Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:47, реферат
Период с конца 19 века по начало 20 многие ученые по справедливости называют «золотым веком» французской журналистики. Именно тогда грандиозно выросло количество выпускаемых издание: в городе в 5 раз, объем региональной прессы в 13 раз. К первой мировой войне в стране дневной тираж ежедневных газет составлял 8 млн экземпляров.
В этот период издание становится промышленным предприятием, а пресса становится коммерческой, формируется тип массовой газеты. Количество газет вырастает с 900 до 2500 названий. Важным фактором в развитии печати Франции становится закон о печати 1881 г., который отменял предварительную цензуру, штемпельные сборы, залоги, предостережения и прочие административные взыскания с прессы, а рассмотрение серьезных нарушений в печати существующих законов в области распространения информации передавались судам присяжных.
Факультет журналистики
Реферат на тему:
Особенности развития журналистики Франции на рубеже XIX – XX столетий.
Выполнила: студентка 5-ого курса
В. О., 6 гр.
Санкт-Петербург
2012
Период с конца 19 века по начало 20 многие ученые по справедливости называют «золотым веком» французской журналистики. Именно тогда грандиозно выросло количество выпускаемых издание: в городе в 5 раз, объем региональной прессы в 13 раз. К первой мировой войне в стране дневной тираж ежедневных газет составлял 8 млн экземпляров.
В этот период издание становится промышленным предприятием, а пресса становится коммерческой, формируется тип массовой газеты. Количество газет вырастает с 900 до 2500 названий. Важным фактором в развитии печати Франции становится закон о печати 1881 г., который отменял предварительную цензуру, штемпельные сборы, залоги, предостережения и прочие административные взыскания с прессы, а рассмотрение серьезных нарушений в печати существующих законов в области распространения информации передавались судам присяжных.
В стране возникло огромное разнообразие журналов, которые содержали от тщательно проанализированного материала и новостей до всякого рода светских сплетен, сенсаций, романов фельетонов. Благодаря достижению прогресса, становится очень популярным иллюстрированный журнал. Пресса в то время делилась на массовую, качественную и, своеобразный гибрид, качественно-массовую.
На фоне активизации политической жизни и популярности политических газет (многочисленные политические партии и просто группировки имеют свои газеты) достигают больших тиражей умеренно-политические издания, чаще называемые «информационными».
В этот период во французской
прессе наблюдается некоторое
В конце XIX века французская пресса имела в своих рядах многочисленные и неравные подразделения. Поле информационной прессы представляла так называемая «большая четверка»: газеты «Пети журналь», «Пети паризьен», «Матен» и «Журналь»
Газета «Пети Журналь» завоевала свою обширную аудиторию благодаря ряду факторов. Экземпляр издания стоил всего 5 центов (вместо 15 центов за обычные газеты), его можно было приобрести разово, без подписки; газета имела удобный формат 43х30 см. Главной особенностью газеты, что и привлекало читателей, являлось содержание: оно представляло собой информационно-развлекательный контент, лишенный политической окраски (что не мешало газете помещать некоторые политические статьи). Формально являясь республиканской и консервативной, газета на практике проявляет политическую нейтральность, что в совокупности с публикацией новостей (в том числе громких), позволяет набирать и поддерживать огромные тиражи. В 90-е годы 19 века газета расходится миллионными тиражами, а в начале 20 века становится одной из крупнейших довоенных газет. Интересно, что публикация цветных иллюстраций являлось новшеством именно этого издания (такую возможность газета имела с 1889 года).
Закат «Пети Журналь» был связан с возникновением и успешным ростом «Пети паризьен». Ввязавшись в полемику вокруг дела Дрейфуса и заняв непримиримо антидрейфусарские позиции, «Пети Журналь» в 1898 г. сразу потеряла 600 тыс. читателей, которые частично перешли к «Пти паризьен», ставшей благодаря этому крупнейшей ежедневной газетой (на пике достигая тиражей в 2 млн. экземпляра). Основанная в 1876 г., «Пти паризьен» добилась успеха, когда ее возглавил Жан Дюпюи. С 1888 по 1890 гг. он поднял ее тираж с 300 до 650 тыс., а после дела Дрейфуса «Пти паризьен» имела уже около 800 тыс.
В стремлении закрепить и увеличить аудиторию Жан Дюпюи прибегает к приему, приобретенном им в США. На страницах газеты он организует различные конкурсы для привлечения читателей. После проведения одного конкурса и определения победителя, тираж газеты подскочил до 1 млн. 300 тыс. экземпляров. В тяжелое время Первой мировой войны, не смотря на возникшие трудности, газета набирает тираж в 2 млн. экземпляров.
Газета «Пети паризьен» активно обращалась к провинциальному читателю: налаживала специальные вечерние выпуски для провинции, продавала значительную часть тиража в практически все коммуны.
Еще одно издание большой четверки «Матэн» выходит на арену в 1884 году. Ее редактором становится Альфред Эдвардс, который до этого был редактором одноименной газеты, выпускаемой группой американских финансистов по образцу британской газеты The Morning News. В первом номере он заявил, что «Матэн» будет своеобразной газетой, не имеющей собственной политической линии. В подтверждение этого тезиса на ее страницах была открыта «свободная трибуна», где, действительно, уже в первых номерах выступили: Кассаньяк из бонапартистской «Пэн», Корнели из монархической «Клерон» и Жюль Валес из «Кри дю пепль». Так же Эдвардс провозглашает введение «новой журналистики», которая в своей редакционной политике отдает предпочтение новостям и комментариям.
Газета «Журналь» начинает издаваться в 1892 году; основана в Париже журналистом из Нанта Фернаном Ксо. Ксо при выпуске газеты сделал ставку на рекламу: в ночь на 28 сентября 1892 г. тротуары Больших бульваров были оклеены метр за метром лентой с одним словом «Le Journal», а к десяти часам утра было уже продано 200 тыс. экз. первого номера газеты. Изначально Ксо задумывал газету как недорогое литературное издание для мелких торговцев, учителей, рабочих, служащих.
В 1893 году газета начинает выпускать
еженедельное приложение, затем Ксо
покупает литературный журнал. Газета
имеет большой успех и
Все газеты большой четверки имели общие черты. Все они не имели четкой политической ориентации и представляли трибуну для дебатов различным партиям, имели схожее тематически содержательное наполнение. Основываясь на приобретенном в США опыте, эти журналы использовали все возможные средства для привлечения читающей публики: кричащие заголовки, яркие имена журналистов, броские иллюстрации, мгновенно привлекающие внимание, конкурсы с крупными денежными призами, самореклама.
Лидирующие информационные газеты имели достаточно жесткую конкуренцию между собой, но к 1915 году они своеобразный консорциум (как они сами его назвали), основанный на общности рекламных интересов. Агентство Гавас заключает с ними договор об общей рекламной службе, после чего всякая конкуренция между «Пти паризьен», «Пти журналь», «Матэн», «Журналь» а так же «Эко де Пари» практически исчезает.
С приходом Первой мировой войны закономерно ухудшается положение прессы: трудность военного времени сократили количество выпускаемых газет, изменили их содержание и внешний вид. Но эти трудности мало коснулись большой четверки, тиражи которой снова достигали миллионных показателей.
Так же в этот период наблюдается активность изданий политического характера, среди которых выделялась лидирующая «пятерка»: в нее входили «Эко де Пари», «Круа», «Юманите», а так же близкая к правительственным кругам «Тан» и националистическая «Пресс». Каждая из них имела тираж свыше 100 тыс. Так же достаточно популярными было политические газеты «Аксьон франсез», «Батай сэндикалист», «Голуа», «Журналь де деба», «Либерте», они имели более скромные тиражи от 30 до 50 тыс. экземпляров. Всего в Париже в 1910 году выходило порядка 60 ежедневных газет, причем 25 из них с тиражом менее 500 экз.
В годы первой мировой войны период своего расцвета достигла литературно-политическая газета «Эко де Пари», но занимая весьма консервативные и националистические взгляды уже к 30-м годам стала терять свою популярность. С 1936 года издание становится близко с Французской социалистической партией. Учрежденная в 1883 году ежедневная утренняя газета «Круа» стала лидером среди католических изданий, собрав тираж в 170 тыс. экземпляров. Являясь в общественности газетой религиозного толка, редакция все же настаивала на собственной идеологии общегуманистических ценностей. Газета существует по сей день.
Газета была основана
в 1904 году, первый номер вышел в
свет 18 апреля. С 1905 года страницы газеты
были открыты всему
Среди политической прессы в начале 20 века существовали нелегально распространявшиеся политические газеты и популярные сатирические иллюстрированные листки. Такая пресса пользовалась большой популярностью у солдат на фронте. Среди них можно отметить созданные в 1916 г. ежедневную газету Гюстава Тери «Овр», где печатался роман Анри Барбюса «Огонь», и сатиристическую газету «Канар аншене». Последняя благодаря своей соему духу и индивидуальности смогла полностью отказаться от рекламы и завоевать большую аудиторию. «Канар аншене» занимает самое видное место в рядах сатирической политической прессы Франции и по сей день.
Достаточноь большой пласт французской периодики конца 19 века - начала 20 составляли специализированные издания. В «Ежегоднике французской прессы» за 1914 г. их перечень занимает 300 страниц: это были газеты для авто- и авиалюбителей, для посетителей ипподромов, юристов, военных всех рангов, финансистов, торговцев, коммивояжеров и пр. Журнали могли быть посвящены музыке, моде, спорту, сельскому хозяйству. В стране выпускались в большом количестве ежемесячники и листки различной периодичности, для разных возрастов, полов, вкусов, профессий. Росла популярность иллюстрированных журналов (около 250 названий), во главе которых стоял «Иллюстрасьон» – еженедельник с тиражом в 100 тыс. экз. Чаще всего эти журналы печатались на хорошей бумаге и были прекрасно проиллюстрированы, но художественно оформление страдало от излишнего консерватизма.
Примечателен журнал «L’Assiette au beurre», основанный в 1901 году и выпускавшийся до 1912 года. Каждый номер этого издания представлял собой целый альбом, состоящий из 16 рисунков или карикатур, на тему заранее заданную редактором. Основными тематиками карикатур были издевки над властью, богатыми, полицейскими, масонами, священниками. Жрнал так же касался политических и социальных тем: антикапиталистические, антибюрократические карикатуры, а так же на тему смертной казни, торговли детьми и пр. Наполнение всегда имело юмористическую составляющую. К 1911 году в журнале появляются финансовые проблемы, издание требует новых художественных точек зрения, так как стоимость работы художников возрастает, возрастает и стоимость журнала. В 1912 году выходит последний номер журнала.
Региональная пресса тогда отличалась не только своим объемом и разнообразием, но и большим разрывом тиражей между лидерами и отдельной массой. Только 8 из 251 ежедневной газеты превышали тираж в 100 тыс. – «Депеш де Тулуз» (250 тыс.), «Птит Жиронд» (215 тыс.), «Пти Марсейе» (215 тыс.), «Прогре де Лион» (200 тыс.), «Лион репюбликен» (200 тыс.), «Эко дю Нор» (160 тыс.), «Ревей» (100 тыс.), «Франс де Бордо» (100 тыс.), в то же время 190 газет из общего числа не превышали тиража в 10 тыс. экз. Выросла печать и в колониях Франции. К 1914 г. на французском языке в Алжире выходили 9 ежедневных газет, 3 – на Мадагаскаре, 7 – в Индокитае, по одной в Гваделупе, Сенегале и Новой Каледонии.
Бурный рост и развитие прессы этого периода приводит к коммерциализации изданий и появлении на их полосах рекламы. Реклама вторгается на пространство газет и занимает целые полосы, многие издания превращаются в «стены для расклейки афиш». Но менталитет французского читателя как покупателя не позволяет доверять рекламному объявлению, расценивая это как попытку сбыть подозрительный товар. В итоге реклама во французской печать стоит дорого и занимает значительно меньше места, чем, к примеру, в английских газетах.
Происходилии внутри самих газет. Появилось огромное разнообразие новых рубрик (постоянный характер стали проибретать «кино», «радио», «туризм», «авиация», «автомобили», «спорт»), возросла роль «больших репортажей», стали применяться новшества в оформлении. Заметным было увеличение зарубежной информации, что, впрочем, не всегда свидетельствовало о внимании газет к серьезным проблемам международной жизни, а скорее о стремлении развлечь французскую публику чем-то «заграничным», с оттенком экзотики. «Большие репортажи» вступают в период своего расцвета и теперь поднимают резко тираж то одной, то другой газеты. Наибольшую известность среди авторов подобных материалов получил Альбер Лондр после серии репортажей из каторжных тюрем в «Пти паризьен». Его именем даже названа одна из журналистских премий за лучший репортаж.
Изменения коснулись и внешнего вида газет. Не меняя формата, они медленно, но верно увеличивали свой объем. К 1939 г. средний объем «большой» газеты колебался от 12 до 16 полос при числе колонок 7–8. Самым впечатляющим стал количественный и качественный рост фотоматериалов. Фотографии стали занимать самое видное место в издании и порой даже стали определять ее лицо.
Под фотографии подстраивается верстка, а не наоборот, как было раньше. В этот период фотография становиться самостоятельным элементом публикации, а не вспомогательной иллюстрацией.
Таким образом, на рубеже веков
создались крайне благоприятные
условия для беспрецедентного роста
национальной печати Франции. Основными
причинами этого феномена являются
социально-экономические
Список литературы
Информация о работе Особенности развития журналистики Франции на рубеже XIX – XX столетий