Памятники культового зодчества Беларуси 17-18 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 19:35, аттестационная работа

Описание работы

Памятники культового зодчества Беларуси 17-18 веков
Обострение религиозно-политической борьбы в первой половине XVII в., соперничество между униатами, католиками и православными вело в сфере культового строительства к использованию наиболее выразительных архитектурных средств барокко и синтезу их с местными строительными приемами. Как результат, на протяжении XVII-XVIII вв. сформировалась своеобразная архитектурно-художественная система белорусского барокко, основной базой для развития которого явилась культовая архитектура.
В последней четверти XVI в. в монументальной архитектуре Беларуси появляется первое сооружение в стиле барокко - костел иезуитов в Несвиже (1587-1593 гг.), повторяющий в общих чертах храм Иль-Джезу в Риме.

Файлы: 1 файл

Памятники культового зодчества Беларуси 17.docx

— 4.52 Мб (Скачать файл)

Памятники культового зодчества Беларуси 17-18 веков

 

Обострение религиозно-политической борьбы в первой половине XVII в., соперничество между униатами, католиками и православными вело в сфере культового строительства к использованию наиболее выразительных архитектурных средств барокко и синтезу их с местными строительными приемами. Как результат, на протяжении XVII-XVIII вв. сформировалась своеобразная архитектурно-художественная система белорусского барокко, основной базой для развития которого явилась культовая архитектура.

В последней четверти XVI в. в монументальной архитектуре Беларуси появляется первое сооружение в стиле барокко - костел иезуитов в Несвиже (1587-1593 гг.), повторяющий в общих чертах храм Иль-Джезу в Риме.

 

Костёл Божьего тела (Иезуитов) в Несвиже.

 

 

 

 

 

Церковь Джезу́ в Риме

 

 

 

В эпоху зрелого и позднего барокко (вторая половина XVII - 80-е гг. XVIII в.) отмечается членение фасадов, введение лепнины, архитектурные детали становятся легкими и изящными. Одним из культовых сооружений этого периода является, например, Николаевский собор в Витебске (1716 г.).

 

 

 

 

 

 

 

Николаевский собор. 1912 год. Фрагмент снимка С. М. Прокудина-Горского

 Построен в 1716-51 гг. как костел монастыря иезуитов, в 1843-м перестроен под православный Николаевский собор, взорван в 1957-ом. Как и Успенский собор, его скорее всего восстановят в православном, а не католическом виде.

 

Широко используются в середине XVIII в. декоративные мотивы рококо. Архитектурно-художественная система позднего барокко в монументальном зодчестве Великого княжества Литовского получила в искусствоведении название "виленского барокко". Его черты наиболее ярко выразились в культовых сооружениях униатов. Например, Софийский собор в Полоцке (1738 - 1760 гг.), построен на фундаменте разрушенного в начале XVIII века православного храма.

 

 

 

 

 

Софийский собор в Полоцке

 

Церкви и монастыри базилиан в Березвечье Глубокского района Витебской области (1756 - 1779 гг.)

Базилианский мужской монастырь — греко-католический (униатский) монастырь на Успенской горе, существовавший в XVII—XVIII веках.

(Реконструкция Успенского базилианского монастыря по состоянию на1803 год.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главный храм монастыря — Успенский собор. Возведен в 1743—85 гг., взорван в 1937 г. Восстановлен по первоначальному облику к 2011 г.. Витебская область, Витебский район.

 

В Толочине Витебской области (1769 - 1779 гг.)

Толочинский  монастырь базилиан

 

Монастырь базилиан Березвечский 

Воскресенская церковь в Витебске (1772 г.)

Изображение Воскресенской церкви на чертеже города 1664 года, сегодняшний вид.

 

 

 

 

Город Глубокое известен как частновладельческое местечко с ХVІ в. Расположенный на пяти озерах на сложном рельефе оно имеет выразительный силуэт, сформированный памятниками архитектуры его главной площади — кафедральным православным собором Рождества Богородицы (бывшим костелом кармелитского монастыря ХVІІ-ХVІІІ вв.) и Троицким костелом ХVІІ-ХХ вв.

 

 

 

 

 

 

Собор Рождества Богородицы 1639—54 гг.

 

 

 

 

 

 

 

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

Деревня Мосар была владением рода Бжестовских, выстроивших тут свою роскошную усадьбу, уничтоженную во время Первой мировой войны, и костел Св. Анны — памятник архитектуры классицизма.

Костел Св. Анны в Мосаре

В городе сохранились многочисленные памятники архитектуры: бывший иезуитский коллегиум, монастырь Богоявления (XVIII в), застройка старой части города.

Монастырь Богоявления

 

 

                       

 

 

Витебск, лабазы.

         

 

 

 

 

 

 

Витебская ратуша

 

Костел св. Тадеуша 1766—76 гг. / 1-я половина XIX в.

            

 

 

 

 

 

Список использовавшейся литературы:

  • Архітэктура Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. — Мінск : Беларус. энцыкл., 1993.
  • Кушнярэвіч. Культавае дойлідства Беларусі XIII-XVI стст.

 

  • "Рэлігія і царква на Беларусі. Энцыклапедычны даведнік". Минск, издательство "Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі", 2001 год.
  • http://www.fotobel.by
  • http://globus.tut.by/index.htm
  • "Православные монастыри Беларуси", автор-составитель Сомов Сергей Эдуардович. Минск, "Четыре четверти", 2003 год. ISBN 985-6089-85-9.

Информация о работе Памятники культового зодчества Беларуси 17-18 веков