Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:52, реферат
Неизбежным результатом формирования капиталистического уклада и начавшегося разложения феодализма было становление абсолютизма. В переходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовластия короля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества XVI-XVII вв.
Особенности абсолютной монархии в странах Западной Европы
Франция.
Неизбежным результатом
В абсолютизме была заинтересована
и крепнущая буржуазия, которая
не могла еще претендовать на политическую
власть, но нуждалась в королевской
защите от феодальной вольницы, вновь
всколыхнувшейся в XVI веке в связи
с Реформацией и религиозными
войнами. Установление мира, справедливости
и общественного порядка было
заветной мечтой основной массы французского
крестьянства, связывающего свои надежды
на лучшее будущее с сильной и
милосердной королевской
Когда внутренняя и внешняя оппозиция
королю (в том числе и со стороны
церкви) была преодолена, а единое духовное
и национальное самосознание объединило
широкие массы французов вокруг
трона, королевская власть сумела существенным
образом укрепить свои позиции в
обществе и государстве. Получившая
широкую общественную поддержку
и опирающаяся на возросшую государственную
мощь королевская власть приобрела
в условиях перехода к абсолютизму
большой политический вес и даже
относительную
Становление абсолютизма в XVI в. имело
прогрессивный характер, поскольку
королевская власть способствовала
завершению территориального объединения
Франции, формированию единой французской
нации, более быстрому развитию промышленности
и торговли, рационализации системы
административного управления. Однако
по мере усиливающегося упадка феодального
строя в XVII-XVIII вв. абсолютная монархия,
в том числе и в силу саморазвития
самих ее властных структур, все
более возвышаясь над обществом,
отрывается от него, вступает с ним
в неразрешимые противоречия. Таким
образом, в политике абсолютизма
с неизбежностью проявляются
и приобретают первенствующее значение
реакционные и авторитарные черты,
в том числе открытое пренебрежение
к достоинству и правам личности,
к интересам и благу
Историческая обреченность абсолютизма
стала особенно очевидной в середине
XVIII в., когда глубокий кризис феодальной
системы привел к упадку и разложению
всех звеньев феодального
Усиление королевской власти. Верховная
политическая власть при абсолютной
монархии всецело переходит к
королю и не делится им с какими-то
государственными органами. Для этого
королям необходимо было преодолеть
политическую оппозицию феодальной
олигархии и католической церкви,
ликвидировать сословно-
Уже в XVI в. Генеральные штаты практически перестают функционировать. В 1614 году они были созваны в последний раз, вскоре были распущены и уже не собирались до 1789 года. Некоторое время для рассмотрения проектов важных реформ и решения финансовых вопросов король собирал нотаблей (феодальную знать). В XVI в. (по Болонскому конкордату 1516 года и Нантскому эдикту 1598 года) король полностью подчинил себе католическую церковь во Франции.
В качестве своеобразной политической
оппозиции королевской власти в
XVI-XVII вв. выступил Парижский парламент,
который к этому времени
Изменилось и общее
Представление о том, что абсолютизм зиждется на божественном праве, не означало восприятия идеи личной власти короля, тем более отождествления ее с деспотизмом. Королевские прерогативы не выходили за рамки законного порядка, и считалось, что "король трудится для Государства".
Вообще французский абсолютизм основывался на концепции неразрывной связи короля и государства, поглощения первого вторым. Считалось, что сам король, его имущество, его семья принадлежат французскому государству и нации. Юридически король признавался источником любой власти, которая не подлежала какому-либо контролю. Это, в частности, привело к закреплению полной свободы короля в сфере законодательства. При абсолютизме законодательная власть принадлежит только ему одному по принципу: "один король, один закон". У короля было право назначения на любую государственную и церковную должность, хотя это право могло быть делегировано им нижестоящим чиновникам. Он являлся окончательной инстанцией во всех вопросах государственного управления. Король принимал важнейшие внешнеполитические решения, определял экономическую политику государства, устанавливал налоги, выступал высшим распорядителем государственных средств. От его имени осуществлялась судебная власть.
Создание централизованного
В XVI в. появляются должности государственных секретарей, один из которых, особенно в случаях, когда король был несовершеннолетним, выполнял фактически функции первого министра. Формально такая должность отсутствовала, но Ришелье, например, совмещал в одном лице 32 государственных поста и титула. Но при Генрихе IV, Людовике XIV, а также при Людовике XV (после 1743 года) король сам осуществлял руководство управлением в государстве, убирая из своего окружения лиц, которые могли иметь на него большое политическое влияние.
Старые государственные
Потребность в специализированной
центральной администрации
Расширение круга функций
Большую роль в центральном управлении играл сначала суперинтендант финансов (при Людовике XIV был заменен Советом по делам финансов), а затем Генеральный контролер финансов. Этот пост приобрел огромное значение начиная с Кольбера (1665 год), который не только составлял государственный бюджет: и непосредственно руководил всей экономической политикой Франции, но практически контролировал деятельность администрации, организовывал работы по составлению королевских законов. При Генеральном контролере финансов со временем также возник большой аппарат, состоявший из 29 различных служб и многочисленных бюро.
Неоднократной перестройке подвергалась
и система королевских советов,
выполнявших совещательные
Управление на местах отличалось особой сложностью и запутанностью. Некоторые должности (например бальи) сохранились от предшествующей эпохи, но их роль неуклонно падала. Появились многочисленные специализированные службы на местах: судебное управление, финансовое управление, надзор за дорогами и т.д. Территориальные границы этих служб и их функции не были точно определены, что порождало многочисленные жалобы и споры. Особенности местной администрации нередко проистекали из сохранения в некоторых частях королевства старой феодальной структуры (границ бывших сеньорий), церковной земельной собственности. Поэтому политика централизации, которую проводила королевская власть, не затронула в равной степени всю территорию Франции.
В начале XVI в. в качестве органа, проводившего политику центра на местах, былигубернаторы. Они назначались и смещались королем, но со временем эти должности оказались в руках знатных дворянских семей. К концу XVI в. действия губернаторов в ряде случаев стали независимыми от центрального управления, что противоречило общему направлению королевской политики. Поэтому постепенно короли сводят их полномочия к сфере чисто военного управления.
Для укрепления своих позиций в провинциях короли начиная с 1535 года посылают туда комиссаров с разными временными поручениями, но вскоре последние становятся постоянными должностными лицами, инспектирующими суд, администрацию городов, финансы. Во второй половине XVI в. им дается титул интендантов. Они действовали уже не просто как контролеры, а как настоящие администраторы. Их власть стала приобретать авторитарный характер. Генеральные штаты в 1614 году, а затем собрания нотаблей протестовали против действий интендантов. В первой половине XVII в. полномочия последних были несколько ограничены, а в период Фронды должность интенданта вообще была упразднена.
В 1653 году система интендантов была
вновь восстановлена, и они стали
назначаться в специальные
Централизация коснулась и городского управления. Муниципальные советники (эшвены) и мэры перестали избираться, а назначались королевской администрацией (обычно за соответствующую плату). В деревнях постоянной королевской администрации не было, а низовые административные и судебные функции возлагались на крестьянские общины и общинные советы. Однако в условиях всесилия интендантов сельское самоуправление уже в конце XVII в. приходит в упадок.
Судебная система. Несмотря на усиливающуюся
централизацию судебной системы, она
также оставалась архаичной и
сложной. В некоторых частях Франции
вплоть до XVIII в. сохранилась сеньориальная
юстиция. Королевские ордонансы
лишь регламентировали порядок ее осуществления.
Иногда короли выкупали сеньориальное
право суда, как, например в 1674 году
в сеньориях, примыкающих к Парижу.
Самостоятельную систему
Информация о работе Особенности абсолютной монархии в странах Западной Европы