Особенности российской многопартийности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 16:08, реферат

Описание работы

К началу XX в. закончилось формирование территории Российской империи. Особенности социального строя России заключались в том, что в нем переплетались старые и новые черты. Вся законодательная и исполнительная власть была сосредоточена в руках царя, самодержавно правившего Россией и опиравшегося в основном на дворянство.
Господствовала административно-полицейская система управления страной. Сохранялись сословная градация общества и привилегированное положение отдельных социальных групп (дворянства, духовенства, казачества). Отсутствовали демократические свободы, была запрещена (до 1905 г) деятельность политических партий и профессиональных союзов.

Содержание работы

Введение

Возникновение партий

Лидеры партий

Опыт построения российского парламентаризма

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 38.78 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

 Возникновение партий

 

 Лидеры партий

 

 Опыт построения российского  парламентаризма

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

К началу XX в. закончилось  формирование территории Российской империи. Особенности социального строя  России заключались в том, что  в нем переплетались старые и  новые черты. Вся законодательная  и исполнительная власть была сосредоточена  в руках царя, самодержавно правившего Россией и опиравшегося в основном на дворянство.

 

Господствовала административно-полицейская  система управления страной. Сохранялись  сословная градация общества и привилегированное  положение отдельных социальных групп (дворянства, духовенства, казачества). Отсутствовали демократические  свободы, была запрещена (до 1905 г) деятельность политических партий и профессиональных союзов.

 

Новые черты в социальном строе возникали вследствие изменений  в экономике и расстановке  политических сил страны. Модернизация ускорила складывание классов капиталистического общества - буржуазии и пролетариата.

 

Она же вызвала размывание сословного деления, изменение социального  лица помещиков и крестьян, усилила  политические амбиции буржуазии  и общественную роль рабочего класса. В 1906 г. был создан представительный орган (Государственная дума), после  чего государственное устройство России стало приближаться (по типу) к парламентской  монархии.

 

Достигнутое в результате борьбы трудящихся некоторое ограничение  самодержавия не удовлетворяло разные слои населения, требовавшие продолжения  демократизации страны. В 1917 г. это привело  к краху самодержавия.

 

Социальные противоречия и неспособность правительства  решить важнейшие политические проблемы привели в начале XX в. к глубокому социально-политическому кризису.

 

Он выражался в обострении рабочего и аграрно-крестьянского  вопросов, в борьбе трудящихся против самодержавно-полицейского строя, в  создании леворадикальных политических партий и либеральных оппозиционных  союзов, в спорах внутри правящей верхушки и колебаниях правительственного курса.

 

 

 

 

 

 

Возникновение партий

 

На формирование партийной  системы большое влияние оказали: во-первых, существенные отличия (по сравнению  с Западной Европой), связанные с  социальной структурой общества; во-вторых, своеобразие политической власти (самодержавия); в-третьих, многонациональность населения.

 

Особенности формирования политических партий:

 

1.1 На рубеже XIX-XX вв. интенсивно шел процесс формирования единой политической партии рабочего класса - РСДРП.

 

1.2 Образование партии  рабочего класса ускорило создание  других партий в России. В течение  1900-1901 гг. оформилась партия социалистов-революционеров (эсеров), претендовавшая на роль  выразителей интересов крестьянства. Партии господствующих классов  сложились в годы первой российской  революции. И сразу были вынуждены  приспосабливаться к быстро меняющейся  обстановке. Им требовалось определенное  время, чтобы осмотреться, выработать  свои программные и политические  лозунги, стратегию и тактику.

 

1.3 Происходило образование многочисленных национальных партий (в Польше, Литве, Латвии)

 

1.4 Ни одна страна в  мире не имела (и не имеет  до сих пор !) такого количества партий, как Россия. Если в конце XIX в. было создано всего три политические партии, то только за первые шесть лет XX в. - свыше 50, а в 1917-1920 гг. - около 90. Это объясняется прежде всего многонациональным составом населения и разновременностью созревания самосознания различных слоев населения.

 

1.5 Как и в других странах, в России партии не появились сразу в готовом виде. Вначале в передовых группах класса или даже классов возникали определенные идейно-политические настроения. Они чаще всего закреплялись созданием кружков. Затем оформлялись направления общественно-политической мысли, представители которых группировались вокруг журналов или газет, имеющих литературно-художественный или общественно-политический характер. Среди этих аморфных образований как в области мировоззрения, так и в организации постепенно происходило классовое и политическое размежевание, и чаще всего образовывалась не одна, а несколько партий. Все политические партии можно свести к трем основным классификационным группам: 1) революционно-демократические партии (социал-демократические и неонароднические), 2) либерально-оппозиционные (в основном партии русской и национальной либеральной буржуазии, а также либеральной интеллигенции) и 3) консервативно охранительные (правые буржуазно-помещичьи и клерикально-монархические, черносотенные).

 

 

 

2 Лидеры партий

 

Среди партий первой группы ведущую роль играли возникшие на рубеже XIX - XX вв. Российская социал-демократическая  рабочая партия (РСДРП) и Партия социалистов-революционеров (эсеры).

 

Как выше указано, РСДРП организационно оформилась на II ее съезде (1903) и тогда  же произошел ее раскол на большевиков  и меньшевиков. Однако формально (вплоть до марта 1917 г.) и те и другие продолжали считаться состоявшими в одной  партии.

 

На II съезде РСДРП была принята  единая (для большевиков и меньшевиков) программа, состоявшая из двух частей. Первая ("программа минимум") предусматривала  решение задач буржуазно-демократической  революции: свержение самодержавия, введение демократической республики и широкого местного самоуправления, предоставления права само определение всем нациям, входящим в состав России, установление 8-часового рабочего дня для лиц наемного труда. В аграрном вопросе выдвигались следующие требования: возвращение крестьянам во время проведения реформы 1861 г. отрезков от их наделов, отмена выкупных и оброчных платежей за землю, а также возвращение крестьянам ранее выплаченных ими выкупных сумм. В 1906 г. аграрная программа была пересмотрена. Теперь уже выдвигалось требование полной конфискации всех помещичьих, государственных, удельных, церковных и монастырских земель. Это требование, как уже сказано, было заявлено самими крестьянами на двух Всероссийских съездах Крестьянского союза и заставило изменить аграрную программу РСДРП на IV ее съезде в апреле 1906 г.. Однако, если крестьяне рассматривали всю землю, в том числе и свою надельную, как общенародное достояние, то аграрной программой РСДРП предусматривалась национализация всех земель. Различие, на первый взгляд терминологическое, имело принципиальное значение. В первом случае хозяином земли становился сам народ, точнее те, кто ее обрабатывает, при этом распределением земельных участков ведала сама крестьянская община. Во втором - полным собственником земли становилось государство, которое превращалось таким образом в крупнейшего помещика-монополиста со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 

Аграрную программу меньшевиков  предложил крупный экономист-аграрник П.П. Маслов. Его поддержал Плеханов. Это была программа муниципализации  земли. Суть ее заключалась в том, что конфискованные помещичьи, удельные, монастырские и церковные земли  предоставлялись в распоряжение органов местного самоуправления (муниципалитетов), которые потом распределяли ее между  крестьянами. Предусматривалось сохранение собственности крестьян на их надельную  землю. Допускался и переход части  земли в руки государства для  создания переселенческого фонда. Программа  меньшевиков была нацелена против властного  вмешательства государства в  аграрные отношения. Кроме того, меньшевики указывали, что национализация земли "непомерно усилит государство, превратив  его в единственного земельного собственника, усилится и правящая бюрократия". В советской литературе программа муниципализации земли  рассматривалась как "реакционная  и утопичная". В действительности она была прогрессивной и реалистичной, ибо наиболее полно отражала крестьянские интересы.

 

Вторая часть программы  РСДРП ("программа-максимум") предусматривала  социалистическое переустройство общества после победы пролетарской революции. Однако реализацию этой программы большевики и меньшевики представляли себе по-разному. Большевики ориентировались на немедленное построение социализма после победы пролетарской революции, даже предусматривали возможность непосредственного "перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую", без какого бы то ни было переходного периода. Меньшевики считали утопией насаждение социализма в экономически и культурно отсталой стране. Они полагали, что после буржуазно-демократической революции должен пройти определенный период буржуазного развития, который превратит Россию из отсталой в развитую капиталистическую страну с буржуазно демократическими свободами и учреждениями.

 

В период революции 1905 - 1907 гг. численность РСДРП значительно  выросла. Если перед революцией в  рядах РСДРП насчитывалось 2,5 тыс. членов (по другим данным 8,6 тыс.), то к  концу революции - уже 70 тыс. При этом меньшевики составляли большинство (45 тыс.). В большевистском крыле РСДРП русские составляли 89%, в меньшевистском - 37%, остальные - грузины (29%), евреи (23%), украинцы (6%) и прочие (5%). Кроме того в России в то время числилось 74 тыс. членов национальных социал-демократических партий: 33 тыс. членов еврейского Бунда, 28 тыс. Польской социалистической партии и 13 тыс. латышских социал-демократов.

 

Партия эсеров хотя формально и заявила о своем возникновении в 1902 г., но организационно оформилась на ее Учредительном съезде, состоявшемся 29 декабря 1905 г.2- 4 января 1906 г. в Финляндии, на котором были приняты ее программа и устав. Программа эсеров предусматривала: свержение самодержавия и установление демократической республики, автономию областей и общин на федеративных началах, широкое применение федеративных отношений между отдельными национальностями, признание за ними безусловного права на самоопределение, введение родного языка во всех местных общественных и государственных учреждениях, всеобщее избирательное право без различия пола, религии и национальности, бесплатное образование, отделение церкви от государства и свободу вероисповедания, свободу слова, печати, собраний, стачек, неприкосновенность личности и жилища, уничтожение постоянной армии и замену ее "народной милицией", введение 8-часового рабочего дня, отмену всех налогов, "падающих на труд", но установление прогрессивного налога на доходы предпринимателей.

 

Центральное место в эсеровской программе занимал аграрный вопрос. Эсеры требовали изъять землю  из частной собственности. Но они  выступали не за национализацию ее, а за "социализацию", т.е. передачу ее не государству, а в общенародное достояние. Землей, считали эсеры, должны распоряжаться общины, которые будут  распределять ее в пользование по "трудовой" норме среди всех граждан республики, для которых  самостоятельный труд на земле является основным источником существования. В  перспективе предусматривалось  обобществление земледельческого производства путем использования различных  форм кооперирования земледельцев. Создание трудовых ассоциаций предполагалось не только в сфере земледелия. В этом эсеры видели создание социалистической формы хозяйства. Они выступали  за сохранение крестьянской общины как  основы создания общественных отношений  в деревне социалистического  характера.

 

Тактика эсеров предусматривала  пропаганду и агитацию, организацию  стачек, бойкота и вооруженных  акций - вплоть до организации вооруженных  восстаний и применения индивидуального  политического террора. Впрочем, террор они рассматривали как "крайнее" средство. Им занималась небольшая "Боевая группа" ,которая вначале насчитывала 10 -15, а в ходе революции 1905 - 1907 гг. - 25-30 человек. Руководили "Боевой группой" Евно Азеф и Борис Савинков. Они организовали убийства ряда крупных государственных лиц - министра народного просвещения Н.П. Боголепова (1901), министров внутренних дел Д.С. Сипягина (1902) и В.Я. Плеве (1904), генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича (1905).

 

Еще в конце 1904 г. из Партии социалистов-революционеров выделилась группа, стоявшая на позиции широкого применения террористической борьбы. В конце 1906 г. она оформилась в "Союз социалистов-революционеров-максималистов", который представлял собой крайне левое крыло эсеровского движения и сосредоточило свою деятельность на "экспропиациях" и индивидуальном терроре. Лидером этой группы был М.И. Соколов, казненный в 1906 г. Группа подвергалась наибольшим полицейским преследованиям и к 1907 г. была практически разгромлена.

 

Из среды эсеров выделилась и группа анархо-коммунистов - последователей Петра Кропоткина, однако влияние ее было невелико, несмотря на авторитет ее лидера.

 

В числе неонароднических социалистических партий, отвергавших насильственные методы борьбы, видное место занимала Трудовая народно-социалистическая партия (народные социалисты или энесы). Она официально заявила о себе в сентябре 1906 г., когда вышел в свет 1-й, программный, выпуск ее бюллетеня "Народно-социалистическое обозрение". Окончательно она оформилась в ноябре 1906 г. К 1907 г. в ней числилось 56 местных организаций, в которых состояло в общей сложности не более 2 тыс. членов. В основном это были городская интеллигенция, земские служащие и незначительное число крестьян. Видными идеологами энесов являлись профессора и публицисты А.В. Пешехонов, В.А. Мякотин, Н.Ф. Анненский, В.И. Семевский, принадлежавшие к "левому флангу" легального народничества.

 

Исходя из своеобразия  российских условий (преобладание крестьянского  населения и наличие поземельной  общины), энесы выступали за особый для России путь к социализму, минуя капитализм, как наиболее "прямой, естественный и безболезненный", опираясь на развитие общинных начал в русской народной жизни. Их программа предусматривала: ликвидацию монархии и введение "демократической республики", замену постоянной армии "народной милицией", отмену сословного строя, утверждение равенства всех граждан перед законом, введение свободы совести, слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенности личности и жилища. Высшим органом управления страной должно стать однопалатное Народное представительное собрание, избираемое всеми гражданами, достигшими 20 лет, независимо от пола, национальности и вероисповедания, путем прямого, равного и тайного голосования. Ему должна принадлежать вся полнота законодательной власти. Энесы выступали за повсеместное введение земского, городского и сельского самоуправления, основанного на широких демократических началах. Энесы были убежденными сторонниками права наций на самоопределение. В аграрном вопросе энесы в качестве первоочередной меры считали конфискацию помещичьих, казенных, удельных, кабинетских, монастырских и церковных земель и передачу их в общенародную собственность. Но конфискация не должна была коснуться крестьянских надельных, а так же тех частновладельческих земель, на которых "ведется трудовое хозяйство". В печати энесы активно выступали против столыпинской ломки общины.

Информация о работе Особенности российской многопартийности