Отмена крепостного права. Развитие помещичьих и крестьянских хозяйств в период реформ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 01:47, реферат

Описание работы

Революционная ситуация, возникшая в конце 50-х начале 60-х годов, не переросла в революцию вследствие отсутствия класса, способного возглавить борьбу крестьянства. Это помогло правительству осуществить отмену крепостного права реформистским путем. Итак, крепостное право было отменено реформистским путем, что дало возможность царскому правительству сохранить помещичье землевладение, а вместе с ним и старый уклад общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………….. 2
Предпосылки отмены крепостного права……… …5
Подготовка отмены крепостного права……………11
Основные положения реформы…………………….16
Личное освобождение крестьян……………....16
Земельные наделы……………………………..17
Выкуп земли……………………………………17
Последствия реформ………………………………....19
Заключение…………………………………………...24
Список литературы………………………………......26
11

Файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

— 49.86 Кб (Скачать файл)

В промышленности наблюдается  упадок вотчинной и посессионной мануфактур, основанных на малопроизводительном подневольном крепостном труде, и развитие капиталистической мануфактуры, постепенно перераставшей в капиталистическую  фабрику.

Условия труда крепостных крестьян на вотчинной и посессионной мануфактуре были ужасны, производительность труда крайне низкой, зарплата также  была крайне низкой, если была вообще. Рабочие посессионных мануфактур должны были повиноваться владельцу мануфактуры (вплоть до того, что он мог сослать  их в Сибирь). Естественно, что ни та, ни другая форма мануфактуры  не могли выдержать конкуренции  с капиталистической мануфактурой, основанной на применении вольнонаемного труда. Таким образом, промышленность России стала приходить в упадок. Конечно, существовали “вольнонаемные”  рабочие, но в большинстве своем  это были те же крепостные, находящиеся  на оброке. К тому же при крепостном праве не могла создаваться резервная  армия труда, что являлось одним  из решающих условий, необходимых для  развития капиталистического способа  производства.

Наличие крепостного права  всячески тормозило процесс дальнейшего  развития промышленности.

Усиление эксплуатации крепостного  крестьянства на протяжении первой половины XIX века вызывало обострение классовой  борьбы, что находило свое выражение  в росте крестьянского движения, которое приобретало все большие  размеры. Однако по своему содержанию оно оставалось стихийным, неорганизованным, носило царистский характер. Т.е. крестьяне  продолжали надеяться, что освобождение от помещиков получат в результате “монаршей милости”. По подсчетам  И. Игнатович, общее количество крестьянских выступлений с 1826 по 1854 г. составило 709, причем, чем дальше, тем больше. Одной из наиболее распространенных форм протеста против крепостного права, носившей массовый характер, являлось стремление крестьян к переселениям. А 1848 г. в связи с революционными событиями в Западной Европе увеличивается число случаев неповиновения крестьян помещикам. Большое место в движении народных масс занимали волнения государственных и удельных крестьян, а также крепостных и посессионных рабочих. Итак, кризис феодально-крепостнической системы приводит к классовым противоречиям.

 

 

Подготовка отмены крепостного  права

 

Вопрос об отмене крепостного  права достаточно назрел к середине XIX века, как в силу моральных мотивов, так и по практическим соображениям. Еще со времен императрицы Екатерины II владение душами составляло тяжелую  нравственную проблему для людей  из русской интеллигенции. От царского дворца,  где Екатерина II, Александр I и Николай I "не забывали" трудной задачи улучшения участия крестьян, до подцензурной публицистики, где от Радищева и до Белинского господствовало отрицание крепостного права, вся Россия понимала нравственную и политическую необходимость выхода из крепостного порядка и уничтожения его злоупотреблением, обращавшим крепостное право в открытое рабство.

 

Отмена крепостного права  затрагивала жизненные основы огромной страны. Александр II не решался взять  ответственность всецело на себя. В конституционных государствах все крупные мероприятия сначала  разрабатываются в соответствующих  министерствах, затем обсуждаются  в Совете министров, а затем вносятся в парламент, которому принадлежит  решающее слово. В России в то время  не было ни конституции, ни парламента, ни Совета министров. Поэтому потребовалось  создать громоздкую систему центральных  и местных учреждений специально для разработки крестьянской реформы.

Вскоре после заключения Парижского мира Александр II, выступая в Москве перед предводителями дворянства, заявил, что "лучше начать уничтожение  крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно  начнет само собой уничтожаться снизу". Намекая на пугачевщину, царь затронул очень чувствительную для помещиков  тему. "Передайте слова мои  дворянам для соображения", - сказал он в конце речи.

Ожидалось, что дворяне  живо откликнуться на призыв царя. В  расчете на это в Министерстве внутренних дел началась разработка главных оснований реформы.

В итоге чиновники сошлись  на том, что освобожденным от крепостной зависимости крестьянам надо дать небольшие  наделы. За это крестьяне должны будут исполнять строго определенные повинности в пользу помещика.

В начале 1857 года, в соответствии с традициями прошлых царствований, был образован Негласный (секретный) комитет для обсуждения министерской программы. Но его деятельность оказалась  малопродуктивной. Назначенные в  Комитет поседелые сподвижники  Николая I толкли воду в ступе да искали способы, как бы загнать все дело в тупик.

Между тем помещики никак  не откликались на призыв царя. Даже во время коронации их представители  явно избегали прямых ответов. Наконец, генерал-губернатор В.И. Назимов сумел  склонить местных дворян выступить  с предложением об отмене крепостного  права. Но возникло новое затруднение: литовские помещики просили освободить крестьян без земли, а министерский проект предполагал освобождение с  наделом. Завязавшийся узел разрушил сам  Александр II. Он приказал составить  рескрипт на имя Назимова, исходя из министерской программы. 20 ноября 1857г. рескрипт был утвержден царем. Литовским  помещикам предлагалось избрать  губернский комитет для разработки реформы на условиях, предложенных правительством.

Протесты литовских помещиков  были оставлены без внимания. Рескрипт Назимову был опубликован. Негласный  комитет преобразовали в Главный  комитет по крестьянскому делу. Реформа  стала разрабатываться в обстановке гласности. Александр II совершил поступок, достойный потомка Петра I.

Обстановка гласности  вынудила помещиков откликнуться на призыв царя. К лету 1858г. почти повсеместно  были созданы губернские дворянские комитеты. В конце того же года стали  поступать их отзывы. Для рассмотрения этих отзывов и составления подробного проекта реформы были образованы редакционные комиссии.

Помещики с недоверием отнеслись к редакционным комиссиям, и Александр обещал, что представители  дворянства будут вызваны в Петербург, ознакомлены с документами и  смогут высказать свое мнение. К  августу 1859 г. проект был подготовлен  и встал вопрос о приезде дворянских представителей. Опасаясь, как бы они  не образовали какое-нибудь подобие  парламента, правительство решило вызвать  дворян в столицу в два приема (сначала от нечерноморских губерний, а затем от черноморских). Вызванным  было запрещено собираться на официальные  заседания. Их приглашали по 3 – 4 человека в редакционные комиссии и просили  отвечать на задаваемые вопросы. Дворяне  были очень недовольны таким поворотом  дела.

Помещики нечерноморских губерний не возражали против наделения  крестьян землей, но требовали за нее  выкуп, несоразмерный с ее стоимостью. Тем самым они пытались включить в сумму выкупа компенсация за оброк. Они настаивали также на том, чтобы правительство гарантировало  выкупную операцию.

Кроме того, помещики опасались, что власть правительственной бюрократии слишком усилится, если она заберет  в свои руки все дело управления крестьянами. Чтобы отчасти нейтрализовать эту опасность, дворянские депутаты требовали свободы печати, гласности, независимого суда и местного самоуправления. В ответ правительство запретило  на ближайших дворянских собраниях  обсуждать вопрос о реформах.

Этот запрет вызвал сильное  брожение среди дворянства, особенно в нечерноморских губерниях, где  оно было более просвещенным и  либеральным.

Александр II показал, что  он кое-чему научился у своего отца. Эти события напомнили о том, как слабо защищены в России права  отдельных граждан.

Тем временем, в начале 1860 г., в Петербург съехались дворянские представители от черноморских губерний. Их критика правительственного проекта  была еще резче. Они увидели в  деятельности редакционных комиссий проявление демократических, республиканских  и даже социалистических тенденций. Громкими криками о разных опасностях, якобы грозящих государству, помещики хотели замаскировать свое нежелание  дать крестьянам землю. Но землевладельцы их южных губерний не выдвигали требований относительно гласности и различных  свобод, и правительство не подвергло  их репрессиям. Дворянским представителям было обещано, что их замечания по возможности будут учтены.

В это время менялись председатели редакционных комиссий. На каждом последующем  этапе обсуждения в проект вносились  те или другие поправки крепостников. Реформаторы чувствовали, что проект все более сдвигается от "золотой  середины" в сторону ущемления  крестьянских вопросов. Тем не менее, обсуждение реформы в губернских комитетах и вызов дворянских представителей не остались без пользы. Главные разработчики реформы поняли, что она не может осуществляться на одинаковых основаниях во всей стране, что нужно учитывать местные особенности. В черноморских губерниях главную ценность представляет земля, в нечерноморских – крестьянский труд, овеществленный в оброк. Они поняли также, что нельзя без подготовки отдать помещичье и крестьянское хозяйство во власть рыночных отношений; требовался переходный период. Они утвердились в мысли, что крестьяне должны быть освобождены с земли, а помещикам следует предоставить гарантированный правительством выкуп. Эти идеи и легли в основу законоположений о крестьянской реформе.

19 февраля 1861 года в  годовщину своего восшествия  на престол Александр II подписал  Манифест об освобождении крестьян, текст которого по поручению  императора составил митрополит  московский Филарет. Было утверждено  и «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Классовую сущность реформы хорошо  определил верховный правитель  России, выступая 28 января 1861 года на  Государственном совете. «Я надеюсь,  господа,— заявил император,—  что, при рассмотрении проектов, представленных в Государственный  совет, вы убедитесь, что все,  что можно было сделать для  ограждения выгод помещиков, сделано».

 

 

Основные положения  реформы.

 

    • Личное освобождение крестьян.

 

С момента публикации законов 19 февраля 1861 года помещичьи крестьяне  перестали считаться собственностью — отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по произволу  владельца. Бывшие крепостные крестьяне  стали «свободными сельскими  обывателями». Им присвоили гражданские  права — свободу вступления в  брак, самостоятельное заключение договоров  и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на свое имя, участвовать в сходах, в выборах  общественных должностей, переходить в другие сословия, поступать в  учебные заведения.

 

 

 

 

    • Земельные наделы.

 

Крестьяне обязательно наделялись землей в количестве «необходимом для  обеспечения их быта и исправной  уплаты казенных и земельных повинностей». Надел зависел от качества земли  и плотности населения в данной местности. Надел предоставлялся ревизским  душам, то есть попавшим в учет мужчинам, и включал в себя усадьбу, пастбища и сенокос.

В Великороссии было выделено три полосы: черноземная, нечерноземная, степная. Каждая полоса разделялась  на местности, для которых вводились  высшие и низшие наделы. Низший надел  был на 1/3 меньше высшего. Высший надел  для нечерноземной полосы колебался  от 3 до 7 десятин; для черноземной  — от 2,75 до 6 десятин. В степной  полосе надел был единым. Если существовавший крестьянский надел был больше высшего, помещик мог его урезать. В  результате реформы было отрезано огромное количество земли, особенно в плодородных  черноземных губерниях. Так, саратовские  крестьяне потеряли 42,4 % своих наделов, самарские — 41,8 %, полтавские — 37,4 %. Наименьшие потери понесли крестьяне  нечерноземных, малоплодородных районов: в Ярославской губернии было отрезано 7,1 % крестьянской земли, в Новгородской 3,4 % .

В итоге проведения реформы 10 млн. душ мужского пола, бывших помещичьих крестьян, получили в среднем 3,4 десятины на душу. В целом же, наделение было проведено следующим образом: 20 % крестьян получили по 2 десятины, 28 % — от 2 до 3 десятин, 26 % — от 3 до 4 и 27 % — более 4 десятин. Наименее обеспеченными оказались крестьяне черноземной полосы, где «отрезки» были наибольшими. Совсем не получили земли 724 тыс. дворовых и 127 тыс. мелкопоместных крестьян.

Повинности за пользование  землей устанавливались из расчета  высшего надела. Оброк в среднем  по стране составлял 10 рублей; барщина  — 40 мужских дней и 30 — женских. Притом 3/5 этих дней надо было отрабатывать летом. Летний день — по 12 часов.

 

 

    • Выкуп земли.

 

Выкуп земель, отведенных в  постоянное пользование крестьян, совершался на основании оброка, определенного  уставной грамотой, и рассчитывался  по формуле «капитализация оброка из 6 %», то есть крестьянин оказывался должен помещику такую сумму денег, которая, будучи положенной в банк по 6 % годовых, приносила бы ежегодный доход, равный дореформенному оброку. Но у крестьян таких средств не было. Чтобы обеспечить возможность выкупа, государство взяло на себя выплату 80 % выкупных платежей с последующим погашением ссуды крестьянами в течение 49 лет в виде ежегодных платежей. 20 % суммы крестьяне выплачивали непосредственно помещику. За выкупленную землю, которая по рыночной цене стоила 544 млн. руб., крестьяне внесли 867 млн. руб., то есть переплатили 323 млн. руб.

В целом же, переход крестьян на выкуп был прогрессивным шагом: ликвидировалась барщина и различные  натуральные повинности помещику; величина выкупных платежей была меньше оброка; выкуп способствовал развитию товарно-денежных отношений. Но это стало очевидным  спустя годы.

Информация о работе Отмена крепостного права. Развитие помещичьих и крестьянских хозяйств в период реформ