Отмена крепостного права в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 20:24, контрольная работа

Описание работы

Отмена крепостного права повлекла за собой ряд буржуазных реформ (введение земств, реорганизация судебной системы, финансовые преобразования, реформа в области средней и высшей школы, введение городового Положения и, наконец, военные преобразования).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
1.Предпосылки отмены крепостного права………………………………...……4
2. Крестьянская реформа 1861 г…………………………………………………....5
2.1. Подготовка реформы……………………………………………………………5
2.2. Обнародование манифеста «Положений 19 Февраля 1861 г».…………….7
2.3. Правовое положение крестьян и крестьянские учреждения………………8
2.3.1. Крестьянский надел……………………………………………………………9
2.3.2. Повинности. …………………………………………………………………...12
2.3.3. Выкуп…………………………………………………………………………...13
3. Значение крестьянской реформы 1861 Г………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………………...17
Список используемой литературы………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

история.docx

— 42.38 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Бердский филиал Государственного учреждения

высшего профессионального образования

«Новосибирский  государственный технический университет»

БФ ГОУ  ВПО «НГТУ» 
 

Контрольная работа

По  дисциплине: Отечественная  история.

На  тему: «Отмена крепостного  права в России». 
 
 

      Выполнила: студентка

2 курса  052 группы

Кравцова  В.А.

Проверила: Верховодова Н.П. 
 

      Бердск 2012

План:

Введение………………………………………………………………………………3 1.Предпосылки отмены крепостного права………………………………...……4

2. Крестьянская реформа  1861 г…………………………………………………....5

2.1. Подготовка реформы……………………………………………………………5

2.2. Обнародование манифеста «Положений 19 Февраля 1861 г».…………….7

2.3. Правовое положение  крестьян и крестьянские  учреждения………………8

2.3.1. Крестьянский надел……………………………………………………………9

2.3.2. Повинности. …………………………………………………………………...12

2.3.3. Выкуп…………………………………………………………………………...13

3. Значение крестьянской  реформы 1861 Г………………………………………15

Заключение…………………………………………………………………………...17

Список  используемой литературы………………………………………………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Время царствования Александра II (1856-1881) стало  эпохой «великих реформ». Ее центральным  событием стала отмена крепостного  права.

    В 1856—1857 гг. в ряде южных губерний произошли крестьянские волнения. Они  быстро затихли, но лишний раз напомнили, что помещики сидят на вулкане. Крепостное хозяйство таило в себе угрозу. Оно не обнаруживало явных признаков  скорого своего краха и развала. Оно могло просуществовать еще  неопределенно долгое время. Но свободный  труд производительнее подневольного  — это аксиома. Крепостное право  диктовало всей стране крайне замедленные темпы развития. Крымская война наглядно показала растущее отставание России. В ближайшее время она могла перейти в разряд второстепенных держав. Крепостное право, слишком похожее на рабство, было безнравственно.

    Отмена  крепостного права в России явилась  условием, обеспечившим утверждение  капиталистической формации. Причиной, заставившей господствующие классы пойти на реформы, был кризис феодально-крепостнической  системы. Этот кризис представлял собой  результат конфликта новых производственных сил и старых феодальных производственных отношений. Кризис феодально-крепостнической  системы вызвал обострение классовых  противоречий, что и нашло свое выражение в росте крестьянского  движения. В силу этого вопрос о  крепостном праве и его ликвидации явился центральной проблемой общественно-идейной  борьбы в первой половине XIX века в  России.

    Отмена  крепостного права повлекла за собой  ряд буржуазных реформ (введение земств, реорганизация судебной системы, финансовые преобразования, реформа в области  средней и высшей школы, введение городового Положения и, наконец, военные  преобразования).

1. Предпосылки отмены  крепостного права.

     Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей  социально-политической проблемой  в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя экономическое и социально-политическое развитие. В конце XVIII - середине XIX в. даже правительство и консервативные круги не оставались в стороне от понимания решения крестьянского вопроса. Однако попытки правительства смягчить крепостное право, дать помещикам положительный пример управления крестьянами, регламентировать их взаимоотношения оказались малоэффективными из-за сопротивления крепостников. К середине XIX в. предпосылки, обусловившие крах крепостнической системы созрели окончательно. Прежде всего, она изжила себя экономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, всё больше приходило в упадок. Это беспокоило правительство, которое вынуждено было тратить огромные деньги на поддержку помещиков.

     Объективно  крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной  рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению  покупательной способности населения  и развитию торговли. Необходимость  ликвидации крепостного права обуславливалась  и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. Народное движение не могло не влиять на позицию правительства.

     Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной политической предпосылки  отмены крепостного права, так как  оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Резко сократился экспорт и импорт товаров. Сложившаяся  после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией её международного авторитета и грозила потерей влияния  в Европе.

2. Крестьянская реформа  1861 г.

2.1. Подготовка реформы.

    Впервые о необходимости отмены крепостного  права было официально заявлено Александром II в речи, произнесённой им 30 марта 1856 г. перед правителями московского  дворянства. В этой речи Александр II, говоря о своем нежелании «дать  свободу крестьянам», вынужден был  заявить о необходимости приступить к подготовке им освобождения ввиду  опасности дальнейшего сохранения крепостного права. Указывая, что  «лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно само будет  отменено снизу».

     3 января 1856 г. под председательством  Александра II был образован Секретный  комитет «для обсуждения мер  по устройству быта помещичьих  крестьян». Составленный из ярых  крепостников, Секретный комитет  действовал нерешительно, однако  дальнейшее нарастание крестьянского  движения заставило правительство  в конце 1857 г. вплотную приступить  к подготовке реформы. Первоначально  правительство попыталось заставить  самих помещиков проявить инициативу. 20 ноября 1857 г. был дан рескрипт: (предписание) генерал-губернатору  литовских губерний (Виленской, Ковенской и Гродненской) В.И.Назимову об учреждении из числа местных помещиков трёх губернских комитетов и одной общей комиссии в г. Вильне для подготовки местных проектов «улучшения быта помещичьих крестьян». Программа правительства, которая легла в основу этого рескрипта, была разработана в Министерстве внутренних дел летом 1856 г. Она предоставляла крепостным крестьянам гражданские права, но сохраняла вотчинную власть помещика. За помещиком сохранялось право собственности на всю землю в его имении; крестьянам отводилась в пользование надельная земля, за которую они обязаны были нести в пользу помещика регламентированные законом феодальные повинности. Иначе говоря, крестьянам предоставлялась личная свобода, но сохранялись феодальные производственные отношения.

    В течение 1857-1858 гг. начали действовать  «губернаторские комитеты об улучшении  быта помещичьих крестьян». С опубликованием 24 декабря 1858 года рескриптов и началом  работы комитетов подготовка реформы  приобрела гласность. 16 февраля 1858 г. Секретный комитет был переименован в главный комитет по крестьянскому  делу. Наряду с главным комитетом  в начале марта 1858 г. был создан Земский  отдел при Министерстве внутренних дел под председательством сначала  А.И. Левшина, а затем Н.А. Милютина, который играл видную роль в подготовке реформы. Вопрос о её подготовке стал широко обсуждаться в печати.

    Хотя  судьбы крестьянства решали помещики в губернских комитетах и центральных  правительственных учреждениях, готовивших реформу, и крестьяне были устранены  от участия в деле, касающемся из жизненных интересов, тем не менее ни помещики, ни правительство не могли не считаться с настроениями крестьянства, которое оказывало существенное воздействие на ход подготовки реформы. Под давлением массовых крестьянских волнений Главный комитет 4 декабря 1858г. принял новую программу, предусматривавшую предоставление крестьянам их наделов в собственность посредством выкупа и полное освобождение выкупивших свои наделы крестьян от феодальных повинностей.

    4 марта  1859г. при Главном комитете были  утверждены Редакционные комиссии  для рассмотрения материалов, подготовленных  губернскими комитетам, и составления  проекта закона об освобождении  крестьян. Одной комиссии предстояло  приготовить проект «Общего положения»  для всех губерний, другой - «местные  положения» для отдельных районов.  Фактически комиссии слились  в одну, сохранив множественное  наименование «Редакционные комиссии». 

    К концу августа 1859 г. проект «Положений о крестьянах» был в основном подготовлен. Редакционные комиссии пошли  на некоторые уступки требованиям  помещиков: в ряде уездов земледельческих  губерний были понижены нормы крестьянских уделов, а в нечернозёмных, преимущественно  промышленных губерниях повышены размеры оброка и предусмотрена так называемая переоброчка (т.е. дальнейшее повышение оброка) через 20 лет после издания закона об освобождении крестьян.

2.2. Обнародование манифеста «Положений 19 Февраля 1861 г.» 

     19 февраля 1861 г. Государственный  совет завершил обсуждение проекта  «Положений». А 29 февраля они  были подписаны царём и получили  силу закона. В тот же день  царь подписал Манифест, возвещающий  об освобождении крестьян.

     Правительство прекрасно понимало, что издаваемый закон не удовлетворит крестьян и  вызовет с их стороны массовый протест против его грабительских  условий. Поэтому уже с конца 1860 г. оно начало мобилизовывать силы для подавления крестьянских волнений. «Положения 19 февраля 1861 г.» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 22563 тыс. душ обоего пола крепостных крестьян, в том числе 1467 тыс. дворовых и 543 тыс. приписанных к частным заводам и фабрикам.

     Ликвидация  феодальных отношений в деревне - не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся на несколько  десятилетий. Полное освобождение крестьяне  получали не сразу с момента обнародования  Манифеста и «Положений 19 февраля 1861 г.». В манифесте объявлялось, что крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны отбывать те же самые повинности, что и  при крепостном праве. Отменялись лишь так называемые добавочные сборы (яйцами, маслом, льном, холстом, шерстью и  т.п.), барщина ограничилась 2 женскими и 3 мужскими днями с тягла в  неделю, несколько сокращалась подводная  повинность, запрещался перевод крестьян с оброка на барщину и в дворовые. Завершающим актом в ликвидации феодальных отношений являлся перевод  крестьян на выкуп.

2.3. Правовое положение  крестьян и крестьянские  учреждения. 

     По  Манифесту крестьянин сразу получал  личную свободу. Бывший крепостной, у  которого раньше помещик мог отнять всё его достояние, а самого его  продать, подарить, заложить, теперь получал  не только возможность свободно распоряжаться  своей личностью, но и ряд гражданских  прав: от своего имени заключат разного  рода гражданские и имущественные  сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия. Всё это давало больший простор  крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода на заработки  и, следовательно, складыванию рынка  рабочей силы. Однако вопрос о личном освобождении крестьян не получил еще  полного, последовательного разрешения. Черты внеэкономического принуждения  продолжали сохраняться. Сохранялись  и сословная неполноправность крестьян, прикрепление их к месту жительства, к общине. Крестьянство продолжало оставаться низшим, податным сословием, которое обязано было нести рекрутскую, подушную и разного рода другие денежные и натуральные повинности, подвергалось телесным наказаниям, от чего были освобождены  привилегированные сословия (дворянство, духовенство, купечество).

     В июне - июле 1861 г. в селениях бывших помещичьих крестьян появились органы крестьянского  «общественного управления». За образец  было взято крестьянское «самоуправление» в государственной деревне, созданное  в 1837-1841 гг. реформой П. Д. Киселёва.

     За  поведением крестьян и обеспечения  исправного отбывания крестьянами  повинностей в пользу помещика и  государства отвечало крестьянское «Общественное управление». Закон 1861 г. сохранял общину, которую правительство и помещики использовали как фискально-полицейскую ячейку в пореформенной деревне.

     В июне 1861 г. был создан институт мировых  посредников, на который правительство  возложило исполнение многочисленных административно-полицейских функций, связанных с проведением реформы  в жизнь: утверждение и введение уставных грамот (определявших пореформенные  повинности и поземельные отношения  крестьян с помещиками), удостоверение  выкупных актов при переходе крестьян на выкуп, разбор споров между крестьянами  и помещиками, руководство разграничением крестьянских и помещичьих угодий, надзор над органами крестьянского самоуправления.

     Мировые посредники, прежде всего, защищали помещичьи  интересы, иногда даже нарушая закон. Однако среди мировых посредников  находились и представители либерально-оппозиционного дворянства, критиковавшие тяжелые  для крестьян условия реформы 1861 г. и требовавшие проведения ряда буржуазных преобразований в стране. Однако удельный вес их был весьма невелик, поэтому их быстро удаляли  с занимаемых должностей. 

Информация о работе Отмена крепостного права в России