Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 02:08, реферат
Описание работы
История человечества, которая насчитывает тысячелетия, неоднократно была свидетелем кровавых вооруженных конфликтов и воин, в ходе которых гибли государства, уходили из жизни миллионы людей. Не стал исключением и ХХ век. Жуткий след в памяти человечества оставила Великая Отечественная война 1941-1945гг. Она является самым тяжелым и кровопролитным временем в жизни советского народа. Одной из особенностей этой войны стало широкое антифашистское движение Сопротивления, которое развернулось на территории СССР, оккупированных гитлеровской Германией и ее союзниками. Наиболее эффективной его формой стало партизанское движение. Партизанской движение - вооруженная борьба, которая ведется на территории, занятой противником. В партизанском движении нередко принимают участие части регулярных войск, действующие в тылу врага.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1 История возникновения партизанского движения………………….4 ГЛАВА 2 Общее стратегическое руководство партизанского движения…….6 ГЛАВА 3 Характер деятельности партизанского движения…………………...8 3.1 Разведывательная деятельность…………………………………………………..8 3.2 Политическая деятельность………………………………………………………12 ГЛАВА 4 Рельсовая война………………………………………………………….14 Заключение…………………………………………………………………………...18 Список литературы………………………………………………………………….19
Партизанские формирования
проводили широкую политическую работу
среди населения оккупированных территорий. Вместе с тем, партизанские формирования
выполняли в тылу противника и ряд специальных
задач.
К примеру, партизанские отряды
и соединения вели большую работу по дезинформированию
фашистского государственного и военного
руководства, разложению аппарата военно-политической
администрации врага и его воинских формирований,
ликвидации представителей оккупационных учреждений и спецслужб противника, скрытию истинных намерений партизанского
командования и Центра.
Успешным действиям способствовала
огромная политическая работа среди населения
оккупированных районов, которую проводили
партизаны и подпольщики под руководством
партийных органов. Население оказывало
партизанам помощь продовольствием, одеждой
и обувью, укрывало их и предупреждало
об опасности. Советские патриоты вели
разведку, являлись связными и проводниками,
пополняли партизанские отряды.
Советские люди срывали планы
обеспечения германской промышленности
рабочей силой из оккупированных районов,
уклонялись от мобилизации на оборонительные
работы. Работавшие на предприятиях и
транспорте задерживали выпуск и снижали
качество продукции, затягивали сроки
формирования поездов, ремонта паровозов
и вагонов, нарушали связь. Советские патриоты
прятали различное имущество, машины,
скот, продовольствие, саботировали уборку
и обмолот хлебов.
Срыв фашистских планов по использованию
людских и материальных ресурсов оккупированных
районов и превращению в пустыню советской
территории во время отхода немецко-фашистских
войск - одна из важнейших заслуг партизан
и подпольщиков. Большое внимание в партийно-политической
работе среди партизан уделялось воспитанию
и обучению личного состава, укреплению
дисциплины, освоению тактики партизанской
борьбы. За годы войны в партизанских школах
и учебных пунктах в тылу страны было подготовлено
около 30 тыс. командиров и специалистов.
Тысячи специалистов готовились в тылу
врага на "лесных курсах".
4 Рельсовая война
Рельсовая война - это крупная
операция проведённая советскими партизанами
во время Великой Отечественной войны
в августе - сентябре 1943 года на оккупированных
территориях РСФСР, БССР и части УССР с
целью вывода из строя железнодорожных
коммуникаций противника. В июне 1943 ЦК
КП(б) Белоруссии выдвинул план одновременного
массового разрушения участков железных
дорог на оккупированной территории республики.
Центральный штаб партизанского движения
(ЦШПД) привлек к выполнению этого плана,
кроме партизан Белоруссии, ленинградских,
калининских, смоленских, орловских и
часть украинских партизан. Операция «Рельсовая
война» была связана с планами Ставки
Верховного Главнокомандования по завершению
разгрома немецко-фашистских войск в Курской
битве, проведению Смоленской операции
1943г. и наступления с целью освобождения
Левобережной Украины.
Восстановленный в мае 1942 года Центральный
штаб партизанского движения приступил
к разработке плана первой операции партизан
на железнодорожных коммуникациях противника
стратегического масштаба. В основу плана
операции было положено Постановление
ЦК КП(б) Белоруссии "О разрушении железнодорожных
коммуникаций противника методом "Рельсовой
войны", т.е. разрушением рельсового
полотна минно-взрывным и другими способами.
В приказе начальника ЦШПД от 14 июля 1943
года "О партизанской рельсовой войне
на коммуникациях врага" указывалось,
что "огромный рост и размах партизанского
движения позволяет в настоящее время
наносить массированные повсеместные
удары по железным дорогам с целью их полной
дезорганизации и срыва операций врага
на фронтах".
На 1 января 1943 года протяженность
эксплуатировавшихся противником железных
дорог достигла 34 979 км, что составляло
2 798 320 штук рельсов, закрепленных на полотне
железной дороги. Сотни тысяч рельсов
находились в резерве для замены. Поэтому
данный способ достижения цели операции,
по мнению военных специалистов по диверсиям,
был не вполне целесообразным. Так, техническим отделом
Украинского штаба партизанского движения
под руководством заместителя начальника
полковника И.Г. Старинова с помощью Центрального
управления военных сообщений РККА были
проведены расчеты эффективности разрушения
рельсов, операции к подрыву партизанами
Украины. Справка ВОСО утверждала, что
противник не испытывает недостатка в
рельсах и что наиболее уязвимым местом
в немецкой системе железнодорожных коммуникаций
являются паровозы, которых на всей оккупированной
части СССР имеется менее 5 000. Подрыв рельсов,
кроме того, вызывал перерыв в движении
только на время, необходимое для их замены.
В конечном итоге Украинскому штабу партизанского
движения удалось добиться права приступить
к подготовке операции, сосредоточив основные
усилия на устройстве крушений воинских
эшелонов, т.е. выводить из
строя поезда противника, а не подрывать
рельсы.
Проведение операции планировалось
в три этапа, каждый по 15-30 суток. Операцию
намечалось начать ориентировочно 1-5 августа
1943 года внезапным нанесением первого
стратегического массированного удара,
подорвав одновременно 26 000 рельсов. Имевшаяся
в тылу противника партизанская группировка
была настолько мощной, что партизанские
формирования располагались вблизи большинства
важнейших железнодорожных коммуникаций.
Поэтому передислокация партизанских
формирований при необходимости осуществлялась
на расстояние 70-80 км и лишь иногда - более
100 км.
Для выполнения задач по подрыву
рельсов и других объектов на железных
дорогах в тыл к партизанам необходимо
было дополнительно доставить 200-250 тонн
взрывчатых веществ. Основная трудность
при подготовке операции заключалась
в необходимости выделения летного ресурса
транспортных самолетов Ли-2 или Си-47 для
доставки необходимых грузов. Активно
велась разведка на железных дорогах.
Операция началась
в ночь на 3 августа и продолжалась
до середины сентября. В первую же
ночь три действовавшие в полосе Волховского
фронта бригады вывели из строя 1032 рельса.
На Витебской дороге между станциями Чолово
и Торковичи отряды 11-й бригады взорвали
436 рельсов. Около станции Плюсса Варшавской
железной дороги отряды 5-й бригады уничтожили
286 рельсов. А отряды 2-й бригады в районе
Заречья взорвали мост и 310 рельсов. Рельсовая
война стала не краткосрочной кампанией,
а постоянной формой борьбы с врагом. Диверсии
организовывали не только партизанские
подразделения, но и межрайонные подпольные
партийные центры. Несмотря на все принимавшиеся
меры, обезопасить свои железнодорожные
коммуникации гитлеровцы уже не могли.
Результаты первого удара и
дальнейших диверсионных действий в течение
августа оказали значительное влияние
на работу железных дорог, однако полностью
парализовать движение не удалось.
О масштабах "рельсовой войны"
под Ленинградом говорят такие цифры:
в августе партизаны подорвали свыше 11
тысяч рельсов, уничтожили 20 железнодорожных
мостов, 34 километра телеграфно-телефонной
связи, пустили под откос 21 вражеский поезд.
На станциях образовывались
гигантские пробки, Эшелоны, ожидавшие
восстановления пути, становились прекрасной
мишенью для ударов нашей авиации. К середине
ноября общее количество уничтоженных
ленинградскими партизанами рельсов перевалило
за 52,5 тысячи. Это значит, что из строя
был выведен путь общим протяжением более
чем 650 километров.
Мощный удар по железнодорожным линиям
был неожиданным для врага, который в течение
некоторого времени не мог организованно
противодействовать партизанам.
В ходе операции было подорвано
около 215 тыс. рельсов, пущено под откос
много эшелонов, взорваны железнодорожные
мосты и станционные сооружения. Массовое
нарушение вражеских коммуникаций значительно
затруднило перегруппировки отступающих
войск противника, осложнило их снабжение
и тем самым содействовало успешному наступлению
Красной Армии.
Всего с 20 июля по 16 сентября
1943 года по данным оперативного отдела
ЦШПД в ходе операции "Рельсовая война"
было выведено из строя 214 705 штук рельсов.
Однако значительное снижение боевых
возможностей по совершению диверсий
из-за недостатка минно-взрывных средств
не позволило партизанским формированиям
парализовать работу железнодорожных
коммуникаций противника.
Заключение
Борьба партизан в тылу врага явилась
ярким проявлением советского патриотизма,
преданности своему Отечеству. Значение
партизанского движения в Великой Отечественной
войне определялось большой помощью регулярным
войскам, которую оно оказывало в достижении
победы над врагом. Эта борьба имела невиданный
в истории размах и результативность.
За время воины советские партизаны и
подпольщики уничтожили, ранили и захватили
в плен 1.5 млн. гитлеровцев, осуществили
более 18 тыс. крушений поездов, вывели
из строя свыше 4 тыс. фашистских танков
и бронемашин, разгромили около 3 тыс. вражеских
гарнизонов, разрушили и повредили 1600
железнодорожных мостов, нанесли много
другого ущерба врагу. В вооруженной борьбе
в тылу врага участвовало свыше миллиона
партизан и многотысячная армия подпольщиков,
активно поддерживаемые десятками миллионов
советских людей. Эта борьба носила всенародный
характер, о чем говорит не только огромное
количество его участников, но и сам состав
партизанских формирований. В рядах партизан
были рабочие, крестьяне и интеллигенция—люди
самых различных возрастов и профессий,
представители почти всех национальностей. Своей борьбой партизаны и подпольщики
оказывали большую помощь Советской Армии
в срыве стратегических и оперативных
планов фашистского командования и в достижении
военных побед над врагом. Действия партизан
создавали невыносимые условия для гитлеровцев
и срывали их планы использования людских
и материальных ресурсов временно оккупированной
территории. Партизаны поддерживали высокий
моральный дух населения в тылу врага
и организовывали его на отпор фашистским
захватчикам.
Список литературы
Бычков Л. Н., Партизанское движение
в годы Великой Отечественной войны, М.,
1965
Азясский Н.Ф., Князьков А.С. Партизанская
операция "Рельсовая война". М., 1985
Асмолов А.Н. Фронт
в тылу вермахта. Москва, 1977
Андрианов В.Н. Боевые действия партизан
на коммуникациях противника. М., 1970
Залесский А.И. В партизанских
краях и зонах, Москва, 1962