Памятники мусульманской архитектуры Кыргызстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:57, доклад

Описание работы

Мавзолей Шах-Фазиль.
Памятник-мавзолей Асафа ибн Бурхия.

Файлы: 1 файл

памятники мусульманской ар-ры кырг.docx

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Мавзолей  Шах-Фазиль

 

Это-усыпальница Сайф-и давлат-и Маликана, то есть Мухаммада-ибн-Насра из

династии Караханидов, правивший в Х - XII в.в. 

Историко-архитектурный комплекс Шах-Фазиль. Географические координаты: 41 0 27'56''N; 71 0 37'08''О. Комплекс расположен в Джалал-Абадская область, Ала-Букинском районе, в 10 км от села Кербен, в 5 км от границы с Узбекистаном, в селе Гулистан.

Комплекс включает в себя памятник эпохи бронзы XI в.; XVII I- XIX в.в.; памятник природы - священную гору Арча-Мазар. Подобных памятников фаллического культа в Средней Азии нет. Мавзолей Шах-Фазиль не имеет аналогов в архитектуре Караханидского времени среди памятников XI века, которых сохранилось очень немного. Особенно уникален его интерьер, покрытый резным ганчем от пола до потолка.

Комплекс является мусульманской  святыней для всей Ферганской долины и, следовательно, духовной ценностью  народа. Комплекс возник в глубокой древности, возможно, на месте святилища  фаллического культа и священной  горы Арча-Мазар. В него входят: священная  гора Арча-Мазар с мавзолеем Аламбердара XIX в. и пещерой святого отшельника,   место казни 2700 воинов ислама, мечеть XVIII - XIX в.в., вертикально установленный камень в форме фаллоса, мавзолей Шах-Фазиль XI в., мавзолей   Сафид-Буленд (или Булон) датируемый XIX веком.

Наибольшую ценность комплекса  представляет мавзолей Шах-Фазиль, который  наружным своим обликом резко  отличается от других мавзолеев караханидской эпохи. Это квадратное в плане сооружение, достигающее до 11 метров, по наружному обмеру. Четверик выполнен в виде массивной усеченной пирамиды, на которой покоятся оригинальной формы ступенчатый барабан и высокий купол.

Интерьер мавзолея от пола до потолка  покрыт тонированной ганчевой резьбой, в которой орнаментальные пояса отграничиваются друг от друга по горизонтали массивными поясами мемориальных коранических надписей, выполненных почерком «цветущий куфи».   Из надписей явствует, что это-усыпальница Сайф-и давлат-и Маликана, то есть Мухаммада-ибн-Насра из династии Караханидов, правивший в Х - XII в.в.

Весь комплекс является мусульманской  святыней - местом поклонения и местом благочестивых захоронений. К мавзолею проводятся ежегодные массовые паломничества  верующих. Под ганчевой резьбой, в местах ее обрушения, прослеживаются фигурные кладки, характерные для начала XI века в памятниках караханидского времени Мавераннахра и Ферганы. То же относится к технике резьбы по ганчу.

Памятников, относящихся к XI в. в  Центральной Азии сохранилось очень  мало. Сам мавзолей Шах-Фазиль по своему архитектурному облику является исключением из сложившегося к тому времени и ставшего затем традиционным архитектурного образа портально-купольного мавзолея.

Комплекс в целом является духовным символом для населения севера Ферганской долин и кыргызского Причаткалья, О научной значимости комплекса свидетельствует то, что он привлекал и привлекает внимание ученых многих стран.

Если мавзолей Шах-Фазиль был построен как усыпальница караханидов, история остальных сооружений комплекса связана с легендой о походе арабов для насаждения ислама. Они были коварно обмануты и после жестокого, но бессмысленного сопротивления 2700 воинов ислама были захвачены в плен и умерщвлены.

Во время боя Аламбердар, что означает «знаменосец», будучи изранен и видя гибель, подбросил знамя к небу и, чтобы оно не досталось врагам, взмолился Аллаху и Аллах взял знамя на небо. Сафид-Булон была героиней, похоронившей всех павших. Она была черной, но Аллах благословил, и она стала белой и до самой смерти молилась.

Дальнейшее создание комплекса  вокруг мавзолея Шах-Фазиль связано  с историей исламизации долины и первые его сооружения были построены в XVI веке, но по мере их разрушения они подвергались ремонтам в стиле новых времен.

Детали XVI века были найдены археологами  при подготовке комплекса к реставрации. Этими же раскопками было установлено, что в Х - начале XI веков здесь  произошла битва, так как в  захоронениях были обнаружены череп  с отслоенной сабельным ударом костью, наконечники стрел в скелетах и т.д. Однако письменных источников по этому поводу не найдено. Мавзолеи комплекса реставрировались в 1980 - 1985 г.г, 1988 - 1989 г.г. проводились работы по определению границ охранной зоны комплекса.

Последнее обследование проводилось  Министерством Культуры и Академии Наук в конце 1980-х годов XX века. Требуется  реставрация купола и части ганчевой резьбы мавзолея Шах-Фазиль, ремонт мавзолеев и мечети. Необходим j продолжение работ по определению основной и буферной зон комплекса.

В настоящее время мечеть находится  в пользовании мусульманской  общины. Однако, не смотря на существующие программы в области развития комплекса (благоустройство, туризм) у  государства нет возможностей для  их реализации. В последнее время  интерес к памятнику проявляют  международные организации.

Памятник является собственностью государства в соответствии с  «Законом об охране и использовании  историко-культурного наследия Кыргызской республики». Уполномоченным органом, ответственным за охрану, использования и развития является Министерство Образования и Культуры (МОиК), которое осуществляет свои функции через департаменты на местах.

Негативные экологические факторы  отсутствуют, но памятник находится  в зоне повышенной сейсмичности, поэтому  при реставрации 1985 г. были приняты  антисейсмические и противоселевые меры. Наблюдается отрицательное воздействие антропогенных факторов.

 

 

 

        

      

        

Памятник-мавзолей Асафа ибн Бурхия

Мавзолей расположен у юго-восточного подножия Сулайман-Тоо. Согласно народным преданиям мавзолей назван по имени мифического сподвижника царя Сулеймана Асафа ибн Бурхия, завещавшего похоронить его после смерти у подножия этой горы, что, по словам предания, и было исполнено, а над могилой его было воздвигнуто архитектурное сооружение, которое за свою долгую, многовековую историю неоднократно разрушалось и возводилось вновь.

Здание мавзолея Асаф ибн Бурхия было построено в XVIII-XIX веках в традициях ферганской архитектурно-строительной школы. За двести лет существования здание неоднократно подвергалось строительно-ремонтным работам.

Под основанием существующего ныне здания, в процессе натурных обследований памятника, обнаружены остатки надмогильного  сооружения из жженного кирпича, характерного для XI-XII веков. По мнению исследователей, существующий мавзолей Асаф-ибн-Бурхия был возведен в XVII веке. Из кирпича разрушенного здания X-XII веков, а современный вид приобрел к XVIII веку. Подробные описания мавзолея, встречающиеся у авторов XIX – начала XX веков, подчеркивают значительность данного сооружения, как одного из старейших памятников архитектуры города Оша.

 

 

 

 

 


Информация о работе Памятники мусульманской архитектуры Кыргызстана