Особенности поселений на Кавказе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 20:03, реферат

Описание работы

Города на Южном Кавказе возникли как древние политические и религиозные центры. К началу XIX века они представляли собой порты-фактории (Батуми, Сухуми); крепости и ремесленно-торговые центры в узлах транспортных путей (Ахалцихе, Кутаиси, Карс, Тбилиси, Дербент, Баку. Нуха, Шемаха и др.). Особое значение имел Тифлис (Тбилиси), бывший средоточием связей всего Кавказа. Официальной датой его основания считается 458 год, время построения царем Вахтангом Горгасалом укреплений вокруг уже давно существовавшего города. В средние века возникали и гибли поселения городского типа и на Северном Кавказе. Градообразующим центром каждого города выступала крепость-дворец, с альтернативой в виде рыночной площади, а основной структурной единицей поселения выступал квартал.

Файлы: 1 файл

История северного кавказа.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

 

  1. Особенности поселений на Кавказе

 

Возникновение и развитие городов.

Города на Южном  Кавказе возникли как древние  политические и религиозные центры. К началу XIX века они представляли собой порты-фактории (Батуми, Сухуми); крепости и ремесленно-торговые центры в узлах транспортных путей (Ахалцихе, Кутаиси, Карс, Тбилиси, Дербент, Баку. Нуха, Шемаха и др.). Особое значение имел Тифлис (Тбилиси), бывший средоточием связей всего Кавказа. Официальной датой его основания считается 458 год, время построения царем Вахтангом Горгасалом укреплений вокруг уже давно существовавшего города. В средние века возникали и гибли поселения городского типа и на Северном Кавказе. Градообразующим центром каждого города выступала крепость-дворец, с альтернативой в виде рыночной площади, а основной структурной единицей поселения выступал квартал. Направления узких улиц между кварталами определялись естественным рельефом местности, внутри были тесные проходы. И в городах и в селениях усадьба отделялась от внешнего пространства глухой стеной, в жилище попадали из внутреннего дворика, часто переходящего в сад. Городские дома строили из камня, хотя широко применялась и глина. Они были в один-два этажа, в последнем случае на втором этаже появлялся живописный деревянный балкончик.

В российское время происходила или частичная перепланировка центра города или рядом с "азиатской" частью появлялась "европейская". При советской власти перепланировка продолжалась, на окраинах были построены дома современной застройки, одинаково называемые "черемушками", но колорит исторического участка старого города был, в основном, сохранен. На Северном Кавказе города, такие, как Екатеринодар (Краснодар), Грозный, Владикавказ, Нальчик, Новороссийск, Темир-хан Шура (Махачкала) возникли на местах российских укреплений. Позднее в города преобразовывались и поселки с возросшей экономической значимостью города горняков: Тырныауз в Балкарии, Ткварчели в Абхазии, а также город-курорт Сочи.

Сельские поселения  на Кавказе.

Размеры и формы  сельских поселений определялись ландшафтом и общественным устройством. Основным их принципом было совместное поселение родственных семей, составлявших в высокогорье отдельное село родичей, а в других местах поселения происходили по патронимным кварталам. На равнине и в предгорьях села старались разместить у реки. В горах под жилище отводились негодные в хозяйственном отношении места. В средней части селились на горных склонах, в высокогорье на хребтах. Тип селения-усадьбы был типичен для высокогорья и для верхней части лесистых долин Западного Кавказа. Крупные селения могли быть и на равнине и в горных районах. На Западном Кавказе в предгорьях кварталы слипались в многокилометровое пятно вокруг соседних холмов. В горах Дагестана дома располагались на склоне амфитеатром, так что крыша дома была двориком для усадьбы семьи, жившей выше.

В каждом горном селении в его центре или в  середине каждого квартала была площадка, где собирались мужчины; а ниже у  водного источника обычно встречались  женщины.

Типы кавказского  жилища

Большое разнообразие видов кавказского жилища может быть сведено к нескольким основным типам, связанным с группами народов или отдельными этносами.

Ногайцы долгое время сохраняли юрту жилище кочевников, юрта была известна курдам, похожее  на юрту жилище алачиг использовали в  горах азербайджанские пастухи.

На равнинах и предгорьях вокруг Большого Кавказа  адыго-абхазские народы, осетины, вайнахи, западные грузины и грузины-кахетинцы, часть аварцев, кумыки, талыши строили  дома из турлука (обмазанных глиной прутьев) и саманного кирпича (смеси глины с соломой и навозом). Дома состояли из одной или нескольких комнат под 2-х или 4-х скатной крышей из растительных материалов. Дом часто имел крытую террасу со стороны двора.

Карачаевцы, часть  балкарцев, осетин, горных адыгов делали срубные жилища, причем у карачаевцев дома были объединены вокруг перекрытого дворика - арбаза.

Каменный дом  от полуземлянки до 2-3 х этажного дома с плоской крышей (т.н. горская  сакля) был типичен для всех горцев средних зон Большого и Малого Кавказа.

Максимальное устремление ввысь демонстрировали каменные жилища замкового типа, дома-крепости балкарцев, осетин, ингушей, горных чеченцев, грузин-сванов, тушин, хевсуров, называемыми жилыми и боевыми башнями.

Большая полуземлянка, перекрытая ступенчато-пирамидальным сводом и земляной засыпкой, была типична для армян, грузин Картли, азербайджанцев и курдов нагорного Карабаха, а также для населения некоторой части юга Осетии.

В жилище с плоской  крышей из глиняных блоков жили на Апшеронском  полуострове и в селах Араратской долины.

Очаг - сакральный центр дома

Горское жилище не было комфортным, но все его недостатки искупались любовью к родному  дому. Сакральным центром жилого пространства у горцев Северного Кавказа и  Дагестана был очаг с открытым огнем, горевшим в центре дома или помещенным в камин у стены. За очагом было место хозяина дома. Часть дома по правую сторону от огня считалась мужским пространством, по левую женским. Над очагом висела железная цепь, главная святыня дома. В местных верованиях к ней относились как к части вертикальной оси мира, воплощению небесного огня. Другой святыней был центральный столб. У народов Малого Кавказа, например, армян, основная комната имела углубленный глиняный очаг, а специальное гостевое помещение располагалось рядом с помещением для скота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Свадебные обряды

 

Свадьба также  как и сватовство было наполнено  рядом этикетных моментов. Прежде всего, это поздравления, адресованные родителям невесты. По правилам этикета  отца невесты поздравляли мужчины, мать – женщины.

Мужчин и женщин, прибывших  на свадьбу, устраивали в разных кибитках, рассаживание гостей происходило по старшинству. Мужчин за столом обслуживали  юноши, а женщин – девушки. За столом соблюдались все правила застольного  этикета. Кроме того, мужчины соблюдали правила распития хмельных напитков.

Одним из развлечений свадебного торжества считалось исполнение певцами народных песен, во время  которых слушатели должны были придерживаться определенных правил поведения: они  не должны были переговариваться, выкрикивать с места реплики, прерывать певца, подавать кому-либо различные знаки, жестикулировать. Запрещалось во время коллективного прослушивания песен, музыки демонстративно покидать свое место. Если возникала такая необходимость, то это надо было сделать как можно незаметнее. Присутствие женщин не возбранялось, но они никогда не садились рядом с мужчинами.

По этикету новобрачные  на свадьбе не должны были находиться вместе. Другим развлекательным моментом на свадьбе являлись танцы. Танцующие  пары также следовали определенным нормам поведения: инициатива приглашения на танец всегда исходила только от мужчины, а его завершение – от девушки. Категорически запрещалось силком тянуть девушку на танец, делать лишние движения, не предусмотренные танцем, смеяться, гримасничать, девушка должна была вести себя скромно, не выбегать навстречу партнеру, не выказывать особого желания танцевать и т.д.

Согласно этикету невесту  встречали все старшие родственники, кроме жениха. Этикет не позволял семье  жениха открыто выражать свое недовольство малым размером приданого, его составом и качеством входящих в него вещей. В знак уважения к новой семье, родственникам жениха невеста до конца свадьбы стояла. По этикету каждого посетителя невеста приветствовала кивком головы.

Руководил застольем  тамада. Если кто-нибудь желал на короткое время отлучиться, он должен был  спросить разрешения у тамады. Уходящему  и возвращающемуся присутствующие оказывали уважение вставанием. Этих традиций строго придерживались и другие тюркские народы. После свадьбы молодожены продолжали соблюдать обычаи избегания, они не разговаривали друг с другом при посторонних и не уединялись.

Одним из завершающих  этапов свадебного церемониала было посещение новобрачной родительского  дома после свадьбы .Ее приезд к родителям также обставлялся рядом этикетных моментов. Так, молодая невестка из аула мужа должна была уйти незаметно, пешком, а к аулу отца подъехать на арбе. Будучи в гостях у родителей она не должна была показывать, что в ее жизни произошли какие-то изменения. Из отцовского дома она также старалась уйти незаметно, не привлекая к себе внимания. Подъезжая к аулу мужа, она снова сходила с арбы и старалась незаметно войти в дом. В последующие посещения родительского дома это скрывание уже не соблюдалось.

Завершением свадебных церемоний считалось приглашение зятя в родительский дом жены . Между зятем и родственниками жены соблюдались разговорные запреты и избегания. Менее строгими они становились после официального приглашения в дом тестя, хотя и после этого зятю не разрешалось обращаться к тестю по имени, пить, курить при нем и т.д. Зять не называл и тещу по имени, не заходил в ее комнату, не садился с ней рядом, не прикасался к теще, не обнажал перед ней головы и других частей тела. Общение между ними сводилось до минимума. Подобным же образом в отношении зятя вела себя и теща.

  Застольный этикет и традиционная пища народов Северного Кавказа (ногайцы)

Застольного этикета  ногайцев. Рассаживание членов семьи  во время застолья происходило строго по правилам этикета. Согласно этикетной проксемике во время семейной трапезы почетное место – «тоьр» – занимал глава семьи, по правую сторону от него садились сыновья, по левую – жена и дочери. Наиболее почетные лица, взрослые члены семьи сидели ближе к хозяину и хозяйке, а менее почетные и молодежь – ближе к двери. Подобный обычай рассаживания за столом имеет давние традиции и восходит к древним обычаям кочевников. Мы склонны связывать его с проявлением деликатности и скромности и, конечно, с культурой поведения и этикетом.

У ногайцев существовали и определенные этикетные позы сидения  за столом. Мужчинам полагалось сидеть по-турецки, женщинам - подмять под  себя одну ногу, а вторую, согнув в  колене, поставить перед собой.

Участники семейной трапезы обязаны были соблюдать определенные нормы поведения. Первым к пище прикасался глава семьи. Брать пищу следовало обязательно правой рукой. Есть за столом следовало неторопливо и аккуратно, не причиняя неудобств окружающим. Брать из общей посуды полагалось те куски, что расположены ближе всего. Во время трапезы считалось неприличным выбирать себе лучший кусок, если он находился в непосредственной близости от одного из сотрапезников, откусывать от целой лепешки, макать надкушенный хлеб в общую чашу со сладостями или подливами. Неприличным было наблюдать за соседом во время еды, откусить и положить обратно в общее блюдо непонравившийся кусок хлеба, мяса. От членов семьи, не говоря уже о госте, требовалось, чтобы в случае необходимости посторонний предмет, случайно попавший в блюдо, был удален незаметно для остальных сотрапезников. Эти правила на Северном Кавказе и в Дагестане были распространены повсеместно .

Недопустимым  было во время еды ковырять в зубах, носу, почесывать голову, вычищать остатки  пищи под ногтями. Считалось неприличным чавкать за столом, втягивать губами пищу, долго и неаккуратно размешивать еду в пиале. Подобных правил во время трапезы придерживались и многие другие народы Кавказа, особенно строго их соблюдали тюркоязычные народы Дагестана. Однако разжевывать мягкие кости, соскабливать ножом остатки мяса с кости, выбивать или высасывать костный мозг для кочевников-скотоводов было в порядке вещей, равно как сделать отрыжку после еды в знак насыщения.

Определенные  правила существовали и при распределении  мясной пищи. Самыми престижными частями бараньей туши считались: голова (правая сторона ее), лопатки или тазовые кости – их выделяли для главы семьи и старших участников застолья, часть грудинки и мякоть от ножки – для главной хозяйки. Существовали и определенные куски мяса, которые предназначались отдельно мужчинам и отдельно женщинам. Так, например, бедренные части – «орта сан», часть ножек – «ер басар», «бут», ребра – «кабырга» полагались сыновьям, а грудинка – «тоьс», сердце – «юрек», почки – «буйрек» – дочерям. Остальные, куски (шейная часть, самые нижние части ножек) считались менее престижными и предназначались для снох и младших участников трапезы. В результате этнокультурного взаимодействия с ногайцами эти правила распределения мяса были переняты адыгами.

Особо почетной частью ногайцы считают голову животного. Право раздела головы принадлежало главе семейства. Эта часть семейной трапезы также содержала различные этикетные моменты. Если во время семейной трапезы приходил гость, то его сажали рядом с хозяином. При этом гостя приветствовали лишь киванием головы (подавать руку для приветствия во время трапезы не полагалось, так как ногайцы считают, что еда выше гостя). Женщины садились спиной к гостю, а молодые снохи вообще покидали юрту. Старшую женщину эти условности не касались, она продолжала сидеть на своем месте. При этом все ели медленно, чтобы гость успел насытиться. Для обозначения сытости во время трапезы использовались кинесические приемы. У ногайцев отказаться от дополнительной порции можно было, закрыв сверху чашу ладонью.

Не принято  было оставлять еду в чашке, но и вычищать ее дно кусочками хлеба  считалось неприличным, не принято  было доедать за кем-либо еду, наступать  на пищу, пренебрегать ею, выражать свое недовольство по поводу качества того или иного блюда. Во время трапезы не позволительным считалось вести посторонние разговоры. По окончании трапезы ногайцы за еду благодарили Аллаха, а не хозяина, как это принято сейчас. Первым из-за стола вставал глава семейства, затем все остальные.

Информация о работе Особенности поселений на Кавказе