Отмена крепостного права и реформы 60-70-х годов XIX века в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 13:45, реферат

Описание работы

Александр II Николаевич [1] (17 апреля 1818 - 1 марта 1881) - старший сын императора Николая I и его жены императрицы Александры Федоровны. Вступил на престол после смерти своего отца императора Николая I. Император с 19 февраля 1855 года. Время правления: 1855-1881.
Реформы, проведенные Александром II в ХIХ веке и по сей день актуальны. При Александре II в России было отменено крепостное право (Положение 19 февраля 1861 года), за что императора прозвали царем-освободителем. Было освобождено более 22 млн. русских крестьян и установлен новый порядок общественного крестьянского управления.

Содержание работы

I Введение………………………………………………………………………….3
II «Отмена крепостного права и реформы 60-70-х годов XIX века в России»
1.Отмена Крепостного Права…………………………………………………….5
2.Великие реформы 60-70-х годов……………………………………………….8
III Заключение…………………………………………………………………....25
IV Список литературы…………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

История Реферат.Готовый!ГУСЭ!.doc

— 2.41 Мб (Скачать файл)

Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ, попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское налогообложение).

Судебная реформа

В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы - полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и с состязательный порядок судопроизводства. Страна была разделена на 108 судебных округов.

Сущность судебной реформы сводится к следующему:

- суд делается устным  и гласным;

- власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без

всякого участия административной власти;

- основной формой судопроизводства  является процесс состязательный;

- дело по существу может  разбираться не более как в  двух инстанциях.

Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице

мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по

которым не превышал 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными

земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены

только по собственному желанию или по суду. Общий же суд состоял из

трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды

рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные (с участием

присяжных заседателей) дела. Судебные палаты рассматривали

апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и

государственных дел.

Сенат был высшей судебной инстанцией и мог

отменять решения судов, поданные на кассацию.

- по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, соединенные

с лишениями всех или некоторых прав и преимуществ состояния,

определение виновности предоставляется присяжным заседателям,

избираемым из местных обывателей всех сословий;

- устраняется канцелярская  тайна;

- и для ходатайства  по делам, и для защиты подсудимых  имеются при

судах присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением

особых советов, составляемых из той же корпорации.

Судебные уставы распространялись на 44 губернии и вводились в них в

течение тридцати с лишним лет.

В 1863 году был принят закон, отменивший телесные наказания шпицрутенами, плетьми, кнутами и клеймами по приговорам судов гражданских и военных. От телесных наказаний полностью освобождались женщины. Но сохранялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных, каторжных и штрафных солдат.

Военная реформа

А) Военное управление подверглось также преобразованиям

Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания. Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий.

В январе 1874 года была провозглашена всесословная воинская

повинность. В Высочайшем манифесте по этому поводу говорилось: «Защита

престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского

подданного….». По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не

подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также, если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9

лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для

получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.

Таким образом, результатом реформы стало создание небольшой армии

мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны. Подверглась коренным изменениям система военного управления, чтобы усилить управление по местам расположения войск. Результатом этого

пересмотра явилось утвержденное 6 августа 1864 г. «Положение о

 военном - окружных управлениях». На основании этого «Положения» устроено первоначально девять военных округов, а затем (6 августа 1865 г.) еще четыре. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, главный начальник, носящий название командующего войсками военного округа. Эта должность может быть возложена и на местного генерал-губернатора. В некоторых округах назначается еще помощник командующего войсками.

К концу XIX века численность русской армии составляла (на 130 миллионов

населения): офицеров, врачей и чиновников – 47 тысяч, нижних чинов – 1

миллион 100 тысяч. Затем эти цифры сокращались и достигли 742 000 человек, причем военный потенциал сохранялся.

В 60-е годы по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные войска. В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии. Забота о защитниках Родины проявлялась во всем, даже в мелочах.

Допустим, более ста лет (до 80-х годов XIX века) сапоги шились без различия правой и левой ноги. Считалось, что при боевой тревоге солдату некогда думать, какой сапог надевать, на какую ногу.

Особое отношение было к пленным. Военнослужащие, взятые в плен и не бывшие на службе у противника, по возвращении домой получали от государства жалование за все время нахождения в плену. Пленный считался лицом пострадавшим. А тех, кто отличился в боях, ждали воинские награды. Ордена России ценились особенно высоко. Они давали такие привилегии, что даже меняли положение человека в обществе.

Б) Перестройка комплектования армии

            Милютин сумел доказать Александру 2 всю несправедливость сословной воинской повинности и необходимость отмены ее. Ведь воинскую повинность раньше несло только подданное сословие, т.е. крестьяне и мещане. Однако, чтобы убедить царя ввести всеобщую воинскую повинность, потребовалось не мало времени. Сначала по инициативе Милютина в 1862 г. была создана особая комиссия по пересмотру рекрутского устава под председательством Государственного совета Н. И. Бахтина. В состав этой комиссии вошел ряд представителей Военного министерства во главе с генералом Ф. Л. Гейденом.

Работа комиссии продвигалась крайне медленно. Идея равенства всех сословий для несения этой тягчайшей воинской повинности нашла себе непримиримых противников среди тех слоев общества, на которые она до сих пор не распространялась. Крепостники всеми силами сопротивлялись всесословной воинской повинности, которая заставила бы «благородное» дворянство отбывать ее наравне «с мужичьем».

Особенно усердствовали фельдмаршал А. И. Баратинский, шеф жандармов П. А. Шувалов, «всесторонний консерватор» Д. А. Толстой, военный писатель и публицист генерал Р. А. Фадеев. Прибегнув к поддержке М.И. Каткова и К.П.Победоносцева, они поощряли выступления в печати противников военных реформ, превратно истолковывая и порицая готовящиеся нововведения.

Наиболее сильным нападкам подвергалось намерение ликвидировать

устаревшую рекрутскую систему комплектования армии. Реакционные деятели и публицисты, ссылаясь на манифест о вольности дворянства, отстаивали свою сословную неприкосновенность. Шувалов, например, предлагал держать образованную молодежь в армии «отдельно от

войска». Даже купцы негодовали на то, что нельзя будет откупиться деньгами от рекрутчины.

В результате этого реформа, задуманная в 1862 г. Милютиным, которого поддерживал великий князь Константин Николаевич, была проведена только в 1874 г. Сильным толчком к этому послужила франко-прусская война 1870 г. Пруссия, имя большую воинскую повинность, лучше устроенную армию, более развитых солдат, разгромила Францию. 7 ноября 1870 г. военный министр представил записку «О главных основаниях личной воинской повинности», одобренную императором. Через 10 дней для разработки предложенных мер «высочайшим повелением» были созданы две комиссии: одна – по уставу о воинской повинности, другая по вопросу о запасных, местных, резервных войсках и государственном ополчении.

Председателем обеих комиссий был назначен начальник Главного штаба генерал Гейден. Общее руководство их работой возглавил Д.А. Милютин. Комиссия о воинской повинности была подобрана из представителей различных министерств и ведомств. На ее заседания приглашались представители не только высшей бюрократии, но и разных сословий и отдельных групп населения. Для более квалифицированной подготовки различных глав устава комиссия была разделена на 4 отдела.

 Первый отдел разрабатывал вопрос о сроках службы и льготах по отбыванию воинской повинности, второй – о возврате призываемых на службу, третий – о денежных расходах по призыву, четвертый – о вольноопределяющихся и о военной замене. Другая, так называемая Организационная комиссия, приступила к работе в начале января 1871 г.           Она состояла в основном из военных и подразделялась на 9 отделов:

1) об организации пехотных  частей, служащих кадрами для формирования в военное время резервных и запасных войск;

2) об артиллерийских и  инженерных частях;

3) о кадрах гвардейских  частей;

4) о кадрах кавалерии;

5) о порядке счисления  и призыва чинов запаса;

6) об интендантских и  артиллерийских запасах и обозах;

7)о казачьих войсках;

8)об иррегулярных милициях;

9) о государственном ополчении.

В 1872 г. Организационная комиссия была значительно усилена за счет введения в ее состав нескольких командующих военными округами. Представляют определенный интерес обсуждавшиеся на заседании этой комиссии проблемы, связанные с возможностью применения в России территориальной системы. Как правило, справедливо отмечает в своем исследовании М. Н. Осипова, эти вопросы вновь приобретают актуальность в связи с проводимыми в армии реформами.

Напомним, территориальная система комплектования предусматривает

пополнение войск личным составом за счет призывных контингентов,

прибывающих вблизи мест дислокации воинских частей. Такая система облегчает отправку призывников в свои части, сокращает сопряженные с этим расходы, позволяет привлекать военнообязанных на военные сборы с минимальным отрывом от производительного труда и проводить отмобилизование войск в наиболее короткие сроки. Вместе с тем эта система при недостатке численности призывников в районах дислокации воинских частей затрудняет их укомплектование необходимыми специалистами. Имеются другие изъяны.

Организационная комиссия, признав невозможность полного применения в России территориальной системы, единодушно пришла к выводу: «В устройстве армии применить из начал территориальной системы только то, что по условиям нашего отечества может быть с пользою применено, сохраняя возможность перемещения и сосредоточения войск, но допуская постоянное, из определенных районов, комплектование каждой части армии в мирное время и пополнение ее до военного состава, при приведении на военное положение…»

Исходя из этого, было решено по проекту Главного штаба разделить всю Европейскую Россию на участки комплектования (на территории одного или нескольких уездов). Каждый участок должен был обеспечить комплектование не менее одного пехотного полка, одного отдельного батальона, двух батарей артиллерии, одного эскадрона кавалерии. По завершении работы комиссии о воинской повинности Д. А. Милютина 19

января 1873 г. представил в Государственный совет обширную записку, подобно освещавшую ход ее деятельности. В качестве приложения к записке были представлены проекты Устава о воинский повинности и Положения о

государственном ополчении. При обсуждении проекта всесословной воинской повинности о Государственном совете развернулась ожесточенная и непримиримая борьба. Некоторые из членов совета считали эту реформу

преждевременной, другие требовали привилегий для дворянства.

Наконец 1 января 1874 г. закон о воинской повинности был утвержден

Александром 2. По принятому положению воинской повинности подлежали все без исключения лица мужского пола в возрасте 21 – 40 лет.

В «общих основаниях» сказано, что «защита отечества составляет

священную обязанность каждого русского гражданина». Нанимать за себя охотников или откупиться деньгами было запрещено. Все достигшие 20 лет обязаны приписаться к своему призывному участку и вынуть жребий. Лица, вынувшие номер, влекущий к зачислению на службу, поступал в ряды войск, а прочие освобождались раз и навсегда от обязанности поступления на службу, но до 40 лет зачислялись в государственное ополчение.

Информация о работе Отмена крепостного права и реформы 60-70-х годов XIX века в России