Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 19:09, контрольная работа
Несмотря на малый объем доступного фактологического материала о характере развития общества того времени, на основе имеющихся источников историческая наука делает вывод о высоком уровне индоарийской ("арий" означает "благородный") материальной культуры. Знакомство с металлами, использование плуга, удобрений, ирригационных устройств, средств транспорта, развитое ремесло и т.п. позволили им довольно быстро и успешно утвердиться в долине Ганга.
1. Введение
2. Особенности общественного строя Древней Индии в период формирования, укоренения и развития варновой системы
3. Особенности рабства в Древней Индии
4. Трансформация варновой социальной системы древнеиндийского общества. Возникновение каст
5. Заключение
6. Список использованной литературы
4. Трансформация варновой
Однако, несмотря на незыблемость "извечного правила жизни четырех варн" с течением времени в их положении происходили некоторые изменения, суть которых сводилась к снижению статуса третьей и некоторому повышению статуса четвертой из них. Варна вайшьев постепенно теряла свои арийские привилегии, включая обряд второго рождения, и в полном соответствии с привычной нормой социальной структуры общества подобного типа становилась намного ниже первых двух, чьи привилегии сохранялись. Шудры, напротив, со временем приобретали ряд присущих всем остальным варнам прав и тем повышали свой статус. Можно считать, что к середине 1 тысячелетия до н.э. две высшие варны знати уже достаточно отчетливо противостояли двум низшим варнам простонародья, что адекватно отражало реальность жизни: сверху жрецы и воины, администраторы и аристократы, снизу - труженики, производители, слуги.
Наметилась заметная дифференциация, как имущественная, так и социальная, также и в верхних варнах, особенно в варне брахманов. Количество брахманов росло и превысило потребность в количестве, необходимом для ритуально-культовых жреческих нужд. Некоторые вовсе не были склонны или способны к этого рода деятельности. Поэтому, немалое их количество, оставаясь по варне брахманами, начинало заниматься иными делами, вплоть до весьма непрестижных (лекари, актеры, пастухи и др.). Что касается варны кшатриев, то началось сокращение ее представителей вследствие сражений и взаимного истребления, придворных интриг. В то же время приходившие им на смену в государственном аппарате представители других варн кшатриями автоматически не становились, чему препятствовал закон индийской варны, который определял принадлежность к варне от рождения, а не от имущественного или социального положения человека.
Сильно возросли и укрепили свои
позиции отдельные
На устойчивость существующей системы варн также оказывали влияние следующие процессы. Индианизация южных районов Индостана, а также оседание в Северной Индии и ассимиляция представителей побежденных захватнических армий, вторгавшихся на индийскую территорию (греки, бактрийцы, парфяне, гунны, юэчжи н др.) привела к разрастанию варны шудр. Однако, среди побежденных также были жрецы, правители, чиновники, воины. Некоторые из них в ограниченных близких им социальных группах продолжали исполнять свои привычные функции и по образу жизни и социальному статусу явно не соответствовали обычным индийским шудрам.
Кроме того, внутри самих варн начался процесс дифференциации и объединения их членов по признакам близости рода занятий и квалификации. С ростом населения все чаще возникали конфликты на почве браков или сожительства представителей разных варн и не урегулированности вопроса относительно варновой принадлежности детей от смешанных браков. Возникала объективная потребность в дифференциации членов варны на чистых и смешанных, а смешанных на тех, одним из родителей которых был представитель более высокой или более низкой варны, а то и лицо, вообще стоявшее вне варновой системы.
Наличие в обществе некоторого количества неполноправных, в том числе стоявших вне варн рабов-иноплеменников, а также тех, кто занимался преимущественно тяжелыми и нечистыми работами, тоже вело к образованию групп людей, связанных общностью их нелегкой доли, близостью их социального положения и профессиональных занятий. К этому стоит добавить, что в отсталых районах Индии, в ее джунглях продолжали существовать племена, еще не знакомые с земледелием и скотоводством, промышлявшие охотой, рыболовством и собирательством. Всем им тоже нужно было найти какое-то место в генеральной системе замкнутых сословных групп.
Все эти и некоторые другие факты сыграли свою существенную роль в трансформации древней системы варн и превращении ее в более сложную, дробную и строго иерархически организованную систему каст. Каста (джати, т.е. род) - это обособленная замкнутая группа людей, обычно наследственно занятых в определенной сфере деятельности, обладающих схожими родовыми и религиозными признаками, занимающих определённое место в социальной иерархии. Именно в такого рода касты и консолидировались как все мелкие специализированные группы внутри старых варн, так и вновь индианизировавшиеся жители юга либо представители осевших в Индии иноплеменников-завоевателей, не говоря уже о появившихся на свет в результате смешанных браков, о неполноправных и т.п. Пришедшая на смену четырем древним варнам система из многих сотен и даже тысяч каст стала в новых условиях гораздо более удобной. Будучи неизмеримо более гибкой, она позволяла безболезненно включать в себя все новые и новые касты, предоставляя каждой из них определенное строго фиксированное место в общекастовой социальной иерархии.
Кастами
могли стать и становились
племена, секты, группы лиц сходных
занятий. В особую группу выделялись
те, кто занимался нечистыми
Принципиальным отличием новых каст от старых варн было то, что касты имели четкую внутреннюю организацию - органы управления, кассы взаимопомощи, совместные ритуалы и обряды, определенный регламент профессиональной деятельности, нормы внутреннего и внешнего общения, свои обычаи, привычки, кухню, украшения, кастовые знаки и др. Касты включали в себя много меньшее количество членов по сравнению с прежними варнами, причем многие из них были не всеиндийскими, а региональными и локальными группами. Каста строго стояла на страже интересов своих членов, давала каждому из них поддержку, помогала найти работу, получать обусловленную нормой плату за нее и т.п. Все перечисленные новые черты и признаки достаточно заметно отличают касту от варны. Но главный принцип пожизненной принадлежности человека к касте по рождению при трансформации варн в касты остался неизменным. С возникновением системы каст в Индии резко уменьшилось и практически сошло на нет рабство иноплеменников, но не потому, что общество будто бы преодолело этап рабовладения, а просто вследствие того, что все иноплеменники отныне включались в какую-либо из низших каст или в число внекастовых неприкасаемых. Что же касается рабов-должников, то их статус продолжал оставаться практически без изменений.
древняя индия каста рабство
5. Заключение
Жесткая кастовая система была своего рода альтернативой слабой центральной политической власти, а быть может, и главной ее причиной. Общество вполне могло существовать без сильного государства, без эффективной администрации, ибо внутренние его законы с успехом выполняли политико-административные функции.
В
этом смысле особенности формирования
облика и развития общественно-социальной
структуры Древней Индии
6. Список использованной
литературы
1. К.И. Батыр. Всеобщая история государства и права. - М.: Былина, 1999.
2. Л.С. Васильев. История востока. Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1998.
3. О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова. История государства и права зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Часть 1. - М.: Норма-Инфа, 1998.
4. З.М. Черниловский, В.Н. Садиков. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Учебное пособие. - М.: Москва, 1994.
5. А.В. Севастьянов. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. - М.: Проспект, 2008.
6. Методическая разработка по дисциплине "История государства и права зарубежных стран". Тема 1: "Государство и право стран Древнего Востока". - М.: Московский ВИ ФПС РФ, 1999.
7. Большая советская энциклопедия. Издание 3-е. - М.: Советская энциклопедия, 1975.
8. Свободная интернет-энциклопедия "Википедия". http://ru. wikipedia.org.
Информация о работе Особенности общественного строя Древней Индии