Особенности политической и духовной жизни 1960 – 1980 СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 21:26, контрольная работа

Описание работы

Главное событие в послевоенный период как отечественной, так и всемирной истории - прекращение существования СССР как единого государства, крах социалистической идеологии. Понятия идеология и культура находятся в тесном и сложном взаимодействии. Через идеологию в культуру входят социальные интересы, формируя социальный заказ и многообразие культурных систем, подсистем и в социальном времени, и в социальном пространстве.
Культура нуждается в поддержке общества и государства. В советский период государство осуществляло разработку и проведение культурной политики преимущественно в виде партийного руководства литературой и искусством

Содержание работы

Введение
3
1.Особенности политической и духовной жизни 1960 – 1980 гг.
5
2.Духовная и культурная жизнь в СССР в 1960 – 1980 гг.
11
Заключение
14
Список используемой литературы
16

Файлы: 1 файл

Кр история текст.docx

— 42.65 Кб (Скачать файл)

Что касается стран социалистического содружества, то в конце 1960-х – начале 1980-х годов принцип «пролетарского интернационализма» реализовывался в доктрине «ограниченного суверенитета», получившей на Западе название «доктрины Брежнева». События в Чехословакии 1968 г. показали, что в «слабых звеньях» содружества могла возникнуть потенциальная возможность реставрации капитализма, а это представляло угрозу для всего социалистического блока. Из этого следовало, что суверенитет любого социалистического государства является общим достоянием и «заботой всех социалистических стран». Речь шла о том, чтобы «курировать» соблюдение соцстранами «общих закономерностей социализма», иными словами, следование советской модели. Если же возникала угроза «делу социализма» в конкретной стране, все содружество должно было выступить единым фронтом и оказать этой стране «братскую помощь». Такая политическая линия характеризовалась также увеличением экономической зависимости стран «социалистического содружества» от СССР. Объективно «доктрина ограниченного суверенитета» вела к тиражированию кризисных явлений в масштабах содружества, что подтвердили события начала 1980-х годов в Польше. Ввод же ограниченного контингента советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. привел к новому витку гонки вооружений и поставил последнюю точку в эпохе «разрядки

 

  1. Духовная и культурная жизнь в СССР в

1960 – 1980 гг.

 

Духовная атмосфера первой половины 1960-х гг. продолжала в целом быть атмосферой «оттепели». Явление «оттепели» многогранно: это и надежды на обновление социализма, и стремление к творческой свободе, и жажда понять страну, в которой живешь, и романтическое увлечение ленинизмом, и попытки выйти за пределы привычного круга идей и стереотипов, и вера в то, что можно и нужно думать, жить, писать, творить честно, не дожидаясь указаний, не боясь окриков, не оглядываясь на авторитеты. Именно этими принципами и надеждами определялся духовный облик поколения шестидесятых.

 Совершенно очевидно, что эти настроения и ожидания вызывали у власти тревогу. Она не хотела и не могла отказаться от руководства культурой, искусством и наукой, продолжала жить представлениями о необходимости управлять культурным процессом.

В годы «оттепели» к читателям вернулись запрещенные в прежние годы С.А. Есенин, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, И.Э. Бабель, Б.А. Пильняк, М.М. Зощенко. Стало возможным изучать творчество В.Э. Мейерхольда и А.Я. Таирова, слушать не звучавшие ранее произведения Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна. Были опубликованы «Русский лес» Л.М. Леонова, «Не хлебом единым» В.В. Дудинцева, «Искатели» Д.А. Гранина, «Братья и сестры»  Ф.А. Абрамова, «Теркин на том свете»   А.Т. Твардовского, «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына. Значительным явлением литературной и политической жизни стал журнал «Новый мир», возглавляемый Твардовским. В Москве открылся театр «Современник», постановки которого («Вечно живые», «Голый король») вызывали восторг и споры публики. Кинофильм «Летят журавли» М.К. Калатозова  был триумфально показан на Каннском фестивале. А еще были вечера поэзии в Политехническом музее, собиравшие сотни почитателей молодых       Е.А. Евтушенко,  А.А. Вознесенского,  Р.И. Рождественского,  песни Б.Ш. Окуджавы и   В.С. Высоцкого.

Творческая свобода между тем имела определенные границы. В 1962 и 1963 гг. на ставших знаменитыми встречах с интеллигенцией Н.С. Хрущев весьма недвусмысленно и даже грубо напомнил писателям, поэтам, художникам об их месте в обществе: «Центральный комитет партии будет добиваться от всех... неуклонного проведения партийной линии».

Цензура запрещала публикацию романов «Котлован» и «Чевенгур»   А.П. Платонова, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова,  «Жизнь и судьба»  В.С. Гроссмана. Апогеем «антиоттепели» стали гонения на Б.Л. Пастернака за опубликованный на Западе роман «Доктор Живаго», удостоенный Нобелевской премии в области литературы; скандальный разнос, устроенный Хрущевым художникам-абстракционистам на выставке в Манеже.

С середины 1960-х гг. идеологическое давление на культуру усилилось. Власть поддерживала официозные, идейно выдержанные, но весьма несовершенные в художественном отношении произведения. Преследования тех, кто в своем творчестве нарушал установленные рамки, приобрели весьма жесткие формы. В середине 1960-х гг. был устроен судебный процесс над А. Синявским и Ю. Даниэлем, к высылке за «тунеядство» приговорили поэта И.А. Бродского, в будущем лауреата Нобелевской премии. В 1970-х страну покинули А.И. Солженицын, В.П. Некрасов, В. Н. Войнович,    А.А. Тарковский, М.Л. Ростропович, но творческая жизнь продолжалась. Писатели, театральные режиссеры, кинорежиссеры продолжали создавать произведения высочайшего художественного и нравственного уровня.

Культурный процесс развивался, преодолевая сопротивление системы. Знамением времени было возникновение целого сектора нонконформистской, отрицающей официальные догмы культуры, появление так называемого «самиздата», практика публикации запрещенных произведений за рубежом. Столь же противоречивым было развитие науки. К середине 1950-х гг. руководство страны осознало, что в условиях начавшейся научно-технической революции поддержка науки становится условием сохранения за СССР статуса великой державы. К середине 1960-х гг. расходы на науку выросли в четыре раза, более чем в два раза увеличилось количество научных работников. Эта тенденция сохранилась в последующие годы: с 1960 по 1980 гг. расходы государства на науку выросли в общей сложности в 6 раз. Серьезно улучшилось материальное положение ученых. Были созданы новые научные центры в Новосибирске, Свердловске, Уфе, Иркутске, Владивостоке, Красноярске. В 1957 г. был запущен первый в мире синхрофазотрон, спущен на воду первый атомный ледокол, осуществлен первый старт искусственного спутника Земли. В 1961 г. советский космонавт Юрий Гагарин совершил первый в мире пилотируемый полет в космос. Получили признание исследования в области физики высоких и сверхвысоких энергий, химии цепных реакций (Н.Н. Семенов, Нобелевская премия), теории сверхтекучести (Л.Д. Ландау, Нобелевская премия), исследований молекулярных квантовых генераторов (Н.Г. Басов, А.М. Прохоров, Нобелевская премия), космонавтики (С.П. Королев, В. Н. Челомей). По ряду направлений советская наука занимала ведущие позиции, обгоняя соответствующие научные школы на Западе.

К сожалению, нарастали и негативные тенденции. Прикладные исследования существенно отставали от фундаментальных. По некоторым ключевым направлениям (вычислительная техника и информатика, с конца 1960-х гг. — освоение космоса, самолетостроение, генетика и микробиология, ядерные исследования) отставание нашей науки было значительным. Что касается общественных наук, то после некоторого оживления, связанного с «оттепелью», их развитие вновь затормозилось. Идеологический диктат был в этой сфере особенно ощутим.

 

 

Заключение

 

Исторически период 1960-1980-х гг. - это заключительные десятилетия существования советской империи и ее основы - социалистической идеологии. Этот период насыщен событиями в экономической, политической и духовной области.

Эволюционирует советское общество: повышается образовательный уровень и культурные потребности населения; советские люди не хотят довольствоваться минимумом, как в сфере потребления материальных благ, так и в духовной сфере. «Культурный продукт» становится предметом неудовлетворенного спроса наряду с дефицитом качественных товаров и услуг.

Повышается уровень информированности людей, на главные позиции в качестве источника информации выдвигаются радио и телевидение.

Импульс для раскрепощения общественного сознания был дан в хрущевское десятилетие. После начавшегося процесса реабилитации, общество медленно преодолевает страхи, догмы, стереотипы, еще медленнее меняется общественное сознание. Возврат к старому теперь воспринимается крайне болезненно, имевшие место попытки в конце 1960-х годов реанимировать сталинизм вызывают открытый протест части интеллигенции, приводит к появлению диссидентства.

Острая реакция научной и творческой общественности на события внутренней и внешней политики болезненно воспринимаются властью, которая использует для подавления инакомыслия весь спектр силовых методов.

Властная элита, возможно, осознает, что кризисные явления (все более отчетливые) связаны, в важной степени, с кризисом идеологии. Главное направление развития советского общества (не только декларированное, но для многих, для большинства — реальное) — поступательное движение к светлому будущему, теряет свою актуальность. Потеря прежнего ориентира — строительства коммунизма, его подмена на расплывчатую цель — создание развитого социалистического общества, люди интуитивно связывают с размыванием идеологической парадигмы, которая для государства в течение десятилетий была основой конструкции.

Игнорируя предложения оппозиции, представленной немногочисленными диссидентами, власть теряет возможность реанимировать социализм как идеологию, реставрировать социалистическую теорию по образцу западной социал-демократии.

Наиболее ярко проявились в 1960-1980 гг. деформации социалистической идеологии в культурной сфере. В этот период советская художественная культура интегрируется в мировое культурное поле, востребована и высоко оценена: расширяются рамки культурного обмена, гастрольной деятельности как советских, так и зарубежных деятелей культуры. В этих условиях существование искусства в узких рамках социалистического реализма было весьма сложно. В культурной сфере проявлялся многообразие форм, методов и способов творческого самовыражения, именно здесь идеологические рамки все более расширялись, несмотря на идеологический диктат и репрессии власти.

Для отечественной культуры период 1960-1980 гг. - эпоха расцвета, пожалуй, высшая точка развития для всего советского периода. Постепенное возвращение творчества раннее запрещенных авторов, культурного наследия русской эмиграции, знакомство с современным зарубежным искусством, культурные контакты, рождение нового поколения художественной интеллигенции, появление альтернативных источников информации, - все это расширяло культурное пространство, в котором жило советское общество, способствовало размыванию его идеологического единства, восстановлению культурной преемственности. Безусловно, небольшая по численности группа творческой интеллигенции оказывала серьезное влияние на атмосферу в обществе.

Вместе с тем, советское общество 1960-1980 гг. - общество конформистов, общество во многом, «двойной морали», жизнь которого осуществляется по особым «правилам», известным всем. Идеологическое единство советского общества — иллюзия, отсюда попытки правящей партии обозначить единую цель, единое направление движения были обречены на провал. На определенном этапе развития государство утратило идеологическое постоянство, которая на протяжении десятилетий была основой конструкции, своеобразным материковым шельфом. В итоге — крах советской государственности и социалистической идеологии.

В культурной сфере проявлялся множество форм, методов и способов творческого самовыражения, именно здесь идеологические рамки все больше расширялись, несмотря на диктат со стороны властных структур. Авангард художественной интеллигенции, куда можно отнести не только молодых нонконформистов, но и так называемых «шестидесятников», начавших свой творческий путь в период «оттепели», в последующий период перестройки, станет той силой, которая разрушит видимую часть советской идеологии.

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. История Советского государства. 1900-1991. Верт Н. - М.: ИНФРА-М, 2003.

  1. История России: Учеб. для вузов /Под ред. М.Н. Зуева, АА. Чернобаева.-М.: ВШ, 2001.

  1. История России. Учебник для вузов. Мунчаев Ш., Устинов В. - М.: ИНФРА-М. 1997.

  1. Интернет-источник: http://ru.wikipedia.org

 

 

 


Информация о работе Особенности политической и духовной жизни 1960 – 1980 СССР