Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 11:59, лекция
На Кубани некрасовцы оставались до 40-х гг. XVIII в. С 1735 по 1739 г. правительство несколько раз обращалось к некрасовцам с предложением вернуться в Россию. Анна Иоанновна прощала им «измену царю и отечеству» и обещала дать землю. Но некрасовцы отвергли предложение царицы, усмотрев в нем злой умысел. Тогда императрица направила на Кубань войска, повелев донскому атаману Фролову наказать ослушников. Фролов два года (1736-1737 гг.) разорял некрасовские селения.
Особенности быта и творчества казаков-некрасовцев.
На Кубани некрасовцы оставались до 40-х гг. XVIII в. С 1735 по 1739 г. правительство несколько раз обращалось к некрасовцам с предложением вернуться в Россию. Анна Иоанновна прощала им «измену царю и отечеству» и обещала дать землю. Но некрасовцы отвергли предложение царицы, усмотрев в нем злой умысел. Тогда императрица направила на Кубань войска, повелев донскому атаману Фролову наказать ослушников. Фролов два года (1736-1737 гг.) разорял некрасовские селения. Агрессивные действия русского правительства вынудили казаков-некрасовцев уйти с Кубани. Большая их часть в 1740-1741 гг. переселилась в Добруджу (Румыния), в устье Дуная. Остальные некpacoвцы, отвергнув приглашения Екатерины II, в 1762 и в 1769 г. перешли на левый берег Кубани и в 80-х годах ХVПI в. ушли также на Дунай.
Первые переселенцы с Кубани обосновались в Добрудже, в устье Дуная и на озере Разельм, в селениях Большие Дунавцы, Сары-Кей, Слава Черкасская, Журиловка, Некрасовка и др. Некрасовцы стали заниматься рыболовством, охотой. Жили они сравнительно спокойно, но в 1775 г. с приходом в дельту Дуная запорожцев (после разгрома Запорожской Сечи) в количестве 5000 человек эта мирная жизнь была нарушена. Запорожцы делали настойчивые попытки овладеть лучшими местами рыбной ловли, предпринимали даже военные походы на Большие Дунавцы и Сары-Кей. В ответ на это некрасовцы напали на селение запорожцев Едерлес, разгромили их жилища и уничтожили до основания Задунайскую Сечь.
Вследствие постоянных столкновений с запорожцами некрасовцы вынуждены были искать себе другое место жительства. Вступление русских войск в Крым и Измаил также обеспокоило их. Поэтому в 80-90-х годах XVIII в. из селений Большие Дунавцы (где их насчитывалось более 10000 чел.), Малые Дунавцы, Сары-Кей и др. некрасовцы начали переселяться в Энос (берег Эгейского моря) и в Азиатскую Турцию на озеро Майнос (в 25 километрах от портового города Бандерма на Мраморном море). В начале XIX в. с Эноса некрасовцы также переселились на Майнос.С этого времени образовались две ветви: Майносская и Дунайская. Некрасовцы Дунайской ветви принимали к себе всех, кто бежал от царско-помещичьей неволи. Впоследствии они ассимилировались с позднейшими выходцами из России, утратили язык своих предков, обычаи, фольклор, предания и песни об Игнате, его «заветы».
Майносская ветвь некрасовцев жила вдали от русских границ в чуждом окружении, изолированно, замкнуто. Это создало условия для сохранения общественно-демократического устройства общины, какой она была на Дону, Кубани, и культуры своих предков.
Селение некрасовцев на Майносе состояло из 5 станиц, называлось Бив-Эвле («селение из тысячи домов»), другое название - «Игнат-казаки». Неоднократно Майнос посещала чума. Кроме того, некрасовцы умирали от тропической лихорадки, так как жили на заболоченном месте. Численность их уменьшалась с каждым десятилетием. Когда их посетил английский путешественник Мак-Фарлен (18 ноября 1847 г.), то на Майносе насчитывалось, по его сообщению, 300 домов.Население Майноса несколько раз пополнялось за счет переселенцев с Эноса, а потом - с Дуная. Страх перед чумой и холерой настолько был велик у майносцев, что они запретили туркам, грекам, а также различным путешественникам посещать, осматривать их селение. У ворот стены (селение было обнесено стеной) всегда дежурили вооруженные казаки.
Демократическое устройство
некрасовской общины Майноса, самоуправление,
экономика, семья, быт, грамотность - все
это обращало на себя внимание как
иностранных, так и русских
Основным экономическим занятием майносцев было рыболовство, скотоводство, охота, говорит другой английский путешественник, Гамильтон, побывавший на Майносе в 1837 г. Об этом рассказывают и другие путешественники и сами некрасовцы. На рыбный лов уходили (15 августа, на Успенье, и возвращались в апреле) мужчины от 15 до 55 лет артелями (ватагами) по 18-25 человек во главе с «атаманком». Ловили рыбу в Мраморном, Черном, Эгейском, Средиземном морях и в озерах Турции. На обязанности «атаманка» лежали все хлопоты по заключению договоров на лов и сдачу рыбы и забота о членах ватаги. Он должен был следить за нравственным поведением членов артели, за их бытовыми нуждами, вел учет доходов. В конце сезона при участии всех работников делил доход поровну. При возвращении на Майнос каждый рыбак одну треть своего заработка отдавал в войсковую казну.Недели за две до окончания рыбного лова ватага посылала своего посла с вестью на Майнос, каторый сообщал о дне возвращения артели. Все рыбаки собирались в назначенный день в городе Бандерма. С Майноса приходили подводы для перевозки снастей, лодок, казаков. На подступах к Майносу рыбаков встречал атаман, старики, женщины. Встречали со знаменем Игната, стрельбой из ружей и пушечным салютом.
Общественное устройство Майноса, быт, семья, нравственные устои, образование определялись «заветами Игната Некрасова». «Заветы» (своеобразная конституция некрасовской общины) несомненно созданы были первоначально Игнатом Некрасовым и его сподвижниками, а впоследствии дополнялись новыми поколениями. Но все законы независимо от времени их происхождения нзываются «заветы Игната».
Высшая власть в общине по некрасовским заветам принадлежала кругу. Осуществлявший исполнительную власть атаман избирался на один год. Один из главных заветов, как говорят в наши дни некрасовцы старшего поколения, это завет: «Царизме не покоряться, при цaризме в Расею не возвращаться». Другие заветы гласили: «Ни один член общины не может отлучиться без разрешения круга или атамана. Никто не имеет права общаться с турками. Одну треть заработка казак сдает в войсковую казну. (Деньги, поступившие в казну, расходовались на школу, престарелых и больных, на церковь, на вооружение войска - Ф.Т.). За брак с иноверцами наказывать смертью. Муж должен относиться к жене с уважением. Муж, обижающий жену, наказывается кругом. Жена с разрешения круга может уйти от мужа. За изнасилование женщины бить плетью до смерти. За измену мужу – жену закопать по шею в землю или «в куль да в воду». Не соединяться с турками. Не держать в станице шинков. Вину члена общины устанавливает круг. За неисправную или корыстную службу атамана можно сменить до срока или поучить. 18-летнега возраста юноша считается казаком. Казак обязан принимать участие в решении круга. С 30-летнего возраста казак может занимать воинские должности. С 50-летнего возраста казак может быть избран в походные, войсковые атаманы и старшины. Провинившегося перед войском можно лишить казачьих прав. Лишенного прав и непрощенного кругом считать вне закана, его может убить каждый. За убийство члена общины виновника закапывать по шею в землю. За измену войску - расстреливать без суда. Пришельца-христианина круг может принять в казаки. Каждый казак члены общины помогают тайно, чтоб глаз человеческий не видел. За воровство бить батогами, изгонять из общины. Сватать девушку можно в возрасте 13-14 лет, выдавать замуж - в 17-18 лет. Почитать старших. За неподчинение старшим наказывать плетьми. За непослушание принимать на службу. Попа, не исполняющего волю круга, можно выгнать и даже убить как бунтовщика, еретика. За богохульства расстреливать».
Свод законов был записан в «Игнатовой книге», которая хранилась в священном ларце в церкви на Майносе. Старики Hoвo-Некрасовского хутора не помнят, куда эта книга делась, известно только то, что ее с Майноса не привезли. В других старых церковных книгах имеются некоторые выписки из «Игнатовой книги».
Самым лучшим описанием быта, жизни некрасовцев на Майносе, их самоуправления является статья В.П. Иванова-Желудкова, который был у них в 1863 г. Он писал: «В Майносе вся власть сосредоточена в руках круга. Круг избирает атамана и есаула. Круг, созванный не атаманом и не есаулом, считается почти бунтовским и собирается только в крайних случаях, например для наказания атамана... Атаман решает, виноват или не виноват обвиняемый, а наказать или не наказать – приговаривает круг... Если круг прощает, то виноватый кланяется атаману, потом старикам, потом на все стороны и тем дело кончается. Если круг приговаривает поучить, то учат... Наказанный, когда его отвяжут от палок, к которым он привязывался, обязан поклониться атаману, кругу, разумеется, в ноги, и сказать: «Спаси Христос, что поучили!».Все единогласно уверяли меня, что валяйся у некрасовца мешок червонцев под ногами, он даже одного не возьмет, на том основании, что на своей земле ничего брать нельзя.А что атамана можно высечь и секут, это не подлежит сомнению и вовсе не выходит из ряда обыденных событий майносской жизни. Точно так же кладут ничком и точно так же заставляют поклониться в землю и поблагодарить словами: «Спаси Христос, что поучили!», затем ему вручается булава, символ его власти, которую на время наказания отбирает какой-нибудь старик. Вручив булаву, все валятся атаману в ноги, вопя: «Прости Христа ради, господин атаман!»- Бог простит! Бог простит! - отвечает, почесываясь, избранник народный, и все входит в прежний порядок».
Старики-некрасовцы С.Ф.Шишкин (1847-1947), А.В.Ивануткина (1847-1939), Т.И.Капустина (1849-1949) и другие, помнившие Иванова-Желудкова, говорили, что на их памяти не было преступлений, за которые бы наказывали смертью, за исключением утопления в колодце Марии Гаврилушкиной, вышедшей за турка замуж.
Сравнительно
благополучным периодом жизни некрасовцев
на Майносе был период до 60-х годов
XIX в. В это время зависимость
от турецкого правительства
- Ну, значит, вы живете у Христа за пазухой?
- Нет, Василий, нехорошо ныне житье, обижают нас крепко. Землю у нас поотымали. Кругом чифлики (хутора) всякие. Турки да греки позавелись и нашу землю под себя подписали, а мы живем по царскому слову: судимся, судимся, а толкy все нет. Садык-паша, тоже нас обижает, хочет, чтоб мы в аскеры подписались, чтоб и в мирное время служили, а мы не хотим. Пропадает наше славное Войско Кубанское. И народ тоже у нас подичал, ученых людей нет. Как Дема-атаман умер, так и ученых нет».
Некрасовцы, чтоб сохранить самостоятельность, решили уходить в менее населенную часть Турции. Долгое время они ходили по стране и наконец высмотрели озеро, посредине которого был остров. Некрасовцы купили его у правительства за 300 золотых Лир. После долгих ссор между собой с Майноса выделились 157 семей и в 1865 г. пошли на остров Маду (на Бейшеирском озере).
На второй год жизни на Маде их посетила чума. «К 1895 году на Маде оставалось, - говорит Я.И.Смирнов, - дворов 30, печальная судьба ожидает казаков в будущем».
Судьба некрасовцев на Острове Мада оказалась трагичной. К 1910 г. в селении осталось всего 8 семей. Последние три семьи с Мады приехали в Совтский Союз в 1925 г. и поселились в Ново-Некрасовском Хуторе. Печальной была судьба и у некрасовцев Майноса. Они вымирали. После того как казаки отказались служить в турецкой армии, в 1865 г. они стали платить военный налог, налог за место рыбного лова, с доходов и т.д. А главное – лишились самостоятельности. Турецкие власти стали вмешиваться в жизнь общины. В самой общине произошло расслоение на земледельцев (землевладельцев) и рыбаков. Первые в экономическом отношении были более сильными. Рыбаки попали в зависимость. Рушился закон Игната, запрещавший казаку работать на казака. За экономическим расслоением произошел раскол в вере. Рыбаки приняли единоверие и посвящали своих попов (из числа казаков) в Москве, а земледельцы приняли австрийское священство и посвящали себе попов в Белой Кринице (в Австрии).
Раздоры экономические и религиозные, нарушение традиций предков стали частым явлением на Майносе. Казаки раскололись на две враждующих группы. Совместная жизнь стала невозможной. Рыбаки, как большая часть населения, стали поговаривать о возвращении на родину.
До всех этих событий некрасовцы жили замкнуто, изолировано.
В силу общественного уклада, экономики, традиций женщина на Майносе занималась только домашним хозяйством. Из селения она никуда не выезжала, грамоте не обучалась и была более консервативной, чем мужчина. Об этом говорят все, кто посетил Майнос, Маду, Добруджу. Но отсталость в образовании не принижала женщину-некрасовку. Она пользовалась большими правами и уважением, с ее мнением считались мужчины. Она могла присутствовать на круге, но участия в решении не принимала. Не только в доме было равенство, но часто женщина оказывала решающее влияние и на общественные дела: политику, религию, быт и т.д. Некрасовка не знает деспотизма мужа, но ей часто приходилось переносить деспотизм старших (над старшими суда не было). В.Ф.Минорский писал: «Женщины, как и везде, упорно тянутся к старине, оказывая нередко значительное влияние на дела внутренней политики... они, главным образом, хранят воспоминания о России и побуждают мужчин к переселенню туда. Они же, как говорят, тормозят переход в австрийство», т.е. к принятию священников из Белой Криницы.
В начале ХХ в. женщины особенно уговаривали мужчин покинуть Туретчину. С 1908 г. некрасовцы усиленно стали посещать русское посольство в Константинополе. Одним из инициаторов переселения был С.Ф.Шашкин. Когда в принципе вопрос о переселении был решен русским правительством, ходоки-некрасовцы в феврале 1911 г. явились в Константинополь к русскому послу Н.В.Чарикову и передали ему грамоту, в которой казаки просили царя: 1) простить им вины, совершенные их предками перед государями, 2) разрешить поселиться на Дону и восстановить их в казачьих правах, 3) помочь материально при переезде из Турции, 4) освободить в первые пять лет от всяких налогов.
В октябре 1911 г.
ходатайство некрасовцев
Некрасовцы, хотя и не были удовлетворены этим решением, но все же начали готовиться к переселению
Первые 80 семей выехали в 1912 г. из Константинополя в Батум, откуда были направлены в Кутаисскую губернию, в Узюргетский уезд, на станцию Натанеби. Вторая партия приехала в конце октября 1913 г. в количестве 70 семей и также остановилась на станции Натанеби. (На Майносе осталось около 60 семей земледельцев).В 5 километрах от станции Натанеби некрасовцы основали два поселка: Успенский и Воскресенский. На Кавказе они прожили до 1917 г. С приходом к власти в Грузии меньшевиков некрасовцам было предложено удалиться с грузинской территории. В 1918 г. они переехали на Кубань, в станицу Прочноокопскую, где и пробыли до 1921 г.
Во время господства белогвардейцев на Кубани некрасовцам земли не давали и считали их беженцами. И только с установлением Советской власти на Кубани некрасовцы обратились с письмом к В.И.Ленину. Им были предоставлены земли в Приморско-Ахтарском районе, где в 30 километрах от Приморско-Ахтарской станицы они основали Ново-Некрасовский хутор. Советское правительство освободило переселенцев на 5 лет от всяких налогов, предоставило им плодородные земли. Вокруг хутора имеются пресноводные лиманы, изобилующие рыбой.и оскорбление родителей (в зависимости от проступка – Ф.Т.) бить батогами или лишить жизни».
Информация о работе Особенности быта и творчества казаков-некрасовцев