Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 21:13, реферат
Потрясения, связанные с Великим переселением народов, начавшимся с гуннского вторжения во времена Германариха и Божа, отрицательно сказались на развитии материальной культуры славян, даже больше, чем на германской или римской провинциальной. Так, в приписываемой славянам пражско-корчакской культуре практически полностью исчезает и уступает место лепной изготовленная на гончарном круге посуда (составляет от 1 до 15 % находок), бывшая характерной для предшествующих ей пшеворской и черняховской культур, предположительно также отчасти славянских.
основы социально
Однако если родиной праславян считать
не явно германскую пшеворскую и смешанную
германско-сарматско-
Основой экономики было земледелие, среди
возделываемых культур в разных регионах
преобладала пшеница либо просо, выращивались
также ячмень, рожь, овёс. Вторым главным
занятием славян было разведение крупного
рогатого скота, свиней, овец, кур и уток.
Населённые пункты были преимущественно
не укреплённые, состоящие из 8—20 домов
(до 92), в ряде регионов они располагались
гнёздами на расстоянии 300—400 м. Гнёзда
находились на удалении в несколько км
друг от друга. Жилища — полуземлянки,
площадью 8—20 м², углублённые в землю на
0,5—1 м, с дощатым или обмазанным глиной
полом. Стены — либо срубы, либо столбовые
конструкции. Крыши двускатные с деревянным
каркасом, крытым соломой. Неотъемлемой
частью дома был очаг на западе славянских
земель и печь на востоке. На севере, в
области распространения славянской суковско-дзедзинской
культуры, преобладали срубные полностью
надземные постройки.
Религия древних славян
Древние славяне были язычниками,
обожествлявшими силы природы. Главным
богом был, по-видимому, Род, бог неба и
земли. Важную роль играли также божества,
связанные с теми силами природы, которые
особенно важны для земледелия: Ярило
— бог солнца (у некоторых славянских
племен он назывался Ярило, Хорс) и Перун
—бог грома и молнии. Перун был также богом
войны и оружия, а потому его культ впоследствии
был особенно значителен в дружинной среде.
Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора
Владимирова, а в Новгороде над рекою Волховом
был деревянный, с серебряною головою
и с золотыми усами. Известны также «скотий
бог» Волос, или Белее, Дажбог, Самаргл,
Сварог (бог огня) Мокоша (богиня земли
и плодородия) и др. Языческий культ отправлялся
в специально устроенных капищах, где
помещался идол. Князья выступали в роли
первосвященников, но были и особые жрецы
— волхвы и кудесники. Язычество сохранялось
до 988 года, до вторжения христианской
веры
В договоре Олега с греками упоминается
еще о Волосе, которого именем и Перуновым
клялися росичи в верности, имея к нему
особенное уважение, так как он считался
покровителем скота, главного их богатства.
Бог веселья, любви, согласия и всякого
благополучия именовался Ладо; ему жертвовали
вступающие в брачный союз. Купалу, богу
земных плодов, почитали перед собиранием
хлеба, 23 июня. Молодые люди украшались
венками, раскладывали ввечеру огонь,
плясали около его и воспевали Купала.
24 декабря славим Коляду, бога торжеств
и мира.
У славян существовал годовой цикл земледельческих
праздников в честь солнца и смены времен
года. Языческие обряды должны были обеспечить
высокий урожай, здоровье людей и скота.
Культура древних славян
Была представлена скотоводством,
охотой, земледелием. Ремесленные поселки
– зародыши будущих городов – представляли
собой собрание хижин, окруженных забором
или земляным валом, внутри возвышались
святилища. В VI–VIII вв. уже выделились кузнецы,
литейщики, ювелиры, позднее – гончары.
Торговый водный путь, который шел из Византии
через все восточнославянские земли к
Балтийскому морю, назывался «из варяг
в греки».
Язычество – характерная черта культуры
восточного славянства, особое значение
оно имело в догосударственный период
и первые десятилетия Киевской Руси. Его
отличает светлый характер, оптимизм,
поэтизация природы. Языческое мировоззрение
нашло художественное выражение в народном
творчестве: устная народная поэзия –
это заговоры, заклинания (охотничьи, пастушеские,
земледельческие), пословицы и поговорки
(как отражение древнейшего быта), загадки
(следы древней магии). Былинный эпос, сказки
связаны с язычеством. «Растительный»,
«звериный» стили – излюбленные мотивы
орнамента в русском прикладном искусстве.
Письменность всегда является показателем
высокого уровня культуры. Ее виды: «черты»
и «резы» – пиктографическое письмо славян-язычников.
Протокириллица – запись славянских слов
с помощью греческого алфавита. Глаголица
– самостоятельный славянский алфавит.
причины политической раздробленности.
Первой, и наверное самой очевидной
причиной является увеличение потомков
Рюрика. Каждое поколение было все больше
и больше предыдущего, и каждый хотел ухватить
«свой кусок пирога».
Вторая причина, которую в принципе можно
соединить с первой, – это отсутствие
сильного харизматичного князя. До раздробленности
же удавалось сохранять единство государства.
А все потому, что среди Рюриковичей был
авторитет, которого все уважали.
Третья причина – независимость экономики
отдельных княжеств от центра и между
собой. Каждое княжество производило все,
что ему было нужно для существования.
Поэтому оно могло стать отдельным государством.
Четвертая причина – заинтересованность
бояр в своем князе, который бы защищал
их права на местах. Поэтому бояре помогали
князю установить власть в каждой земле.
Однако потом в княжествах возникала борьба
за власть между боярством и князем. На
каждой земле вопрос власти решился по-разному.
Пятая причина – ослабление Киева, центра
Руси. На город часто нападали кочевники,
что способствовало оттоку населения
в более спокойные места. Миграция жителей
повела за собой отставание в экономике
Киева от других княжеств.
Крещение Руси и его
значение.
В 988 г. великий князь киевский
Владимир Красное Солнышко, его дети,
дружина, тысячи жителей столицы
Древнерусского государства — города
Киева были крещены в водах
Днепра византийскими митрополитом
и священниками. Эта дата, отмеченная
в древнейшей русской летописи «Повести
временных лет» (историкам известна
и другая дата — 989 г.), считается
годом принятия Русью христианства.
С 988 г. христианство стало государственной
религией Киевской Руси. Покровитель великокняжеской
дружины бог Перун был отношений. |
особенности управления
киевской русью в период ярослава мудрого:
В ходе крещения Руси во всех
её землях была установлена власть православных
епископов, подчинявшихся киевскому митрополиту.
В то же самое время во всех землях были
посажены наместниками сыновья Владимира.
Теперь все князья, выступавшие удельниками
киевского великого князя, были только
из рода Рюриковичей. Скандинавские саги
упоминают о ленных владениях викингов,
но они располагались на окраинах Руси
и на вновь присоединенных землях, поэтому
во времена написания «Повести временных
лет» они уже казались пережитком. Князья-Рюриковичи
вели ожесточенную борьбу с оставшимися
племенными князьями (Владимир Мономах
упоминает князя вятичей Ходоту и его
сына). Это способствовало централизации
власти.
Власть великого князя достигла наивысшего
укрепления при Владимире и Ярославе Мудром
(затем после перерыва при Владимире Мономахе).
Положениединастии укреплялось многочисленными
международными династическими браками:
Анны Ярославны и французского короля,
Всеволода Ярославича ивизантийской царевны
и др. Попытки укрепить власть предпринимали
и Ярославичи, но менее успешно (Изяслав
Ярославич погиб в междоусобице).
Со времени Владимира или, по некоторым
сведениям, Ярополка Святославича, дружинникам
вместо денежного жалования князь стал
давать земли. Если изначально это были
города в кормление, то в XI веке дружинники
стали получать сёла. Вместе с сёлами,
которые становились вотчинами, даровался
и боярский титул. Бояре стали составлятьстаршую
дружину. Служба бояр была обусловлена
личной верностью князю, а не размером
земельного надела (условное землевладение
не получило заметного распространения).
Младшаядружина («отроки», «детские»,
«гриди»), находившаяся при князе, жила
за счет кормления с княжеских сел и войны.
Основной боевой силой в XI веке было ополчение,
получавшее на время войны коней и оружие
от князя. От услуг наемной варяжской дружины
в основном отказались в период правления
Ярослава Мудрого.
Страница из краткой редакции «Русской
Правды»
После Ярослава Мудрого окончательно
утвердился «лествичный» принцип наследования
земли в роде Рюриковичей. Старший в роде
(не по возрасту, а по линии родства), получал
Киев и становился великим князем, все
остальные земли делились между членами
рода и распределялись по старшинству.
Власть переходила от брата к брату, от
дяди — к племяннику. Второе место в иерархии
столов занимал Чернигов. При смерти одного
из членов рода, все младшие по отношению
к нему Рюриковичи переезжали в земли,
соответствующие их старшинству. При появлении
новых членов рода им определялся удел
— город с землёй (волость). Определённый
князь имел право княжить только в том
городе, где княжил его отец, в обратном
случае он считался изгоем.
Значительной частью земли со временем
стала обладать церковь («монастырские
вотчины»). С 996 года население выплачивало
в пользу церкви десятину. Числоепархий,
начиная с 4, росло. Кафедра митрополита,
назначаемого патриархом константинопольским,
стала находиться в Киеве, а при Ярославе
Мудроммитрополит впервые был избран
из числа русских священников, в 1051 году
им стал приближенный к Владимиру и его
сыну Иларион. Большим влиянием стали
обладать монастыри и их избираемые главы,
игумены. Центром православия становится
Киево-Печерский монастырь.
Бояре и дружина составляли при князе
особые советы. Князь советовался также
с митрополитом, епископами и игуменами,
составлявшими церковный собор. С усложнением
княжеской иерархии к концу XI века стали
собираться княжеские съезды («снемы»).
В городах действовали веча, на которые
зачастую опиралисьбояре для поддержки
собственных политических требований
(восстания в Киеве 1068 и 1113 года).
В XI — начале XII века сформировался первый
письменный свод законов — «Русская Правда»,
который последовательно пополнялся статьями
«Правды Ярослава» (ок. 1015—1016 гг.), «Правды
Ярославичей» (ок. 1072 г.) и «Устава Владимира
Всеволодовича» (ок. 1113 г.). В «Русской Правде»
отразилось усилениедифференциации населения
(теперь размер виры зависел от социального
положения убитого), регламентировалось
положение таких категорий населения,
какчелядь, холопы, смерды, закупы и рядовичи.
«Правда Ярослава» уравняла в правах «русинов»
и «словенинов» (следует пояснить, что
под именем «словене» летопись упоминает
только новгородцев — «ильменских словен»).
Это, наряду с христианизацией и другими
факторами, способствовало формированию
новой этнической общности, осознававшей
своё единство и историческое происхождение.
С конца X века на Руси известно собственное
монетное производство — серебряные и
золотые монеты Владимира I, Святополка,
Ярослава Мудрого и других князей.
причины политической раздробленности.
Первой, и наверное самой очевидной
причиной является увеличение потомков
Рюрика. Каждое поколение было все больше
и больше предыдущего, и каждый хотел ухватить
«свой кусок пирога».
Вторая причина, которую в принципе можно
соединить с первой, – это отсутствие
сильного харизматичного князя. До раздробленности
же удавалось сохранять единство государства.
А все потому, что среди Рюриковичей был
авторитет, которого все уважали.
Третья причина – независимость экономики
отдельных княжеств от центра и между
собой. Каждое княжество производило все,
что ему было нужно для существования.
Поэтому оно могло стать отдельным государством.
Четвертая причина – заинтересованность
бояр в своем князе, который бы защищал
их права на местах. Поэтому бояре помогали
князю установить власть в каждой земле.
Однако потом в княжествах возникала борьба
за власть между боярством и князем. На
каждой земле вопрос власти решился по-разному.
Пятая причина – ослабление Киева, центра
Руси. На город часто нападали кочевники,
что способствовало оттоку населения
в более спокойные места. Миграция жителей
повела за собой отставание в экономике
Киева от других княжеств.
Борьба с агрессией
шведских и немецких феодалов
Значение гибкой политики Александра
Невского
Одновременно с нашествием монголов немецкими
и шведскими феодалами была предпринята
попытка захвата северо-западных русских
земель.
Орудием их проникновения на Восток стали
духовно-рыцарские ордена: Орден меченосцев
и Тевтонский орден. Военные действия
этих орденов, направленные на захват
Прибалтики, встречали сопротивление
местного населения, которое находило
действенную поддержку со стороны Новгорода,
Полоцка и Пскова. Однако несогласованные
действия отдельных племен не позволили
остановить «натиск на Восток».
К концу 20-х годов немецкие рыцари вышли
к русским границам. Их силы умножились
с объединением Ордена меченосцев и Тевтонского
ордена в Ливонский орден.
Шведы первыми попытались воспользоваться
ослаблением Руси для достижения захватнических
целей. Летом 1240 г. их войска высадились
на берегах Невы. Навстречу шведским войскам
спешным маршем выступил новгородский
князь Александр Ярославич. В результате
скрытного маневра и стремительного натиска
его дружине удалось одержать блестящую
победу, за которую Александр Ярославич
получил почетное прозвище Невский.
В том же 1240 г. перешли в наступление и
немецкие рыцари. Они захватили Псков,
Изборск, Тесов и Копорье. Реальная угроза
нависла над Новгородом. На помощь новгородцам
пришли дружины владимирского князя, было
созвано ополчение. Во главе объединенных
сил Невский выступил против рыцарей.
Весной 1242 г. был освобожден Псков.
Преследуя отступавших захватчиков, русские
войска вышли к еще замерзшему Чудскому
озеру. Здесь 5 апреля 1242 г. произошло Ледовое
побоище. Александр Невский сумел правильно
расположить свои силы против таранной
мощи тяжеловооруженной конницы рыцарей.
Основные ударные части он поставил на
фланги. В решающий момент сражения, когда
немецкое войско вклинилось в центр русских
дружин, именно фланговый удар позволил
разбить и Победа на льду Чудского озера
предохранила Русь от дальнейшей экспансии
немецких феодалов, защитила население
северо-западных земель от порабощения.
Правление Александра Невского было отмечено
политикой уступок Золотой Орде, с одной
стороны, и решительными действиями в
отношении Запада, с другой.
Нашествие хана Батыя:
После смерти
Чингизхана армию возглавил внук Батый.
Зимой 1237 г. монголы вторглись на территорию
Северо-Восточной Руси. За короткий срок
были взяты и разорены Рязань, Коломна,
Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль,
Тверь, Кострома и др.
В 1239 г. - завоевание Южной
Руси. Овладев в 1240 г. Киевом, монголы прошли
через Галицко-Волынское княжество и вторглись
в Европу. Однако обескровленные борьбе
с Русью, они потерпели поражение от объединенных
сил Чехии и Венгрии и повернули на Восток.
Монгольское завоевание
привело к длительному экономическому,
политическому и культурному упадку русских
земель. Русь была опустошена и разграблена.
Обезлюдели ранее многонаселенные районы.
На долгие годы был приостановлен процесс
объединения, тяжелым бременем легла на
народ ханская дань. Но борьба против завоевателей
не прекращалась.
Повсеместно вспыхивали
восстания, но только победа на Куликовом
поле (1380) была первым общенациональным
успехом. Битва Дмитрия Донского против
войска Мамая показала эффективность
совместных действий княжеств, но не привела
к падению ига: в 1382 г. Тохтамыш совершил
погромный поход на Москву и восстановил
права Орды на сбор дани. В 1476 г. самое сильное
и крупное Московское княжество добилось
окончательного свержения ига: Иван III
перестал платить дань. Стояние на Угре
– 1480 г.
Информация о работе Основы социально-экономического развития славянских племен