Палестина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:15, доклад

Описание работы

Палести́на (араб. فلسطين‎‎ — Филастин, арам. ܦܠܫܬ) פלשת), ивр. tr. ארץ ישראל‎ — эрец Исраэль) — историческая область на Ближнем Востоке, охватывающая примерно территорию современных Сектора Газа, Израиля, Голанских высот, Западного берега реки Иордан, Иордании , части как Ливана, так и Сирии, от Сидона на побережье Средиземного моря до Дамаска в северной её части, и от Рафиаха до залива Акаба — на юге. Синайский полуостров, как правило, считается отдельной географической зоной.

Файлы: 1 файл

Палести́на.docx

— 27.76 Кб (Скачать файл)

Палести́на (араб. فلسطين‎‎ — Филастин, арам. ܦܠܫܬ) פלשת), ивр. tr. ארץ ישראל‎ — эрец Исраэль) — историческая область на Ближнем Востоке, охватывающая примерно территорию современных Сектора Газа, Израиля, Голанских высот, Западного берега реки Иордан, Иордании , части как Ливана, так и Сирии, от Сидона на побережье Средиземного моря до Дамаска в северной её части, и от Рафиаха до залива Акаба — на юге. Синайский полуостров, как правило, считается отдельной географической зоной.

Ранняя история

В 3 тысячелетии до н. э. территория Палестины (Ханаан) была заселена племенами  ханаанеев.

В XIII в. до н. э. в страну вторглись  «народы моря» с Крита и  других островов Средиземного моря, нападавшие также и на Египет и закрепившиеся  в южной части Средиземноморского побережья, в районе нынешнего сектора  Газы. От окрестных семитоязычных народов они получили название плиштим, буквально «вторгшиеся», или филистимляне.

В XI веке до н. э. древнееврейские  племена основали Израильское царство, распавшееся в 930 г. до н. э. на два: Израильское  царство (существовало до 722 г. до н. э.) и Иудейское царство (до 586 г. до н. э.).

Античность

Впоследствии Палестина  была завоёвана древнеперсидским государством Ахеменидов, затем входила в состав эллинистических государств Птолемеев и Селевкидов (в III—II вв. до н. э.).

С 63 г. до н. э. Палестина являлась римской провинцией и разделялась  на Иудею, Самарию, Галилею и Перею (Заиорданье). С 395 г. — в составе Византии.

После поражения восстания  Бар-Кохбы против римлян в 132 году н. э., римляне изгнали из страны значительное количество евреев и переименовали провинцию Иудея в «Сирия Палестина», чтобы навсегда стереть память о еврейском присутствии в этих места. Основное еврейское население в этот период переместилось из Иудеи в Галилею.

В 395—614 годах Палестина  была провинцией Византии.

В 614 году Палестина была завоёвана  Персией и вошла в состав империи  Сасанидов.

После победы над Персией  в 629 году, византийский император Ираклий  торжественно вступил в Иерусалим  — Палестина снова стала провинцией Византии.

Период арабского владычества (638—1099)

Около 636 года — в самом  начале арабских завоеваний — Палестина  была завоёвана у Византии мусульманами.

В последующие шесть веков  контроль над этой территорией переходил  от Омейядов[25] к Аббасидам, к крестоносцам и обратно.

Эпоха арабского владычества  в Палестине делится на четыре периода:

завоевание и освоение страны (638—660 г.);

династия Омейядов (661—750);

династия Аббасидов (750—969);

династия Фатимидов (969—1099)

Период крестоносцев (1099—1516)

С 1099 г. по 1187 г. крестоносцы  основали здесь Иерусалимское королевство. Однако уже в 1187 г. Салах-ад-Дин Аюби взял Иерусалим. Но во время III крестового похода крестоносцы вновь вернули себе Аккон, Аскалон и другие города. Иерусалимское королевство было восстановлено, хотя сам Иерусалим находился в руках мусульман. Столицей стал Аккон. Летом 1241 г. монголы во главе с Хулагу вторглись в Палестину, но в битве при Айн-Джалуте 3 сентября 1260 г. их победили египетские мусульмане — мамлюки во главе с султаном аз-Захир Бейбарсом. Это поражение закрыло монголам путь в Северную Африку, а Египет стал самой могущественной державой этого региона. Затем египетские мамлюки начали войну с государствами крестоносцев в Палестине. 18 мая 1291 г. пал Аккон, 19 мая — Тир. Падение Сидона произошло в июне, Бейрута — 31 июля. Палестина находилась под властью Египта до времён Османской империи.

Под властью Османской  империи (1516—1917)

В 1517 году территория Палестины  была завоевана турками-османами под предводительством султана Селима I (1512-20). В течение 400 лет она оставалась частью огромной Османской империи, охватывавшей значительную часть юго-восточной Европы, всю Малую Азию и Ближний Восток, Египет и Северную Африку

В начале 1799 года в Палестину  вторгся Наполеон. Французам удалось  овладеть Газой, Рамлой, Лодом и Яффой. Упорное сопротивление турок остановило продвижение французской армии к городу Акко, на помощь туркам пришёл английский флот. Французскому генералу Клеберу удалось одержать победу над турками у Кафр-Канны и у горы Тавор (апрель 1799 г.). Однако из-за отсутствия тяжёлой артиллерии Наполеон не сумел овладеть крепостью Акко и был вынужден отступить в Египет.

В 1800 году население Палестины  не превышало 300 тысяч, 5 тысяч из которых  составляли евреи (главным образом  сефарды). Большая часть еврейского населения была сосредоточена по-прежнему в Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне. Христиане, численность которых составляла около 25 тысяч, были намного более рассеяны. Главные места концентрации христианского населения — в Иерусалиме, Назарете и Вифлееме — контролировались православной и католической церквями. Остальное население страны составляли мусульмане, почти все — сунниты.

В период 1800-31 гг. территория страны делилась на две провинции (вилайеты). Центрально-восточный горный район, простиравшийся от Шхема на севере до Хеврона на юге (включая Иерусалим), относился к Дамасскому вилайету; Галилея и прибрежная полоса — к вилайету Акко. Большая часть Негева находилась в этот период вне османской юрисдикции

В 1832 г. территория Палестины  была завоёвана Ибрагим-пашой, сыном и военачальником вице-короля Египта Мухаммада Али. Его резиденция расположилась в Дамаске. Палестина, северная граница которой достигала Сидона, стала единой провинцией. Египтяне, правившие страной восемь лет (1832-40), провели некоторые реформы по европейскому образцу, что вызвало сопротивление арабов и восстания в большинстве городов страны, которые были подавлены силой. В период египетского господства проводились широкие исследования в области библейской географии и археологии. В 1838 г. египетское правительство разрешило Англии открыть консульство в Иерусалиме (ранее консульства европейских держав существовали только в портовых городах — Акко, Хайфе и Яффе, а также в Рамле). Спустя 20 лет все крупные государства Запада, включая США, имели в Иерусалиме консульские представительства

В XIX веке Иерусалим снова  превратился в важнейший еврейский  центр Эрец-Исраэль. Цфат, соперничавший с Иерусалимом за духовное первенство, сильно пострадал в результате землетрясения (1837), унёсшего жизни около 2 тысяч евреев, и пришёл в упадок.

В 1841 году Палестина и Сирия  вернулись под непосредственный контроль Турции. К этому времени  численность еврейского населения  Палестины удвоилась, в то время, как христианского и мусульманского — осталась без изменения

В 1847 году глава католической церкви, Папа римский Пий IX, восстановил  латинский иерусалимский патриархат.

К 1880 году население Палестины  достигло 450 тысяч человек (по данным турецкой переписи оседлого населения, чуть больше 270 тысяч человек),[29] из которых 24 тысячи составляли евреи. Большинство  евреев страны по-прежнему жили в четырёх  городах: Иерусалиме (где евреи составляли более половины всего 25-тысячного населения), Цфате (4 тыс.), Тверии (2,5 тыс.) и Хевроне (800), а также в Яффе (1 тыс.) и Хайфе (300). Иерусалим стал крупнейшим городом в стране]. Поток алии увеличился после открытия пароходного сообщения между Одессой и Яффой.

С конца XIX века началось крупномасштабное заселение Палестины евреями, последователями  идеологии сионизма.

Первая большая волна  современной еврейской иммиграции, известная как Первая алия (ивр. עלייה‎), началась в 1881 году, когда евреи были вынуждены спасаться бегством от погромов в Восточной Европе.

В 1900 году только в 34 еврейских сельскохозяйственных поселениях с 28176 гектарами земли было 5,3 тыс. человек.

В начале XX века население составляло приблизительно 450 тысяч арабов и 50 тысяч евреев.

Вторая алия (1904—1914 годы) началась после Кишинёвского погрома. Приблизительно 40 тысяч евреев поселилось в Палестине[30].

28 марта 1917 года Джемаль Паша, губернатор Османской Сирии, ранее заявлявший, что «евреи получат тот же урок, что и армяне», издал указ об изгнании всех евреев из Иерусалима, Яффо и Тель-Авива. «Многие из них были депортированы на Кипр или в Европу, другие погибли в пути, не в состоянии найти убежище или денег на билет».

 

 

 

Британский мандат в Палестине

 

Период Британского мандата

1920, 1929, 1933 — Беспорядки  в подмандатной Палестине, еврейские  погромы

1936—1939 — Арабское восстание

1941— Фархуд (крупнейший еврейский погром в Багдаде)

1945—1947 — серия еврейских  погромов (Триполи, Каир, Алеппо, Манама  ruen — Бахрейн, Аден)

1947 — принятие ООН плана  по разделу Палестины на арабское  и еврейское государства

В результате Первой мировой войны в апреле 1920 года на конференции в Сан-Ремо Великобритания добилась мандата на управление территорией Палестины (утверждён Лигой Наций в июле 1922 года). Английская подмандатная территория Палестина включала в себя также территорию, ныне занимаемую Иорданией. 2 ноября 1917 года английское правительство опубликовало декларацию Бальфура, в которой содержалось обещание содействовать созданию в Палестине «национального очага для еврейского народа». В 1921 году ¾ территории мандата Великобритания отдала под отдельный эмират Трансиордания, из которого впоследствии (в 1946 году) было образовано независимое королевство Трансиордания.

В 1919—1923 гг. (Третья алия) в Палестину прибыли 40 тысяч евреев, в основном из Восточной Европы. Поселенцы этой волны были обучены сельскому хозяйству и могли развивать экономику. Несмотря на квоту иммиграции, установленную британскими властями, еврейское население выросло к концу этого периода до 90 тысяч. Болота Изреэльской долины и долины Хефер были осушены и земля сделана пригодной для сельского хозяйства.

В то время страну населяли преимущественно арабы-мусульмане, однако самый крупный город, Иерусалим, был преимущественно еврейским.

Из-за Яффских бунтов в самом начале Мандата Британия ограничила еврейскую иммиграцию, и часть территории, планировавшаяся для еврейского государства, была отдана под образование Трансиордании, на территории которой было запрещено селиться евреям.

В 1924—1929 гг. (Четвёртая алия) в Палестину приехали 82 тысячи евреев, в основном в результате всплеска антисемитизма в Польше и Венгрии. Впоследствии, однако, приблизительно 23 тысячи эмигрантов этой волны покинули страну.

Подъем нацистской идеологии в 1930-х годах в Германии привёл к Пятой алие, которая была наплывом четверти миллиона евреев, спасавшихся от Гитлера. Этот наплыв закончился Арабским восстанием 1936—1939 годов и изданием Британией «Белой книги» в 1939 году, которая фактически сводила на нет иммиграцию евреев в Палестину.

По окончании Второй мировой войны еврейское население Палестины составляло 33 % по сравнению с 11 % в 1922 году

В 1947 году британское правительство отказалось от мандата на Палестину, аргументируя это тем, что оно не способно найти приемлемое решение для арабов и евреев.

29 ноября 1947 года Организация  Объединённых Наций приняла план  раздела Палестины (резолюция  Генеральной ассамблеи ООН № 181). Этот план предполагал разделение Палестины на два государства — арабское и еврейское. Иерусалим был объявлен международным городом под управлением ООН, чтобы не допустить конфликта по его статусу.

«Ишув» (евреи, проживающие в Израиле) приняли этот план[40], но Лига арабских государств и Высший арабский комитет подмандатной Палестины его отвергли[41].

В декабре 1947 года Верховный комиссар Палестины представил в министерство по делам колоний прогноз о том, что территория, выделенная под создание арабского государства, будет, в результате предполагаемой войны, разделена между Сирией (восточная Галилея), Трансиорданией (Самария и Иудея) и Египтом (южная часть)

Арабо-израильский конфликт — противостояние между рядом  арабских стран, а также арабскими  военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного  арабского населения подконтрольных (оккупированных) Израилем палестинских территорий, с одной стороны, и  сионистским движением, а затем  и Государством Израиль, с другой. Хотя Государство Израиль было создано  только в 1948 году, фактически история  конфликта охватывает около столетия, начиная с конца XIX века, когда  было создано политическое сионистское  движение, положившее начало борьбе евреев за собственное государство.

После распада Османской  империи в результате её поражения  в Первой мировой войне конфликт между евреями-сионистами и арабским населением Палестины сводился, главным  образом, к территориальным притязаниям  обеих сторон на подмандатную Палестину. В ходе накаления ситуации во второй четверти XX века к геополитической составляющей добавились также религиозная и культурная, усиливающие межнациональную рознь[источник не указан 1432 дня]. В 1948 году соседние арабские страны объявили войну вновь созданному еврейскому государству. Таким образом, конфликт вышел за пределы Палестины и перерос в конфликт между Израилем и всеми остальными арабскими государствами в регионе. С подписанием мирного договора с Египтом (в 1979 году) и с Иорданией (в 1994 году) число враждебных Израилю государств сократилось. В рамках крупномасштабного арабо-израильского конфликта принято выделять региональный Палестино-израильский конфликт, обусловленный, в первую очередь, столкновением территориальных интересов евреев и арабов, проживающих в Палестине. В последние годы именно этот конфликт является источником политической напряжённости и открытых вооружённых столкновений в регионе.

Позиция сторонников Израиля

Сионистское движение, на основе которого было создано государство Израиль, видит в Палестине историческую родину еврейского народа, и исходит из утверждения, что этот народ имеет право на собственное суверенное государство. Это утверждение основывается на нескольких основных принципах:

Принцип равенства народов: подобно другим народам, у которых  есть свое суверенное государство, евреи  также имеют право жить в своей  стране и управлять ею.

Принцип необходимости защиты евреев от антисемитизма: явление антисемитизма, кульминировавшее в целенаправленном геноциде против евреев (Холокост), проводившимся  нацистской Германией в первой половине 1940-х годов, вынуждает евреев организоваться в целях самозащиты и найти  территорию, которая служила бы убежищем в случае повторения катастрофы. Это  возможно только с созданием еврейского государства.

Принцип исторической родины: как показывают многочисленные антропологические  и археологические исследования, на территории Палестины начиная  с XIII века до н. э. проживали еврейские  племена, с XI по VI век до н. э. существовали еврейские государства. Преобладающее присутствие евреев на этой территории сохранялось и после завоевания последнего еврейского государства древности, Иудеи, вавилонским царем Навуходоносором II, на протяжении следующих веков с поочередным переходом земель из рук в руки, и вплоть до восстания Бар-Кохбы в 132 году н. э., после которого значительное количество евреев было изгнано римлянами из страны. Но даже после этого изгнания до V века н. э. в Галилее сохранялось еврейское большинство[1]. В иудаизме эта территория называется «Эрец-Исраэль», что в переводе означает «Земля Израиля». Она была обещана Иакову (Израилю) Богом как Земля Обетованная, которую Он предназначает для евреев. Со времени возникновения еврейского народа одной из основополагающих и проповедуемых иудаизмом идей является связь этого народа с землей Израиля.

Информация о работе Палестина