Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 12:18, доклад
Начало формирования партийной системы России относится к концу XIX — началу XX в. В 1898 г. была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), в 1902 г. — партия эсеров, в 1905 г. — партия октябристов («Союз 17 октября»), партия кадетов (конституционно-демократическая партия), и др.
Партийная система России
Начало формирования
партийной системы России относится к концу XIX — началу XX в. В 1898
г. была создана Российская социал-демократическая
рабочая партия (РСДРП), в 1902 г. — партия
эсеров, в 1905 г. — партия октябристов («Союз
17 октября»), партия кадетов (конституционно-
Однако после победы революции большевики уничтожили все партии, кроме РСДРП (б), и в стране более чем на 70 лет установилось господство одной — коммунистической партии. По сути это была тоталитарная партия-государство, не допускавшая никакой критики и никакой оппозиции. Руководитель партии одновременно являлся руководителем государства.
Возрождение многопартийности в российской партийной системе началось в начале 90-х гг. XX в. Одними из первых (май 1990 г.) были образованы Демократическая партия России (ДПР) — лидер Н. Травкин и Социал-демократическая партия России (СДПР) — лидеры-создатели О. Румянцев, П. Курдюкин и др.
В апреле 1990 г. была образована Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) — лидер В. Жириновский. В том же году возник блок ЯБЛ (Явлинский, Болдырев, Лукин), который впоследствии трансформировался в партию «Яблоко» — лидер Г. Явлинский. В феврале 1993 г. из разрозненных групп бывшей КПСС была образована Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) — лидер Г. Зюганов.
В течение 90-х гг. XX в. в России создавались и распадались десятки партий и партийных блоков. Среди них были даже такие, как «Партия любителей пива». Большинство из возникавших партий были партиями-«однодневками». Они создавались амбициозными политиками для участия в очередной выборной кампании, а затем прекращали свое существование.
12
декабря 1993 г. в России впервые
после 1917 г. состоялись многопартийные
парламентские выборы. О своем
желании участвовать в выборах
заявили 35 избирательных объединений,
но лишь восемь из них смогли
преодолеть 5%-ный барьер и сформировать
фракции в Государственной
В думской выборной кампании 7 декабря 2003 г. приняли участие 22 избирательных объединения. Большинство из них также являлись партиями-«однодневками». Только трем партиям («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР) и одному партийному блоку — «Родина» удалось преодолеть 5%-ный барьер. Неожиданное поражение потерпели такие известные партии, как «Яблоко», СПС (Союз правых сил) и Аграрная партия.
В декабре 2004 г. в Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» были внесены существенные изменения. В частности, минимальная численность членов партии была увеличена с 10 до 50 тыс. Кроме того, теперь партия должна иметь свои региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ с численностью не менее 500 человек в каждом (раньше допускалось иметь 100 членов). Начиная с 1 января 2007 г. партии, не отвечающие требованиям закона, подлежали ликвидации по суду. Был также повышен порог прохождения в Государственную Думу с 5 до 7 %, отменены графа «Против всех» и минимальный порог явки.
В декабрьских выборах 2007 г. в Государственную Думу приняли участие 14 партий: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР, Союз правых сил, «Яблоко», «Патриоты России», «Гражданская сила», Аграрная партия, «Зеленые», «Народный союз», Демократическая партия. Партия мира и единства. Партия социальной справедливости. В ходе выборов и подсчета голосов были определены следующие результаты: «Единая Россия» — 64,3 % (315 мест в Думе), КПРФ — 11,57 % (57 мест), ЛДПР — 8,14 % (40 мест), «Справедливая Россия» — 7,74 % (38 мест).
Одна из особенностей российской партийной системы состоит в том, что партия, имеющая возможность использовать «административный ресурс» (партия власти, которую поддерживает Президент, Правительство РФ, губернаторы), неизменно пользуется успехом у избирателей. Особенно велика роль административного ресурса в небольших городах и сельских районах, где роль средств массовой информации весьма ограниченна, а межличностные связи служат каналами, по которым политическая информация достигает индивидов. В таких условиях позиция местного «начальника» играет ключевую роль в электоральном выборе.
На выборах в Государственную Думу в 1995 г. административный ресурс использовала партия «Наш дом — Россия», лидером которой являлся тогдашний Председатель Правительства РФ В. М. Черномырдин.
На выборах в Государственную Думу в 2003 и 2007 гг. безграничным административным ресурсом пользовалась партия «Единая Россия». Во-первых, потому что ядро партии составляли министры, губернаторы, мэры крупных городов и другие чиновники. Во-вторых, ее поддерживал Президент РФ. В итоге партия получила абсолютное большинство мест в Государственной Думе.
Судьба таких партий непредсказуема. Лишившись административного ресурса, они, как правило, распадаются. Например, такая участь постигла бывшую проправительственную партию «Наш дом — Россия», которая, лишившись поддержки, распалась в 2001 г. Но возможен и другой вариант: используя административный ресурс в борьбе с оппонентами и в вовлечении в свои ряды чиновников-карьеристов, партия власти может трансформироваться в партию-монополиста типа КПСС.
Современная российская партийная система является многопартийной. Однако эта многопартийность весьма аморфная, нестабильная. Наряду с известными партиями перед каждыми выборами неожиданно появляются, а после выборов исчезают десятки новых партий и партийных блоков, программы которых практически не отличаются друг от друга. Такая «многопартийность» распыляет электорат, мешает избирателям сделать правильный выбор. Однако наметившаяся в последние годы тенденция к сокращению партий и партийных блоков внушает определенный оптимизм. Например, если в выборах в Государственную Думу в 1995 г. приняли участие 43 избирательных объединения, в 1999 г. — 26, в 2003 г. — 22, то в 2007 г. — только 14 партий.
Основной помехой на пути развития российской партийной системы является административный ресурс, который использует правящий класс для сохранения своей политической монополии и ограничения демократического партийного строительства.
Партийная система Франции
Политическая система Франции сформировывалась на протяжении многих лет и даже веков. Франция по праву считается колыбелью республиканских идей. Великая Французская Революция 1789 г. дала толчок к революционным процессам во всем мире. Сама Франция за эти годы прошла через периоды республиканского, монархического и имперских правлений. Республиканский строй, установившийся в нынешнее время во Франции, называют Пятой Республикой. Первая республика была установлена в сентябре 1792 г. и продолжила своё существование до 1804 г., когда Наполеон Бонапарт объявил себя императором, а Францию, соответственно, империей. Вторая республика была установлена в 1848 г., но она просуществовала лишь 4 года – до 2 декабря 1852 г., когда опять Франция была объявлена империей, а Наполеон III – императором. Следующая, Третья республика, просуществовала намного дольше – 28 лет с 1871 г. по 1899 г. Четвертая республика имела самую короткую продолжительность жизни – всего 3 года (1954 – 1957 гг.).
Дуализм политической системы.
Как показывает история, дуализм всегда господствовал в общественной
жизни страны, и сфера политики была как бы двухполюсной. Консервативный лагерь представляли правые партии, а лагерь социального протеста и перемен – левые. Каждый из блоков также был двухполюсным: правый наследовал орлеанистские и бонапартистские установки, левый – якобинские и радикальные. Сегодня четыре крупнейшие партии Франции: правые – Союз за французскую демократию (СФД) и Объединение в поддержку республики (ОПР) и левые – Французская коммунистическая партия (ФКП) и Французская социалистическая партия (ФСП) – так или иначе воплощают былые радиции, хотя воздействие последних выходит за рамки более жестких партийных структур.
В течение двадцати трех лет (1958—1981) политическая власть в стране
находилась в руках правого большинства. Сначала это большинство возглавляли сторонники генерала Де Голля, затем эта роль перешла к сторонникам В. Жискар д'Эстена – независимым республиканцам. В 1981 г. на президентских выборах победу одержали левые партии, а потерпевшие поражение правые партии вплоть до марта 1986 г. осваивали непривычный для них статус оппозиции и вновь вернулись к нему после выборов мая—июня 1988 г. Но при этом во Франции вошли в моду либеральные идеи. Началось наступление правой пропаганды, которое было одкреплено совместными действиями правых партий (СФД и ОПР) во всех прошедших с 1981 г. избирательных кампаниях. Но оппозиция вставала перед большой проблемой – жестоким соперничеством её лидеров. На роль лидера правого союза одновременно претендовали многие политические деятели, уже имевшие опыт политического лидерства, такие, как Жак Ширак, Валери Жискар д'Эстен, Р. Барр, а также представители более молодого поколения, например Ф. Леотар. Сложная обстановка сложилась и в левом лагере. Расхождения между социалистами и коммунистами поставили каждую из партий перед
дополнительными трудностями и сказались на результатах парламентских выборов в 1986 г. , когда обе партии оказались в оппозиции. Однако в мае—июне 1988 г. левым партиям удалось вернуться к власти, в результате того, что избиратели отказали в доверии правым. По-видимому, в большей степени на этих разно полюсных результатах сказалось наблюдаемое во многих странах недовольство народа правящими силами.
Эффект президентского режима.
Очень важным для понимания социальных и политических процессов во Франции является "эффект президентского режима", который появился в связи с адаптацией политических партий к институтам Пятой республики. С того момента, как президентский пост приобрел важнейшее значение в структуре власти, все политические партии вступили в борьбу за него, что привело к формированию в каждой партии лидера –"личности", готового стать кандидатом на президентский пост и способного привлечь избирателей не только своими политическими взглядами, но и личными качествами.
Одновременно, этот же эффект сказывался на усложнении достижения
компромиссов между партиями одного толка при выборах единого кандидата в президенты.
Характеристики изменений
Подводя итоги изменений в политической системе Франции в каждом
десятилетии со времен основания Пятой республики, можно выделить следующие характеристики.
По ходу преобразований
60-х—70-х годов в партиях
Произошло упрочение общественного признания партийно-политической системы, которое было связано с эффективностью президентского режима, сокращением числа партий, а также "персонализацией" власти в партиях.
В это же время во Франции усилилась роль элиты управленческих
структур страны. Представители этой "элиты" могли при этом иметь как
правые, так и левые взгляды и независимо от смены правительственных
кабинетов и даже правящих блоков их основная масса всегда сохраняла свои посты и влияние. В качестве примера можно привести перемены, которые происходили в аппарате управления после прихода к власти левого большинства в 1981 г. Правая оппозиция тогда начала говорить о "чистке" в высших кадрах управления, хотя ни о какой "чистке" со стороны левых не было и речи, они просто проводили совершенно естественное обновление министерских аппаратов в тех рамках, которые характерны для любой смены президента или парламентского большинства. Оно затронуло лишь самых высокопоставленных чиновников общественных служб и почти не коснулось большей части аппаратов министерств и общественных организаций.
В 80-е годы политический мир Франции перестраивался под воздействием социальных, экономических и культурных факторов.
В 90-е годы внутренне политическое положение Франции не очень
изменилось по сравнению с 80-ми годами. Но в эти годы на политические процессы внутри страны влияет вхождение Франции в Европейское Сообщество, вхождение представителей различных политических партий Франции в Европарламент, углубление экономических связей с другими странами ЕС, а также процессы, связанные с распадом социалистической системы стран Восточной Европы. Все эти факторы привели к дальнейшему развитию
демократических принципов в самой Франции.
Во Франции имеется более 40 политических партий. Наиболее влиятельными из них являются:
1. Объединение в поддержку республики (ОПР) – это неоконсервативная партия, цель которой в государственно-правовой сфере – режим сильной власти, более активная деятельность государства во всех областях общественной жизни. В ноябре 2002 года ОПР была интегрирована во вновь созданную правоцентристскую партию Союз за народное движение.
Ее лидер Ж. Ширак был избран Президентом Франции.
2. Союз за французскую демократию - партия правоцентристского толка. В течение многих лет была союзницей ОПР и входила в состав правительственной коалиции. В 1974 г. ее лидер Жискар д’Эстен был избран Президентом Франции.
3. Национальный Фронт – крайне правая националистическая партия. Один из ее лозунгов: рабочие места французам за счет изгнания эмигрантов, пользуется заметной популярностью у населения.
4.На правом фланге политического спектра Франции находится также Республиканская партия
5. Крупнейшими левыми партиями во Франции являются Французская социалистическая партия (ФСП) и Французская коммунистическая партия (ФКП)
ФСП выступает за реализацию государственных социальных программ, решение проблем безработицы, эта партия сторонник плюралистической демократии. Ее лидер в 80-90-х гг. XX в. Ф. Миттеран два срока подряд избирался Президентом Республики.
ФКП, сторонники которой около 10% избирательного корпуса страны в настоящее время выступает 1 на политической арене в коалиции с ФСП, ее представители неоднократно входили в Правительство Франции.
6. Партийная система во Франции носит блоковый характер: один блок составляют Союз за народное движение и Союз за французскую демократию, противостоит им блок, состоящий из ФСП и ФКП, в котором первую роль играет ФСП.
Две самые сильные партии – Союз за народное движение и Французская социалистическая партия.
Союз за народное движение (~ 900 тыс)