Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:21, лекция
“Откуда есть, пошла Русская Земля?” – этот вопрос, занимавший еще умы первых русских летописцев, впоследствии на многие столетия стал предметом острой полемики и дискуссии о происхождении и процессе развития древнерусского государства.
Праславяне выделились из индоевропейской группы к середине 1 тысячелетия до н. э. Под именем «венеды» они впервые стали известны античным авторам 1 — 2 вв. н. э. — Корнелию Тациту, Плинию Старшему, Птолемею, которые размещали их между германцами и угро-финнами.
1. Происхождение и расселение восточнославянских племен.
2. Образование Древнерусского государства.
Тема 1. “Откуда есть, пошла русская земля…”
1. Происхождение и расселение восточнославянских племен.
2. Образование Древнерусского
“Откуда есть, пошла Русская Земля?” – этот вопрос, занимавший еще умы первых русских летописцев, впоследствии на многие столетия стал предметом острой полемики и дискуссии о происхождении и процессе развития древнерусского государства.
Праславяне выделились из индоевропейской группы к середине 1 тысячелетия до н. э. Под именем «венеды» они впервые стали известны античным авторам 1 — 2 вв. н. э. — Корнелию Тациту, Плинию Старшему, Птолемею, которые размещали их между германцами и угро-финнами.
Название «славяне»
На восточной окраине Европы в то время жили финские, балтские и ираноязычные племена - земледельцы, охотники и рыболовы. В таежных степях и лесостепях места хватало всем, и судя по всему, ославянивание этих краев произошло не в результате завоевания, а в ходе постепенной диффузии. За несколько веков земледельческие племена Восточной Европы слились в народ, который мы ныне называем древнерусским.
Восточная половина Европы представляет собой равнину, ограниченную четырьмя морями - Белым, Балтийским, Черным и Каспийским - и тремя горными хребтами - Карпатами, Кавказом и Уралом. В древнейшие времена главными средствами сообщения и местами расселения служили реки с их многочисленными притоками.
Климат в средней полосе Восточно
- Европейской равнины
Расселение славян по Восточно-Европейской равнине было тесно связано с реками - они оказывали весьма благотворное влияние на жизнь людей. Они служили средством сообщения между племенами, снабжали людей рыбой для еды и для обмена. Речные пути со временем приобретали международное значение, они соединяли уже не только отдельные племена, но и различные народы и страны.
Существовало два водных пути, по которым проходил процесс расселения. Во-первых, славяне двигались через Карпаты на Днепр; во-вторых, через Южную Балтику они попадали к берегам Волхова и к Ладоге. Расселение у славян совпало с распадом родо-племенного строя. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер. Их названия чаще всего образовывались от местности обитания: особенностей ландшафта (например, «поляне» — «живущие в поле», «древляне» — «живущие в лесах»), или названия реки (например, «бужане» — от р. Буг). Структура этих общностей была двуступенчатой: несколько небольших образований («племенных княжеств») составляли, как правило, более крупные («союзы племенных княжеств»).
С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.
В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. Там плодородных земель было много и участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало( деревянный плуг с железным лемехом), т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.
Среднее Поднепровье было наиболее развитым районом среди других восточнославянских земель. Именно здесь на привольных черноземных землях, в условиях сравнительно благоприятного климата, на торговой "днепровской" дороге, прежде всего, сосредоточивалось наибольшее количество населения. Именно здесь сохранялись и развивались древние традиции пашенного земледелия, сочетаемого со скотоводством, коневодством и огородничеством. Совершенствовались железоделательное, гончарное производства, зарождались другие ремесленные специальности.
В землях новгородских словен, где было обилие рек, озер, хорошо разветвленная водная транспортная система, ориентированная, с одной стороны, на Балтику, а с другой - на днепровскую и волжскую "дороги", бурно развивались мореходство, торговля, различные ремесла, производящие продукцию для обмена. Новгородско-ильменский край был богат лесами, там расцветал пушной промысел; важной отраслью хозяйства здесь издревне была рыбная ловля. В лесных чащах, вдоль берегов рек, на лесных опушках, где жили древляне, вятичи, дреговичи, ритм хозяйственной жизни был замедленным, здесь люди особенно тяжело осваивали природу, отвоевывая у нее каждую пядь земли для пашни, лугов.
Пахотные участки перемежались лесами, которые становились все гуще и суровее к северу, реже и веселее на границе со степью. Каждый славянин был не только прилежным и упорным земледельцем, но и опытным охотником. Шла охота на лосей, оленей, серн, лесную и озерную птицу - лебедей, гусей, уток. Уже в это время сложился и такой вид охоты, как добыча пушного зверя. Леса, особенно северные, изобиловали медведями, волками, лисами, куницами, бобрами, соболями, белками. Ценные меха (скора) шли на обмен, на продажу в близлежащие страны, в том числе в Византию; они являлись мерой обложения данью славянских, балтских и угро-финских племен, поначалу, до введения металлических денег, являлись их эквивалентом. Не случайно и позднее один из видов металлической монеты на Руси называли кунами, т. е. куницами.
Начиная с весны и до глубокой осени восточные славяне, как и их соседи балты и угро-финны, занимались бортничеством (от слова "борть" - лесной улей). Оно давало предприимчивым промысловикам много меда, воска, который также высоко ценился при обмене. А из меда делали хмельные напитки, использовали при изготовлении пищи в качестве сладкой приправы.
С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе - лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных регионах.Выращивались и технические культуры (лен, конопля).
Во главе восточнославянских союзов племенных княжеств стояли князья, опиравшиеся на военно-служилую знать — дружину. Князья были и в более мелких общностях — племенных княжествах, входивших в союзы. С 8 в. у восточных славян распростра-, няются укрепленные поселения — «грады». Они являлись, как правило, центрами союзов племенных княжеств. Концентрация в них племенной знати, воинов, ремесленников и торговцев способствовала дальнейшему расслоению общества (см. Горой).
Религией восточных славян до конца 10 в. было язычество. Самые почитаемые из богов — Род, Перун и Волос (Белес); при этом каждая из общностей имела и своих, местных богов. Перун являлся богом молнии и грозы, Род — плодородия, Стрибог — ветра, Ве-лес — скотоводства и богатства, Дажьбог и Хоре — божествами солнца, Мокошь — богиней ткачества. Их деревянные и каменные статуи воздвигались на языческих святилищах (капищах), где делались жертвоприношения, в том числе человеческие. Славяне поклонялись священным дубам и рощам. Языческие праздники были тесно связаны с земледельческим календарем. В организации культа значительную роль играли языческие жрецы — волхвы.
К началу 9 в. у восточных славян началось формирование государства.
2. Образование Древнерусского государства.
Объединенные в единое государство земли восточнославянских племен получили название Руси. Как же образовалось государство? На этот счет существует множество теорий. Всех исследователей Древней Руси можно разделить на два лагеря - сторонников норманнской теории происхождения Древнерусского государства и, так называемых, антинорманистов.
Норманнская теория исходит из того,
что процесс возникновения
Норманнская теория была довольно распространена в дореволюционный период (Н.М. Карамзин, В.О. Ключевской и др.). Но передовые русские ученые (М.В. Ломоносов и др.) уже в то время возражали ей. Сторонники норманизма встречаются и среди современных, преимущественно зарубежных, авторов.
Противники норманнской теории выдвигают рядобоснованныхвозражений. Во-первых, в "Повести временных лет" прямо не указывается, что Русское государство было создано путем призвания варягов. Наоборот, она говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Во-вторых, образование любого государства это сложный исторический процесс, и его не может организовать один или несколько даже самых выдающихся людей. Что же касается упомянутых в летописи фактах призвания славянами князей с их дружинами, то возможно, они были приглашены в качестве военных специалистов. Кроме того,некоторые авторы сомневаются в варяжском происхождении Рюрика, Синеуса и Трувора, полагая, что они могли быть и представителями каких-либо славянских племен. В пользу этого говорит практически полное отсутствие следов варяжской культуры в истории России.
А.В. Серегин в опровержение норманнской теории приводит признаки государственности у наших предков до призвания варягов в 862 г. н.э.
Во-первых, из древних источников известно,
что уже к VI в. н.э. существовали трипротогосударственныхобразов
Во-вторых, само по себе призвание варягов на княжение в 862 г. н.э., после их изгнания, свидетельствует о наличии суверенитета и политического начала в древнерусском обществе. Так, М.Ф. Владимирский-Буданов в своей книге сделал вывод, что "князья-варяги застали везде готовый государственный строй".
В-третьих, еще задолго до прихода варягов, у восточных славян существовало территориальное деление, что следует из "Повести временных лет", в которой отмечается: "...прозвались именами своими от мест, на которых сели. Поселившиеся в лесах - древляне, по реке Полота - полочане... по Бугу - бужане". Варяги же не установили нового территориального деления государства.
В-четвертых, в истории России нет следов скандинавского права. А возникновение государства неотъемлемо связано с возникновением права. И если бы у варягов было более развитое государство, чем у славян, и именно они создавали государственность на Руси, то источники Древнерусского права, несомненно, должны были основываться на варяжском праве. Ни в Русской правде, ни в Договорах с Византией нет никаких следов шведской терминологии и даже слов, заимствованных из шведского языка.
В-пятых, древние источники
Таким образом, первые русские государства возникли в результате внутреннего общественно-экономического развития восточных славян, а не под воздействием внешних обстоятельств, и уж точно не в результате призвания варягов.
До IX-Xв. на территории Восточной Европы еще сохраняются первобытнообщинные отношения, патриархально-родовой строй. Хотя в Среднем Приднестровье разложение общины и началось гораздо раньше, но переселение с севера отсталых лесных славянских племен, вторжение кочевников отбросило назад эту группу племен и привело к тому, что на рубеже IX-X вв. они также стояли на пороге развития феодальных отношений.