Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 03:14, контрольная работа
Реформа 1861 года об отмене крепостного права в России имела огромное историческое и политическое значение. Именно поэтому я решила изучить эту сложную и очень актуальную для истории нашей страны тему. Отмена крепостного права в России стала основным событием середины и второй полвины XIX века. Проблема экономического и политического переустройства России всегда была в центре внимания историков, как отечественных, так и зарубежных. Решение крестьянского вопроса, то есть освобождение крестьян из крепостного рабства было одной из острейших проблем российского общества в конце 50-х начале 60-х годов XIX века. Существует много оценок историками значения и предпосылок реформа 1861 года.
Введение.
Глава 1. Подготовка реформы.
Глава 2. Содержание реформы.
2.1. Основные положения реформ.
2.2. Размер наделов.
2.3. Повинности временнообязаных.
2.4. Освобождение дворовых крестьян.
2.5. Выкупные платежи.
Глава 3. Осуществление реформы.
Глава 4.Итоги реформы.
Заключение.
Список литературы.
Оглавление
Введение.
Глава 1. Подготовка реформы.
Глава 2. Содержание реформы.
2.1. Основные положения реформ.
2.2. Размер наделов.
2.3. Повинности временнообязаных.
2.4. Освобождение дворовых крестьян.
2.5. Выкупные платежи.
Глава 3. Осуществление реформы.
Глава 4.Итоги реформы.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Реформа 1861 года об отмене крепостного
права в России имела огромное историческое
и политическое значение. Именно поэтому
я решила изучить эту сложную и очень
актуальную для истории нашей страны тему.
Глава 1. Подготовка реформы.
Император Александр II поручил подготовку
крестьянского вопроса крупным помещикам-крепостникам (включая министров Панина и
Муравьева и председателя Секретного
комитета по помещичьим крестьянам А. Ф. Орлова),
что во многом предопределило результаты
реформы1. Также среди них были
и представители «либеральной бюрократии»
(Н. А. Милютин), руководствовавшиеся нравственной
идеей ликвидации крепостного права2.
4 декабря 1858 г. была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. В отличие от предыдущей, эта программа была более радикальной, и к принятию её правительство во многом подтолкнули многочисленные крестьянские волнения (наряду с давлением оппозиции). Эта программа была разработана Я. И. Ростовцевым. Основные положения новой программы были следующими:
Для
рассмотрения проектов губернских комитетов
и разработки крестьянской реформы в марте 1859 при Главном комитете были созданы Редакционные
комиссии (фактически существовала лишь
одна комиссия) под председательством
Я. И. Ростовцева. Фактически работой Редакционных
комиссий руководил Н. А. Милютин. Проект, составленный Редакционными
комиссиями к августу
1859 г.
отличался от предложенного губернскими
комитетами увеличением земельных наделов
и уменьшением повинностей. После смерти
Ростовцева место председателя Редакционных
комиссий занял консерватор и крепостник В. Н. Панин. Более либеральный проект
вызвал недовольство поместного дворянства,
и в 1860 в проекте при активном участии
Панина были несколько уменьшены наделы
и увеличены повинности. Это направление
в изменении проекта сохранилось и при
рассмотрении его в Главном комитете по
крестьянскому делу в октябре1860 г., и при его обсуждении в Государственном
совете в конце января 1861 г.
Глава 2. Содержание реформы.
Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 17 документов), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России.
2.1. Основные положения реформы.
2.2. Размер наделов.
Согласно реформе устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю от размера минимума (т. н. «прирезки»), или снизить повинности. Прирезки имели место только в том случае, если за помещиком остаётся не менее трети (в степных зонах — половины) земель. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина — 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был больше высшего, то помещик отрезал в свою пользу «лишнюю» землю. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально. В результате этого средний размер крестьянского надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на душу, что было меньше, чем до реформы. В чернозёмных губерниях помещики отрезали у крестьян пятую часть их земель. Самые большие потери понесли крестьяне Поволжья. Помимо отрезков, другими инструментами ущемления прав крестьян были переселения на неплодородные земли, лишение выпасов, лесов, водоёмов, загонов и других необходимых каждому крестьянину угодий. Трудности для крестьян представляла и чересполосица, вынуждавшая крестьян арендовать у помещиков земли, которые вдавались клиньями в крестьянские наделы.
2.3. Повинности временнообязанных крестьян.
Крестьяне находились во временнообязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки. На первых порах срок этого состояния не указывался. 28 декабря 1881 года он в конце концов был установлен. Согласно постановлению все временнообязанные крестьяне переводились на выкуп с 1 января 1883 года. Подобная ситуация имела место только в центральных регионах империи. На окраинах временнообязанное состояние крестьян сохранялось вплоть до 1912—1913 гг. Во время временнообязанного состояния крестьяне обязаны были за пользование землёй платить оброк и трудиться на барщине. Размер оброка за полный надел составлял 8—12 рублей в год. Прибыльность надела и размер оброка никак не были связаны. Самый высокий оброк (12 рублей в год) платили крестьяне Петербургской губернии, земли которой были крайне неплодородны. Напротив, в чернозёмных губерниях величина оброка была значительно ниже. Первая десятина земли оценивалась дороже остальных. Например, в нечернозёмных землях при полном наделе в 4 десятины и оброке в размере 10 рублей за первую десятину крестьянин платил 5 рублей, что составляло 50 % от суммы оброка (за последние две десятины крестьянин уплачивал по 12,5 % от общей суммы оброка). Это вынуждало крестьян покупать земли, а помещикам давало возможность выгодно сбывать неплодородные земли. Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней.
2.4. Освобождение дворовых крестьян
«Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли и усадьбы, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика. Дворовые слуги в то время составляли 6,5 % крепостных крестьян. Таким образом, огромное количество крестьян оказалось практически без средств к существованию.
2.5. Выкупные платежи.
Положение «О выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6 % годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства. Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20 % выкупной суммы, а остальные 80 % вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. Ежегодный платёж составлял 6 % выкупной суммы. Таким образом, крестьяне суммарно уплачивали 294 % выкупной ссуды. В современных терминах, выкупная ссуда была кредитом с аннуитетными платежами на срок 49 лет под 5,6 % годовых. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции. Михаил Покровский указывал, что «выкуп был выгоден не крестьянам, а помещикам»[12]. К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей. Таким образом крестьяне фактически (с учетом процентов по кредиту) уплачивали тройную сумму, что составляло предмет критики со стороны наблюдателей, стоявших на народнических позициях (а впоследствии — со стороны советских историков), но было при этом математически нормальным результатом для столь долгосрочного кредита. Ставка кредита в 5,6 % годовых, учитывая неипотечный характер кредита (за неуплату выкупных взносов можно было изъять личное, не имеющее производственного значения, имущество крестьян, но не саму землю) и проявившуюся ненадежность заемщиков, была сбалансированной и сообразной со сложившимися ставками кредитования всех других видов заемщиков в то время. Так как пени за просроченные платежи неоднократно списывались, а в 1906 году государство простило сельским обществам всю неоплаченную часть задолженности, выкупная операция оказалась для государства убыточной.4