Оттепель. Реформы и реорганизация общественной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:59, реферат

Описание работы

ЗАДАЧИ.
1. ПОКАЗАТЬ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ РЕФОРМ.
2. ДАТЬ РАЗВЕРНУТУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ НАЧАЛА ПРОЦЕССА "ОТТЕПЕЛИ".
3. ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ПЕРИПЕТИИ БОРЬБЫ ЗА ВЫСШУЮ ВЛАСТЬ.
4.ОПИСАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ "ОТТЕПЕЛИ" В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

Файлы: 1 файл

reform.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

          Достаточно динамичное развитие  отраслей народного хозяйства способствовало позитивным сдвигам и в социальной сфере : быстрый рост заработной платы и потребления товаров ; отмена всех видов платы за обучение , введение пенсий для колхозников ; массовое строительство жилья и др.

        " Оттепель" не могла не отразиться и на внешней политике. СССР открывал для себя мир и становился открытым для мира, происходили взаимные обмены делегациями, международный туризм, состоявшийся в 1957 г. в Москве Международный фестиваль молодежи и студентов. Курс на мирное сосуществование СССР и приход нового политического руководства в США (Эйзенхауэр , Кеннеди ) способствовали  снижению уровня конфронтации.

      Рост  могущества СССР и стремительный  развал колониальной системы   создали благоприятные возможности для активизации советской политики в "третьем мире".Сремясь упрочить свои международные позиции  и расширить число стран  идущих по "некапитолистическому" пути , СССР оказывал ряду молодых государств значительную военно-политическую и экономическую помощь. В августе 1963 г. было подписано первое соглашение   по ограничению стратегического оружия. В целом климат между народных отношений потеплел.

          "Оттепель" способствовала бурному  развитию культуры и науки.  Именно в духовной сфере едва  ли не наиболее ярко проявились достижения и противоречия , присущие этой эпохе.

           На перемены , начавшиеся в обществе  после смерти Сталина , первыми  откликнулись представители литературы. В 50-х годах в журналах появились  новаторские статьи  В. Овечкина , Ф.Абрамова, М. Лифшица, а также ставшие широко известными произведения И.Эренбурга"Оттепель", В. Пановой "Времена года" , Ф. Панферова "Волга-матушка река" и др. В них авторы отошли от традиционной лакировки реальной жизни людей в социалистическом обществе. Впервые был поставлен вопрос  о губительности для интеллигенции той атмосферы , которая сложилась в стране.   

       После  ХХ съезда ЦК КПСС было несколько  ослаблено идеологическое давление  и в области музыкального искусства  , живописи и кинемотографии . Ответственность за «перегибы « прошлых лет была возложена на Сталина ,Берию , Жданова , Молотова , Маленкова и др. Однако сам идеологический диктат партийного руководства в этих сферах сохранялся и позже .

         Хрущев лучше чем кто- либо  другой , выражал своим поведением одну из характерных черт тоталитарной системы – отрицание всего , что не имеет прямого  отношения  к задаче построения коммунизма , не вписывается  в официальную идеологию или лично  неприятно самому лидеру страны. Так после премьеры американского музыканта Б.Гудмена он заявил , что джаз – это не музыка  и народ этого никогда не поймет. А помотрев канкан на одной из втреч  в Голливуде , Хрущев оценил его так : «В этом танце девушкам приходиться задирать юбки и показывать заднее место и этот  танец    приходиться исполнять хорошим , честным девушкам …Это порнография». Он заявлял , что выступает за музыку  исключительно вдохновляющую , зовущую на подвиг ратный и на труд , что в «литературе и искусстве партия поддерживает только те произведения , которые вдохновляют  народ и сплачивают его силы» .

        Аналогично относился Хрущев  и к изобразительному искусству.  Отстаивая необходимость следования  принципу «социалистического реализма»,  он отмечал   , что все остальные  , кто акцентирует внимание на негативных сторонах жизни , «судят о действительности  только по запахам отхожих мест». Так оценивались произведения Э. Неизвестного , Б. Жутовского и других художников , скльпторов , архитекторов.

        Таким образом , политика «оттепели»  в духовной жизни имела вполне определенные границы. Преобразования в духовной жизни общества в 1953 – 1964 гг. были , безусловно , очень значительными. Они дали толчок духовному обновлению народа , очищению его от сталинского наследия. Перемены эти не всегда были выпуклыми и зримыми . Но они как бы подтачивали тоталитарный режим . В те годы коллизии в общественном сознании  многие были склонны объяснять отказом от «принципов» , заложенных Сталиным. И это так. Некоторое смягчение режима , отказ от массовых  репрессий неизбежно вызвал начало эрозии всей системы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом из вышесказанного можно сделать вывод , что реформаторский потенциал общества оказался  недостаточным  для окончательного отхода  от тупиковой  ветви мирового развития , более того , даже для сохранения либеральных хрущевских порывов. Откат был неизбежен. Но это был откат к сталинизму без Сталина , без массовых репрессий , а значит, к системе с подорванными идеологическими и инструментальными конструкциями. Откат означал ее стабилизацию, с неизбежностью ведущего к загниванию и распаду. Эти процессы и составили социальную суть 70-х – середины 80-х годов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.

 

1.Верт Н. «История  советского государства , 1900- 1991»  М., 1992 г.

2. Челябинский Государственный технический университет, коллегия авторов  – Курс лекций , Челябинск, издательство ЧГТУ , 1994 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                            




Информация о работе Оттепель. Реформы и реорганизация общественной жизни