наиболее ярко выражают ситуацию, возникшую в Западной Европе XIX столетия, и характеризуют не только общий общественно-политический фон эпохи, но также являются предпосылками для дальнейшего развития [3, с.286].
4. Главные причины и последствия феодальной раздробленности на Руси.
Любечский съезд князей в 1097 году, установил: «… каждо да держит отчину свою[4,с.65].
Причинами феодальной раздробленности на Руси стали:
1. Особенности становления феодализма на Руси, когда князья стремились захватить наиболее выгодные княжения и закрепиться в ранге главы суверенного княжества.
2. Натуральное хозяйство, отсутствие экономических связей способствовало созданию сравнительно небольших феодальных мирков и сепаратизму местных боярских союзов.
3. Развитие боярского землевладения.
4. Бояре были заинтересованы в такой княжеской власти, которая могла бы обеспечить им военную и правовую защиту. Местные бояре стали приглашать князя со своей дружиной, но отводили им поначалу только полицейские функции, а князья стремились получить всю полноту власти.
5. Рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров.
6. Развитие новых торговых связей.
7. Борьба с кочевниками ослабляла Киевское княжество.
Феодальная раздробленность на Руси привела к следующим последствиям:
- Ослабление Руси, вызванное раздробленностью, не позволило обеспечить военно-политическую защиты страны, в чем многие историки видят причину произошедшего впоследствии монголо-татарского нашествия и невозможность русских княжеств противостоять ему.
- Распад Руси на отдельные княжества сыграл не только отрицательную (ослабление перед монголо-татарским нашествием), но и положительную роль: он способствовал бурному росту городов и вотчин в отдельных княжествах, развитию торговли с Прибалтикой, с немцами, развитию местной культуры — строились архитектурные сооружения, создавались летописи и т. п. Русь не распалась полностью. Киевское княжество хоть и формально, но цементировало страну; сохраняла свое влияние общерусская православная церковь, которая выступала за единство Руси, осуждала княжеские усобицы [4, с.29-30].
5. Тест: Установление соответствия между понятием и периодом:
1. Первобытная эпоха. |
1. Пиктография. |
2. Древний мир. |
4. Клинопись. |
3. Средневековье. |
3. Создание славянской письменности. |
4. Новое время. |
5. Изобретение пишущей машинки. |
5. Новейшее время. |
2. Интернет. |
1. Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В. История: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 528 с. – (Среднее профессиональное образование).
2. Гвоздева И.А. История Древних цивилизаций. – М.: Издательство литературного института им. А.М.Горького, 1998. – 172 с. с прил.
3. Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. – Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 496 с.
4. Назырова Е.А. Практикум по отечественной истории: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2009. – 239 с.