Отечественная история

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:25, контрольная работа

Описание работы

Образование и особенности Киевской Руси. Период государственной раздробленности.
1. Восточные славяне в до государственный период развития.
К середине II тысячелетия до н.э. славяне выделяются из индоевропейской общности. К началу I тысячелетия до н.э. славяне стали столь значительны по численности, влиянию в окружающем их мире, что о них стали сообщать греческие, римские, арабские, византийские авторы (римский писатель Плиний Старший), историк Тацит - I в.н.э., географ Птолемей Клавдий - II в.н.э. античные авторы называют славян "антами", "склавинами", "венедами" и говорят о них как о "бесчисленных племенах").

Файлы: 1 файл

Отечественная история.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

                                          Отечественная история

Тема1.

Образование и особенности  Киевской Руси. Период государственной  раздробленности.

1. Восточные  славяне  в до государственный период  развития.

К середине II тысячелетия  до н.э. славяне выделяются из индоевропейской общности. К началу I тысячелетия до н.э. славяне стали столь значительны по численности, влиянию в окружающем их мире, что о них стали сообщать греческие, римские, арабские, византийские авторы (римский писатель Плиний Старший), историк Тацит - I в.н.э., географ Птолемей Клавдий - II в.н.э. античные авторы называют славян "антами", "склавинами", "венедами" и говорят о них как о "бесчисленных племенах").

В эпоху великого переселения  народов славян на Дунае стали  теснить другие народы. Славяне стали дробиться.

Часть славян осталась в  Европе. Позже они получат название южных славян (позже от них произойдут болгары, сербы, хорваты, словенцы, боснийцы, черногорцы).

Другая часть славян переселилась севернее - западные славяне (чехи, поляки, словаки). Западные и южные славяне были покорены другими народами.

А третья часть славян, как считают учёные, не захотела никому покоряться и двинулась на северо-восток, на Восточноевропейскую  равнину. Позже они получат название восточных славян (русские, украинцы, белорусы).

Следует отметить, что  большинство племён стремилось в  Центральную Европу, на руины Римской  империи. Римская империя под  ударами пришлых варваров вскоре (476 г. н.э.) пала. На этой территории варвары  создадут свою государственность, впитав культурное наследие античной римской культуры. Восточные же славяне ушли на северо-восток, в глухие лесные дебри, где никакого культурного наследия не было. Восточные славяне ушли двумя потоками. Одна часть славян ушла к озеру Ильмень. Позже там встанет древнейший русский город Новгород. Другая часть - к среднему и нижнему течению Днепра - там станет другой древнейший город Киев.

В VI - VIII вв. восточные  славяне в основном расселились  по Восточно - Европейской равнине. А на Восточно - Европейской (Русской) равнине уже жили другие народы. На Балтийском побережье и на севере проживали балтийские (литовцы, латыши) и угро-финские (финны, эстонцы, угры (венгры), коми, ханты, манси и др.) племена. Колонизация этих мест была мирной, славяне ужились с местным населением. Основным занятием восточных славян было земледелие. Они возделывали пшеницу, рожь, ячмень, просо, сажали репу, просо, капусту, свеклу, морковь, редьку, чеснок и другие культуры. Занимались скотоводством (разводили свиней, коров, лошадей, мелкий рогатый скот), рыболовством, бортничеством (сбор меда диких пчел). Значительная часть территории восточных славян лежала в зоне сурового климата, и занятие сельским хозяйством требовало напряжения всех физических сил. Трудоемкие работы нужно было выполнять в строго определенные сроки. Это было под силу только большому коллективу. Поэтому с самого начала появления славян на Восточноевропейской равнине важнейшую роль в их жизни стал играть коллектив - община и роль вождя.

Жили восточные славяне  родами. В каждом роде был свой старшина - князь. Князь опирался на родовую верхушку - "лучших мужей". Князья формировали особую военную организацию - дружину, в которую входили воины и советники князя. Дружина делилась на старшую и младшую. В состав первой входили наиболее знатные воины (советники). Младшая дружина жила при князе и обслуживала его двор и хозяйство. Дружинники с покоренных племен собирали дань (налоги). Походы за сбором дани назывались "полюдьем". У восточных славян с незапамятных времён имелся обычай - все важнейшие вопросы в жизни рода решать на мирской сходке - вече .

Верования восточных  славян. Древние славяне были язычниками. Они поклонялись силам природы  и духам предков. В пантеоне славянских богов особое место занимали: бог  солнца - Ярило; Перун - бог войны и молнии, Сварог - бог огня, Велес - покровитель скота. В роли первосвященников выступали сами князья, но у славян были и особые жрецы - волхвы и кудесники.

 

2. Государство Киевская  Русь ( IX-н. XIIвв.)

а) проблема происхождения, норманнская теория;

в) политический строй, династия Великих Киевских князей.

г) внешняя политика.

Д) крещение Киевской Руси.

  Существуют две  основные гипотезы образования  Древнерусского государства. Согласно  норманнской теории, опирающейся  на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами — братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году.

 

  Как  ранее,  так  и  сейчас  идут  споры  об   истории   возникновения

Древнерусского   государства.   Эта   проблема    постоянных    политических

спекуляций.  К  вопросу  образования  Русского  государства   обратилось   и

обращается  большое  число  представителей  различных  наук  –  от  истории,

археологии до лингвистики и географии.

      В 30-60 годы XVIII в. немецкие учёные Иоганн  Готфрид Байер  и  Герхард

Фридрих Миллер, работавшие в Петербургской Академии Наук,  в  своих  научных

трудах впервые  попытались  доказать,  что  Древнерусское  государство  было

создано варягами.  Они  положили  начало  норманнской  теории  происхождения

Российского государства.  Против  этой  теории  решительно  выступил  М.  В.

Ломоносов,  которому  императрица  Елизавета  I  поручила  написать  историю

России.  Своими  исследованиями  Ломоносов  положил  начало   антинорманской

теории. Так появилось две школы: норманнская и антинорманская  (славянская).

Обе стороны ссылаются на две  летописи: Лаврентьевскую и Ипатьевскую.

      Норманисты единодушны  в двух принципиальных вопросах.  Во-первых,  они

считают, что норманны добились господства  над  восточными  славянами  путём

внешнего военного захвата  или  с  помощью  мирного  покорения  (приглашения

княжить);  во-вторых,   они   считают,   что   слово   «русь»   норманнского

происхождения.

В 879 в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре.

В 882 по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода  на юг. По пути захватив Смоленск и Любеч, установив там свою власть и поставив на княжение своих людей. Далее Олег с новгородским войском и наемной варяжской дружиной под видом купцов захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира, и объявил Киев столицей своего государства («И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским“.»); господствующей религией было язычество, хотя в Киеве также было и христианское меньшинство. Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945. Игорь совершил два военных похода на Византию. Первый, в 941 году, завершился неудачно. Ему предшествовала также неудачная военная кампания против Хазарии. После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда. Около 962 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последние из всех восточно-славянских племён платили дань хазарамакже Святослав осуществил два похода в Болгарию, где намеревался создать собственное государство со столицей в придунайской области. Он был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода в 972 году.

После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право  на престол (972—978 или 980). Старший сын  Ярополк стал великим киевским князем, Олег получил древлянские земли, Владимир — Новгород. В 977 году Ярополк  разбил дружину Олега, Олег погиб. Владимир бежал «за море», но вернулся через 2 года с варяжской дружиной. В ходе междоусобицы свои права на престол отстоял сын Святослава Владимир Святославич (годы правления 980—1015). При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь.

   Социальное, политическое и  культурное развитие Древнерусского  государства проходило в тесном  взаимодействии с народами окружающих  стран. Одно из первых мест  среди них занимала могущественная  Византийская империя, ближайший южный сосед восточных славян.

 Русско-византийские  отношения IX—XI вв.— это и мирные  экономические, политические, культурные  связи, и острые военные столкновения. С одной стороны, Византия была  удобным источником военной добычи  для славянских князей и их дружинников. С другой стороны, византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, а затем попыталась превратить Русь в вассала Византии, особенно при помощи христианизации. Вместе с тем существовали постоянные экономические и политические контакты.

Свидетельством таких  контактов служит известное нам  по договору Олега с Византией (911) существование постоянных колоний  русских купцов в Константинополе. Торговый обмен с Византией находит  отражение в большом количестве византийских вещей,  найденных  на территории  нашей  страны.  После христианизации усилились культурные связи с Византией.

Русские дружины, переплывая на кораблях Черное море, совершали  набеги на прибрежные византийские города, а Олегу удалось даже взять столицу Византии — Константинополь. Менее удачным был поход Игоря. Святослав одержал в Болгарии победу и захватил город Переяславец на Дунае. Этот результат был неожиданным для Византии. Возникала угроза объединения в одно государство восточных и южных славян, с которым Византии справиться уже не удалось бы. Сам Святослав говорил, что хотел бы перенести в Переяславец столицу своей земли.

 Для ослабления  русского влияния в Болгарии  Византия использовала печенегов.  Этот тюркский кочевой народ впервые упоминается в русской летописи под 915г. То Руси, то Византии время от времени удавалось «нанимать» печенегов для нападений на другую сторону. Так, во время пребывания Святослава в Болгарии они, видимо по наущению Византии, совершили набег на Киев. Святославу, но вскоре он снова отправился в Болгарию; там началась война с Византией. Русские дружины сражались ожесточенно и храбро, однако силы византийцев слишком превосходили их по численности. В 971г. был заключен мирный договор: дружина Святослава получила возможность вернуться на Русь со всем своим вооружением, а Византия удовлетворялась лишь обещанием Руси не совершать нападений.    С Германской империей Русь связывали оживленные торговые отношения.

Постоянную борьбу Древней  Руси приходилось вести с кочевниками. Владимиру удалось наладить оборону против печенегов. Но тем не менее их набеги продолжались. В 1036г., воспользовавшись отсутствием в Киеве уехавшего в Новгород Ярослава, печенеги осадили Киев. Но Ярослав быстро вернулся и нанес жестокое поражение печенегам, от которого они так и не смогли оправиться. Их вытеснили из причерноморских степей другие кочевники — половцы.

Креще́ние Руси́ — введение в  Киевской Руси христианства как государственной  религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Согласно «Повести временных лет», в 6496 году «от сотворения мира» (то есть приблизительно в 988 году н.э.) Киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование Императоров Василия II и Константина VIII Порфирородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны. Известно, что первыми епископскими кафедрами, кроме Киева, была Новгородская, а также, возможно, Черниговская и Владимир-Волынская и Белгородская (ныне селение Белогородка под Киевом).

На части территорий христианство насаждалось силой; при  этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям. Согласно некоторым летописным свидетельствам, Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году епископом Иоакимом при военной помощи киевского воеводы Добрыни (брат матери князя Владимира — Малуши) и тысяцкого Путяты. В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалось до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны, а третий — св. Леонтий — погиб от рук язычников в 1073.

 

3. Распад государства «Киевская Русь». Экономика и власть в русских землях в условиях государственной раздробленности.

 

Киевская Русь не являлась централизованным государством. Подобно  большинству раннесредневековых держав её распад был закономерным. Период дезинтеграции обычно интерпретируется не просто как раздоры разросшегося потомства Рюрика, но как объективный и даже прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения. [1] В княжествах возникла собственная знать, которой было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского.

Первая угроза целостности  страны возникла сразу же после кончины  Владимира I Святославича. Владимир управлял страной, рассадив своих 12 сыновей по основным городам. Старший сын Ярослав, посаженный в Новгород, уже при жизни отца отказался посылать в Киев дань. Когда Владимир умер (1015), началась братоубийственная резня, закончившаяся гибелью всех детей кроме Ярослава и Мстислава Тмутараканского. Два брата поделили «Русскую землю», являвшуюся ядром владений Рюриковичей, по Днепру. Только в 1036 после смерти Мстислава Ярослав стал править единолично всей территорией Руси, кроме обособившегося Полоцкого княжества, где с конца X века утвердились потомки другого сына Владимира — Изяслава.

После смерти Ярослава в 1054 году Русь была разделена в соответствии с его завещанием между пятью  сыновьями. Старшему Изяславу отошли Киев и Новгород, Святославу — Чернигов, Рязань, Муром и Тмутаракань, Всеволоду  — Переяславль и Ростов, младшим, Вячеславу и Игорю — Смоленск и Волынь. Установившийся порядок замещения княжеских столов получил в современной историографии название «лествичного». Князья продвигались поочерёдно от стола к столу в соответствии со своим старшинством. Со смертью одного из князей происходило передвижение нижестоящих на ступеньку вверх. Но, если один из сыновей умирал раньше своего родителя и не успевал побывать на его столе, то его потомки лишались прав на данный стол и становились «изгоями». С одной стороны, такой порядок препятствовал изоляции земель, так как князья постоянно перемещались от одного стола к другому, но с другой, порождал постоянные конфликты между дядьями и племянниками. В 1097 году по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха следующее поколение князей собралось на съезд в Любече, где было принято решение о прекращении усобиц и провозглашен новый принцип: «каждый да держит отчину свою». Тем самым был открыт процесс создания региональных династий.

Информация о работе Отечественная история