Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 19:31, курсовая работа
Процессы становления рынка в России имели специфическую направленность, что объясняется национальными особенностями исторического развития государства. Переход от государственной формы собственности к
рыночной структуре экономики, должен происходить поэтапно и иметь четко обозначенную экономическую политику.
Введение.
1. Структура рынка.
1.1. Сущность рынка.
1.2. Обмен результатами труда.
1.3. Организация рыночной экономики.
1.3.1. Проблемы и цели рыночной организации.
1.3.2. Функции рынка.
1.4. Роль государства в рыночной экономике.
2. Становление рынка в России.
2.1. Предпосылки для создания рыночной экономики.
2.2. Государственные реформы 1991-1994гг.
2.2.1. Программа реформ.
2.2.2. Реформы Гайдара – Черномырдина.
2.2.3. Экономика России в 1993г.
2.3. Современный российский рынок.
Заключение.
Основу современной
организации национального
Рациональность такой
2.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1991-
2.2.1. ПРОГРАММА РЕФОРМ.
Ослабление, а затем и падение союзных структур власти позволили
российскому руководству энергичнее взяться за реализацию социально-
экономических реформ.
В октябре 1991 г. правительство России представило первую программу
радикальных реформ. Она предусматривала экономическую стабилизацию в течение года с последующим подъемом производства. Главным звеном программы стала реформа ценообразования, автором которой выступал Е. Гайдар. Он справедливо полагал, что именно нерешительность в этой сфере погубила экономические реформы Горбачева. Поэтому с 1 января 1992 г. Намечалось отпустить цены на большинство продуктов. Это был не только сильный и решительный, но и опасный шаг российского руководства, способный вызвать мощный социальный взрыв.
В декабре того же года Россия объявила себя правопреемницей Союза и
унаследовала всю союзную собственность, расположенную на ее территории, включая остатки золотого запаса. После этого правительство России дополнило программу реформ мерами по приватизации государственной собственности. На 1992 г. предусматривалась приватизация 20% госпредприятий в промышленности и 70% предприятий торговли и сферы услуг Предполагалось также осуществление жесткой финансово-кредитной политики. Авторы нового курса рассчитывали с помощью предложенных мер не только ослабить экономический кризис в стране, но и сформировать новый класс собственников, каковым, по их мнению, могло бы стать большинство населения страны. Этот
«средний класс», по их прогнозам, должен был по западному подобию явиться своего рода буфером между нарождающейся крупной буржуазией и трудящимися, оплотом социальной стабильности в обществе.
2.2.2. РЕФОРМЫ ГАЙДАРА –
Реформа Гайдара исходила из того, что вначале произойдет
либерализация цен, а уже затем начнется приватизация. Это было прямо
противоположно программе «500 дней». В результате освобождения цен с 1 января 1992 г. денежные средства населения были, по существу, конфискованы. Соответственно покупать акции приватизируемых предприятий оказалось не на что. В этих условиях летом 1992 г. была утверждена программа приватизации, согласно которой с 1 октября 1992.г. началась выдача приватизационных чеков (ваучеров) всем россиянам. С 1993 г. было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий, которые в перспективе должны были обеспечить получение прибылей. Однако одновременно с выдачей ваучеров началась их
неконтролируемая скупка у населения новыми предпринимателями, банкирами, иностранцами.
В январе 1992 г., наряду с освобождением цен, была упразднена
централизованная система распределения ресурсов. И все же центральным положением реформы стали новые цены. При сохранении сверхмонополизации экономики они выросли в 100 – 150 раз, в то время как средняя зарплата лишь в 10 – 15 раз. Наиболее сильно пострадали от такого положения дел работники бюджетных организаций. Начался сильный отток научных и педагогических кадров в коммерческие и иные структуры (в том числе и за границу).
Изменение структуры питания, отсутствие у малообеспеченных слоев населения возможности получить квалифицированную медицинскую помощь привели к абсолютному сокращению населения России в 1992 г. на 70 тыс. человек.
Продолжался спад промышленного производства, достигший в первом году реформ 35%. Не удалось добиться перелома и в проведении финансовой реформы:
жесткая кредитная политика первых месяцев 1992 г. сменилась под давлением Верховного Совета, директорского корпуса, профсоюзов новыми крупными кредитами убыточным предприятиям России и государствам рублевой зоны. К январю 1993 г. в России было напечатано денег в 4 раза больше; чем их было в июле 1992 г. Это привело к новой волне инфляции.
Не оправдались и расчеты Гайдара на значительную финансовую
поддержку Запада. Ссылаясь на неустойчивость политической ситуации в
России, Международный валютный фонд и страны «семерки»» отказали России в обещанных кредитах. Япония попыталась связать финансовую поддержку российских реформ с возвращением ей четырех островов Курильской гряды.
Нестабильность обстановки вела и к тому, что российские
предприниматели полученные в ходе реформ доходы вклады вали в западные банки и предприятия. Только за 1992 г. из России было вывезено более 17 млрд. долларов. Прежде скрытая коррупция государственных чиновников стала носить открытый характер.
В результате главная задача первого года реформ – макроэкономическая
стабилизация - так и не была решена. Правда, из 250 тыс. государственных и
муниципальных предприятий за 1992 г. в частную собственность перешло около 47 тыс., а 5631 предприятие было преобразовано в акционерные общества.
Значительно расширился рынок продовольственных и промышленных товаров. Это несколько ослабило социальную напряженность, хотя реформы Гайдара вызвали у многих россиян полное неприятие. Естественно, это не могло не отразиться на расстановке политических сил, активизации оппозиции реформаторам.
В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов России оценил
деятельность правительства
смягчить ситуацию в бюджетной сфере. Все это потребовало новых средств и привело в итоге к усилению инфляции. На Западе , да и в самой России
заговорили не о корректировке, а о смене курса реформ. В этих условиях
Президент Б. Ельцин назначил вице-премьером Гайдара, который вместе с министром финансов Б. Федоровым путем возобновления жесткой финансовой политики сумел снизить темпы инфляции к концу 1993 г.
В то же время протекционизм продолжал оставаться главной чертой
политики Черномырдина. Из-за несогласия в принципах проведения реформ Гайдар и Федоров в начале 1994 г. покинули правительство, перейдя в парламентскую оппозицию.
2.2.3. ЭКОНОМИКА РОССИИ В 1993 ГОДУ.
В 1993 году чековая приватизация продолжалась. К концу года было
приватизировано почти 40 тысяч предприятий. Росло количество частных банков (к концу года их стало 2000) и бирж (303). В сельском хозяйстве на долю предприятий с государственной формой собственности приходилось не более 15% земельных угодий. Однако главными производителями продукции по-прежнему оставались 24000 колхозов. Из-за роста трудностей прекратили свою деятельность 14 тысяч фермерских хозяйств. Тем не менее в негосударственном секторе экономики было занято 40% работающих. Продолжался спад производства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. В первом случае он составил 16, 2%, во втором – 4% по сравнению с .1992 г. По этой причине сократилось число грузовых перевозок, на 25% увеличился объем незавершенного строительства. Бюджетный дефицит составил свыше 12 трлн. рублей.
Осложнение экономической ситуации не могло не вызвать и обострения социальных проблем. Цены на потребительские товары за 1993 г. выросли в 9 раз, а на платные услуги – в 25 раз. Ускорилось расслоение общества на богатых и бедных. К началу 1994 г. доходы 10% наиболее обеспеченных в 11 раз превышали доходы такой же доли наименее обеспеченных. К этому времени 40 млн. человек имели денежный доход ниже прожиточного минимума.
Численность безработных составила почти 8 млн. человек. Однако, несмотря на угрожающую статистику, число забастовок в стране сократилось по сравнению с 1992 г. в 4 раза.
Первые годы реформ привели к демонтажу основных элементов отжившей административной системы и переходу к экономическим методам регулирования.
Завершилась первая стадия приватизация, в результате чего почти полностью истребленная прежде частная собственность вновь стала реальностью.
Произошла определенная адаптация производителей и потребителей к рынку.
Либерализация хозяйственной деятельности, цен и внешней торговли привела к тому, что заработал потребительский рынок. Центр деловой активности переместился в негосударственный сектор. Удалось обеспечить, внутреннюю конвертируемость рубля, пополнить золотой и валютный запасы. Россия постепенно интегрируется в мировое хозяйство.
2.3.СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ
Приватизация системы материально-технического снабжения, проведенная по отдельным фрагментам и даже организациям (базам, складам и т.п.), привела к разрушению ранее сложившейся схемы движения товаров и финансовому ослаблению оптовых организаций. В условиях высокой инфляции многие из них для «выживания» стали выполнять функции мелкооптовых и даже оптово- розничных организаций, сдавать в аренду складские помещения и оборудование.
По своим масштабам и «старые» (приватизированные), и «новые»
организации оптовой торговли несопоставимы с универсальными и
специализированными организациями материально-технического снабжения и не могли обеспечивать массовые закупки продукции предприятий за собственный счет; возможности делать это за счет заемных средств были на первых этапах ограничены высоким ссудным процентом и нехваткой средств у коммерческих банков.
Произошло разрушение инфраструктуры оптового рынка, и предприятия- производители стали выходить на него со значительной частью своей продукции непосредственно.
Согласно официальной статистике, на современном российском оптовом рынке промышленной продукции большой удельный вес в продажах занимают производители – около 80%.
Основная масса
сделок крупным оптом
Причем они реализуют не только собственную продукцию, но и
перепродают продукцию, полученную по бартеру, включая потребительские товары.
В то же время
предприятия, особенно крупные,
Однако, предприятиям приходится работать на нестабильном рынке, где нет«демпфирования» спроса и предложения, обычно осуществляемого крупными организациями оптовой торговли. Величина спроса на их продукцию колеблется в значительном диапазоне, ее изменение, а также динамику цен трудно прогнозировать.
Спрос на таком рынке формируется в значительной мере «случайными» партнерами, а это предполагает, что из всего, возможного спектра сделок на оптовом рынке преобладают сделки с наличным товаром , для осуществления которых предприятия должны иметь резервы готовой продукции, то есть замораживать часть своих оборотных средств. В этих условиях предприятия берут на себя функции оптовой торгов, ли в части стабилизации рынков.
Проанализировав
большое количество
рыночной структуре экономики, должен происходить поэтапно и иметь четко обозначенную экономическую политику. Основным элементом подобного перехода является приватизация госпредприятий и передача собственности в частные руки. К сожалению, в России подобные процессы не имели жесткого контроля со стороны правительства и государства, реформы проводились без четкого определения их цели, что в конечном итоге привело к глубокому экономическому кризису в государстве.
Список использованной
1. Камаев В.Д. и коллектив авторов./ Учебник по основам экономической
теории./ М.: “Владос“/ 1995г/ . 384с.
2. Любимов Л.Л., Раннева Н.А./ Основы экономических знаний. – М.: «Вита-
Пресс»./ 1997. – 496с.
3. Савицкий И.К. и коллектив авторов./ Пособие по истории России ХХ
века./ М.: “Просвещение”./ 1996/ - 125.
4. Зверев В.С./ Особенности современного российского рынка./ЭКО/ №8./
1998г./ cтр. 3-21.
5. Шулындин Б./ Формирование рыночной системы./ Свободная мысль/ №12/
1997г./ cтр. 48-59.
3.
-----------------------