«Оттепель» в развитии культуры советского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 19:40, контрольная работа

Описание работы

Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX Съезде партии в 1956 г. культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами - все это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Сочетание всех этих совершенно уникальных обстоятельств привело к движению шестидесятников.

Файлы: 1 файл

кр ист.рос.docx

— 39.80 Кб (Скачать файл)

Первым этапом среднего образования была обязательная восьмилетняя школа, создаваемая вместо существовавшей семилетней школы. Восьмилетняя школа должна была выпускать подростков с большим объемом общеобразовательных знаний, психологически и практически лучше подготовленных к участию в общественно полезной деятельности. Такая школа ставила перед собой цель решать успешнее задачи «коммунистического воспитания». В процессе учебно-воспитательной работы школа была призвана знакомить учащихся с разнообразными видами труда, помогать школьникам выявить имеющиеся у них склонности и сознательно выбрать будущую профессию.

На втором этапе обучения молодежь получала полное среднее образование. Завершение среднего образования на основе соединения обучения с производительным трудом могло быть осуществлено несколькими путями:

Первый путь - молодежь, идущая по окончании восьмилетней школы на производство, предварительно получает первоначальную профессиональную подготовку, а затем, работая на производстве, учится в школе рабочей и сельской молодежи. Эта школа должна была давать своим учащимся полное средне образование и способствовать повышению их профессиональной квалификации.

Второй путь - завершения среднего образования предусматривал обучение молодежи, окончившей восьмилетнюю школу, в средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением, которая на базе близлежащих промышленных предприятий, колхозов, совхозов и т.д. осуществляла соединение обучения с производительным трудом и давала учащимся полное среднее образование и профессиональную подготовку для работы в одной из отраслей народного хозяйства или культуры.

Третьим путем получения полного среднего образования предусматривалось обучение в техникумах.

24 декабря 1958 года Верховный Совет  Союза СССР принял «Закон об  укреплении связи школы с жизнью  и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», который определил дальнейшее развитие общеобразовательной школы. Этот закон провозглашал введение в СССР вместо всеобщего обязательного семилетнего образования всеобщеобязательное восьмилетнее образование. Положения этого закона осуществлялись в школах-интернатах, которые получил широкое распространение в это время. Позже к ним стали вводиться школы с продленным днем, которые были призваны улучшить воспитание детей и помочь семье в этом деле.

Всеобщее обязательное восьмилетнее обучение предполагалось повсеместно осуществить к 1962/63 учебному году. Для реализации нового закона требовалось охватить всеобщим восьмилетним образованием всех детей и подростков от 7 до 15-16 лет. Для этого ежегодно проводился повсеместно списочный учет всех детей 6 и 7 лет и не обучающихся детей и подростков в возрасте от 7 до 16 лет и поверка приема и явки их в школы. Строительство новой школы требовало коренного изменения содержания образования. Сложные задачи, стоящие перед школой, настоятельно требовали немедленной перестройки методической работы среди учителей. Всем было ясно, что от степени общей подготовки учителя, и в частности его методической культуры, зависит успех работы в школе. В 1958 году в целях улучшения коммунистического воспитания учащихся и подготовки, оканчивающих среднюю школу к активному участию в общественно-политической жизни страны вводился курс «Конституция СССР». В 1960 году вводился курс «Основы политических знаний», в процессе его изучения уделялось внимание раскрытию марксистско-ленинского учения и важнейших вопросов курса Конституции СССР.

Параллельно с изменениями в образовании, проводились очень важные мероприятия, без которых было невозможно полноценное реформирование школьного образования. В 1956 году была отменена плата за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР. В 1959 году было принято постановление Совета Министров СССР о награждении медалями учащихся оканчивающих средние общеобразовательные школы. Были установлены золотые и серебряные медали «За отличные успехи в учении, труде и за примерное поведение».

Еще во второй половине 50-х годов во многих республиках не был полностью осуществлен семилетний всеобуч. В январе 1956 года и, повторно, в мае 1957 года партком Министерства Просвещения РСФСР обращал внимание ЦК КПСС, Н. С. Хрущева на то, что всеобщее обучение детей школьного возраста не завершено. Например, важным фактором этого явления на селе была недостаточная материальная обеспеченность родителей, побуждавшая отправлять детей в поле, за трудоднями.

В конце сентября 1963 года состояние производственного обучения в школах РСФСР рассматривалось на Комиссии по народному образованию и культуре Верховного Совета РСФСР. Комиссия установила крупные недостатки в этом деле и признала целесообразным вернуться к десятилетней школе с производственным обучением. Свои материалы Комиссия направила в ЦК КПСС, который в это время изучал ход реализации постановления Пленума ЦК в части улучшения работы общеобразовательной и высшей школы. Первым известным результатом этой работы стало постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР (август 1964 года), устанавливавшее в средней школе двухлетний срок обучения на базе восьмилетней школы. Полная средняя общеобразовательная школа вновь стала десятилеткой.

Высшая школа получила огромное развитие. В 1950-1955 гг. по всей стране было открыто 50 новых вузов (общее число их к концу 50-х гг. составило 766 против 105 в дореволюционной России), а число студентов 2200 тыс. (против 127 тыс. до революции). В то же время не были преодолены пережитки классового подхода. Молодежь с трудовым стажем имела преимущества при зачислении в вузы.

 

Коммунистическое воспитание.

В РСФСР в воспитании учащихся все большее значение приобретала деятельность комсомольских и пионерских организаций. В школах РСФСР насчитывалось 3,4 млн. комсомольцев и 11,8 млн. пионеров. По инициативе комсомольских и пионерских организаций проводилась большая общественно полезная работа вне школы. Вся деятельность комсомольских организаций была направлена на воспитание молодежи «верной партии, делу коммунистического строительства и т.д.».

Маркс и Энгельс обосновали ведущий принцип воспитания людей коммунистического общества — соединения обучения с трудом. В новом обществе, писал Маркс, «... каждый трудоспособный взрослый человек должен подчиняться общему закону природы, а именно: чтобы есть, он должен работать, и работать не только головой, но и руками» Политехническое образование, соединённое с производительным трудом, Маркс рассматривал не только как одно из средств увеличения общественного богатства, но и как «... единственное средство для производства всесторонне развитых людей». Учение Маркса и Энгельса о коммунистическом воспитании было развито Лениным. Строительство коммунистического общества, писал Ленин, приведёт «... к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей...». Ленин конкретизировал и развил дальше марксистский принцип соединения обучения с трудом. Он считал, что нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения. Важную роль в воспитании всесторонне развитых людей Ленин отводил политехническому образованию, которое должно осуществляться в тесной связи с производительным трудом, с усвоением научных знаний. Для того чтобы строить коммунистическое общество, молодёжь должна неустанно учиться, овладевать знаниями, которые выработало человечество на протяжении своего исторического развития. В неразрывной связи с образованием. Ленин считал необходимым осуществлять воспитание подрастающего поколения в духе коммунистической нравственности. Ленин писал, что надо воспитывать всех с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде, в духе коммунистической организованности, умения подчинять свои интересы интересам коллектива

В ходе социалистического и коммунистического строительства в СССР и других странах социализма на практике осуществляются идеи коммунистического воспитания, у людей воспитываются такие качества, как преданность делу коммунизма, непримиримость к эксплуатации и угнетению человека человеком, коллективизм, гуманизм, социалистический патриотизм, чувство интернациональной солидарности, трудолюбие, личное достоинство. Сердцевиной коммунистического воспитания является формирование у широчайших масс трудящихся коммунистического мировоззрения. Овладение теорией марксизма-ленинизма позволяет человеку выработать научные взгляды на мир, осознать свое место и роль в происходящих событиях, давать им правильную оценку и делать верные практические выводы, то есть сознательно участвовать в коммунистическом строительстве. Формирование научного мировоззрения предполагает выработку у людей гражданственности и ответственности, социальной активности, стремления отдать свои силы общему делу. Формирование научного мировоззрения, коммунистической убеждённости требует непримиримой борьбы против буржуазной идеологии, против ревизионистских и реформистских теорий, правой и левой разновидности оппортунизма, национализма.

  Составной частью коммунистического воспитания является также атеистическое воспитание. Освобождение духовных сил человека от религиозных предрассудков делает его непримиримым ко всякой мистике и суевериям, раскрепощает его творческие силы.

3. Научно-техническая революция в СССР

3.1. Ускорение темпов научно-технического  прогресса. В качестве центральной  проблемы в период реформ была  выдвинута задача ускорения темпов  научно-технического прогресса и  существенного повышения его  народнохозяйственного и социального  эффекта. Вступление СССР в эпоху  научно-технической революции стало  важным фактором развития культуры. Сеть научных учреждений в стране в этот период заметно превысила довоенный уровень. Только в системе Академии наук СССР в 1956 г. насчитывалось 120 институтов и крупных лабораторий, 12 филиалов на местах. Новые научные центры были созданы на Сахалине, Камчатке, Крыму, Поволжье и т.д. В целях развития производительных сил Сибири было организовано Сибирское отделение АН СССР, возникли новые республиканские Академии наук. Международный центр ядерных исследований был создан в подмосковном городе Дубна. С 1957 г. были восстановлены Ленинские премии, присуждавшиеся ученым за выдающиеся достижения в области науки и техники.

3.2.Основные направления научно-технических изысканий.

3.2.1. В  области физики и химии. В рассматриваемый период активно велись исследования в области физики (Б.Н. Константинов, П.Л. Капица, А.А. Логунов и др.), атомной физики (И.В. Курчатов, А.П. Александров, Я.Б. Зельдович, А.Д. Сахаров и др.). Нобелевской премией были отмечены достижения советских химиков и физиков - Н.Н. Семенова, И.Е. Тамма, Л.Д. Ландау, П.А. Черенкова, Н.Г. Басова, А.М. Прохорова, И.М. Франка (за открытие и объяснение эффекта люминесцентного излучения Вавилова-Черенкова в 1958г.) Нобелевской премией в 1956 г. были отмечены труды академика Н. Н. Семенова в области теории цепных реакций. Достижения в области теоретической химии позволили создать новые сверхпрочные материалы – полимеры, превосходящие по своим свойствам металлы.

Значительными открытиями были отмечены работы советских ученых в области автоматики и телемеханики, квантовой электроники, вычислительной техники и кибернетики, радиоэлектроники, физики полупроводников. В СССР был создан первый молекулярный генератор – лазер.

В 1957 г. в СССР впервые был запущен самый мощный ускоритель элементарных частиц - синхрофазотрон. Это практическое открытие позволило развивать новое направление науки - физику высоких и сверхвысоких энергий, что, в свою очередь, привело к созданию и развитию совершенно новых отраслей народного хозяйства - атомной промышленности и энергетики. Уже в 1954 г. впервые в мире была построена и запущена атомная электростанция в подмосковном научном городке Обнинске. Вслед за этим началось строительство более крупных Воронежской, Белоярской и Сибирской АЭС. 1957 г. ознаменовался спуском на воду первого в мире атомохода - ледокола "Ленин".

Машиностроение и промышленность.

Быстрыми темпами развивалось производство металлорежущего оборудования. Страна буквально за несколько лет совершила прорыв в этой области. Советское машиностроение быстро вышло на технический уровень западных стран не только в области станкостроения. Оригинальными техническими решениями отличались автоматические линии (в СССР был построен первый в мире завод-автомат). Если в 1950 г. в сфере машиностроения было всего лишь десять комплектов автоматических и полуавтоматических линий, то в 1955 г. — 115. Серьезно обновилась номенклатура производимой продукции в сторону технически более совершенных изделий. В течение 50-х гг. заметно выросли производственные фонды, например в машиностроении — на 41 %, в лесной и деревообрабатывающей промышленности — на 62 %, в легкой — на 21 % и т. д.

3.2.2. Самолетостроение  и космонавтика.

Эпоха "оттепели" вошла в историю мирового технического прогресса как эра покорения космоса. Благодаря крупнейшим достижениям в области ракетно-космической техники СССР стал на многие годы признанным лидером в исследовании околоземного пространства:

4 октября 1957 г. на основе созданных  советскими учеными-конструкторами  под руководством. С. П. Королева  баллистических многоступенчатых  ракет в СССР был произведен  запуск первого в мире искусственного  спутника Земли. А 12 апреля 1961 г. впервые  в истории человечества на  космическом корабле "Восток" летчик-космонавт Ю. А. Гагарин совершил  пилотируемый полет по околоземной  орбите, продолжавшийся всего 108 минут. Вслед за полетом Гагарина  за период с 1961 по 1963 г. по программе "Восток" на одноместных кораблях  этой серии было совершено  еще шесть полетов. В 1965 г. космонавт  А. А. Леонов впервые осуществил  выход в открытый космос.

Помимо космической техники в СССР значительные успехи были достигнуты в области авиастроения. В 1956 г. в небо поднялся первый турбореактивный пассажирский лайнер Ту-104, созданный в ОКБ под руководством А. Н. Туполева. А в 1957 г. коллективом инженеров и конструкторов во главе с С.В. Ильюшиным был создан четырехмоторный турбовинтовой пассажирский самолет Ил-18, ставший одним из наиболее надежных самолетов отечественной гражданской авиаций.

Развитие космической и авиационной техники в СССР стало основой для расширения исследований астрономов и астрофизиков. С помощью искусственных спутников Земли советским ученым удалось исследовать внешний радиационный пояс и магнитное поле нашей планеты, осуществить фотографирование обратной стороны Луны, открыть новые астрофизические объекты.

3.2.3. Другие отрасли знаний. Велись разработки в области молекулярной биологии и биофизики, физиологии человека и животных, в области селекции растений. Был разработан и внедрен новый способ автоматической дуговой сварки сталей (научная школа академиков Е.О. и Б.Е. Патонов). На рубеже 50-60-х гг. методы математического моделирования, разработанные В.С. Кулебакиным, Н. М. Крыловым, Н. Н. Боголюбовым, стали проникать в биологию, языкознание и даже историческую науку.

3.3. Гуманитарные  науки.

3.3.1. После ХХ съезда КПСС общественные  науки получили новый импульс, хотя административное руководство  продолжало сдерживать их развитие. Были изданы коллективные труды: Всемирная история, История Великой Отечественной войны, История русского искусства, этнографическая серия Народы мира. Появились новые журналы по различным отраслям обществоведения: Вестник истории мировой культуры, Мировая экономика и международные отношения, История СССР, Вопросы языкознания и др. В трудах историков и обществоведов разрабатывались новые темы и новые подходы, связанные с началом процесса десталинизации.

Информация о работе «Оттепель» в развитии культуры советского государства