Особенности политического и социально-экономического развития СССР в послевоенный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 19:51, контрольная работа

Описание работы

Эта тема мною выбрана, потому что на мой взгляд период с 1945 по 1964 гг., это один из значимых периодов в истории СССР, который заслуживает внимания. Эти почти два десятилетия насыщены массой событий. Это послевоенный период трудового подвига советских людей по восстановлению разрушенного народного хозяйства, успешное испытание первой советской атомной бомбы. Это начало “холодной войны” и последние годы жизни “вождя всех народов” И. В. Сталина, а затем и конец карьеры Берии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Послевоенный сталинизм. Восстановление народного хозяйства и вступление в холодную войну………………………………………………….3
1.1 Послевоенные кампании и репрессии. Поздний сталинизм……………….3
1.2Восстановление народного хозяйства………………………………………..5
2. Хрущевские реформы и «оттепель» в общественной жизни страны…10
2.1Экономические и общественно- политические реформы…………………10
2.2 «Оттепель» в общественной жизни страны………………………………..11
3.СССР во время правления Л.И. Брежнева. Нарастание застойных тенденций………………………………………………………………………..13
3.1 Дорога к власти Л.И.Брежнева……………………………………………..13
3.2 Внешняя и внутренняя политика Л.И. Брежнева………………………….15
Вывод……………………………………………………………………………..17
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

контрольная по истории.docx

— 38.42 Кб (Скачать файл)

2.1Экономические и общественно-  политические реформы.

    В период правления Хрущёва была начата подготовка «Косыгинских реформ» — попытки внедрения в плановую социалистическую экономику отдельных элементов рыночной экономики.

Значимым моментом в развитии экономики СССР был также отказ  от внедрения Общегосударственной  автоматизированной системы — системы  централизованного компьютерного  управления всей экономикой страны, разрабатывавшейся  АН СССР и доведённой до стадии пилотного  внедрения на отдельных предприятиях. Имел место незначительный поворот экономики в сторону потребителя.

   19 марта 1957 г., по инициативе Хрущёва, Президиум ЦК КПСС принял решение о прекращении выплат по всем выпускам облигаций внутреннего займа, т.е., в современной терминологии, СССР фактически оказался в состоянии дефолта. Это привело к значительным потерям в сбережениях для большинства жителей СССР, которых сами же власти до этого десятилетиями насильно заставляли эти облигации покупать. При этом надо отметить, что в среднем в год на принудительные подписки по займам у каждого гражданина Советского Союза уходило от одной до трёх месячных зарплат.

    В 1958 г. Хрущёв начал проводить политику, направленную против личных подсобных хозяйств. В 1959 г. жителям городов и рабочих посёлков было запрещено держать скот, у колхозников личный скот выкупался государством. Начался массовый забой скота колхозниками. Эта политика привела к сокращению поголовья скота и птицы, ухудшила положение крестьянства. В Рязанской области имела место афера по перевыполнению плана, известная как «Рязанское чудо».

   В 1960-х положение в сельском хозяйстве усугубилось разделением каждого обкома на промышленный и сельский, что повлекло за собой плохие урожаи. В 1965 году, после его ухода на пенсию, эта реформа была отменена.

«Хрущёв был не тот человек, который позволил бы кому-либо формировать  за него внешнюю политику. Внешнеполитические идеи и инициативы били из Хрущёва  ключом.

2.2 «Оттепель» в общественной  жизни страны.

   Во второй половине 50-х годов продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. Было принято положение о прокурорском надзоре. Расширялись законотворческие полномочия союзных республик. Не прекращалась работа по реабилитации жертв репрессий.

   В конце 50-х годов были сняты необоснованные обвинения с депортированных народов. Выселенные из родных мест чеченцы, калмыки, ингуши, карачаевцы и балкарцы получили право вернуться на родину. Восстанавливалась автономия этих народов. С советских немцев были сняты обвинения в пособничестве немецким оккупантам. Масштаб реабилитации жертв репрессий был велик. Однако проводимая политика была непоследовательна. Реабилитация не коснулась многих крупных советских и государственных деятелей 30-х годов, в частности, Рыкова, Бухарина – руководителей оппозиции И.В. Сталина. Было отказано в возращении на прежние места жительства депортированным немцам Поволжья. Реабилитация не коснулась репрессированных в 30-е годы советских корейцев и выселенных в годы войны из Крыма татарского населения.

   Под руководством Н.С. Хрущева был подготовлен проект новой программы КПСС, утверждение которой состоялось в 1961 г. на ХХII съезде партии. Новая программа провозгласила вступление стран в период “развернутого коммунистического строительства”. В программе были определены задачи построения коммунизма: достижение наивысшего в мире производства продукции на душу населения, переход к коммунистическому самоуправлению, воспитание нового человека. Осуществление программных задач намечалось на два ближайших десятилетия. Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме”, - утверждал Н.С. Хрущев.   Съезд принял новый устав КПСС, предусматривающий расширение прав местных партийных ячеек, введение системы обновления партийных постов, расширение общественных начал в партийной работе.

   В 1962 г. в связи с обострением продовольственного положения были повышены розничные цены на некоторые продукты питания (мясо, молоко, масло и др.). результатом этого явились массовые протесты городского населения. Рабочие одного из крупнейших заводов Новочеркасска объявили забастовку. Против организовавших демонстрацию забастовщиков было применено оружие. Новации во внутренней политике вызывали неудовлетворенность многих социальных групп. Часть партийно-хозяйственного аппарата проявляла растущее недовольство нестабильностью общества и мероприятиями по перестройке партии, в частности, реорганизацией партийных комитетов по производственному принципу.

   Таким образом результатом непродуманных мер стало обострение продовольственной проблемы. Была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей. Новая Программа КПСС, особенно положение о скором решении социальных вопросов, нашла отклик в стране, вызвала массовый трудовой подъем населения. Однако ухудшение экономического положения, непоследовательность и непродуманность продолжавшихся в стране преобразований вели к росту оппозиционных настроений в обществе.

3.СССР во время  правления Л.И. Брежнева. Нарастание  застойных тенденций.

3.1 Дорога к власти Л.И.Брежнева

    После войны Брежнев был обязан своим продвижением Хрущеву, о чем тщательно умалчивает в своих воспоминаниях.

     После работы в Запорожье Брежнев, также по рекомендации Хрущева, был выдвинут на пост первого секретаря, Днепропетровского обкома партии, а в 1950 г.- на пост первого секретаря ЦК КП(6) Молдавии. На XIX съезде партии осенью 1952 г. Брежнев как ру¬ководитель молдавских коммунистов был избран в состав ЦК КПСС. На короткое время он вошел даже в состав Президиума (кандидатом) и Секретариата ЦК, которые были значительно расширены по предложению Сталина. Во время съезда Сталин впервые увидел Брежнева. Старый и больной диктатор обратил внимание на крупного и хорошо одетого 46-летнего Брежнева. Сталину сказали, что это партийный руководитель Молдавской ССР. «Какой красивый молдаванин»,- произнес Сталин. 7 ноября 1952 г. Брежнев впервые поднялся на трибуну Мавзолея. Вплоть до марта 1953 г. Брежнев, как и другие члены Президиума, находился в Москве и ждал, когда их соберут на заседание и распределят обязанности. В Молдавии он был уже освобожден от работы. Но Сталин так ни разу и не собрал их.

   После смерти Сталина состав Президиума и Секретариата ЦК КПСС был немедленно сокращен. Из состава был выведен и Брежнев, но он не вернулся в Молдавию, а был назначен начальником Политуправления Военно-Морского Флота СССР. Он получил чин генерал-лейтенанта и должен был снова надеть военную форму. В ЦК Брежнев неизменно поддерживал Хрущева.

    В начале 1954 г. Хрущев направил его в Казахстан руководить освоением целины. Он вернулся в Москву только в 1956 г. и после XX съезда КПСС стал снова одним из секретарей ЦК и кандидатом в члены Президиума ЦК КПСС. Брежнев должен был контролировать развитие тяжелой промышленности, позднее оборонной и аэрокосмической, но все главные вопросы решал лично Хрущев, а Брежнев выступал как спокойный и преданный помощник. После июньского Пленума ЦК в 1957 г. Брежнев стал членом Президиума. Хрущев ценил его лояльность, но не считал достаточно сильным работником. После ухода на пенсию К. Е. Ворошилова Брежнев стал его преемником на посту Председателя Президиума Верховного Совета СССР. В некоторых западных биографиях это назначение оценивается едва ли не как поражение Брежнева в борьбе за власть. Но в действительности Брежнев не был активным участником этой борьбы и был очень доволен новым назначением. Он и не домогался тогда поста главы партии или правительства. Он был вполне удовлетворен ролью «третьего» человека в руководстве. Еще в 1956-1957 гг. ему удалось перевести в Москву некоторых людей, с которыми он работал в Молдавии и на Украине. Одними из первых были Трапезников и Черненко, которые стали работать в личном секретариате Брежнева. В Президиуме Верховного Совета именно Черненко стал начальником канцелярии Брежнева. В 1963 г., когда Ф. Козлов потерял не только благосклонность Хрущева, но и был сражен инсультом, Хрущев долго колебался при выборе своего нового фаворита. В конечном счете выбор его пал на Брежнева, который и был избран секретарем ЦК КПСС. Хрущев имел очень крепкое здоровье и рассчитывал еще долго оставаться у власти. Между тем сам Брежнев был недоволен этим решением Хрущева, хотя перемещение в Секретариат увеличивало его реальную власть и влияние. Он не жаждал окунуться в крайне трудную и полную хлопот работу секретаря ЦК. Не Брежнев был организатором смещения Хрущева, хотя он знал о готовящейся акции. Среди главных ее организаторов не было согласия по многим вопросам. Чтобы не углублять разногласий, которые могли сорвать все дело, они согласились на избрание Брежнева, предполагая, что это будет временным решением. Леонид Ильич дал свое согласие.

3.2 Внешняя и внутренняя  политика Л.И. Брежнева

«Эпоха застоя» - так характеризуют  публицисты экономическое и политическое состояние СССР в период правления  Л. И. Брежнева (с 1964 по 1982 годы). Консерватизм и отсутствие политической дальновидности генсека Брежнева приближали советскую  экономику к развалу. Он отдавал  особое предпочтение развитию военно-промышленного  комплекса, на что растрачивалась основная часть бюджетных средств. Был  создан мощный комплекс, но это негативно  отразилось на экономике в целом  и усугубило кризис в стране. Происходит замедление научно-технического прогресса, экономические реформы «замораживают», резко снижаются темпы роста  сельского хозяйства и промышленности. Все эти факторы стали приводить  Советский Союз к отставанию в  развитии от лидеров мировых держав. В это же время внутриполитическая ситуация складывалась не лучшим образом. Принимается новая Конституция  СССР. В основном законе страны говорилось о полновластии народа, как о главном  принципе власти. На деле же все обстояло иначе. При Брежневе возрастает и усиливается бюрократический аппарат. Партийцы и приближенные Леонида Ильича свободно занимаются произволом, казнокрадством, злоупотребляют служебным положением. Процветает коррупция среди чиновников. Активно ведется борьба с инакомыслящими. Под руководством Брежнева органами государственной безопасности применяются репрессивные меры в отношении членов правозащитных движений. Ужесточается цензура. Возобновляется преследование литературных деятелей за их произведения. Однако помимо негативных моментов во внутренней политике СССР, следует выделить такое важное историческое событие, как первый выход человека в открытый космос (1965 г.).

Что касается внешней политики, проводимой Брежневым, то она носила неоднозначный характер. СССР совместно  с мощными державами США и  Великобританией подписывают ряд  договоров (о мирном использовании  космического пространства, о нераспространении  ядерного и бактериологического  оружия и другие). Принимается множество  соглашений о сотрудничестве с различными странами (Египтом, Индией, Сирией, Ираком и т.д.). Наряду с принятием мирных политических постановлений, в годы правления Брежнева принимаются  решения о вводе советских  войск совместно с некоторыми европейскими войсками на территорию Чехословакии (август 1968 г.). Менее чем  через десять лет, в 1979 году войска СССР направляются в Афганистан. Помимо этого Л. И. Брежнев выступает  инициатором доктрины об ограничении  суверенитета для социалистических государств. Иными словами, те государства, которые попытались бы не считаться  с руководством Советского Союза  при построении своей внешней  и внутренней политики, могли быть подвергнуты определенным санкциям (от простого запугивания, до военного вторжения). Столь агрессивное поведение  СССР обесценило прежние договоры по поддержанию мира. Советский Союз под руководством Брежнева стремительно подходил к развалу.

Вывод

Победа в войне вывела СССР в разряд ведущих держав послевоенного мира. Престиж и значение Советского Союза на международной арене неизмеримо возросли, так, если в 1941 г. дипломатические отношения с ним поддерживали 26 стран, то в 1945 г. уже 52 государства.

Однако во внутренней политике страны не произошло заметных изменений. Основной задачей в послевоенные годы являлось скорейшее восстановление разрушенного народного хозяйства, перевод экономики на мирные рельсы. Переход от военной экономики к мирной был чрезвычайно сложным процессом. Он требовал определения новых народно-хозяйственных пропорций, перевода предприятий на выпуск продукции народного потребления.

Развитие науки и культуры в СССР в послевоенные годы сочеталось с ужесточением борьбы с любыми даже самыми малейшими, отклонениями от «задач социально строительства».

Советское правительство  значительно увеличило расходы  на науку. В то же время отрасли науки, не имевшие прямого отношения к обороне, подверглись жестокому нажиму и даже запретам. Наиболее показательными в этом отношении стали гонения на генетику и кибернетику , которые были объявлены науками, противоречащими законам материализма.

Для послевоенного периода  характерны неоднократные реорганизации, слияния, разделения министерств, главным образом промышленных.

Важнейшим направлением внешней  политики СССР в первые послевоенные годы являлось формирование прочной системы безопасности страны как в Европе, так и на дальневосточных рубежах. Послевоенная Европа была разделена на две противостоящих друг другу группировки государств с различной идеологической направленностью, на базе которых и были созданы: сначала в 1949 г. – Североатлантический союз (НАТО) под эгидой США, затем в 1955 г. – организация Варшавского Договора (ОВД) при доминирующей роли СССР.

Происшедшее сразу после  смерти Сталина перераспределение  обязанностей внутри руководящей верхушки партии и страны привело к слиянию в марте 1953г. МВД и МГБ в единое Министерство внутренних дел, которое возглавил Л.П.Берия. После устранения Берии в середине 1953 г. пришедшие к власти наследники «вождя» постарались прежде всего поставить под свой контроль деятельность именно репрессивного аппарата государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

1. Байбаков Н.К. Сорок  лет в правительстве. – М.: Республика, 1993. – 317 с.

2. Зверев А. Г. Записки  министра. – М.: Политиздат, 1973. –  270 с.

3. Каганович Л.М. Памятные  записки. – М.: Вагриус, 1998. – 574 с.

4. Микоян А.И. Так было. Размышления о минувшем. – М.: Вагриус, 1999. – 636 с.

5. Хрущев Н.С. Воспоминания. – М.: Вагриус, 1997. – 512 с.

6. Чуев. Ф.И. Молотов: Полудержавный  властелин. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. –  736 с.

7. Белоусов Р.А. Экономическая  история России: ХХ век. В 5-ти  кн. Кн. 4. – М.: ИздАТ, 2004. – 412 с.  Кн. 5. – М.: ИздАТ, 2006. – 464 с.

8. Восленский М. Номенклатура. Господствующий класс Советского  Союза. – М.: Сов. Россия, 1991. –  624 с.

9. Жуков Ю.Н. Сталин: тайны  власти. – М.: Вагриус, 2007. – 720 с.

10. Зубкова Е.Ю. Послевоенное  советское общество: политика и  повседневность. 1945-1953. – М.: РОССПЭН,  – 229 с.

11.Кара-Мурза С.Г. Советская  цивилизация. От Великой Победы  до наших дней. – М.:

 

 


Информация о работе Особенности политического и социально-экономического развития СССР в послевоенный период