Особенности градостроения древних городов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 23:23, реферат

Описание работы

Изменения, происшедшие в IX—XI вв. в экономике и социальных отношениях Древней Руси, создали условия для возникновения и развития городов. На западнорусских землях вырастают Полоцк, Витебск, Минск, Гродно, Орша, Пинск , Брест, Туров, Браслав , Волковыск и др.
В письменных источниках XII-XIII веков упоминаются Слуцк (1116), Копыль (1116), Клецк (1127), Борисов (1127), Рогачев (1142), Гомель (1142), Мозырь (1155), Мстиславль (1156), Каменец (1196), Речица (1213), Несвиж (1223), Копыль (1247), Слоним (1252), Волковыск (1252), Кобрин (1287) и некоторые другие города.

Файлы: 1 файл

особенности архитектурных памятников периода Киевской Руси.doc

— 479.50 Кб (Скачать файл)

              

                              

                     Полоцк. Крестовоздвиженский собор

  

  

 

 

 

 

 

 

                        

                               Полоцк. Богоявленский монастырь

 

 

 

 

Гродно. Уже во времена Древней Руси город стал ее важным бастионом на северо-западном рубеже. С этим связывают и происхождение самого названия города, возникшего от слова «городить». В древних летописях он упоминается часто под именем Городно или Городень.

    Строки древних летописей донесли до нас радость побед и горечь поражений городничан, но всегда Гродно сохраняло за собой славу политического, экономического и культурного центра западнорусской земли.

   На пограничье Руси и Польши в землях, некогда заселенных воинственным племенем ятвягов, в XII в. возник город Гродно.

  В XII и первой половине XIII вв. Гродно было центром удельного княжества. В середине XIII в. оно попало под власть литовских князей, но вскоре было отвоевано и вошло в состав Галицко-Волынского княжества. Затем вновь и надолго входит в состав Великого княжества Литовского.

На высоком  правом берегу Немана речкой Городничанкой  образован треугольный мыс,Ю известный  под названием Старого замка  или Замковой горы. Через овраг  от него расположено высокое плато Нового замка. (схема топографии древнего Гродно)

Развитие города изначально шло от замка, расположенного на высоком холме у впадения реки Городничанки в Неман, на восток и север (вдоль рек). Планировка улиц не получила регулярной системы; она была привязана к сложному рельефу города и главным его компонентам - торговой площади и замку. (план детинца древнего Гродно)

Торговая площадь  расположилась в двух кварталах от замка. На нее выходили семь улиц города, в том числе все основные, связанные с загородными дорогами и мостом через Неман. Центральное место на площади заняла ратуша, вокруг расположились дома знати, крупных торговцев, здесь же возвышались приходские церкви, костелы, монастыри.

Первостепенное  значение в культурном наследии имеют памятники, расположенные на Замковой горе, объявленной историко-археологическим заповедником. По ним можно проследить, под воздействием каких влияний начала развиваться белорусская архитектура, как веками формировался ее национальный характер.

 

                               

                 Схематический план Старого и Нового замков.

 

 

Гродненский Старый замок - исторически сложившийся комплекс укреплений. Возник во времена Древнерусского государства. Многократно разрушался, восстанавливался и перестраивался. В его планировке и архитектуре зданий обнаруживаются наслоения многих веков.

                

 

              

                                         Старый замок.

Замок расположен на высоком и крутом холме на правом берегу Немана при впадении в него речки Городничанки. Топография местности определила абрис плана замка, близкого к треугольнику. Протяженность крепостных стен достигала почти 300 м при средней толщине около 3 м. Стены имели неодинаковую высоту и завершались зубцами. С наружной стороны они, как и башни, подпирались контрфорсами. От города замок отделялся оврагом и глубоким рвом.

В замке во времена  Витовта имелось пять укрепленных  башен. Въездная башня, квадратного сечения, располагалась в юго-восточном углу крепости и соединялась с городом подъемным деревянным мостом. Самая высокая башня, круглого сечения, уцелела с XIII в. и была включена Витовтом в систему новых укрепле- ний. По своему характеру эта башня близка к оборонно-сторожевым башням наподобие вежи в Каменце. Башни не сохранились до нашего времени.

 

                  

                                           Старый замок.

 

К восточной  стене замка между двумя башнями - круглой и угловой - примыкал двухэтажный дворец. Его архитектура, как и архитектура всего замка Витовта, имела готические черты. О конструкциях стен можно судить только по сохранившимся остаткам кирпича и камня-валуна. Кирпич в кладке стен использовался для выравнивания рядов камня, в башнях - как облицовочный материал. Особенностью кирпича являются знаки-клейма мастеров, резанные острым инструментом на ложковой стороне кирпича до обжига. Рисунки знаков весьма разнообразны и

составляют несколько десятков типов.

    В  80-х годахXVI в. при Стефане Батории Старый замок подвергся коренному переустройству. Из укреплений Витовта были использованы только стены и некоторые башни. Дворец был построен заново итальянским архитектором Скотто из Пармы. В планировке двухэтажного дворца заметна его приспособленность к обороне: отсутствовали парадные вестибюль и лестница, стены отличались большой толщиной. Небольшие по величине комнаты и несколько залов создавали асимметричную и замкнутую композицию плана.

 

                      

         Старый замок. Реконструкция во время Витовта.

 

Внутренняя  отделка нижнего этажа была выполнена из кирпича. Королевские комнаты второго этажа отделаны шлифованным гипсом, украшены изразцами и резьбой. Пол был выложен мрамором и керамическими плитками.

   Дворец  этого времени был выполнен в формах архитектуры ренессанса. Характерные черты его - декоративный аттик, окна с тонкими наличниками, эркеры с фигурным завершением. Новым был сам подход к решению замка - он задуман как дворцово-замковый комплекс. Дальнейшая судьба Старого замка была связана с многочисленными переделками. В XVII в., после войны России с Речью Посполитой, замок ремонтировался под руководством литовского канцлера Паца. Тогда окна потеряли свое обрамление и были увеличены. Часто достраивался замок в XVIII в. Надстройка третьего этажа , выполненная в XIX в., окончательно изменила его облик.

   Сейчас  в Старом замке размещается  Гродненский историко-археологический  музей. Замок с городом и  Новым замком соединяет каменный арочный мост, построенный взамен деревянного во второй половине XVII в.

                                        

                                Парадные ворота Нового замка.

 

 

Особого рассмотрения требует гродненская монументальная архитектура, по праву считающаяся ярким проявлением культуры Гродно XII в. Самым ранним архитектурным памятником является так называемая Нижняя церковь , открытая раскопками в центре крепости. Уже она отмечена печатью архитектурного своеобразия, получившего развитие и воплощение в последующих каменных постройках Гродно и некоторых других городов.

Нижняя церковь, рухнувшая во время пожара 1183 г., сохранила свои стены на высоту до 3,5 м.

  Храм имеет всего одну плоскую абсиду. Две другие скрыты в толще угловых стен. Столбов шесть. Причем четыре западных столба мощнее восточной пары, что указывает на то, что купол храма был смещен к западу. Это придавало церкви необычную асимметричную композицию. Столбы имели восьмигранную форму. Для улучшения акустических условий в кладку стен были уложены многочисленные глиняные кувшины-голосники, выделявшиеся своими темными отверстиями на розовато-белом фоне кирпича и извести. Пол храма был богато выстлан цветными майоликовыми плитками желтого, зеленого и коричневого тонов. Под куполом здания плитки различной формы и окраски составили сложный нарядный узор. Но еще более необычно было наружное оформление храма. В нижнюю часть стен были вставлены огромные цветные валуны со шлифованной поверхностью, а выше — на плоских лопатках, членивших наружный фасад здания, и на срезанных углах были размещены различные геометрические фигуры из майоликовых плиток. Такое красочное убранство Нижней церкви выделяет ее среди строгих храмовых построек юга Руси.

   После  гибели Нижней церкви была  построена Борисоглебская церковь на Коложе, которой, по-видимому, предшествовало воздвижение каменных башен, открытых в западной и южной части Верхнего замка. Башни сложены из кирпича несколько более крупного, чем кирпич Нижней церкви, на известковом растворе без примеси кирпичной крошки. Южная башня, по-видимому, была квадратная в плане 10 X 10 м, первоначальные размеры другой установить невозможно.

  Фасады южной  башни, как и Нижней церкви, украшены вставками из необработанного камня светло-розового, темно-коричневого и серого цвета. Возможно, что верхняя часть сооружения имела майоликовый полихромный убор. Назначение башен, очевидно, военное. Можно предполагать, что они соединялись между собой валами.

                                        Коложская церковь

                                   Борисоглебская или Коложская церковь - замечательный образец древнерусского зодчества второй половины XII в. Композиция здания, его конструкция и декоративное убранство родственны  Нижней церкви. Оба памятника подтверждают существование на Гродненщине самостоятельной архитектурно-художественной школы, в которой широко использовались местные строительные материалы, керамика и элементы народного прикладного искусства. 

Борисоглебская церковь, расположенная на высоком обрывистом берегу Немана, сохранилась не полностью: ее своды и глава исчезли давно, южная и часть западной стены обрушились в реку в результате оползня в 1853 г.

Интерьер этого  шестистолпного трехабсидного храма  поражает своим исключительным своеобразием и эффектностью. Стройные круглые столбы, легкие балконы вдоль боковых стен, обилие света, проникавшего через многочисленные окна стен и барабана, делали его похожим на просторный роскошный зал. Стены были обильно заполнены голосниками. Более богатым и продуманным был и внешний облик церкви. Убранство фасадов камнем и майоликой стало особенно красочным. Здесь для украшения использовались сравнительно небольшие и мелкие камни. Были учтены инженерные просчеты, допущенные при строительстве Нижней церкви, крупные валунные камни которой сильно ослабили прочность стен. Каменные вставки с большим художественным вкусом сочетались с фигурами крестов из цветных майоликовых плиток и отдельными квадратами плиток. Подсчитано, что на внутреннее и внешнее оформление церкви использовано не менее 16 различных форм майолики.

   Роскошная  многокрасочность убранства гродненских памятников позволяет говорить о сложившейся здесь особой архитектурной школе XII в. Очевидно, удаленность Гродно от главных центров религиозной жизни с ее канонизацией традиционных архитектурных форм и отсутствие контроля над церковным строительством создали здесь благоприятные условия для воплощения в монументальных постройках народных эстетических представлений.

   Гродненские  постройки были хорошо известны  зодчим других русских областей. В некоторых постройках XII в. явно ощущается подражание гродненским приемам убранства фасадов.

   Здание  относится к шестистолпным, трехапсидным  храмам крестово-купольной системы.  Его стены сравнительно тонки, опорные столбы имеют круглое сечение, благодаря чему внутреннее пространство храма кажется просторным при незначительных размерах его плана (13x25 м). Уменьшение сечений несущих конструкций стало возможным благодаря использованию в сводах и верхних частях стен керамических горшков-голосников. Кладка стен церкви выполнена из тонкого плитнякового кирпича - плинфы. Для архитектурных деталей использован различный фасонный кирпич. В алтарной части под толстым слоем штукатурки были выявлены в 1870 г. во время ремонтных работ фресковые росписи XII в. Фрагменты этих фресок зарисованы художником  Грязновым. Наибольший интерес представляют фасады церкви: они расчленены вертикальными тягами-лопатками ступенчатого профиля. Поверхность стен декорирована вставками необработанных и полированных разноцветных валунов и майоликовых плит различной окраски.

Исторический центр Гродно имеет ряд особенностей. Градостроительная  композиция его формировалась с  учетом живописного природного ландшафта  — холмов, пойм рек и оврагов. Древняя планировочная структура города не испытала влияния регулярных преобразований конца XVIII — первой половины XIX в. Большое значение для формирования облика современного Гродно имеют сохранившиеся архитектурные памятники и другие ценные в историко-архитектурном отношении застройки.

 

 

Пинск - древний город на западе Полесья, районный центр Брестской области. Известен по Ипатьевской летописи с 1097 г. В то время он принадлежал киевскому князю Святополку Изяславичу.

Поселение было расположено  на левом повышенном берегу реки Пины. Древний замок, в плане овальной формы, занял холм над рекой. За пределами окружавшего его рва застраивался окольный город, также имевший систему земляных фортификационных сооружений и деревянную крепостную стену. В течение столетий замок (детинец) был центром, к которому сходились улицы и вокруг которого складывались жилые кварталы.

          

 

 

 

Волковыск. Впервые упомянут в русских летописях в середине 13 века. В древности он располагался на высокой моренной гряде в 0,5 км к юго-востоку от современного города. Самая высокая часть гряды называется Шведской горой. Высота горы от подошвы 18 м. Площадка в плане почти круглая, по периметру окружена валом, сохранившемся местами на высоту до 7 м. С запада к Шведской горе примыкает другая, значительно большая по площади возвышенность – «Замчище». От Шведской горы «Замчище» отделено рвом. В 0,5 км от этого комплекса имеется еще одно городище «Муравельник», устроенное на одиночном холме. Площадка городища почти по всему периметру окружена валом. В 11 веке в связи с основанием поселений на Шведской горе и «Замчище» «»Муравельник был заброшен. Шведская гора сразу же была укреплена земляным валом по краю площадки. На этом месте было поселение, которое имело характер феодального замка. Здесь также размещалось незначительное количество построек. У подножья замка и на соседней возвышенности раскинулось неукрепленное поселение. В конце 11 – 12 вв. поселение на «Замчище» было укреплено валом, имевшим ширину у основания 12 м. (план и профиль городища в Волковыске)

 

Могилев. На высоком холме у излучины Днепра при впадении в него речки Дубровенки был заложен замок, вокруг которого позже сформировался город. В Беларуси не было города, который, подобно Могилеву, имел бы три пояса укреплений: первый вокруг замка (протяженностью около 600 м); второй — окружал Старый город с торговой площадью и кварталами посада (более 1400 м); третий — охватывал Новый город (свыше 5000 м). Укрепления состояли из рвов и валов, на которых стояли стены с башнями и проезжими воротами-брамами. Всего насчитывалось двенадцать брам, из них четыре в Замковом вале — Олейная, Ветряная, Королевская, Дубровенская, построенные в камне.

Информация о работе Особенности градостроения древних городов