Партийная система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 12:18, доклад

Описание работы

Начало формирования партийной системы России относится к концу XIX — началу XX в. В 1898 г. была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), в 1902 г. — партия эсеров, в 1905 г. — партия октябристов («Союз 17 октября»), партия кадетов (конституционно-демократическая партия), и др.

Файлы: 1 файл

Партийная система России.docx

— 27.68 Кб (Скачать файл)

Партийная система России

Начало формирования партийной системы России относится к концу XIX — началу XX в. В 1898 г. была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), в 1902 г. — партия эсеров, в 1905 г. — партия октябристов («Союз 17 октября»), партия кадетов (конституционно-демократическая партия), и др.

Однако после победы революции большевики уничтожили все партии, кроме РСДРП (б), и в стране более чем на 70 лет установилось господство одной — коммунистической партии. По сути это была тоталитарная партия-государство, не допускавшая никакой критики и никакой оппозиции. Руководитель партии одновременно являлся руководителем государства.

Возрождение многопартийности в российской партийной системе началось в начале 90-х гг. XX в. Одними из первых (май 1990 г.) были образованы Демократическая партия России (ДПР) — лидер Н. Травкин и Социал-демократическая партия России (СДПР) — лидеры-создатели О. Румянцев, П. Курдюкин и др.

В апреле 1990 г. была образована Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) — лидер В. Жириновский. В том же году возник блок ЯБЛ (Явлинский, Болдырев, Лукин), который впоследствии трансформировался в партию «Яблоко» — лидер Г. Явлинский. В феврале 1993 г. из разрозненных групп бывшей КПСС была образована Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) — лидер Г. Зюганов.

В течение 90-х гг. XX в. в России создавались и распадались десятки партий и партийных блоков. Среди них были даже такие, как «Партия любителей пива». Большинство из возникавших партий были партиями-«однодневками». Они создавались амбициозными политиками для участия в очередной выборной кампании, а затем прекращали свое существование.

12 декабря 1993 г. в России впервые  после 1917 г. состоялись многопартийные  парламентские выборы. О своем  желании участвовать в выборах  заявили 35 избирательных объединений, но лишь восемь из них смогли  преодолеть 5%-ный барьер и сформировать  фракции в Государственной Думе.

В думской выборной кампании 7 декабря 2003 г. приняли участие 22 избирательных объединения. Большинство из них также являлись партиями-«однодневками». Только трем партиям («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР) и одному партийному блоку — «Родина» удалось преодолеть 5%-ный барьер. Неожиданное поражение потерпели такие известные партии, как «Яблоко», СПС (Союз правых сил) и Аграрная партия.

В декабре 2004 г. в Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» были внесены существенные изменения. В частности, минимальная численность членов партии была увеличена с 10 до 50 тыс. Кроме того, теперь партия должна иметь свои региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ с численностью не менее 500 человек в каждом (раньше допускалось иметь 100 членов). Начиная с 1 января 2007 г. партии, не отвечающие требованиям закона, подлежали ликвидации по суду. Был также повышен порог прохождения в Государственную Думу с 5 до 7 %, отменены графа «Против всех» и минимальный порог явки.

В декабрьских выборах 2007 г. в Государственную Думу приняли участие 14 партий: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР, Союз правых сил, «Яблоко», «Патриоты России», «Гражданская сила», Аграрная партия, «Зеленые», «Народный союз», Демократическая партия. Партия мира и единства. Партия социальной справедливости. В ходе выборов и подсчета голосов были определены следующие результаты: «Единая Россия» — 64,3 % (315 мест в Думе), КПРФ — 11,57 % (57 мест), ЛДПР — 8,14 % (40 мест), «Справедливая Россия» — 7,74 % (38 мест).

Одна из особенностей российской партийной системы состоит в том, что партия, имеющая возможность использовать «административный ресурс» (партия власти, которую поддерживает Президент, Правительство РФ, губернаторы), неизменно пользуется успехом у избирателей. Особенно велика роль административного ресурса в небольших городах и сельских районах, где роль средств массовой информации весьма ограниченна, а межличностные связи служат каналами, по которым политическая информация достигает индивидов. В таких условиях позиция местного «начальника» играет ключевую роль в электоральном выборе.

На выборах в Государственную Думу в 1995 г. административный ресурс использовала партия «Наш дом — Россия», лидером которой являлся тогдашний Председатель Правительства РФ В. М. Черномырдин.

На выборах в Государственную Думу в 2003 и 2007 гг. безграничным административным ресурсом пользовалась партия «Единая Россия». Во-первых, потому что ядро партии составляли министры, губернаторы, мэры крупных городов и другие чиновники. Во-вторых, ее поддерживал Президент РФ. В итоге партия получила абсолютное большинство мест в Государственной Думе.

Судьба таких партий непредсказуема. Лишившись административного ресурса, они, как правило, распадаются. Например, такая участь постигла бывшую проправительственную партию «Наш дом — Россия», которая, лишившись поддержки, распалась в 2001 г. Но возможен и другой вариант: используя административный ресурс в борьбе с оппонентами и в вовлечении в свои ряды чиновников-карьеристов, партия власти может трансформироваться в партию-монополиста типа КПСС.

Современная российская партийная система является многопартийной. Однако эта многопартийность весьма аморфная, нестабильная. Наряду с известными партиями перед каждыми выборами неожиданно появляются, а после выборов исчезают десятки новых партий и партийных блоков, программы которых практически не отличаются друг от друга. Такая «многопартийность» распыляет электорат, мешает избирателям сделать правильный выбор. Однако наметившаяся в последние годы тенденция к сокращению партий и партийных блоков внушает определенный оптимизм. Например, если в выборах в Государственную Думу в 1995 г. приняли участие 43 избирательных объединения, в 1999 г. — 26, в 2003 г. — 22, то в 2007 г. — только 14 партий.

Основной помехой на пути развития российской партийной системы является административный ресурс, который использует правящий класс для сохранения своей политической монополии и ограничения демократического партийного строительства.

Партийная система Франции

Политическая система Франции сформировывалась на протяжении многих лет и даже веков. Франция по праву  считается  колыбелью  республиканских  идей. Великая Французская Революция 1789 г. дала толчок к революционным  процессам во  всем  мире.  Сама   Франция   за   эти   годы   прошла   через   периоды республиканского, монархического и имперских правлений. Республиканский строй, установившийся в  нынешнее  время  во  Франции, называют Пятой Республикой. Первая республика была  установлена  в  сентябре 1792 г. и продолжила своё существование до 1804 г., когда Наполеон  Бонапарт объявил  себя  императором,  а  Францию,  соответственно,  империей.  Вторая республика была установлена в 1848 г., но она просуществовала лишь 4 года  – до 2 декабря 1852 г.,  когда  опять   Франция  была  объявлена  империей,  а Наполеон III – императором. Следующая,  Третья  республика,  просуществовала намного дольше – 28 лет с 1871 г. по  1899  г.  Четвертая  республика  имела самую короткую продолжительность жизни – всего 3 года (1954 – 1957 гг.).

                        Дуализм политической системы.

      Как показывает  история, дуализм всегда  господствовал  в  общественной

жизни страны, и сфера политики  была  как  бы  двухполюсной. Консервативный лагерь представляли правые партии, а лагерь социального протеста  и  перемен –  левые.  Каждый  из  блоков  также  был  двухполюсным:  правый  наследовал орлеанистские  и   бонапартистские   установки,   левый   –   якобинские  и радикальные. Сегодня четыре крупнейшие партии  Франции:  правые  –  Союз  за французскую демократию (СФД) и Объединение в поддержку  республики  (ОПР)  и левые  –   Французская   коммунистическая   партия   (ФКП)   и   Французская социалистическая партия (ФСП) – так  или  иначе  воплощают  былые  радиции, хотя  воздействие  последних  выходит  за  рамки  более  жестких   партийных структур.

      В течение двадцати  трех лет (1958—1981) политическая власть  в  стране

находилась в руках правого большинства. Сначала это большинство  возглавляли сторонники генерала Де Голля,  затем  эта  роль  перешла  к  сторонникам  В. Жискар д'Эстена – независимым республиканцам. В  1981  г.  на  президентских выборах победу одержали левые партии, а потерпевшие поражение правые  партии вплоть до марта 1986 г. осваивали непривычный для  них  статус  оппозиции  и вновь вернулись к нему после  выборов  мая—июня  1988  г.  Но  при  этом  во Франции  вошли  в  моду  либеральные  идеи.  Началось   наступление   правой пропаганды, которое было одкреплено совместными  действиями  правых  партий (СФД и ОПР)  во  всех  прошедших  с  1981  г.  избирательных  кампаниях.  Но оппозиция вставала перед большой  проблемой  –  жестоким  соперничеством  её лидеров. На роль  лидера  правого  союза  одновременно  претендовали  многие политические деятели, уже имевшие опыт политического лидерства,  такие,  как Жак Ширак, Валери Жискар д'Эстен,  Р.  Барр,  а  также  представители  более молодого поколения, например Ф. Леотар.  Сложная обстановка сложилась  и  в  левом  лагере.  Расхождения  между социалистами   и   коммунистами   поставили   каждую   из    партий    перед

дополнительными  трудностями  и  сказались  на   результатах парламентских выборов в 1986 г. ,  когда  обе  партии  оказались  в  оппозиции.  Однако  в мае—июне 1988 г. левым партиям удалось  вернуться  к  власти,  в  результате того, что избиратели отказали  в  доверии  правым.  По-видимому,  в  большей степени на этих разно полюсных результатах сказалось наблюдаемое  во  многих странах недовольство народа правящими силами.

                        Эффект президентского режима.

      Очень важным для  понимания  социальных  и  политических  процессов  во Франции является "эффект президентского режима", который появился в связи  с адаптацией  политических  партий  к  институтам  Пятой  республики.  С  того момента, как президентский пост  приобрел  важнейшее  значение  в  структуре власти, все политические партии вступили в борьбу за  него,  что  привело  к формированию в каждой партии лидера –"личности", готового  стать  кандидатом на президентский пост и способного привлечь  избирателей  не  только  своими политическими взглядами, но и личными качествами.

      Одновременно, этот  же  эффект  сказывался  на  усложнении  достижения

компромиссов между партиями одного толка при  выборах  единого  кандидата  в президенты.

               Характеристики изменений политической  системы.

      Подводя итоги  изменений  в  политической  системе   Франции  в  каждом

десятилетии со времен основания Пятой республики, можно  выделить  следующие характеристики.

      По ходу преобразований 60-х—70-х годов в партиях произошло  увеличение сторонников президентского порядка  по  сравнению  со  сторонниками  прежних парламентских порядков, перестраивались  партийные  организации,  в  которых также    утверждался    "президентский    режим".    Активно     происходила "персонализация"  власти и в качестве примера  можно  привести  партию  ОПР, которую  некоторые  французские  авторы  называют   даже   "партией   одного человека".

       Произошло  упрочение  общественного  признания  партийно-политической системы, которое  было  связано   с  эффективностью  президентского  режима,  сокращением числа партий, а также "персонализацией" власти в партиях.

      В  это  же  время  во  Франции  усилилась  роль  элиты  управленческих

структур страны.  Представители  этой  "элиты"  могли  при  этом  иметь  как

правые,  так  и  левые  взгляды  и  независимо  от  смены  правительственных

кабинетов и даже правящих блоков их основная  масса  всегда  сохраняла  свои посты и  влияние.  В  качестве  примера  можно  привести  перемены,  которые происходили   в  аппарате  управления  после   прихода   к   власти   левого большинства в 1981 г. Правая оппозиция тогда начала говорить  о  "чистке"  в высших кадрах управления, хотя ни о какой "чистке" со стороны левых не  было и  речи,   они   просто   проводили   совершенно   естественное   обновление министерских аппаратов в тех рамках,  которые  характерны  для  любой  смены президента  или  парламентского  большинства.  Оно  затронуло   лишь   самых высокопоставленных  чиновников  общественных  служб  и  почти  не  коснулось большей части аппаратов министерств и общественных организаций.

      В 80-е годы политический  мир Франции перестраивался  под  воздействием социальных, экономических и  культурных факторов.

      В  90-е  годы  внутренне  политическое  положение  Франции  не   очень

изменилось по сравнению с 80-ми  годами.  Но  в  эти  годы  на  политические процессы внутри страны влияет вхождение Франции  в  Европейское  Сообщество, вхождение   представителей   различных   политических   партий   Франции   в Европарламент, углубление экономических связей  с  другими  странами  ЕС,  а также  процессы,  связанные  с  распадом  социалистической   системы   стран Восточной  Европы.  Все  эти  факторы   привели   к   дальнейшему   развитию

демократических принципов в самой Франции.

 

Во Франции имеется более 40 политических партий. Наиболее влиятельными из них являются:

1. Объединение в поддержку республики (ОПР) – это неоконсервативная партия, цель которой в государственно-правовой сфере – режим сильной власти, более активная деятельность государства во всех областях общественной жизни. В ноябре 2002 года ОПР была интегрирована во вновь созданную правоцентристскую партию Союз за народное движение.

Ее лидер Ж. Ширак был избран Президентом Франции.

2. Союз за французскую демократию - партия правоцентристского толка. В течение многих лет была союзницей ОПР и входила в состав правительственной коалиции. В 1974 г. ее лидер Жискар д’Эстен был избран Президентом Франции.

3. Национальный Фронт – крайне правая националистическая партия. Один из ее лозунгов: рабочие места французам за счет изгнания эмигрантов, пользуется заметной популярностью у населения.

4.На правом фланге политического спектра Франции находится также Республиканская партия

5. Крупнейшими левыми партиями во Франции являются Французская социалистическая партия (ФСП) и Французская коммунистическая партия (ФКП)

ФСП выступает за реализацию государственных социальных программ, решение проблем безработицы, эта партия сторонник плюралистической демократии. Ее лидер в 80-90-х гг. XX в. Ф. Миттеран два срока подряд избирался Президентом Республики.

ФКП, сторонники которой около 10% избирательного корпуса страны в настоящее время выступает 1 на политической арене в коалиции с ФСП, ее представители неоднократно входили в Правительство Франции.

6. Партийная система во Франции носит блоковый характер: один блок составляют Союз за народное движение и Союз за французскую демократию, противостоит им блок, состоящий из ФСП и ФКП, в котором первую роль играет ФСП.

Основные партии 

Две самые сильные партии – Союз за народное движение и Французская социалистическая партия.

 
 
Союз за народное движение (~ 900 тыс)

Информация о работе Партийная система России