Особенности этнической истории Башкортостана до вхождения в состав России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 18:45, контрольная работа

Описание работы

Башкиры (самоназвание башкорт), коренной народ Республики Башкортостан. Численность по переписи 2003, в республике 863,8 тысяч человек, в Российской Федерации - 1345,3 тысяч, в бывшем СССР - 1449,2 тысяч. За пределами республики башкиры живут в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Тюменской, Курганской Самарской областях, Татарстане, Казахстане, Средней Азии, на Украине.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Древнейшее население края до IX века и его этнический состав …………4
2. Проблемы этногенеза башкир………………………………………………. 9
3. Формирование башкирской народности в IX середине XVI века ……….12
Заключение …………………………………………………………………….18
Список использованной литературы …………………………………………19

Файлы: 1 файл

контрольная по ИБ.docx

— 49.81 Кб (Скачать файл)

Формирование народа происходило в результате длительного исторического процесса. Рассматривая этот вопрос, необходимо учесть своеобразие географии Башкортостана. Нахождение на стыке Европы и Азии открывало широкий путь для бесконечного передвижения разнородных племен. В результате здесь смешивались многочисленные этнические культуры. Тем более, степная полоса Южного Урала служила своеобразным мостом для передвижения между Европой и Азией, связующим звеном этих континентов. Отсюда сложность вопроса о коренных жителях.

Вообще вопрос об этногенезе башкир очень сложен. Это связано с тем, что в формировании народа, в сложении его материальной и духовной культур участвовали разнородные этнические группы. Определенный след в этническом облике не только башкир, но и остальных народов Восточной Европы оставили монгольские племена. На ранних этапах в процесс формирования башкир включились предки современных угро-финских народов. Возникновение экономических и культурных связей между отдельными районами древней территории Башкортостана содействовало стиранию резко выраженных племенных особенностей. В условиях становления феодальных отношений наметилась тенденция к объединению, к слиянию племенных групп Южного Урала и Приуралья в одну башкирскую народность. Башкирский народ сложился во II-X вв. в результате длительного процесса дроблений и передвижений, скрещивания и ассимиляции племен. Основную роль сыграли здесь тюрко-язычные племена.

На протяжении 18-20 вв. выдвинуто около 40 толкований этнонима "башкорт". Почти все они сходятся на том, что слово это сложное, тюркского происхождения. 1-я часть термина трактуется как "голова", "главный" (в форме "баш"), "отдельный", "обособленный" ("башkа"), "серый, сивый" ("буз"), а 2-я часть - как "червь", "пчела", "волк" ("kорт"), "поселение", "страна" ("йорт") или "орда" ("урза"). Выделяются версии, трактующие этноним Б. в значении "люди с реки Башкаус" (Горный Алтай) или "свояки огуров" (т.е. огузов). До недавнего времени пользовались популярностью две гипотезы: 1) "баш" ("главный") + "kорт" ("волк") - "главный волк", "волк-вожак", "волк-предводитель", "родоначальник"; 2) "баш" ("главный", "головной") + "kор" ("круг людей", "племя") + "-т" (показатель множественности, собирательности, заимствованный из иранского или монгольского языков) - "головное племя", "народ". Первая гипотеза опиралась на почитание волка башкирами и на народные легенды, вторая - привлекала сторонников своей кажущейся престижностью. Ныне получила распространение точка зрения, согласно которой слово "башкорт" этимологизируется как "волк-вожак", "волк-предводитель", но оно первоначально являлось именем конкретного человека, предводителя племен, объединившихся под его началом в военно-политичический союз (раннюю форму государственного образования), а затем стало общим наименованием этого объединения. В пользу этой точки зрения выдвинуты доводы:

  1. Почти все прежние гипотезы приложимы не к целому народу, а, скорее, к отдельному человеку ("главный пчеловод", "главный волк" и т.д.) и не объясняют, как они могли стать именем этноса;
  2. Вошедшие в состав башкирского этноса племена имели каждый свое название (бурзян, кыпсак, гэйнэ, тамьян, усерган, юрматы и др.), и у их членов было устоявшееся родо-племенное (субэтническое) самоназвание; для того, чтобы эти племена и их члены стали называть себя общим именем более высокого ранга (надплеменным), должна была возникнуть общность, объединяющая эти племена и играющая реальное значение в их жизни. Такой общностью могло быть военно-политическое объединение племен, положившее начало формированию народа (этноса);
  3. История сохранила имя военачальника Башгирда, жившего, по всей вероятности, в 1-й половине 9 в., к которому хазарский хакан обратился с предложением идти походом на булгар (Гардизи). С этого времени этноним "башкир" регулярно встречается в источниках;
  4. Переход антропонима в названии формирующегося народа - закономерный путь возникновения этнонима, особенно у тюркских народов (сравним: Узбек - узбеки, Ногай - ногайцы, Осман - турки-османы и другие). Должно быть, слово башкиры довольно быстро, уже в 9 в., стало и экзоэтнонимом, и эндоэтнонимом народа. Форма "башкир" является поздней русской адаптацией этнонима и появляется лишь в 18 в.: киргизы и восточные тюрки в форме "башкыр", видимо, переняли ее у русских.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формирование  башкирской народности в IX середине XVI века

 

На Урале древнебашкирские племена появились, судя по письменным источникам, в IX веке, о чём свидетельствуют сообщения путешественников. К IX-X векам восходят первые письменные сведения о башкирах. Около 840 г. земли башкир посетил арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман, который указал примерные пределы страны башкир. Другой арабский автор — ал-Масуди (умер около 956 г.), повествуя о войнах вблизи Аральского моря, среди воюющих народов упоминает башкир. О башкирах как основном населении Южного Урала писали и другие авторы. Ибн-Руст (903 г.) сообщал, что башкиры — «народ самостоятельный, занимавший территорию по обеим сторонам Уральского хребта между Волгою, Камою, Тоболом и верхним течением Яика». Достоверные данные о башкирах содержит книга Ахмеда ибн-Фадлана, который в 922 г. в составе посольства багдадского халифа посетил Волжскую Булгарию. Он описывает их как воинственный тюркский народ, поклоняющийся различным силам природы, птицам и зверям. В то же время, сообщает автор, другая группа башкир исповедовала более высокую форму религии, включающую пантеон из двенадцати божеств-духов во главе с небесным богом Тенгри.

Незадолго до завоеваний Чингисхана башкиры упоминаются в отчётах венгерского миссионера монаха — доминиканца Юлиана, как народ, говорящей на языке близком венгерскому, многие к тому времени приняли ислам. Значительная часть подчинялась Волжской Болгарии. После её завоевания основная часть башкир оказалась в составе Улуса Джучи, который делился на Ак Орду и Кок Орду, граница между которыми проходила по Яику. В золотоордынскую эпоху многие племена (табын, кыпсак/кыпшак, катай и т. д.), позднее вошедшие в состав башкир и казахов, входили в состав ногаев.

После распада Золотой Орды территория современного Башкортостана входила в состав Казанского, Ногайского, Сибирского и Астраханского ханств.

Присоединение к Московскому государству (1552-57), покончив с расчленённостью племён, способствовало сплочению башкирской народности. Вхождение башкир в Русское государство было не единовременным актом. Первыми (зимой 1554 г.) русское подданство приняли западные и северо-западные башкиры, подвластные ранее Казанскому ханству. Вслед за ними присоединились (в 1554—1557 гг.) башкиры центральной, южной и юго-восточной Башкирии, которые подчинялись тогда Ногайской Орде. Зауральские башкиры приняли русское подданство в 80-90-х годах XVI века, после разгрома русскими войсками Сибирского ханства. После жесточайшего разгрома Казани царь мощного централизованного государства Иван Грозный обращается к башкирскому народу с призывом добровольно прийти под его высочайшую руку. Башкиры откликнулись и на народных собраниях родов решили перейти под вассалитет России на основе равноправного соглашения с царским правительством. Это был второй случай в их многовековой истории. Первым был договор с татаро-монголами (XIII в.)[1]. В соглашении чётко были оговорены условия. Русское государство сохраняло за башкирами все их земли и признало вотчинное право на них (примечательно: кроме башкир, ни один народ, принявший российское подданство, не имел вотчинного права на землю). Московское правительство обещало также сохранять местное самоуправление, не притеснять мусульманскую религию («…дали слово и поклялись башкир, исповедующих ислам, никогда не насиловать в другую религию…»). Таким образом, Москва пошла на серьёзные уступки башкирам, что, естественно, отвечало её глобальным интересам. Башкиры, в свою очередь, обязались нести военную службу за свой счёт и платить казне ясак — поземельную подать.

Башкортостаном после его присоединения управлял Приказ Казанского дворца. В административном отношении он состоял из Уфимского уезда, который делился на Ногайскую, Казанскую, Сибирскую и Осинскую дороги (даруги). Зауральские башкиры были в составе Сибирской дороги. Дороги состояли из родоплеменных волостей, которые, в свою очередь, подразделялись на роды (аймаки или тюбы).

Антропология - наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариаций физического строения человека. Основные разделы антропологии: морфология, антропогенез, расоведение. Методы антропологии - антропоскопия (описательная методика), антропометрия (измерительная методика), краниология (изучение черепа), остеология (изучение костного скелета), одонтология (изучение зубной системы), дерматоглифика (изучение кожного рельефа), пластическая реконструкция (восстановление лица человека по черепу), исследование крови, микроанатомия и др. Изучение антропологического типа башкир начато со 2-й половины 19 в. Первая антропологическая работа о башкирах "Антропологический очерк башкир" написана Н.М.Малиевым в 1876.

На основе изучения 40 башкир Уфимской губернии по 32 признакам он выделил 2 их типа - лесной и степной, а также ряд переходных форм и типов. Те же типы выделяли впоследствии П.С.Назаров, Д.П.Никольский, А.Н.Абрамов, В.М.Флоринский. В 1912-13 С.И. Руденко на основе антропологических измерений 1847 человек выделил на территории Башкирии три области: восточную, северо-западную и юго-западную, население которых резко отличается друг от друга. Исходным типом башкир он считал древнейшее европеоидное население Южного Урала начала 1-го тыс. н.э. В 1928 Руденко была организована экспедиция по антропологическому изучению башкир и других народов области. Отсутствие четкой расовой классификации народов России не позволило ученому дать их типологическую характеристику. В 1963-65 М.С.Акимовой было обследовано около 1500 башкир республики и Челябинской области по нескольким программам: антропометрии, дерматоглифике, изучению крови и др. Она выделила среди башкир 4 антропологических типа: понтийский, или темнопигментированный европеоидный, южносибирский, субуральский и светлый европеоидный. Наиболее древними расовыми типами местного насаления Акимова считала понтийский и субуральский, а наиболее поздним - южносибирский, который проник на Южный Урал в период Золотой Орды. Летом 1983 советско-финляндская медико-антропологическая экспедиция под руководством проф. А.А.Зубова провела исследования башкир Стерлибашевского, Архангельского и Илишевского р-нов БАССР. В этих же р-нах были получены краниологические материалы о башкирах 18 - нач. 20 вв. Исследования привели к выводу: башкиры - метисная популяция. Почти по всем признакам они занимают промежуточное положение между народами Поволжья, Сибири и Алтая. Подтвердились выводы экспедиции Акимовой о территориальных вариациях антропологического типа башкир: южносибирский расовый тип характерен для северо-восточных и зауральских районов республики, субуральский - для северо-западных районов, светлый еврепеоидный - для северных и центральных районов, понтийский - для юго-западного и горно-лесных районов. Кроме того, в юго-восточных районах прослеживаются признаки памиро-ферганского расового типа. Неоднородность антропологического состава башкир, наличие сходных антропологических типов среди окружающих народов говорят о сложности процессов расогенеза на Южном Урале и этнической истории башкирского народа.

Башкирский язык принадлежит к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков, образующих вместе с монгольскими и тунгусо-маньчжурскими языками алтайскую семью. Общее количество башкир - носителей башкирского языка (по переписи 2003) - 1449157 человек, проживают в Башкирии, Челябинской, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Курганской, Свердловской, Пермской, Тюменской областях и Республике Татарстан. Башкироязычные диаспоры представлены также в Якутии (Саха), Республике Коми, Читинской области, в республиках Средней Азии, Казахстане и др.

Башкирский язык образовался в результате взаимодействия множества племенных языков (тюркских, иранских, финно-угорских, монгольских). В словарном составе встречаются полностью усвоенные русские слова вследствие давнего тесного общения со слав. народами ("бyрэнэ" - "бревно", "кэршэк" - "горшок") и араб. слова, проникшие после принятия башкирами ислама ("халыk" - "народ", "китап" - "книга", "эзэбиэт" - "литература"). По основным лексико-грамматическим и фонетическим признакам башкирский язык относится к кыпчакским языкам, однако в нем встречаются и общие черты с огузскими (употребление слов с начальной й; общность демского и других говоров с туркменским языком по звукам [з, с]). Башкирский разговорный язык состоит из 3 диалектов.

Башкирский язык по морфологическому типу относится к языкам агглютинативного строя, т.е. характер лексем и типы синтаксических связей определяются в основном аффиксацией. Башкирский корень слова этимологически является моносиллабическим; полисиллабические корни появились лишь в результате исторического развития. Словообразование производится синтетическим и аналитическим способами. Различают простое и сложное предложения. Сложные предложения состоят из двух или нескольких односоставных или двусоставных простых предложений, которые соединяются между собой интонацией или с помощью союзов и союзных слов.

Башкирские ученые-исследователи Салават Галлямов и генеральный директор Национального музея РБ Гали Валиуллин при содействии краеведа Луизы Фархшатовой нашли уникальный источник - географическую карту 1896 года, на которой обозначена область Башкорд - Башкерд. Эта область располагается на юге древнейшего государства Иран - на берегу Персидского залива. Здесь проживает двухмиллионный индоарийский народ Башкорд, разговаривающий на восточноиранском языке Башкарди. 1 то открытие уфимских ученых все расставляет по местам в таком сложном вопросе, как этногенез башкирского народа, - сказал корреспонденту агентства "Башинформ" генеральный директор Национального музея РБ Гали Валиуллин. - В свое время историк-филолог Салават Галлямов открыл точное соответствие шумерского эпоса о Гильгамеше эпосу Урал-батыр и определил тем самым, что возраст башкирского народного сказания составляет четыре тысячи лет. Долгое время ученые не могли объяснить этот феномен. Специалистами Национального музея РБ выдвинута гипотеза об индоиранском происхождении башкирского народа, вопреки господствовавшей в отечественной науке теории о тюрко-алтайском этногенезе башкир.

Информация о работе Особенности этнической истории Башкортостана до вхождения в состав России