Особенность Законов Ману

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:13, контрольная работа

Описание работы

Примерно в IX-VIII в. до н.э. в Древней Индии на базе старых племенных государств, растущих вместе с развитием ремесла и торговли городских центров, складываются первые более или менее крупные государства, которые ведут между собой непрекращающиеся войны, истощая друг друга. Эти государства, кроме воспетых в древнеиндийских эпических сказаниях войн, не оставили заметного следа в индийской истории.
С этого времени и ведет свое начало традиция слабых и кратковременных государственных образований, возникающих, возвышающихся и быстро приходящих в упадок, как и невостребованность централизации, сильной государственной власти, ставшая характерной чертой древнеиндийской цивилизации.

Содержание работы

Введение
1. Законы Ману 1.1. Общая характеристика законов Ману
1.2. Право собственности
1.3. Обязательства по закона Ману
1.4. Брачно-семейные отношения
1.5. Уголовное право и процесс
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 43.44 Кб (Скачать файл)

Договор купли-продажи также  упоминается в законах Ману. Договор  считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в  качестве продавца выступал собственник  вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и  запрещал продавать товар плохого  качества, недостаточного по весу. В  течение не более чем 10 дней после  совершения купли-продажи сделку можно  было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого  договора для Индии заключалась  в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми и торговля рассматривалась как занятие, недостойное высших каст.

Упоминается в законах  Ману договор дарения.

Устанавливая положения, регулирующие отдельные виды договоров, законы сформулировали и некоторые  общие для всех правила. Так, договор  являлся недействительным, если был  заключен пьяным, безумным, ребенком, старым рабом, неуполномоченным. Недействительными  являлись сделки, совершенная с обманом, с принуждением, а также соглашение, заключенное в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях. Устанавливалось также, что сделка расторгается таким же образом, как и заключалась.

 

    1. Брачно-семейные отношения.

 

Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава  семьи - муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.

Законы Ману определяют положение  женщины следующим образом: в  детстве ей полагалось быть под властью  отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей, ибо «женщина никогда непригодна для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели.

Хотя законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой  провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько  жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж  ее продал и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из низшей варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Также всесильной была власть отца над своими детьми.

Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось  главой семьи. После смерти родителей  имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который  становился опекуном живших в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское  право не знало.

Главным назначением женщины считалось  рождение и воспитание детей, прежде всего сыновей, на которых падала обязанность совершать поминальные  обряды по умершим предкам. Потомство, как и скот, признавалось основным видом богатства. В силу этого  законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто  им 'был фактически. Женщина в данном случае приравнивалась к домашним животным, рабыням, потомство которых принадлежало хозяину (законы Ману, IX, 52 - 55). Допускалась также, хотя и считалась грехом, продажа жены и детей (законы Ману, XI, 69). Продажа сыновей не влекла, как правило, обращения их в рабов. Подаренные и проданные в крайних обстоятельствах сыновья (видимо, в бездетные семьи) получали все права прямых родственников в новых семьях. Жена считалась не только собственностью мужа, она составляла как бы часть его самого. Не случайно даже проданная жена не освобождалась от мужа (законы Ману, IX, 46), а право на нее в представлении древнего индийца сохранялось и за умершим мужем. Традиционные установки, пережившие века, лежали и в основе запрещения повторных браков вдов (закону Ману, IX, 64) и обычая самосожжения вдов на погребении своего мужа ("сати").

В случае смерти бездетного мужа жена должна была по требованию его родственников  родить сына от деверя или другого  близкого человека (законы Ману, IX, 57-65), хотя эта архаичная норма обычного права также лишь допускалась, но не поощрялась и называлась в законах Ману дхармой, "свойственной животным" (IX, 66). Не поощрялось и многоженство мужчин. Но муж мог привести в дом другую жену, если первая не отличалась добродетелью, была привержена к пьянству, была злобна или расточительна (законы Ману, IX, 80).

Обязанность жены - послушание и уважение мужа. "Если жена не рожает детей, может  быть взята другая жена на восьмом  году, если рожает детей мертвыми - на десятом, если рожает только девочек - на одиннадцатом, но если говорит грубо - немедленно" - записано в законах Ману (IX, 81). Штраф женщине, непристойно ведущей себя, мог быть заменен поркой розгами на торговой площади. Это наказание усугублялось тем, что пороть женщину должен был чандал (неприкасаемый) (Артхашастры, III, 3, (27 - 28).

 

 

 

    1. Уголовное право и процесс.

 

Уголовное право, представленное в законах Ману, отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.

Среди преступлений, называемых законами Ману, на первом месте стоят  государственные. В качестве примера можно назвать службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений законы не дают, что характерно для всех древних кодификаций.

Более подробно законы описывают  преступления против собственности  и против личности.

Среди имущественных преступлений большое внимание уделяется краже, при этом царь призывается к обузданию  воров. Следует отметить, что законы четко различают кражу как  тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с применением насилия к  нему. Меры наказания, применяемые к  вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена  кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом законы предписывали казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью, следовало, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при второй - руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней; укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл.

Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. К насилию относились и  убийство, и телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (необходимая оборона) не наказывалось.

Вместе с тем при  определении наказания за телесные ( повреждения и оскорбления довольно ярко проявляется классовая сущность древнеиндийского права, поскольку наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне.

Среди видов наказания  следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменялась бритьем  головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на костре, утопление, затравливание собаками и др.; членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение. Это далеко не полный перечень наказаний.

Кровная месть в законах  не упоминается, видимо, в то время  она уже не применялась.

Законы Ману дают общее  представление об уголовном процессе того времени. Отделения суда от администрации  не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским  процессом, и процесс носил состязательный характер. Законы называют поводы для рассмотрения исков: неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, неотдача данного, неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена договора купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад. Всего восемнадцать поводов судебного разбирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн.

Судебный процесс в Древней Индии носил, первоначально обвинительно - состязательный характер, поэтому ответчика в суд доставлял сам истец. Чрезвычайно велика была роль свидетельских показаний, являвшихся основным способом установления истины. Характерной чертой судебного процесса  был формализм: истец проигрывал процесс, если указывал не на того свидетеля и т.п. Основным источником доказательств служили свидетельские показания. Законы весьма детально регламентируют их использование. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считались тяжким грехом. Свидетелями могли быть только лица, принадлежащие к варнам, "заслуживающим доверия", предпочтение отдавалось свидетельским показаниям брахманов. Не допускались в свидетели лица, заинтересованные в исходе судебного разбирательства, родственники или враги участников процесса, больные, недееспособные. В редчайших случаях заслушивались в качестве свидетелей рабы, старцы, дети. Лжесвидетельство считалось не только преступлением, но и тяжким грехом, последствия которого отражались и на лжесвидетельствующем,  и на его родственниках. Ложными признавались свидетельства, если в течение ближайших 7 дней со свидетелем случалось какое-либо несчастье. "Особую ценность  свидетельские представляли показания очевидцев. Иные свидетельские показания судья должен был проверять, за исключением дел, касающихся "насилия, воровства, прелюбодеяния, оскорбления словом и делом".

        

Заключение.

 

Законы манну - памятник древнеиндийского права; сборник предписаний и правил, регламентирующих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с религиозными и этическими догматами брахманизма.

Законы Ману являются самыми известными и комментируемыми источниками древнеиндийского законодательного и политического искусства, вполне сопоставимые по уровню развития юридических и политико-прагматических и социологических конструкций с образцами древнего ближневосточного и античного политического искусства.

Законы регулировали вопросы  займа, залога, долгового рабства. В  Законах уже тогда предусматривались  основания недействительности сделок, договоров. Согласно Законам, не считалась  действительной сделка, которая заключена  с человеком безумным, пьяным, старым, с ребенком, с применением насилия  и обмана. Запрещались тайные сделки.

Законы закрепляли господство мужчины в семье, но в то же время  несли в себе пережитки группового брака: в случае смерти вдова должна была стать женой брата мужа; в случае смерти жены муж женился на ее сестре. Развод для жены был невозможен. Считалось, что женщина должна постоянно находиться под опекой мужчины.

В уголовном праве различаются  такие преступления, как: кража, грабеж, убийство, изнасилование, мошенничество, вымогательство, продажа некачественных товаров и др.

Проводилось различие между  умыслом и неосторожностью в  случаях правонарушений. Осознавались понятия рецидива, тяжкого и легкого  преступления. В качестве наказаний предусматривались: посажение на кол (за ночную кражу), утопление, отрубание головы, членовредительство (лишение руки, ноги, глаза, носа, уха, языка и др.), штрафы.

В Законах присутствуют и  процессуальные нормы. Так, главным  средством установления истины в  судебном производстве признается наличие  свидетелей.

Наказанием называется мера государственного принуждения; средство воздействия на лицо, совершившее  правонарушение.

В Законах Ману когда-то было написано: "Наказание правит всеми  людьми, Наказание же охраняет, Наказание  бодрствует, когда все спят...".

Юридическая ответственность - очень важное общественное, правовое явление, которое стоит на страже порядка.

С появление законов Ману обозначился новый этап развития правовой мысли в Древней Индии, которая стала все больше испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения.

 

Список используемой литературы.

 

  1. Самозванцев А.М. Правовой текст дхармашастры. М., 1991;
  2. Законы Ману. М, 1960;
  3. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие/Сост. В.Н. Садиков; Под ред.проф. З.М. Черниловского.-М: Фирма Гардарика, 1996.-с. 413;
  4. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия. М, 1980. с.334;
  5. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985, с.758;
  6. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2003. -  с.I 744;
  7. Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность. М., 1982, с.192;
  8. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред.         проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996. – c.480;
  9. Учебник / Под ред. проф. К. И. Батыра. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, 2003. – с.496.

 

 

 

 

 

Информация о работе Особенность Законов Ману