Парланд Альфред Александрович и его самый знаменитый проект - собор «Спас на крови»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:42, реферат

Описание работы

В 2012 году исполняется 170 лет со дня рождения А.А.Парланда (1842–1919(1920?)). В связи с этим Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», в состав которого входит Спас на крови, планирует открыть выставку, посвященную А.А.Парланду, а также посвятить ему один из разделов ежегодной научно-практической конференции музея, которая пройдет в декабре 2012 года.

Содержание работы

1. Вступление:: К 170-ой годовщине.
2. Основная часть
- глава 1: Детство, учеба, первые награды.
- глава 2: Знакомство с архимандритом монастыря Игнатием (в миру — И. В. Малышевым).
- глава 3: Строительство Спаса на крови (Храм Воскресения Христова).
-глава 4: Судьба храма, судьба архитектора.
-глава 5: Другие постройки Парланда.
3. Заключеиие (Вывод):
4. Список литературы:
5. Ппиложение.: фотографии (стр.7,8,9)

Файлы: 1 файл

Спас на крови.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Тема:  Парланд Альфред Александрович и его самый     

                знаменитый проект - собор «Спас на крови»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Учащейся 8 «В» класса Лебедевой Ники

                       

                                                                 *

 

                                              Санкт-Петербург 2012

 

 

 

 


Оглавление:

 

  1. Вступление:: К 170-ой годовщине.

 

  1. Основная часть

- глава 1: Детство, учеба, первые награды.

- глава 2: Знакомство с архимандритом монастыря Игнатием (в миру — И. В. Малышевым).

- глава 3: Строительство Спаса  на крови (Храм Воскресения  Христова).

-глава 4: Судьба храма, судьба архитектора.

-глава 5: Другие постройки Парланда.

  1. Заключеиие (Вывод):
  2. Список литературы:
  3. Ппиложение.: фотографии (стр.7,8,9)

      

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Кириков Б. М. Храм Воскресения Христова: (К истории "рус. стиля" в Петербурге) // Невский архив: Ист.-краевед. сб. М.; СПб., 1993. [Вып. 1]. С. 204-245;

Трубинов  Ю. В. Храм Воскресения Христова (Спас на крови). СПб., 1997

 

статья  из источника «Энциклопедический словарь Петербурга»

 

Используемые  сайты:

http://www.cathedral.ru/news/174

http://www.spas-na-krovi.ru/restoration/?curPos=1

http://walkspb.ru/lich/parland.html

http://www.spas-na-krovi.ru/history/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К 170-летию Альфреда Парланда

 

  В 2012 году исполняется 170 лет со дня  рождения А.А.Парланда (1842–1919(1920?)). В  связи с этим Государственный  музей-памятник «Исаакиевский собор», в состав которого входит Спас на крови, планирует открыть выставку, посвященную А.А.Парланду, а также посвятить ему один из разделов ежегодной научно-практической конференции музея, которая пройдет в декабре 2012 года.

Детство, учеба, первые награды и первые заказы. 

 

Альфред Александрович Парланд  родился 12 декабря 1842 года в Санкт-Петербурге. Его отец – чиновник VI класса, сын  выходца из Англии, сделавшего на новой  родине блестящую карьеру. Мать Альфреда Парланда была родом из Штутгарта, где  ее отец владел фабрикой.Учился Альфред Парланд в 4-й гимназии на 6-й линии Васильевского острова, а затем в Штутгартской Политехнической школе.

Поступив  в 1863 году на архитектурное отделение  Императорской Академии художеств, он регулярно участвовал в конкурсах. В 1865 году за проект русского скотного двора для Всемирной выставки в Париже А.Парланд получил малую серебряную медаль; годом позже за проект народного театра на 2000 мест – большую серебряную. А в 1869 году за проект главной станции железной дороги в Петербурге – малую золотую медаль. 

Дипломная работа Альфреда Александровича, темой которой стала трехпрестольная  церковь, была удостоена большой  золотой медали. Эта награда позволила  ему стать в 1872 году пансионером (степендиатом) Академии художеств, но его задержала постройка церкви Воскресения Христова в Троицко-Сергиевской пустыни, близ Петербурга. Сооружение этого храма в византийском стиле, по проекту его собственного сочинения, было поручено молодому зодчему тотчас же по выпуску из академии. С 1872 по 1874 годы молодой архитектор под руководством Н.Л. Бенуа строил богадельню в Старом Петергофе, позже работал в Стрельне, и, наконец, возвел церковь Воскресения Христова в Троице-Сергиевой пустыни на Петергофской дороге. Следующие пять лет своей жизни А.А. Парланд провел за границей. В его личном деле, хранящемся в архиве Академии художеств, имеется отчет о заграничной поездке, именуемый «К истории античной архитектуры, декорации в Италии». Альфред Александрович посетил родину своих предков Шотландию, побывал в Англии, Германии, Франции и Италии,  повсюду изучая архитектурные памятники. Чертежи и рисунки, исполненные им во время путешествия, принесли ему, по его возвращении в Санкт-Петербург, в 1880 году, звание академика ИАХ, а с 1892 г. он был профессором Академии художеств (более высокая степень в этом заведении). В течение десяти лет, до тех пор, пока не вошел в действие новый устав Академии, Парланд читал в ней лекции об архитектуре древней Греции и Рима, а так же  преподавал на кафедре акварельного рисунка в училище Штиглица (ныне Академия им. Мухиной). Кроме того, Парланд работал в Техническом комитете Министерства внутренних дел, который контролировал возведение храмовых построек и гражданских сооружений в России, проектировал православные храмы в усадьбах Новгородской, Псковской и Смоленской губерний.

Знакомство  с архимандритом монастыря Игнатием

В период строительства этой церкви Воскресения Христова в Троице-Сергиевой пустыни на Петергофской дороге  Парланд познакомился с архимандритом монастыря Игнатием (в миру — И. В. Малышевым).  В 1881 году Игнатий предложил архитектору на основе своего эскиза разработать проект собора Воскресения Христова на Екатерининском канале (Спас-на-Крови). Он был широко образованным человеком, одаренным от природы художественными способностями, обучался в свое время у К.П. Брюллова и А.Е. Егорова в Академии художеств. Однако, трезво оценивая свои возможности, он понимал, что без помощи профессионального архитектора ему не обойтись. Необходимо отметить, что до этого А. А. Парланд уже составил несколько вариантов проекта, однако начал работу по эскизу архимандрита Игнатия. Результат был одобрен Александром III

Строительство Спаса на крови                                        (Храм Воскресения Христова)

Наскоро составленный проект требовал доработки. После многочисленных переделок окончательный вариант храма Воскресения Христова был утвержден только 1 мая 1887 года. арх. А. А. Парланд, архимандрит Игнатий (Малышев) На строительство храма-памятника государство выделило по смете 3 млн. 600 тыс. рублей серебром. Это были огромные по тем временам деньги. Однако фактическая стоимость строительства превысила сметную на 1 млн. рублей.  Этот миллион рублей на строительство храма-памятника внесла царская семья.  Работы над собором начались в 1883 году и закончились только в 1907 году (24 года). Девятиглавый храм, вмещающий 1600 человек, исполнен в формах московского зодчества 16-17 веков, отличается сложным живописным силуэтом, богатейшим мозаичным убранством. Мозаики исполнены в мастерской А. А. и В. А. Фроловых по эскизам худ. В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, Н. А. Кошелева, В. В. Беляева, Н. Е. Харламова, А. П. Рябушкина и др. Мраморный иконостас изготовлен в мастерской Дж. Нови в Генуе, мозаичные образа набраны по рисункам В. М. Васнецова. Сень над местом поранения выполнена из яшмы на гранильных фабриках Екатеринбурга и Петергофа, серебро, утварь поставила фирма Хлебникова. Здание храма было полностью электрифицировано. Храм был освещен 1 689 электролампами. Была создана молниезащита, при этом громоотводами служили кресты центральной главки и колокольни. Все главы собора имеют луковичную форму и покрыты ювелирной эмалью. Такой же купол венчает и центральный шатер, прорезанный двумя рядами световых окон. Высота шатра от земли до завершения креста - 81 м. Цифра эта символична, она указывает на год кончины царя - 1881. Декоративное убранство интерьера поражает своим великолепием. Прежде всего, это относится к замечательным мозаикам, почти полностью покрывающим стены собора. Общая площадь покрытия - 65 60 кв. метров.   В облицовке пола преобладают итальянские мраморы - каррарский, генуэзский, сиенский. Слой мрамора, покрывавший пол, удивительно тонкий, всего несколько миллиметров.                                                                                          Основание сени составляют четыре колонны из алтайской яшмы. Колонны поддерживают высокий антаблемент и каменный резной фронтон со стилизованными вазами из "николаевской" яшмы по углам. Над антаблементом возвышаются 24 кокошника, расположенные в три ряда. Завершалась сень восьмигранной пирамидой и крестом, выполненным из 112 топазов. Внутри сени металлический каркас был обшит фанерными листами и облицован флорентийской мозаикой из ляпис-лазури. На облицовку свода использовали 3 пуда (48 кг) бухарской лазури. Свод сени инкрустирован сибирскими самоцветами и топазами в виде звезд. Сень была ограждена балюстрадой из орлеца и металлическими ажурными решетками, изготовленными на Екатеринбургской и Петергофской гранильных фабриках.  
Под сенью находится часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые упал смертельно раненный царь. Пол сени расположен ниже церковного на 7 ступеней.  
Снаружи на стенах укреплены мемориальные доски, повествующие о"великих реформах" 1860-70-х гг. С восточной стороны установлена кованая ограда, на северной стороне - часовня-ризница Святого Александра Невского.

 

 В 1907 году, после окончания  строительства храма Воскресения  Христова, Парланд был зачислен   в штат Министерства императорского двора. В 1910 – 1911 годах он стал членом комиссии по реставрации Казанского собора, проводившейся в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года и 300-летием Дома Романовых. С 1915 года А.А.Парланд был почетным членом Археологического общества.  

Судьба храма, судьба архитектора.

 

Освящение храма состоялось 19 августа 1907 году. На освящении присутствовала императорская чета. В храм допускали только по пропускам.    

            В 1907 году, после окончания строительства храма Воскресения Христова, Парланд был зачислен  в штат Министерства императорского двора. В 1910 – 1911 годах он стал членом комиссии по реставрации Казанского собора, проводившейся в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года и 300-летием Дома Романовых. С 1915 года А.А.Парланд был почетным членом Археологического общества.  
История храма после революции носила драматический характер. В 20-е гг., после закрытия Исаакиевского собора, храм стал кафедральным. Однако 30 октября 1930 г. специальным постановлением ВЦИК его как действующую церковь закрыли. Предполагалось передать его обществу политкаторжан и ссыльнопоселенцев. В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов выносит решение о целесообразности разборки Спаса по частям. Спустя три года комитет по охране памятников революции, искусства и культуры выдает Ленсовету письменное разрешение на снос этого здания. Акция была запланирована на 1941 год... 
С началом Великой Отечественной войны взрывники были отправлены на фронт, а в соборе во время блокады Ленинграда устраивают морг. После войны здесь помещался склад декораций Малого оперного театра. Все это время не снимался с повестки дня вопрос о возможности полного сноса здания. Только проведенные технические расчеты, показавшие, какими последствиями может грозить городу совершение этой варварской акции, заставили думать о более разумном использовании здания. Во время войны и блокады храм претерпел значительные утраты. Достаточно сказать, что в главном куполе, рядом с мозаикой Н.Н.Харламова "Пантократор", застрял неразорвавшийся снаряд, обезвреженный лишь в 80-е годы XX в. Здание использовалось для хозяйственных нужд, а в 1970 году передано музею "Исаакиевский собор". В 1973-98 годах (25 лет) проведена реставрация. Ныне храм открыт как музей, но так и не был передан церкви.

Ровно через 90 лет со дня освящения и открытия храма Воскресения Христова, 19 августа 1997 года был завершен первый этап его реставрации, и музей-памятник "Спас на крови" открылся для посетителей.

Альфред Александрович Парланд был холост и не имел детей. Он умер в 1919 году, был похоронен на Смоленском кладбище. У него был брат Александр, дети которого жили в Ленинграде, и сестра, потомки которой находятся в Финляндии, Германии и США. 

Другие постройки  Парланда.

Из построек Парланда можно указать  на церкви: Покрова Богородицы в имении Н. И. Бобрикова, в Новгородской губернии св. Феодора, в имении Ракеевых, в Смоленской губернии и Успения Богоматери в городе Опочке Псковской губернии. Им произведена также коренная перестройка Знаменской церкви в старом Петергофе (не сохранилась). Особняк Н. Г. Глушковой на улице Куйбышева, д.№ 25 в Санкт-Петербурге, построенный в 1874 году. (Перестроен). Надгробные памятники: Набережная Смоленки, д.№ 9 — надгробный памятник Э. Парланд на Смоленском лютеранском кладбище. 1870-е. (?); надгробный памятник В. Н. Хитрово на Никольском кладбище Александро-Невской лавры (1915). Решетка Михайловского сада (1903-07); Ризница храма Воскресения (1906-07).

Вывод:

Если Казанский собор можно было бы назвать самым "европейским" из православных храмов Петербурге, а может быть и всей России, то этот храм производит впечатление самого "неевропейского" петербургского храма, учитывая традиции петербургской архитектуры, ведущей начало от Петра I, "пробившего окно в Европу". Этот храм построен во имя Воскресения Христова, Строился он по тем временам долго - 24 года. Он сыграл важную роль в развитии русского храмового зодчества, оставаясь в течение многих лет своеобразным ориентиром для архитекторов, работающих в данной области. Но, прежде всего, он является первым петербургским храмом, возведенным на месте гибели царя, мученически павшего за Святую Русь, положив тем самым начало тысячам новомучеников российских  Восстанавливали храм почти 30 лет.

Хотелось бы сохранить этот памятник культуры для потомков, как сохранили  его для нас!

 

 

 

 
 
.  
 

  

                                                                                              Альфред Александрович Парланд

 

 

                                 

 

 

 

       Первоначальный  проект.                                     Часовня, возведенная на месте

                                                                                 смертельного ранения Александра II.

 

 

                                        

 

 

Архимандритом монастыря Игнатием                                  Возведенный храм

  (в миру — И. В. Малышевым)     

 

 

 

 

                                    

 

 

           Фрагмент  решетки                                                                    Сень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Парланд Альфред Александрович и его самый знаменитый проект - собор «Спас на крови»